МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ВАССЯТА»
СБОРНИК ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 5 КЛАССА
ОКУЛОВА А.М. учитель русского языка
БУШУЕВА Л.Ю. учитель русского языка
2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из главных задач предмета « Русский язык » в школе была и остается задача формирования орфографических навыков.
Несмотря на огромное количество рекомендаций по формированию правописных навыков, проблема орфографической грамотности была и остается одной из загадок методики преподавания русского языка. Почему одни пишут грамотно, а другие нет, несмотря на одинаковые условия обучения русскому языку? Нет ли объяснения в теории врожденной грамотности и врожденной неграмотности? Очевидно, что речь может идти не о врожденной грамотности \ неграмотности , а о врожденных способностях к овладению не только одним ( родным ) языком \ речью, но двумя и более языками. Не является ли заблуждением утверждение о том, что орфографическую грамотность обеспечивает только изучение и знание правил правописания? Вопросы, вопросы, вопросы…..
Что формирует орфографическую зоркость, умение отличить правильное написание от неправильного?
Говорят, что этому способствует чтение, однако известно, что далеко не всякое чтение обеспечивает орфографическую зоркость, хотя, несомненно, является одним из важнейших условий ее формирования.
Помимо этого, орфографическая зоркость требует представления зрительного образа слов в их полном буквенном составе. Она формируется осознанным чтением, при котором слова вызывают в сознании наглядно – чувственные образы предметов, их признаки, действия, изучением орфографических правил, на формирование умений применять эти правила при письме и при проверке написанного.Что же дает изучение орфографических правил, выполнение многочисленных упражнений, редко однообразных, вызывающих скуку и гасящих интерес к изучению богатейшего русского языка?
Какие упражнения воспитывают орфографическую зоркость?
Основной целью в школьной практике обучения орфографической грамотности должно быть формирование орфографической зоркости, зрительных ( графических ) образов слов в их полном буквенном составе, остающихся в кладовой зрительной памяти учащихся по окончании школы.
Изучение и знание правил – не самоцель, а лишь одно из важнейших средств формирования орфографической зоркости в различных заданиях и упражнениях.
Предлагаемое пособие – систематизированный набор упражнений, основное назначение которых, во-первых, дополнить практическую часть учебника русского языка для 5 класса, освободив учителя от поиска дополнительного практического материала к уроку; во- вторых, помочь учителю в реализации дифференцированного подхода к учащимся.
Если слабому ученику работа с упражнениями и заданиями поможет восполнить имеющийся пробел в знаниях, то хорошо подготовленным учащимся может быть предложен данный материал взамен упражнений, которые выполняет класс, или как дополнение к ним. В каждом конкретном случае учитель сам решает, как ему использовать дополнительный материал, чтобы получить больший педагогический эффект.
Для того, чтобы облегчить поиск нужного упражнения, в начале каждого задания указывается номер параграфа учебника. Общий объем сведений, изложенных в сборнике, соответствует программе и учебнику и нацелен на закрепление умений, формирование которых началось в 4 классе и предусмотрено программой 5 класса.
Прежде чем предложить ученику упражнение, нужно решить, какая преследуется цель: помочь устранить пробелы, повторить изученное или закрепить изучаемое. Учитывая особенности подготовки и возможности каждого ученика, учитель решает, какое упражнение и когда следует ему предложить.
Работ с таким сборником - наиболее гибкая форма, дающая возможность отобрать нужный материал для каждого отдельного случая, сэкономить время, организовать одновременно работу с несколькими учащимися по разным темам.
ТАЙНЫ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ
( из опыта работы )
Изобретение автомобиля не лишило человека возможности и удовольствия ходить пешком. Создание корректорских компьютерных программ не снимает, разумеется, проблем грамотности, и не нужно надеяться на то, что написанная через « А» корова будет превращена в « нормальную» корову хитроумной программой. Наши надежды – на хорошего словесника, грамотного ученика, который без « электронных костылей» будет самостоятельно, не хромая, ходить путаными лингвистическими путями.
Как достичь этого? Убеждены, что это в наших силах даже в сегодняшних условиях.
Начиная с 5 класса, мы говорим детям, что грамотно они писать не будут, если не смогут видеть орфограмму, узнавать её и применять соответствующее правило. Такие понятия как « орфограмма», «морфема», «часть речи» тесно связаны между собой. Процесс нелегкий, но он учит детей думать над каждым словом.
Как показывает нам практика,, для формирования системы ведущих знаний, умений и навыков по орфографии в поле зрения учащихся на каждом этапе обучения необходимо постоянно держать определённую группу звуко – буквенных орфограмм, регулируемых правилами, и определённую группу звуко – буквенных орфограмм, нерегулируемых правилами, а также слов (и словосочетаний), пишущихся с прописной буквы. Упражнения с комплексными заданиями мы используем как в начале урока ( в виде «орфографических пятиминуток»), так и в конце урока ( на этапе закрепления изученного). В нашем сборнике данные упражнения помогут учащимся прочно усвоить изученный материал и сформировать навыки направленного письма, уже начиная с первого года обучения в средней школе (т. е. с 5 класса).
Можно ли давать учащимся текст с орфографическими ошибками, сопровождая заданием « Исправьте ошибки»? Такие задания мы считаем полезными, так как они формируют зрительный образ буквенного состава слова. В сборнике заданий и упражнений есть задания типа: «Из букв, входящих в слово, составьте существительные в начальной форме. Кто больше?» Эти задания имеют не только развлекательный ( игровой ), но и обучающий характер, так как 1) слово, которое дано требует внимания к орфографии; 2) выполнение задания привлекает внимание к буквенному составу слов.
Разумеется, полезны для общего развития школьников, для обогащения их активного словаря и т. д. разнообразные кроссворды, которые, несомненно, воспитывают и орфографическую зоркость, внимание к буквенному составу слов. Формированию орфографической зоркости способствуют и задания на составление «лесенок». В «лесенке» можно выделить ( цветом ) суффиксы, а в словах без «лесенки» обозначить все морфемы.
Полезны и задания следующего типа.
Запишите слова с двумя л, р, н. При проверке заданий можно вспомнить правила, определяющие написания слов, выяснить значение некоторых слов, их происхождение. Можно предложить учащимся самим придумать задания на какие-либо правила орфографии, например, со словами
1) Ночь, мышь, помощь;
2) Мяч, шалаш, сторож.
Подобные задания развивают логическое мышление учащихся ( так как заставляют их устанавливать ассоциативные связи между, казалось бы, разнородными предметами и явлениями реального мира), творческие способности, стимулируют воображение и т. д. В сборник мы включили ишь некоторые типы заданий, которые способствуют формированию орфографической зоркости.
Наш сборник орфографии поможет вам познать,
Как без ошибок, грамотно слова всегда писать.
Что сборник увлекательный, без спора, нету слов.
К тому ж, он занимательный - помочь всегда готов!
Герои сказок и мультфильмов помогут грамотно писать.
Вам мышки, заяц, кот, пантера в учёбе будут помогать!
§13
ОРФОГРАММЫ В КОРНЯХ СЛОВ
Н(Е,И)БЕСНЫЙ, ЦВ(Е,ИТНОЙ),ПР(Е,И)ЛЕСТНЫЙ)
2)М(А,О)ХНУТЬ), СП(А,О)СТИ, К(А,О)РМИТЬ
3)К(А,О)ЧЕЛИ, М(А,О)ЛЫШ, Л(О,А)ЖИТЬСЯ
4)Б(О,А)ЛЬШОЙ, П(О,А)ДХВАТИЛ, ОСТ(А,О)НОВКА
5)Ж(И,Ы)ЗНЬ, Ш(И,Ы)РОКИЙ, Ш(И,Ы)РИНЫ
6)СП(Е, И)ШИТ НА РАБОТУ, СП(Е,И)ШИТЕ ПРАВИЛЬНО
7)ПР(Е,И)МИРЕНИЕ, ПР(Е,И)МЕРЯТЬ КОСТЮМ
8)П(О,А)ЛАСКАТЬ К(О,А)ТЕНКА, П(О,А)ЛАСКАТЬ Б(Е,И)ЛЬЕ
9)СВ(Е,И)ЛА ГНЕЗДО, СВ(Е,И)ЛА С ТР(О,А)ПИНКИ)
10)ВЫЛ(Е,И)ЗАТЬ ИЗ НОРКИ, ПРОЛ(Е,И)ТЕТЬ,ВЫЛ(Е,И)ВАТЬ
11)УК(О,А)ЛОТЬ, ПР(О,А)ПОЛОТЬ, ЗАП(О,А)СТИСЬ
12)ОСТ(О,А)НОВКА,СП(А,О)САТЕЛЬ, Д(О,А)РОГОЙ
13)ОБ(Е,И)ЖАЛ ПЛОЩАДКУ, ОБ(Е,И)ЖАЛ ТОВАРИЩЕЙ
§15СОЧЕТАНИЕ БУКВ ЧК, ЧН, НЩ, ЩН, РЩ.
1) НЕУДАЧ_НИК, НОЧ_НИК,_________________
2) КОЧ_КА, МОЧ_КА УХА,____________________
3) НОЧ_НОЙ,ПЕЧ_НОЙ,______________________
4) УГОЛ_ЩИК, ПИЛ_ЩИК,___________________
5) ОБМАН_ЩИК, КАМЕН_ЩИК_______________
6) ЗАДАЧ_НИК, ПЕЧ_НИК____________________
7) РЕЧ_КА, СВЕЧ_КА_________________________
8) МРАЧ_НЫЙ, ВОСТОЧ_НЫЙ________________
9) БУРИЛ_ЩИК,НОСИЛ_ЩИК________________
10) СБОР_ЩИК, ГОН_ЩИК___________________
11)МЕН_ШЕ, ЛУЧ_ШЕ, БОЛ_ШЕ_______________
§13, 44, 37,19, 77,75, 83, 99
1) Безударная гласная в корне, проверяемая ударением;
2) Правописание приставок на «з», «с»;
3) Правописание неизменяемых приставок;
4) Безударная гласная, не проверяемая ударением;
5) Проверяемая согласная в корне;
6) Непроизносимая согласная в корне;
7) Чередование гласных в корне;
8) Правописание глаголов на – тся, - ться;
9) Буквы «е», «и» в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения;
10) Буквы «е», «и» в окончаниях существительных.
Когда вы идете в лес, вы х_тите ( ) с_брать ( ) много х_роших ( )и вкус_ных ( ) гр_бов( ).
Обр_щали( ) ли вы внимание, под каким д_ревом( ) р_стет( ) тот или иной гри_( ). Под соснами обычно ра_пол_гаются ( ) ( ) рыжики, под осиной повстр_чают_ся( ) ( ) под_синовики( ), а под б_резой( ) вы отыщ_те ( ) по_б_ резовики( ) ( ). Грузди чаще вс_го( ) р_стут( ) в м_олодом( ) ельник_ и дубрав_( ).Вы ра_рыли ( ) мох и с_рвали( )гри_( ). Плотные спл_тения ( ) под грибом-это грибница. Когда вы с_б_ра_те ( ) ( ) ( ) грибы, ст_райтесь( ) не повр_дить( ) ее.
§13
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ.
§38
ПРАВОПИСАНИЕ ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ ГЛАСНЫХ - А – О- В КОРНЯХ – ЛАГ-, -ЛОЖ-, - РОС -, -РАСТ-.
В строке все слова с
безударной гласной в корне, проверяемой ударением:
а) огл_вление, поз_лотить, осозн_вать;
б) ср_щение, пор_сль, ед_ница;
в) осв_тительный, изв_нение, прил_гается;
г) б_ловать, р_стение, под_вать;
д)р_скошный, раст_лстеть,пр_стейший;
е) пор_сль, нав_днение, дер_венский.
В строке все слова с чередующимися гласными:
а) распол_гать, сл_жить, разл_жить на множители;
б) пр_стейший, р_стение, Р_стов;
в) возр_стание, р_сталкивать, р_стяпа;
г) пр_стачок, ор_шение, подр_стать;
д)пол..жение, пол..гается, пол..г
§45 БУКВЫ -Ы-, -И- ПОСЛЕ Ц.
а) Гласная в корне Ц_ферблат, гиац_нт, ц_новка.
б) Гласная в суффиксе Танц_, бледнолиц_й, обманщиц_
в) Гласная в окончании Птиц_н, сестриц_н, куриц_н.
а) Гласная в корне Учениц_, куц_й, ресниц_.
б) Гласная в суффиксе Синиц_н, куниц_н, Спиц_н.
в) Гласная в окончании Ц_кламен, нарц_сс, панц_рь.
§14
ОРФОГРАММЫ В КОРНЯХ СЛОВ
Цветущий луг – луга
Полезный лу.. –
Колючий ё.. –
Дремучий ле.. –
Мальчик ле.. на дерево –
Белый гри.. –
Вирусный гри.. –
Древний ро..
Маленький ро.. –
Упорный тру.. –
Сладкий пло.. –
Надежный пло.. –
Б – П.? – кно_ка, сугро_, клу_бок, кор_ки, погре_ок;
В – Ф? – любо_ь, кров_, пло_, борода_ка, жира_;
Г – К? – поро_, почер_, побе_, пиро-;
Д – Т? - бутербро_, бро_, бре_, стар_, впере_, вертоле_;
Ж – Ш.? – камы_, варе_ки, стра_, гара_, бродя_ка, пробе_ка.
§15СОЧЕТАНИЕ БУКВ ЖИ- ШИ, ЧА –ЩА, ЧУ- ЩУ,
§45 БУКВЫ Ы-И ПОСЛЕ Ц.
§14ОРФОГРАММЫ В КОРНЯХ СЛОВ.
§77 ПРАВОПИСАНИЕ – ТСЯ И – ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ.
§16 МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
1) Ш_рота, тиш_на, ц-ц, ц_када;
2) Лыж_, ц_ган, мыш-, ж_знь;
3) Ч_щ_, ч_до, ч_довище;
4) Арбуз, помидор, огурец, кабачок;
5) Молоко, чепуха, конь, окно;
6) Звез_ный, мес_ный, уча_ствовать;
7) Страс_ный, опас_ный, вкус_ный;
8) Грам_атика,кор_идор.кол_екти в;
9) Параш_т, брош_ра, ш_т;
10)Кидат_ся, бросит_ся, бросат_;
11)Мелоч_, брош_, молодеж_, крыша;
12)Туш_ (черная), оркестр исполнил туш_, нож_;
13)Береш_,мажется, ворочаеш_;
14)Роеш_ся, моеш_ся, брееш_;
15)Носиш_ся, волнуеш_ся, моеш_;
16)Купайте, носите, волнуйтесь, купаюсь.
Вспомните и запишите пословицы и поговорки, загадки, в которых встречаются слова с проверяемыми согласными.
Например: Сердце матери греет лучше солнца.
§39
БУКВЫ О-Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЯХ СЛОВ.
А) В суффиксе. Б) В окончании. Объясните данные орфограммы.
БОРОВИЧОК.
В сухом бору гриб боровичок. Боровичок – мужичок. Толстой ногой уперся в землю, поднатужился и поднял головой целый ворох хвоинок и листиков. Шапка на глаза насунулась, смотрит сердито… Бурый боровичок. (Н. Сладков).
На утренней заре пастух
Не гонит уж коров из хлева.
И в час полуденный в кружок
Уж не зовет его рожок (Пушкин)
ДВА КЛЮЧА.
Шел я с сумкой за плечом,
Вижу: бьёт в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду? (В. Лифшиц)
§15Сочетание букв жи-ши, чу-щу.
1. В поле травы хоро… , ,
А на речке камы….
2. Возле поля, мимо р…
Шли колючие е… .
3. Я руки в воду опу…
И их в воде прополо… .
4. Или, а зажгу све…,
Или лампочку вклю….
ОБРАЗЕЦ: Солнце освещает землю. – Земля освещается солнцем.
1.Ветер разрушает горы. …………………………………….
2.Сложные детали изготавливают опытные рабочие. …………………..
3.Вершины покоряют смелые люди. ……………………….
§!9, 77 Правописание –тся и –ться в глаголах.
1) Взять на себя смелость - …………………..
2) Почувствовать себя на седьмом небе - ………………..
3) Не верить своим глазам - …………………..
4) Не отрывать глаз - ………………………..
5) Сгорать от стыда - ……………………….
6) Быть в претензии - ………………………..
7) Задирать нос - ………………………………
§16 Мягкий знак в конце имён существительных после шипящих.
Распределите существительные с основой на шипящую в три группы:
1) М. р. ед. ч.
2) Ж. р. ед. ч.
3) Ж. р. и ср. р. мн.ч.
Рожь, сторож, луж, молодёжь, багаж, упряжь, блиндаж; тишь, шалаш, груш, карандаш, роскошь; мяч, речь, туч, ключ, дач, круч; борщ, училищ, пастбищ, рощ.
§98 Падеж и склонение имен существительных.
Определите склонение существительных, распределите их по трём группам:
1)1-е скл.
2) 1-е и 2-е скл. На – ия, - ий, - ие.
3) 3-е скл.
Поставить существительные в род., дат., предл., падежах.
Объяснить правописание окончаний.
Родина, партия, революция, восстание, воззвание, верность, преданность, отчизна, пролетарий, армия, артиллерия, батарея, граница, дисциплина, кавалерия, казарма, находчивость, смелость, сражение, местность, аллея, здание, площадь, площадка, речка, территория, тропинка, опасность, ущелье, школа, география, знание, литература, произведение, поэзия, прилежание, тетрадь, старательность, ботаника, гербарий, коллекция, окрестность, растение, распределение, экскурсия, аккуратность.
Вставить вместо точек женские имена и отчества в родительном, дательном и предложном падежах. Выделить окончания и объяснить их правописание.
Письмо получено ( от кого?) …
Письмо послано ( кому?) …
.В письме рассказываеся ( о ком?) … .
Слова для вставки: Маша, Маня, Мария. Наташа, Наталья, Наталия. Валя Валентина . Соня, Софья, София. Авдотья Никитична, Евдокия Власьевна, Евгения Александровна. Юлия Петровна.
Поставить существительные первого, второго склонения с основой на шипящую и ц в творительном падеже единственного числа.
Лапша – каша лицо - сердце
Межа – сажа врач - неуч
Овца- птица плащ- плющ
Найти и устранить ошибки в словосочетаниях « прил. + сущ.» . Объяснить причины, вызывающие распространение этого вида ошибок. Понаблюдать, как данные словосочетания произносятся в вашей местности.
Маленький мышь, вкусный яблок, трудное фамилие, мокрый полотенец, чистый простынь, железная рельса, ужасный насекомый, печёная картофель, огромная рояль, белый сирень, раскидистая тополь, горячее кофе.
§16 Мягкий знак после шипящих в конце глаголов.
Воду, что рядом течёт, (не) -------------- (ценить).
Когда___________ (спешить), всегда на пути холмов много.
Если____________ ( любить) меня, люби и мою собаку.
В каком народе _______ (жить), того и обычаев держись.
§18 Не с глаголами.
От судьбы в бочке (не) спрячеш_ ся.
Пока в воду (не) войдёш_ - плавать (не) научиш_ ся.
(Не) шути с огнём – обожжёш_ся.
Сойдёш_ с пути – заблудиш_ ся.
Над старым (не) смейся- сам сгорбиш_ ся.
§18,77Правописание не с глаголами. Правописание –тся и – ться в глаголах.
1) Как аукнет_ ся, так и откликнет_ ся.
Слово - не воробей, вылетит (не) поймаеш_.
Друзья познают_ся в беде.
Ложь на тараканьих ножках: того и гляди подломят_ ся.
Куда ветер подует, туда и он клонит_ся.
2) Как вода на блюде: куда наклониш_, туда и льёт_ся.
С обманом позавтракаеш_, но ужинать уже (не) придёт) ся.
На вопрос: кто друг, кто нет, в трудный час найдёш_ ответ.
Слово - стрела: выпустиш_ - (не) вернёш_.
Что посееш_, то и пожнёш_; что скажеш_, то и услышишь.
Воду толоч_ - вода и будет.
Люблю грет_ся, да боюсь обжеч_ся.
Из одной хворостины трудно разжеч_ огонь.
Одежду (не) береч_ - порвёт_ся , дружбу (не) хранить – оборвёт_ся.
С малого начинай, чтоб высокого достич_.
Все доброхоты, а в беде помоч_ нет охоты.
.
Может проводиться на основе загадок. Ученики должны разгадать загадку и записать ответ, обозначив орфограмму. Например: тема « Правописание гласных после шипящих и Ц.».
Костяная спинка,
Жёсткая щетинка.
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.
( Зубная щётка)
По пригоркам, по равнинам
Я веду свою машину.
Я люблю дорог простор,
А зовут меня….
( Шофёр)
По десятку на шесточке
Сели умные кружочки.
И считают громко вслух.
Только слышно : стук да стук.
( Счёты)
Не моторы, а гудят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.
( Пчёлы)
Зубастая пила
В лес густой с утра пошла.
Весь лес обходила,
Ничего не спилила.
( Расчёска)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
( Желудь)
Он циркач такой лихой,
Чертит круг одной ногой:
А другой проткнул бумагу,
Уцепился - и ни шагу.
( Циркуль)
Пятёрка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором.
( Пальцы)
Явился в жёлтой шубке.
Прощайте две скорлупки!
( Цыплёнок)
§93
Превратите имена нарицальные в имена собственные.
Пример: Птица орёл - ( город Орёл).
Цветок роза- ……
Воздушный шарик-…..
Плодородная земля-…..
Наша школа-……
Кто быстрее найдёт слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать.
Винегрет, бинокль, обаяние, внимание. трибуны, прийти, электрификация, поливитамины, кофта, одноклассники, футбол, хоккей, рассчитать.
Укажите, в каких словах буква ь обозначает мягкость соответствующего согласного звука;
в каких словах ь пишется только согласно орфографическим правилам. Найдите в тексте орфографические неточности и прокомментируйте их.
МЯГКИЙ ЗНАК
Он очень вежлив. Мягкий знак
Не любит споров он и драк:
Он всем старается помочь!
Он в слове мать и в слове дочь
Он в тихом лунном слове ночь
Чтоб никого не огорчить,
Он всё старается смягчить:
Отрежь – отрежьте!
Поешь – поешьте!
Исправь – исправьте!
Оставь – оставьте!
Так мягко просит мягкий знак,
Что отказать нельзя никак.
Л..б..п..тн..й сл..н.....н..к спр..с..л.., чт.. ..ст кр..к..д..л з.. ..б..д..м. Кр..к..д..л схв..т..л сл..н..н..к.. з.. н..с.
.
§38 Правописание корней - раст-, -рос-.
1. Вспомнив правило о правописании корней – раст -, - рос -, разгадайте кроссворд. Все слова в кроссворде начинаются с буквы р-
1 2 3 4 5
1.Мужское имя.
2.Стебель растения в самом начале его развития.
3.Отдельная область науки, знаний, производства.
4.Название города.
5.Человек,,дающий деньги в долг под большие проценты.
§17
2. Разгадайте кроссворд. Какой орфограммой объединены слова – ответы на данный кроссворд.
1. 3. 4.
2. ь
1.Игра на специальном столе, в которой ударами кия шары загоняют в лузы.
2.Ювелирное изделие в форме футляра, в который вставляется изображение или вкладывается что – нибудь.
3. Разносчик почты по адресам.
4. Отвар мяса, а также рыбы, грибов, овощей.
§105 Образование имен прилагательных.
ВЕ
СТО Н ПО
ИЗ ДИ
ВОЛЬ БРЕ
НЕ ЫЙ
М ЯНН
ЖН ИЗ Л
Ж БР
СЕ
ДО БЕ Н
ГЛА
Сонце скланялосьна запад стало заходить в красивые летние аблака, смегчая синь за дальними извалами палей и бросая к закату,где небо уже залатилось, великие светлые столпы, как пишут их на цырковных картинах.Стадо овец сирело впереди, старик-пастух сидел на меже, навивая кнут.(И. Бунин)
1.Из букв, входящих в слово повествование, составьте существительные в начальной форме. 2. Из букв, входящих в слово предсказание, запишите в два столбика предлоги (в составе словоформ) и приставки ( в составе слов). 3. Запишите существительные с удвоенным н 4. Запишите прилагательные, в которых одна буква н входит в корень, а вторая является суффиксом.
§90 Употребление суффиксов существительных –ек -, - ик.
Впишите в клетки «лесенки» существительные с суффиксами –ек/ик.
^
§91 Слитное и раздельное написание не с именами существительными.
.
1.Как называются выдуманные, вымышленные сообщения?
2. Как называется состояние, когда человек испытывает возмущение, сильное раздражение?
3.Плохая погода. Как об этом можно сказать по-другому?
4. Как назовем неизвестного человека?
5.Как мы говорим о необразованном человеке?
6.Как по-другому называется ванька-встанька?
1. Укажите существительное с окончанием е.
1.В рассказ.. 4. По биологи..
2. При опасност.. 5. В Тюмен..
3. В лингвистик.. 6.О Дарь..
2. Найдите слово с чередующейся гласной о в корне.
1.Прор..стает 3. Сл..гаемое
2.Возр..стает 4. Изл..жить
3. Укажите слово с суффиксом --щик-.
1.Разнос..ик
3.Подпис..ик
2.Груз..ик 4.Бетон..ик
4. Найдите слово с орфографической ошибкой.
1.Щётка 3. Жёлтый
2. Учёба 4. Шёв
5 В каком предложении не с существительным пишется слитно?
1.Его отличала (не) способность к музыке. 2.Она была вовсе (не) красавицей
3.Это (не) везенье, а упорный труд.
4.Ещё далеко (не) весна.
6. Найдите слово с приставкой рас-.
1.Ра..дуть 3. Ра..писание
2. Ра..вязать 4.Ра..гонять
7. Укажите существительное, в котором пишется суффикс -ек-.
1.Шалаш..к 3.Замоч..к
2.Ключ..к 4.Мяч..к
8 .В каком ряду во всех глаголах пропущена буква е в окончаниях?
1.Тян..т, кол..т, кле..т, ро..т.
2. Заплач..т, гон..т, терп..т, хлопоч..т.
3.Отвеча..т, вяж..т, мо..т, швыря..т.
4.Дар..т, выскоч..т, стро..т, кланя..тся.
9. Выберите верный ответ.
Собственные имена существительные обозначают:
1.Единственный предмет из группы однородных предметов; пишутся с прописной буквы.
2.Всю группу однородных предметов; пишутся со строчной буквы.
10. Укажите существительное, в котором после ц пишется ы .
1.На мельниц.. 3. Акац..я
2.Ц..тата 4. У сестриц..
11. В каком ряду во всех словах пишется буква и ?
1.Уд..вляется, изв..нение, разб..рает, зап..реть.
2.Наст..лать, пост..лить, соед..нение, с..реть
3.Уб..рёшь, расст..лю, ст..б..лёк, подб..рать.
4.Выст..лается, заб..рает, в..днеется, бр..ллиант.
12. Найдите слова, в которых ь после шипящих не пишется.
1.Ноч.. 3.Скрипуч..
2.С крыш.. 4.Береч..
13. В каком ряду во всех словах пропущена буква о ?
1.Свеж..го, больш..го, красн..го, верн..го
2.Древесн..го, р..сой, бр..сать, ст..р..на
3.К..торый, на тёмн..й, от х..л..дов, кр..сивый
4.Лет..м, м..л..дой, ч..с..вщик, ж..лт..ватые
14. Укажите слова, которые начинаются с буквы з ?
1…бил 3…дравствуй
2…десь 4…дал
15. В каком существительном не является частью корня?
1.Неправда 3.Неряха
2.Невезение 4.Недвижимость
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.