МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7
ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ И.В.ТКАЧЕНКО»
Г.ТЫНДА АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ
Тема:
«Секреты фокусов с числами и цифрами»
Автор:
Бубликова Анастасия,
учащаяся 10 «Б» класса
МОБУ СОШ№7
Руководитель:
Черныш Тамара Валентиновна,
учитель математики
г. Тында
201819 учебный год
1 Содержание:
1. Введение……………………………………………………………………………….3
2. Основная часть………………………………………………………………………...4
2.1 История математических фокусов………………………………………………4
2.2 Особенности математических фокусов………………………………………….5
Исследование №1………………………………………………………………….6
Исследование №2………………………………………………………………….7
Исследование №3………………………………………………………………….8
Исследование №4………………………………………………………………….8
Исследование№5………………………………………………………………......9
2.3 Вид алгебраического выражения, раскрывающего секрет математических
фокусов……………………………………………………………………………10
3. Заключение……………………………………………………………………………11
4. Литература……………………………………………………………………………12
5. Приложение………………………………………………………………………1316
2 1.Введение
Актуальность исследования. Тема моего проекта выбрана не случайно. Телевизионное шоу
«Удивительные люди» не давало мне покоя, удивлению не было предела. Как люди, имея
такие математические способности, управляются с числами. Такими способностями я,
конечно не обладаю. Но интерес к фокусам у меня возникал все больше и больше.
Иллюзионисты в цирке показывают разнообразные фокусы, в том числе и с числами. Это
всегда прекрасное зрелище! Опять возникает вопрос, каждый ли сможет так манипулировать
числами, что нужно знать для этого. Конечно, знание математических действий и не только.
Поэтому я решила больше узнать о математических фокусах. Ведь, магия фокуса способна
разбудить сонных, растормошить ленивых, заставить думать и увлечься любознательных.
А математические фокусы полезны в любом возрасте, они тренирует память, обостряют
сообразительность, учат логически мыслить.
С одной стороны фокусы
1) не зрелищны,
2) требуют знаний арифметики,
3) требуют внимания.
С другой стороны, как в любых фокусах скрыта тайна. А тайна всегда привлекает.
Проблема исследования: как можно в строгих математических законах скрыть тайну?
Предмет исследования: натуральные числа.
Объект исследования: математические свойства чисел, действий, математические законы.
• Цель исследования:
• Изучить, что такое фокус, что такое именно математический фокус, в чем его
особенности;
• Создать сборник числовых фокусов.
В процессе работы у меня возникла гипотеза: если знать математические свойства чисел, то
можно разгадать тайну фокуса.
• Исходя из заявленной цели и гипотезы, я поставила следующие задачи исследования:
• Изучить историю математических фокусов.
Раскрыть секрет математических фокусов.
•
• Сделать подбор числовых фокусов для создания сборника.
Новизна данного проекта заключается в следующем:
математические фокусы редко рассматриваются и применяются в обучении
математики.
Данный проект призван привлечь внимание обучающихся к изучению математики за
пределами учебной программы.
Этапы исследования:
Первый этап – теоретический. На этом этапе я изучила историю математических фокусов.
Второй этап – исследовательский. Он состоял в отборе числовых фокусов для сборника. .
Третий этап – заключительный. Он был посвящен созданию сборника « Числовые фокусы
для школьников», как практическое применение математических фокусов в различных
жизненных ситуациях.
3 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
История возникновения фокусов.
Искусство иллюзий (фокусов) зародилось в Древнем Египте примерно пять тысяч лет назад.
Фокусники того времени заставляли исчезать и появляться драгоценности, обезглавливали
гусей. Во время фокусов изпод земли вылезали огромные статуи богов. Эти статуи могли
протянуть руки к народу, статуи могли даже заплакать. Подобные выступления считались
либо божественной силой, либо силой тьмы.
В средневековой Европе фокусы считались колдовством и за это фокусники
расплачивались своей жизнью.
В 18 веке в Германии и Голландии большой популярностью пользовались представления
одного самозванного “волшебника”, называвшего себя Охес Бохес и использовавшего
псевдоним “Фокус Покус”. Во время « базарного колдовства» он использовал путанное
словосочетания “фокус покус, тонус талонус, вадэ целеритер» для того, чтобы отвлечь
внимание зрителей.
Данное "заклятье" было тут же подхвачено другими фокусниками и через некоторое время
стало визитной карточкой всех иллюзионистов.
В 18 веке, в Англии иллюзионисты и маги обретают некоторое признание и положение в
обществе. Благодаря этому к концу 18 началу 19 веков появляются сотни профессиональных
фокусников. И широкую популярность приобретают, так называемые, «научные» фокусы, то
есть фокусы, которые можно объяснить с научной точки зрения.
4 Особенности математических фокусов.
Математические игры и фокусы появились вместе с возникновением математики, как
науки.
Еще в Древней Элладе без игр не мыслилось развитие личности. Наши предки знали
шахматы и шашки, ребусы и загадки.
Все мы знаем великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, но не каждому известно, что он
был большим любителем и математики, особенно его привлекали математические фокусы,
которых он знал великое множество, причем некоторые из них он придумывал сам.
Первое упоминание о математических фокусах мы встречаем в книге русского математика
Леонтия Филипповича Магницкого, опубликованной в 1703 году. Одна глава книги содержала
математические игры и фокусы. Сам Магницкий пишет, что поместил эту главу в книгу для
“утехи и особенно для изощрения ума учащихся”.
Математические фокусы интересны именно тем, что каждый фокус основан на свойствах
чисел, действий, математических законах. Математических фокусов достаточно много, их
можно найти в отдельных книгах для внеклассной работы по математике, можно придумать
самостоятельно.
Основной темой арифметических фокусов являются угадывание задуманных чисел или
результатов действий над ними. Весь секрет фокусов в том, что "отгадчик" знает и умеет
использовать особые свойства чисел, а задумывающий этих свойств не знает.
Математический интерес каждого фокуса и заключается в разоблачении его теоретических
основ, которые в большинстве случаев довольно просты, но иногда бывают хитро
замаскированы.
Подобно многим другим предметам, находящимся на стыке двух дисциплин,
математические фокусы не пользуются особым вниманием ни у математиков, ни у
фокусников. Первые склонны рассматривать их как пустую забаву, вторые пренебрегают ими
как слишком скучным делом. Математические фокусы, скажем прямо, не принадлежат к той
категории фокусов, которая может держать зачарованной аудиторию из неискушенных в
математике зрителей; такие фокусы обычно отнимают много времени, и они не слишком
эффектны; с другой стороны, вряд ли найдется человек, собирающийся черпать глубокие
математические истины из их созерцания.
И всетаки математические фокусы, подобно шахматам, имеют свою особую прелесть. В
шахматах объединено изящество математических построений с удовольствием, которое
может доставить игра. В математических же фокусах изящество математических построений
5 соединяется с занимательностью. Неудивительно поэтому, что наибольшее наслаждение они
приносят тому, кто одновременно знаком с обеими этими областями. фокус математический
иллюзия
Математические фокусы самое любимое развлечение 1718вв. Способность отгадывать
задуманное число, результат арифметических действий считалось в те времена чуть ли не
колдовством. Многие не знали, что эти отгадывания основаны на очень простых свойствах
некоторых чисел и математических действий. Однако и теперь математические фокусы
являются великолепным развлечением, они вызывают искреннее изумление и общий интерес, а
самое главное способствуют формированию логического мышления школьников, прививают
им любовь к математике, показывают чудесные возможности этой науки.
В настоящее время имеется огромное количество самых разнообразных математических
фокусов, в основе которых лежат различные математические теории, а также свойства
задействованных предметов (игральных кубиков, карт, домино, календарей и др.).
Я изучила литературные источники, среди которых справочная, учебная, занимательная
литература и интернетсайт и сделала следующие первые выводы:
1. Более пяти тысяч лет существует одно из самых древних видов искусств искусство
фокусов.
2. Не в волшебстве и магии заключается главный секрет фокусов, а в умении фокусника
показать фокус так, чтобы его секретная сторона была не видна зрителю.
3. Математические фокусы это «гимнастика ума», которая полезна в любом возрасте,
обостряет сообразительность, учит логически мыслить,
она тренирует память,
анализировать и сопоставлять.
4. Математические фокусы интересны именно тем, что каждый фокус основан на
математических законах. Смысл их состоит в отгадывании чисел, задуманных зрителями,
или в какихнибудь операциях над ними. Главное — это то, что фокусник знает секрет:
особые свойства чисел.
5. Математический интерес каждого фокуса и заключается в разоблачении его теоретических
основ, которые должны быть довольно просты и хитро замаскированы.
Исследование № 1. Секрет фокуса «Задуманное число».
Цель: найти разгадку фокусов на угадывание задуманного числа.
Фокус. Напишите на бумаге (секретно) любое трехзначное число. Припишите к нему еще раз
то же самое число. Получится шестизначное число, состоящее из трех повторяющихся цифр.
Разделите (секретно) это число на 7; результат разделите на 11; полученный результат
разделите на 13. Результат третьего деления и есть задуманное число. Какова разгадка
фокуса?
Разгадка: Этот красивый арифметический фокус, производящий для непосвященных
впечатление волшебства, объясняется очень просто: если приписать к трехзначному числу его
само – значит, умножить его на 1001, т.е. на произведение 7*11*13. Шестизначное число,
полученное после того, как к задуманному числу приписали его само, должно делиться без
остатка и на 7, и на 11, и на 13. А в результате деления последовательно на эти три числа (т.е.
на их произведение 1001) оно должно, конечно, снова дать задуманное число.
6 В литературе я нашла, что число 1001 называют Числом Шехерезады. Чем же
замечательно число 1001? С виду оно кажется весьма обыкновенным. Оно даже не
принадлежит к избранному ряду так называемых «простых» чисел. Оно делится без остатка
на 7, и на11, и на13 – на три последовательных простых чисел, произведением которых оно и
является. Но не в том диковинка, что число 1001=7х11х13, здесь нет еще ничего
волшебного. Замечательнее то, что при умножении на него трехзначного числа получается
результат, состоящий из самого умноженного числа, только написанного дважды. Например:
873*1001=873873, 207*1001=207207 и т.д.
И хотя этого и следовало ожидать, так как 873*1001=873*1000+873=873000+873,
Предложение по исследованию: Выполнение фокуса можно при желании видоизменить, т.е.
составить другие фокусы, пользуясь свойством числа Шехерезады. Вы знаете, что
шестизначное число, над которым начинают проделывать вычисления, равно произведению:
(задуманное число)*7*11*13.
Поэтому, если разделить шестизначное число сначала на 7, потом на 11, потом на задуманное
число, то конечный итог всех делений 13. Повторяя фокус, производите деление в ином
порядке: сначала на 11, потом на задуманное число и на 13. Последнее деление должно дать в
частном 7. Или сначала на 13, потом на задуманное число и на 7; конечный итог – 11.
Существуют типичные фокусы, связанные с числом 10101 (Приложение №1).
Вывод: связь чисел 1001, 10101 с шестизначным числом, состоящим из цифр двух
одинаковых трехзначных чисел,
состоит в свойствах простых чисел. При делении
вышеуказанных шестизначных чисел на простые множители числа Шехерезады, получается
задуманное число.
Исследование № 2. Секрет фокуса «Предугадание результата»
Цель: раскрыть секрет фокуса «Предугадание результата»
Фокус. Запишите пять любых шестизначных чисел. Первое третье и пятое число записывает
фокусник, а второе и четвертое – зритель. Сложите все эти числа. Результат суммы чисел есть
заранее предсказанное фокусником число.
Разгадка. Допустим, на доске записано 159654+865491+134508+265783+734216=2159652.
2159652 заранее предугаданный результат. В чем секрет?
Второе и третье числа в сумме дают число 999999. Четвертое и пятое число тоже в сумме
дают число 999999.
999999+999999=1999998 1999998+2=2000000 1596542=159652
1999998+159654=2159652.
Т.е фокусник записывает такие числа, чтоб сумма его числа и зрителя была равна 999999.
Итак, сравните 159654 и 2159652.
7 Исследование № 3. Секрет фокуса «Зачеркнутая цифра»
Цель: раскрыть секрет фокуса «Зачеркнутая цифра»
Фокус. Запиши любое четырехзначное число. Поменяй цифры местами. Из большего числа
вычти меньшее. В полученном результате, зачеркни любую цифру, кроме нуля. (Все эти
операции фокусник не видит.) Фокусник угадывает зачеркнутую цифру.
Разгадка. Известно, сумма цифр числа при делении на 9 имеет тот же остаток, что и само это
число при делении на 9. Значит, если поменять в числе цифры местами, то сумма их цифр
останется прежней. И при делении на 9, это число будет давать тот же остаток, что и
исходное число. Поэтому при вычитании одного числа из другого, остатки от деления
сократятся и в ответе получится число, которое при делении на 9 не дает остатка, т.е.
делится нацело на 9. Соответственно при зачеркивании цифры в этом числе сумма
оставшихся цифр не будет делиться на 9. Для того, чтоб это число делилось на 9 надо к нему
добавить такую цифру, чтоб при сложении всех цифр, сумма делилась на 9. Например, число
5х18. Чтоб сумма цифр этого числа делилась на 9 необходимо добавить цифру 4.
Вывод по исследованиям 2 и 3: секрет фокуса заключается в свойствах числа 9.
О тайнах числа 9 много написано и существует немало фокусов (Приложение № 2)
Исследование № 4. Секрет фокуса «Волшебный календарь»
Цель: раскрыть секрет фокуса «Волшебный календарь»
Фокусы с настенным календарем. Фокус – предсказание.
Обведите на настенном календаре в любом месте любой квадрат из 16 чисел. Выберите любое
число в этом квадрате, обведите его кружком и вычеркните все числа, находящиеся в этой
строчке и в этом столбце, что и обведенное число. В качестве второго числа обведите
кружком любое число, оставшееся не зачеркнутым. После этого вычеркните все числа,
стоящие в одной строчке и в одном столбике со вторым обведенным числом. Так же выберите
третье число, а соответствующий столбик и строчку вычеркните. В результате этих операций
останется не зачеркнутым одно единственное число. Его тоже обведите кружком и
8 подсчитайте сумму четырех чисел, выбранных абсолютно случайным образом. Результат
суммы есть число, заранее предсказанное фокусником.
П
Н
ВТ
СР
ЧТ
1
8
4 1
1
2
5
5 х х х
х
х х 2
0
х х
х 1
4
Разгадка
: Чтоб найти эту сумму, нужно было сложить два числа,
расположенные на двух противоположных углах квадрата (безразлично
какая пара из двух возможных берется) и удвоить найденную сумму.
Сумма четырех чисел на диагонали равна, удвоенной суммы первого и
последнего членов.
3
1 х х х 2
9
3
0
3
1
П
Например, рисунок приведенный выше. После вычеркивания и обведения
Т
трех чисел осталось число 29. Найдем сумму: 5+13+21+29=68. Также,
С
если мы (5+29)*2=68.
Б
Я предлагаю вашему вниманию еще два фокуса с настенным календарем
В
(Приложение № 3)
С
Вывод: Сумма чисел, выбранных по одному из каждой строки и каждого
столбца квадрата, равно сумме чисел на диагонали. Я заметила, что каждое следующее число,
расположенное на диагонали квадрата больше предыдущего на 8.
2 9 1
6
1
7
3 1
0
2
3
2
4
Исследование № 5. Числовые пирамиды.
Цель: объяснить своеобразные результаты умножения.
Фокус. Задумайте любое число, где первая
Разгадка. Покажем всё это на пирамиде.
цифра 1, а каждая следующая цифра больше
предыдущей на 1. Умножьте его на 9 и
1*9+2=11
12*9+3=111
123*9+4=1111
1234*9+5=11111
12345*9+6=111111
123456*9+7=1111111
1234567*9+8=11111111
12345678*9+9=111111111
Чтобы понять эту странную закономерность, возьмем для примера какое нибудь из средних
рядов нашей числовой пирамиды: 123456*9+7. Вместо умножения на 9 можно умножить на
(101), т.е. приписать 0 и вычесть множимое:
прибавьте к нему следующую за последней
цифру.
В результате получится число,
состоящее из одних единиц.
123456*9+7=1234560+7123456=1234567123456=1111111.
Достаточно взглянуть на последнее вычитание, чтобы понять, почему тут получается
результат, состоящий только из единиц.
Вывод: для получения искомого результата нужно число умножить на 10, прибавить к нему
цифру следующую за последней и вычесть из результата первоначальное число.
А как в результате умножения получить число, состоящее из одних двоек, троек и т.д.,
интересно? Вы сможете об этом узнать в приложении. (Приложение № 4)
9 2.3. Вид алгебраического выражения, раскрывающего секрет математических фокусов.
Цель: рассмотреть фокусы на отгадывание числа.
Фокусы с уравнениями.
Очень занимательны и интересны математические фокусы, в основе которых лежат
уравнения. Фокусы такого рода, я распределила на две группы. В первую группу входят
фокусы, где фокусник предлагает вам выполнить программу действий, затем он просит вас
сообщить окончательный результат и, получив его, моментально называет задуманное число.
Во вторую фокусы, где, не зная задуманного числа, фокусник может назвать результат
действий с числами. Как он это делает? Чтобы понять это, достаточно все команды перевести
на язык алгебры.
1). Фокус. Задумайте число, умножьте его на 4 и к произведению прибавьте 1. Результатом
всех действий будет число 49. Каково задуманное число?
Разгадка: Фокусник мысленно решает простое уравнение: 4 х+1=49; от результата вычитает 1
и делит полученное число на 4. После сообщает вам, что вы задумали 12.
( х=(491)/4=12). Как видно все очень просто: фокусник заранее знает, что надо сделать с
результатом, чтобы получить задуманное число. Вам предлагается несколько вариантов этих
фокусов.
1) Задумать число. Затем число умножается на 3. К произведению прибавьте 9. Сумму
разделите на 3 и от результата отнимите задуманное число. Какое число получилось в
итоге?
Разгадка: В этом фокусе фокусник заранее знает, что задуманное число в процессе
выполнения действий исключается
(х + 25 + 125 – 36 х) ∙ 3 : 2 = 114 ∙ 3 : 2 = 171.
Вывод: в основе таких фокусов лежат все те же уравнения.
Вам предлагается несколько вариантов этих фокусов (Приложение № 5)
Результаты исследования
В процессе исследования я открыла для себя много нового:
Математические фокусы имеют свою особую прелесть. В них существует
определенная закономерность. В математических фокусах изящество математики
соединяется с занимательностью.
Математические фокусы это эксперименты, основанные на математике, на свойствах
фигур и чисел, и лишь обличенные в экстравагантную форму. Чтобы понять суть того
или иного эксперимента
необходимо понять небольшую, но математическую
закономерность.
Секретом отгадывания многих фокусов являются уравнения.
10 Во многих математических фокусах числа завуалированы предметами, имеющими
отношение к числам.
Для того чтоб фокусы с цифрами получались, необходимо уметь быстро считать в
уме. Поэтому начинать нужно с тренировки в устном счете
3.Заключение
Математические фокусы разнообразны. Они развивают навыки в быстром устном счете,
навыки вычислений т.к. можно загадывать малые и большие числа.
Фокусы с применением математики способны не только развлечь человека, который
опытен в точных науках, но и привлечь внимание и развить интерес к «королеве наук» у тех,
кто еще только знакомится с ней.
В этом проекте, я считаю, что гипотеза доказана: если знать математические свойства
чисел, то можно разгадать тайну фокуса.
Согласитесь, математика очень интересный и познавательный предмет, а не сухой и
скучный как может показаться на первый взгляд.
Моя работа помогла мне, понять, что математика играет немаловажную роль в фокусах.
Выдвинутая мною в начале исследования гипотеза подтвердилась.
Для этого:
изучила историю возникновения фокусов
исследовательским путем определила вид алгебраического выражения, раскрывающего
секрет математических фокусов.
Выяснила, что могу видоизменять и показывать несложные фокусы.
Раньше я не понимала значимость математических фокусов, потому что мало в них
разбиралась. Я узнала, что секретом отгадывания многих фокусов являются уравнения.
Занимаясь исследованием, убедилась, что математические фокусы интересны школьникам.
Благодаря работе, я приумножила свои знания, а также поняла, что фокусы обостряют
способность логически мыслить, анализировать и сопоставлять.
Практическая значимость. Я считаю, что результат моей работы сборник, может быть
использован как дополнительный материал на уроках математики, так как фокусы развивают
навыки в быстром устном счете, навыки вычислений. Также можно использовать на школьных
вечерах, так как фокусы интригуют.
11 4.Литература
1. Е.Аратюнян, Г.Левитас. Занимательная математика. М.: АСТПРЕСС, 1999.
2. Мартин Гарднер. Математические чудеса и тайны. Москва «Наука»1987.
3. Я.И.Перельман. Занимательная наука. Москва. Издательство Русанова 1994.
4. Я.И.Перельман. Веселые задачи. Мир энциклопедий Аванта+Астрель Москва, 2008.
5. Я.И.Перельман. «Живая математика». Е.: Издательство «Тезис», 1994.
6. Интернетресурсы: festival.ru/1september.ru
12 Приложение №1
Видоизмененный фокус «Задуманное число»
Чтобы иметь возможность объявить загадчику число, которое получается у него в итоге
выкладок. Вы знаете, что шестизначное число, над которым начинают проделывать
вычисления, равно произведению: (задуманное число)*7*11*13.
Поэтому, если вы попросите разделить шестизначное число сначала на 7, потом на 11, потом
на задуманное число, то с уверенностью можно объявить конечный итог всех делений: 13.
Повторяя фокус, вы попросите производить деление в ином порядке: сначала на 11, потом на
задуманное число и на 13. Последнее деление должно дать в частном 7. Или сначала на 13,
потом на задуманное число и на 7; конечный итог – 11.
Число 10101
Фокус. Задумайте какоенибудь двузначное число, припишите к нему то же число, а третьему
припишите то же число еще раз. Разделите получившееся шестизначное число на 7;
13 разделите полученное частное на3; делите то, что получилось на 37; и наконец, разделите
этот результат на 13. Результат последнего деления есть задуманное число.
Разгадка. Оно, как и число1001, дает удивительный результат при умножении, но не
трехзначных чисел, а двухзначных. Каждое двухзначное число, умноженное на 10101, дает в
результате само себя, написанное трижды. Например:
73*10101=737373; 21*10101=212121.
Причина уясняется из следующей строки:
73*10101=73(10000+100+1)=730000+7300+73=737373.
Можно ли проделывать с помощью этого числа фокусы необычайного отгадывания, как с
помощью числа 1001? Да, можно. Здесь возможно даже обставить фокус разнообразнее, если
иметь в виду, что 10101 есть произведение четырех простых чисел: 10101=3*7*13*37.
Фокус. Задумайте какоенибудь двузначное число, к нему припишите то же число, а
третьему то же число еще раз. Разделите получившееся шестизначное число на 7; разделите
полученное частное на 3; получившееся число разделите на 37; и наконец, результат
разделите на13. Результат последнего деления это и есть задуманное число.
Фокус «Угадай задуманное число, не спрашивая»
Фокусник предлагает учащимся следующие действия:
Первый ученик задумывает какоенибудь двузначное число, второй – приписывает к нему
справа и слева такое же число, третий – делит полученное шестизначное число на 7,
четвертый – на 3, пятый – на 13, шестой – на 37 и передает свой ответ задумавшему, который
видит, что к нему вернулось его число.
Секрет фокуса: если к любому двузначному числу приписать справа и слева такое же число,
то двузначное число при этом увеличится в 10101 раз. Число 10101 равно произведению чисел
3, 7, 13 и 37, поэтому после деления мы и получаем задуманное число.
Приложение №2
Фокус «Угадать зачеркнутую цифру».
Пусть ктолибо задумает какоенибудь многозначное число, например, число 847.
Предложите ему найти сумму цифр этого числа (8+4+7=19) и отнять ее от задуманного числа.
Получится: 84719=828. в том числе, которое получится, пусть он зачеркнет цифру –
безразлично какую, и сообщит вам все остальные. Вы немедленно назовете ему зачеркнутую
цифру, хотя не знаете задуманного числа и не видели, что с ним проделывалось.
Фокус «Тайна девятки»
Написав в обратном порядке любое трехзначное число (при условии, что первая и последняя
цифры различны) и вычтя из большего числа меньшее, мы всегда получим в середине девятку
и сумму крайних цифр, тоже равную 9. Это означает, что вы сразу можете назвать результат
вычитания, зная только его первую или только последнюю цифру. Если теперь написать
разность в обратном порядке и эти два числа сложить, то получится 1089.
Приложение №3
Фокус с нахождением суммы.
14 В этом фокусе фокусник очень быстро может отгадать сумму чисел, входящих в обведенный
квадрат на календаре. Для этого снова просите зрителя обвести на настенном календаре в
любом месяце квадрат, содержащий 16 чисел.
2
8
2
9
3
0
3
1
2
1
2
2
2
3
2
4
2
5
2
6
2
7
Вычисления вслепую.
Например, из выделенного квадрата сложим 1 и 25 и умножим сумму на
8.
(1+25)*8=208.
1+2+3+4+8+9+10+11+15+16+17+18+22+23+24+25=208.
Взглянув на него ровно секунду, отворачиваетесь и через мгновение, необходимое для
умножения суммы двух чисел, стоящих на противоположных концах любой диагонали,
обведенного квадрата, на восемь.
П
7 1
Н
4
ВТ 1 8 1
5
СР 2 9 1
6
1
7
1
8
1
9
2
0
П
Т
С
Б
В
С
Каждый следующий номер должен быть менее трудоемок для зрителей,
чтобы не переутомить их и, вместе с тем, более эффектен. На этот раз вообще не смотрим на
календарь и стоим, повернувшись спиной к зрителям, а один из них по нашему распоряжению
выбирает на настенном календаре любой месяц и обводит на нем какой–нибудь квадрат,
содержащий 9 чисел. Далее просим назвать наименьшее из чисел, попавших в этот квадрат,
чтобы через пару мгновений назвать сумму этих девяти чисел. Объяснение наших действий.
Нужно прибавить к названному числу 8 и результат умножить на 9.
ЧТ 3 1
0
4 1
1
5 1
2
6 1
3
Значит, сложив числа, получим тот же результат.
Если – m наименьшее число в указанном квадрате,
то весь квадрат имеет вид
И сумма всех чисел квадрата равна 9m+72=9(m+8).
m
m+7 m+14
m+1
m+8 m+15
m+2
m+9 m+16
Приложение №4
Девять одинаковых цифр
Скажите, у кого какая любимая цифра (например, 5). Выполните умножение числа на
12345679 на 45 (любимая цифра, умноженная на 9). Получится произведение, записанное
только любимой цифрой.
12345679*9=111111111
12345679*18=222222222
12345679*27=333333333
12345679*36=444444444
15 12345679*45=555555555
12345679*54=666666666
12345679*63=777777777
12345679*72=888888888
12345679*81=999999999
Откуда такая закономерность?
Примем во внимание, что 12345678*9*9=(12345678+1)*9=12345679*9.
Поэтому 12345679*9=111111111.
А отсюда прямо следует, что
12345679*9*2=222222222,
12345679*9*3=333333333,
12345679*9*4=444444444.
Числовая пирамида.
1*8+1=9
12*8+2=98
123*8+3=987
1234*8+4=9876
12345*8+5=98765
123456*8+6=987654
1234567*8+7=9876543
12345678*8+8=98765432
123456789*8+9=987654321
Особенно интересна в пирамиде последняя строка, где в результате умножения на 8 и
прибавления 9 происходит превращение полного натурального ряда цифр в такой же ряд, но с
обратным расположением. Попытайтесь объяснить эту закономерность.
16 Приложение № 5.
Фокус. Задумать число. Затем число умножается на 7. К произведению прибавьте 21. Сумму
разделите на 7 и от результата отнимите задуманное число. В результате получилось число 3.
Определите задуманное число.
Фокус. Задумать число. Прибавить к нему 8. Затем сумма умножается на 2. Из результата
вычитается удвоенное задуманное число. В результате получилось число 16. Определите
задуманное число.
Фокус «Математическая забава М. Ю. Лермонтова»
Все вы знакомы с творчеством великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, но не каждому
известно, что он был большим любителем и математики. Особенно, его привлекали
математические фокусы, которых он знал великое множество, причем некоторые из них он
придумывал сам.
Из статьи в анапской газете: «… Зимой офицеры анапского гарнизона, проходя службу в
захолустном местечке, собирались по вечерам у коголибо из друзей и развлекались от скуки
как могли. Однажды, находясь в такой компании, Лермонтов предложил: "Задумайте, какую
угодно цифру, и я с помощью простых арифметических действий, которые вы будете
проводить со мною, определю эту цифру". В итоге Лермонтов всегда безошибочно называл ее.
Батальонный был изумлен: "Фу ты... Да вы уж не колдун ли?!" Поэт улыбнулся: "Колдун не
колдун, а математике учился", и раскрыл секрет фокуса…»
Вот один из фокусов М.Ю. Лермонтова: задумать любое число, прибавить к нему 25,
прибавить еще 125, отнять 36, вычесть задуманное число, остаток умножить на 5, полученное
число разделить на 2. Посмотрите на экран. Получится 285
Секрет фокуса
: а + 25 + 125 – 36 а) ∙ 5 : 2 = 114 ∙ 5 : 2 = 285.
Как видно, в процессе выполнения действий, задуманное число, а исключается, и собеседник
выполняет остальные действия только над теми числами, которые дает сам отгадчик. Вместо
чисел 25, 125, 36, 5 и 2 можно брать, конечно, и другие числа, но тогда и ответ будет иной.
17
«Секреты фокусов с числами и цифрами»
«Секреты фокусов с числами и цифрами»
«Секреты фокусов с числами и цифрами»
«Секреты фокусов с числами и цифрами»
«Секреты фокусов с числами и цифрами»
«Секреты фокусов с числами и цифрами»
«Секреты фокусов с числами и цифрами»
«Секреты фокусов с числами и цифрами»
«Секреты фокусов с числами и цифрами»
«Секреты фокусов с числами и цифрами»
«Секреты фокусов с числами и цифрами»
«Секреты фокусов с числами и цифрами»
«Секреты фокусов с числами и цифрами»
«Секреты фокусов с числами и цифрами»
«Секреты фокусов с числами и цифрами»
«Секреты фокусов с числами и цифрами»
«Секреты фокусов с числами и цифрами»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.