Тема предыдущего занятия отлично рифмуется с темой сегодняшнего - "СЕКВЕНЦИЯ" - не правда ли? В переводе - со многих языков - это слово означает "последовательность" или "цепочка". Так что устройство, с помощью которого мы можем слышать запись MIDI-команд, можно смело называть "последовательщиком", раз американцы именуют его секвенсором, верно? Мы уже не раз наталкивались на неожиданные совпадения терминов в теории музыки и в физике-технике, помните? Вот Вам и еще один случай!
Секвенция
Тема предыдущего занятия отлично рифмуется с темой
сегодняшнего "СЕКВЕНЦИЯ" не правда ли? В переводе со
многих языков это слово означает "последовательность" или
"цепочка". Так что устройство, с помощью которого мы можем
слышать запись MIDIкоманд, можно смело называть
"последовательщиком", раз американцы именуют его
секвенсором, верно? Мы уже не раз наталкивались на
неожиданные совпадения терминов в теории музыки и в физике
технике, помните? Вот Вам и еще один случай!
Секвенцией в нашем случае принято называть
последовательность неких мелодических или гармонических
оборотов или фрагментов, "сцепленных" между собой
наподобие цепочки за счет какого нибудь сходства. Для
мелодии это обычно имеет вид небольших мотивов, совершенно
или почти идентичных, но расположенных на изменяющейся
высоте. Сообразно с этой высотой, секвенция может быть
восходящей либо нисходящей. Например, послушайте кусочек
мелодии из репертуара Поля Мориа (пример). Вот это
восхождение, сопровождающееся ростом напряженности и
есть секвенция. Как видите, это явление совсем нетрудно
обнаружить на слух. В нотах той же мелодии это тоже хорошо
видно графически:Секвенция построена, как видите, на повторении мотивчика из
трех нот. Еще пример наивная мелодия одного малоизвестного
автора, кажется, из Германии (Имя его то ли "Вольфрам", то
ли "Фарадей"... нет, это, кажется, физик...) (пример). Здесь в
качестве звеньев секвенции выступают целые предложения по
две фразы в каждом, зато количество звеньев всего два.
Трудно назвать "цепью" всего два соединенных кольца, и тем не
менее, данный пример можно считать именно секвенцией,
потому что здесь налицо ЭМОЦИЯ, присущая всем секвенциям
в мире: это устремление вперед, развивающее начало, некая
"раскрутка" или "накачка" ну, Вы понимате, что я имею в
виду. Собственно, это развитие и есть главная цель секвенций,
главная причина, по которой их следует использовать. Ничто
так не нагнетает напряжение и не вызывает в слушателе
нетерпеливое томление, ожидание кульминации, как секвенции.
Еще один пример секвенции, на этот раз нисходящей,
демонстрирует, наоборот, крошечные, абсолютно одинаковые
звенья, так что все содержание мелодии сводится только к
одной этой секвенции это небезызвестная русская плясовая
"камаринская" (пример). Тут у нас секвенция не обещает
какихто кульминаций, наоборот, звучит довольно спокойно и
ровно. Вопервых, это изза того, что она нисходящая, и
естественно, напряженность, энергетика звука "диминуэндо".
А вовторых, это изза мотива, который секвенцируется: тринотки, расположенные не гаммой, а как бы опеванием
центрального звука, отчего возникает "вращательный" эффект,
как бы топтание на месте. Ну, если помните, это ведь танец
пьяного мужика из села Камаринского ноги у него
заплетаются, а веселье изнутри прет вот он и топчется
неуклюже на месте. Не правда ли, здесь подобная секвенция
весьма к месту и здорово рисует образ. А ведь на это рисование
и направлены все средства и законы в музыке.
Секвенция и в мелодии, и в гармонии отнюдь не
подразумевает поступенного подъема или спуска. Другой
немецкий композитор великолепно использовал ее для
стремительного взлета как эмоционального, так и высотного
секвенцируя подобное же опевание одной ноты НЕ по ступеням
гаммы, а по тонам трезвучия (пример). Немножко анализа: в
первой секвенции, посмотрите
опеваются ноты "фа", "сибемоль" и "ре" то есть, все звуки
тонического трезвучия. А во второй "фа", "ля" и "до" тоны
доминантового трезвучия. Кстати, данная секвенция
примечательна еще и тем, что имеет синкопированный ритм:
при размере 3/4 длина ее звеньев составляет только 2/4! Это
тоже создает "вращательный" эффект, и вообще остроумно!
Заодно запишите себе в актив, что любая мелодия, даже самая
вдохновенная, состоит из болтиков и винтиков, и Вы всегдаможете скрутить ее из деталей, если Бог не посылает Вам
сегодня наития, а написать всетаки надо. Надо только знать,
какой болтик применять, какие кнопки нажимать, чтобы
вызвать нужный отклик в сердце слушателя! Вот, простым
опеванием нот трезвучия Штраус создал и блеск, и бешеное
вращение, и эта мелодия благополучно переживет не один век и
не одну моду, ничуть не потеряв своей прелести.
Другое предназначение секвенций оттягивание финала.
Имеется в виду то состояние, когда все события уже позади,
когда музыка потихоньку начинает "делать нам ручкой" и
посылать воздушные поцелуи, а нам хочется еще немного
продлить магическое колебание воздуха, еще раз услышать
напоследок хотя бы кусочек той мелодии, с которой вместе
столько пережил за последние, скажем, полчаса. Прониклись
состоянием? Вспомните, к примеру, песню из к/ф "Вам и не
снилось", там именно это состояние в завершающих тактах
"друг мой, прощай, друг мой, прощай, друг мой...". Когда так не
хочется прощаться. В современной эстраде такое состояние
поддерживают многократным повторением последней строки
припева. Ну, копируют кусок фонограммы несколько раз и
песня становится на полминуты длиннее. А это
дополнительные денежки...хм. Ну, а у тех, кто музыку создавал
своим трудом, магнитофонов еще не было, и вдобавок, им было
скучно просто повторять музыку, они варьировали эти
повторения. Вот секвенция в заключительных частях
произведения и является этим повторением, только каждый
раз на новой высоте.
Таким образом, явление секвенции распространено довольно
широко и может применяться для очень разных целей: созданиецелой мелодии из одного кусочка, или нагнетание
напряженности, навязывание доведение до исступления, или
наоборот, успокоение, эхо былых страстей. А стало быть,
секвенция может оказаться и в середине произведения, и в
конце его, и в начале.
Все это были примеры секвенций то есть повторности мотивов
в МЕЛОДИИ, и этим сведениям, возможно, место скорее в
уроках теории. Мы же изучаем, какникак, гармонию! Явление
же секвенции столь же часто встречается и здесь. Обнаружить
это Вы можете по тем же признакам: некий гармонический
оборот, сочетание аккордов, должно повториться два и более
раз, меняя высоту. Сразу посмотрим на примере. Берем
сочетание тоники и доминанты (а Вы можете испытать что
угодно еще), и будем секвенцировать эту пару аккордов. То
есть, строить их каждый раз на новых ступенях лада. Заметьте,
это не простое транспонирование, нам надо оставаться в одной
тональности. А если строить аккорды от разных ступеней одной
тональности, то Вы уже это знаете получаться будут разные
трезвучия, мажорные, минорные, уменьшенные. Это не должно
нас смущать. Просто берем тонику и доминанту (то есть два
трезвучия, безразлично, какой структуры они окажутся) и
отмечаем про себя, что эти аккорды имеют квартовое
соотношение (см.рис.) Выбираем шаг секвенции то есть, в
каком направлении и какими интервалами она будет двигаться.
Это выбирается по вкусу, как уж Вам покажется красивее. Я
предлагаю двигать секвенцию вниз это направление помоему
приятнее, оно настраивает на расслабление и наслаждение. Вниз
значит, от большего напряжения к большему покою. Интервал
будет, допустим, терцией. И поехали: было трезвучие от "до"
стало от "ля". Было от "соль" стало от "ми".Квартовоесоотношение аккордов, естественно, должно сохраниться.
Заметьте опять: во втором звене оба трезвучия оказались
минорными! С этим не надо бороться. Секвенция сама
предлагает Вам новые краски пусть так и будет. Ну, и
продолжаем в том же духе: IVя ступень Iя, IIя VIя. Пусть
будет четыре звена. И давайте заменим в последнем звене VIю
ступень на Vю. Небольшая коррекция, которая позволит
логично соединить конец последнего звена с началом первого
(VI) (пример). И теперь эту секвенцию можно крутить по
кругу сколько угодно. Вы можете применять и обращения
трезвучий, и их септаккордовые аналоги и множество других
модификаций, которых мы еще не проходили, чтобы
разукрасить это дело поярче, или чтобы голоса не "уползали"
все в одну сторону да мало ли, для чего понадобится.
Например, гаммообразное снижение мелодии в моем примере
Вы можете поместить в басовую партию, а для мелодии
подобрать такие нотки (размеется, из состава звучащих
аккордов), чтобы общее ее движение получилось восходящим.
И Ваша секвенция начнет "разъезжаться" вширь, захватывая все
новые регистры чем не художественный прием! Главное
сохранить общий контур секвенции, общую закономерность.
Наложите на эту гармонию мелодию, досочините для этой
мелодии вариации и готова пьеса! (пример)... и так далее, до
бесконечности. Эта именно эта секвенция, то есть,
спускающаяся терцовыми шагами, известна давно, и применяли
ее уже очень многие. Наверняка ее звучание напомнило Вам ту
или иную слышанную ранее музыку. Да и я в мелодии этого
примера койчего цитировал почему бы и нет.Продолжимс. В
качестве исходного
звена могут быть
применены
абсолютно любые
аккордовые сочетания и обороты. И направление, и величина
секвенционного шага тоже величины произвольные, диктуемые
исключительно Вашим вкусом. Хотелось бы только
предостеречь Вас от штампов, которые есть во всех
музыкальных приемах. Существует одна секвенция, я бы сказал,
"царица секвенций". Ее принято называть "золотой секвенцией",
поскольку она, подобно золотому правилу механики,
применима везде, и ее трудно обойти стороной, когда что
нибудь сочиняешь. Собственно, если специально за собой не
следить, ее наличие в сочинении почти неизбежно. Она потому и
стала "золотой", что оккупировала всю музыкальную культуру
Европы сразу, как только была впервые обнаружена. А когда
появился эстрадный жанр, то эта секвенция была с
благодарностью перенята певцами и композиторами как
простой рецепт, алгоритм, готовое решение. Она настолько
привычна нашему слуху, что "просится" во все, что Вы ни
затеете сочинять. В результате, 80 процентов эстрадных песен
поверьте, я сам подсчитывал! если не состоят сплошь из одной
золотой секвенции, то содержат ее хоть частично, хоть
намеком. И я для себя зачислил ее в разряд "ленивых" приемов,
по которым легко отличить композиторовдилетантов и
композиторовдармоедов. Вот, к какой плачевной роли роли
стереотипа привела золотую секвенцию ее блистательная
история. Так что, советую, чтобы не выглядеть кустарями и неотучать свою голову от способности создать чтото свое,
неповторимое не пишите золотых секвенций!
Чтобы знать, чего следует избегать, рассмотрим, что это такое.
По структуре золотая секвенция является квартоквинтовой,
именно эти интервалы образуются между основными тонами
двух любых соседних аккордов. Все аккорды ее соотносятся
между собой, как доминанта и тоника. Например, Вы начинаете
песню в ляминоре. Пишем вторым аккордом трезвучие
четвертой ступени реминорное трезвучие. Эффект такой,
будто доминанта "ля" разрешилась в тонику "ре". Следите за
мыслью? Дальше поступаем с реминорным трезвучием, как с
доминантой и разрешаем его опять получается "соль". Дальше,
тем же путем получаем "до", затем "фа", и так далее. Как
секвенции и положено, продолжать ее можно сколь угодно
долго. Так вот, эти основные тоны и выстравиваются в цепочку
кварт и квинт смотря по тому, вверх, или вниз происходят
скачки "ля""ре""соль""до""фа"... Не правда ли, это похоже
на тот порядок, в котором появляются при ключе бемоли? Вот
звучит эта последовательность в чистом виде: (пример).
И вот этойто секвенцией гармонизована такая тьма песен, что
жуть берет! Вспомните несколько примеров:
(А, Б, В, Г, Д,Е, Ж). Но если для Вивальди это было открытием
он чуть ли не сам эту секвенцию выдумал! и если
последующие два века музыканты находили все новые, все
более сложные и тонкие приемы, то современные
"развлекатели" вцепились мертвой хваткой в прием
семнадцатого века и эксплуатируют его с чистой совестью! Не
надо писать золотых секвенций это мгновенно лишит Вас
способности искать и возможности стать непохожим наокружающих. Не довольствуйтесь "готовеньким", не пишите
золотых севенций!
Но и это еще не все о секвенциях. Существует некоторая
классификация секвенций, несколько, скажем, параметров,
которые вряд ли стоит пытаться показать здесь за один прием.
Из них упомяну сегодня только об одном: об отношении
секвенций к главной тональности пьесы. По этому признаку
секвенции принято разделять на диатонические и
хроматические.
К первому типу относят секвенции, гармонии которых
строятся, пусть на разных ступенях лада, но в пределах его
диатоники, то есть, с учетом его знаков при ключе. Уж если
имеет лямажор в ключе три диеза то диатоническая
секвенция должна использовать только доступные при таких
знаках ноты. Вот тогдато и получается, что разные звенья
секвенции звучат то мажорами, то минорами, то еще как
нибудь. Что диатоника диктует, то и звучит.
Хроматическая же (иначе ее еще называют "модулирующая")
секвенция каждое свое новое звено дает в новой же
тональности, с новыми знаками, поэтому звенья такой цепочки
могут иметь совсем идентичное строение и звучание, но
основная тональность покидается и забывается напрочь.
Любая созданная Вами секвенция может быть написана как в
условиях диатоники, так и хроматически, в зависимости от
Ваших целей и вкуса, от жанра пьесы, например. Та же золотая
секвенция может состоять из трезвучий IIVVIIIIIVIIIV
Iступеней, и, естественно, будет стремиться закончиться в тот
момент, когда приходит к Iй ступени,к тонике (пример). И таже золотая секвенция может представлять собой бесконечную
цепочку доминант и их рарешений все в новые тональности и
тогда такая цепочка может пройти по всем двенадцати
возможным тоникам (пример). И она не будет испытывать
нужды в остановке, потому что в каждом звене будут
появляться все новые знаки и новые тяготения, понимаете?
И еще. Практически любые секвенции подобно
математическим формулам обратимы. То есть, практически
любую из них Вы можете пустить вспять и получить столь же
логичую последовательность. Например, попробуем такую
идею: модулировать в шестую ступень. Тема модуляций нам
еще предстоит, но предвосхитим немного события. Модуляцией
называется переход, "переселение" в новую тональность. Смена
тоники. Под словами "модулировать в шестую ступень" я
подразумеваю, что мы будем получать новую тонику, которая
является шестой ступенью в звукоряде исходной тональности.
То есть, "ля", если начинать от "до". Переход делаем
простейший: берем сначала тонический аккорд домажора,
держим "в уме" ляминор. Берем его доминанту ("ми") и
разрешаем ее. Вот, получили ляминор. Опять держим в уме
будущую тонику (шестая ступень в ляминоре "фа"). Берем ее
доминанту ("до") и опять разрешаем. Все доминанты, для
гладкости голосоведения в басу, я использую в обращении
терцквартаккорда. Провязав цепочку несколько раз, получаем
потенциально бесконечный цикл (пример). Чувствуете, что
секвенция модулирует все время в новую тональность и никак
не может закончиться?
Попробуем ее теперь обратить задом наперед. У нас в любом
звене происходит модуляция в шестую ступень, то есть тоникаоказывается все время терцией ниже предыдущей, верно?
Значит, теперь нужно, наоборот, подниматься на терцию в
каждом звене, то есть, модулировать в третью ступень.
Поспеваете за мной? Итак, берется исходная тоника какой
хотите тональности держим в уме новую тонику (терцией
выше), берем ее доминанту и разрешаем. Получили новую
тональность. Опять держим в уме... ну и так далее (пример).
Получили столь же бесконечную последовательность, не
желающую оканчиваться.
Сегодняшние выводы:
1) Секвенция это последовательность музыкальных оборотов
произвольной длины и строения, образующая цепочку за счет
сходства звеньев. Каждое следующее звено должно быть на
новой высоте, отсюда различают восходящие и нисходящие
секвенции. Шаг секвенции интервал между звеньями по
высоте.
2) Секвенция может иметь место как в мелодии, так и в
гармонизации, независимо друг от друга.
3) Секвенции могут служить для нагнетания эмоциональной
напряженности перед кульминацией, расширения частей
музыкальной формы, продления каденций. Любые изменения
образа, как активизация, так и успокоение, с помощью
секвенции могут растягиваться во времени и сильнее
воздействовать на слушателя.
4) Секвенции как в мелодии, так и в гармонии могут быть
диатоническими, то есть, подчиняться на всем протяжении
исходному звукоряду лада, либо хроматическими
(модулирующими), то есть, показывать в каждом звене новую
тональность. Соответственно, шаг диатонической секвенциизависит от строения звукоряда данной тональности, а шаг
секвенции модулирующей постоянен на всем ее протяжении.
5) Секвенция явление обратимое.
В качестве тренировки попробуйте брать произвольные
фрагменты мелодий или гармонических последовательностей и
секвенцировать их на произвольные интервалы вверх и вниз,
диатонически и хроматически. Если Вам достанет терпения
перепробовать несколько десятков вариантов, то Вы
непременно найдете и запомните для будущих сочинений
десяток действительно красивых секвенций и возьмете на
заметку два десятка некрасивых. А мы на следующем занятии
применим эти опыты на практике, попробуем гармонизовать
секвенцией новый кусок той задачки, которую уже терзали на
прошлых уроках.