Проект образовательной деятельности
по образовательной области
Художественно – эстетическое развитие
Занятие по теме: «Секреты Полхов – Майданских мастеров»
Основной вид деятельности: изобразительная
Продукт деятельности (результат): декоративная работа, выполненная в стиле полх-майданской росписи
Форма: мастерская
Длительность: 30 минут
Задачи:
1.Образовательная:
Учить детей передавать характерные особенности Полхов - Майданской росписи (форму, цвет). Познакомить детей с названием элементов Полх - Майданской росписи (розаны шиповника, колокольчики, ромашки, бутоны).
2. Развивающая:
Познакомить с этапами росписи, адаптированными к возможностям дошкольников: заливка, рисунок, роспись, обводка.
3.Воспитательная:
Воспитывать у детей интерес и уважение к народным мастерам.
Интегрированные образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие.
Предварительная работа: тонирование бумаги (фона) в желтый цвет (этап заливки), беседа «Мастерами славится Россия», дидактическая игра «Узнай промысел».
Материалы и оборудование:
Материалы для детей: полоски бумаги, тонированные в желтый цвет, с частично выполненным рисунком цветов, графитные карандаши, кисти № 3, фломастеры черного цвета, акварельные краски, баночки с водой, салфетки, подставки под кисть по количеству детей.
Материалы для воспитателя: полоска бумаги, тонированная в желтый цвет в 1,5 – 2 раза больше, чем у детей, графитный карандаш, кисть № 6, фломастер черного цвета, акварельные краски, баночка с водой, салфетка, подставка под кисть.
Зрительный ряд: матрешки, грибочки, птички-свистульки, методическая разработка по промыслу, образцы элементов росписи, дидактическая игра «Сложи узор».
Литературный ряд: «Полхов-майданские тарарушки» Наталья Мартишина.
Музыкальный ряд: русская народная музыка.
Ход образовательной деятельности:
Ребята, на прошлом занятии мы отправлялись в путешествие в какой промысел? (в Полхов – Майданский)
Вам понравилась эта роспись? Вы видели какие чудеса могут творить полхов – майданские мастера.
Обращаю внимание на выставку подлинных изделий Полоховского Майдана (матрешки, грибочки, птички-свистульки). В процессе чтения стихотворения «Полхов-майданские тарарушки» Натальи Мартишиной обращаю на них внимание детей.
Яркие, как лето на Майдане!
Тут шкатулки, лошади и сани,
Тут бочонок, тут и коробочек,
Тут солонка, штопальный грибочек!
Тут свистулька- пташечка-пикулька,
Тут и пушка, и для пушки пулька,
Пушка хороша: и не стреляет,
И барыш торговцу прибавляет!
Тут матрешка в полховском платочке:
Алые цветочки-лепесточки,
А на кофте – крапинки, кружочки,
Пестрые спиралечки да точки.
На игрушках тут тебе и зори,
Тут дома да травы, лодка, море -
Празднично, нарядно! Видно частью
Этих красок – было лето, счастье!
Да, красивые и веселые игрушки-тарарушки у мастеров получаются!
Посмотрите внимательно. Ставлю перед детьми методическую разработку.
Что вы видите? Какого цвета цветы? (красные, алые, малиновые)
Цветы одинаковые или разные?
А вам нравятся эти узоры? Чем они нравятся? (яркостью, красочностью)
Вы хотите нарисовать такие цветы? Но для этого надо научиться. Сначала рассмотрите цветы и запомните их. Какие цветы можно встретить в Полх – Майданской росписи? (розаны, бутоны шиповника, ромашки, колокольчики). А какие элементы соединяют цветы вместе, в композицию? (Листья, похожие на дубовые, усики, бутоны, ягоды земляники).
А теперь будьте внимательны.
Сначала выполняется заливается фон желтым цветом, затем рисунок карандашом, затем – роспись акварелью, на последнем этапе выполняется обводка черным цветом.
Показываю детям этапы по методической разработке.
Ребята, давайте еще раз вспомним какие цвета чаще всего встречаются в росписи? (алый, малиновый, красный, желтый, зеленый)
Правильно, а зеленый теплый или холодный?
Да, потому что зеленый рисует по желтому фону.
Ребята, посмотрите, как я буду изображать розан шиповника. Сначала я выполняю рисунок карандашом на листе. Розан начинаю рисовать с овала, затем украшаю розан шиповника лепестками, они выполняются плавными движениями руки в виде дуг. Лепестков должно быть больше четырех, 5 или 7. В серединке лепесток прогибается, образуется «волна». Стебелек цветка тоненький. От него рисую в одну и в другую сторону по коротенькому ответвлению, а на них колокольчик и бутон. Листья выполняются так: дуга - дуга навстречу, они похожи на листья дуба. А теперь набираю на кончик кисти алую краску и плавными движениями закрашиваю розан. Можно использовать не один цвет в его росписи. Промываю кисть и набираю холодную зеленую краску и плавными движениями закрашиваю листья (дуга – дуга навстречу, по форме).
Мне еще нужно выполнить обводку. Обводку можно начинать после высыхания краски. Я беру фломастер и аккуратно обвожу лепестки розана, делаю завиток, подчеркиваю форму розана.
Также обвожу листок, подчеркиваю зубчики и прожилки (выделяю), обвожу стебелек.
Мой цветок полностью нарисован расписан.
Показываю на мольберте выполнение каждого этапа.
Вам теперь понятно, как изображают цветы Полх – Майданской росписи?
Сейчас я раздам вам полоски бумаги, видите на них цветы, но они не дорисованы? Вы закончите этап рисунка карандашом, а затем распишете акварелью свои цветы и обведете их фломастерами. Можете приступить. (Раздаю детям полоски бумаги, затонированные в желтый цвет, с частично нарисованными карандашом розанами шиповника). (Помогаю детям).
Самостоятельная творческая деятельность детей под русские народные мелодии.
Приёмы руководства:
1. Напоминание этапов выполнения росписи.
2. Поощрение детей за самостоятельность и творчество на этапе рисунка цветов Полоховского Майдана, аккуратность на этапах росписи и обводки.
За 2 – 3 минуты предупреждаю детей об окончании работы.
Ребята, кладите свои работы рядом с настоящими изделиями мастеров. Давайте определим у кого получилась работа больше похожа на полх – майданскую. Чем? Можем ли мы про наши работы сказать такими словами?
«Свободная роспись:
Шиповник цветет,
И яблочки зреют,
И травка растет.
Рисуют черным
На стеблях цветы,
И яркие краски
Сочны и просты»
Молодцы, ребята, вы очень старались, работы получились в стиле росписи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.