"Семь правил успешного учебного занятия"

  • doc
  • 29.10.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Семь правил успешного учебного занятия.doc

 

Семь правил успешного учебного занятия

 

      Главная задача педагога — научить ребёнка учиться, сформировать у каждого ребёнка умения учиться — учить себя, помочь преодолеть страх перед неизвестностью. 

      Учебное занятие прошло отлично, если каждый ученик ушёл с новым открытием для себя, с желанием поделиться этим открытием с друзьями, с родителями. 

      Эффективный учебное занятие — это такой урок, на котором полностью решены все поставленные образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Чтобы урок стал эффективным, не надо забывать и о стиле взаимоотношений между учителем и учениками.  Похвала, одобрение ответа учащихся, одобрительное покачивание головой, слова «молодец», «умничка», «всё правильно, продолжай» — всё это создаёт благоприятный психологический фон, помогающий ребёнку справиться с поставленной перед ним задачей. 

 

      Известно, что педагоги испытывают огромную нервную перегрузку. Постоянное нахождение на пике эмоциональной включенности истощает нервную систему, одновременное интенсивное общение с несколькими десятками детей требует огромных затрат душевной энергии, и не все умеют эту энергию восстанавливать. Отсюда постоянные стрессы.

Первое правило: на учебном занятиие заниматься делом, не пытаться выяснять взаимоотношения с учениками, это совершенно безнадежное дело, борьба все равно будет нервной – выиграют ученики.

Второе правило: педагог должен обладать  умением «удерживать внимание» зрителя. Это достигается разными способами: можно внезапно крикнуть и все посмотрят  на тебя. Но если ты будешь продолжать на крике разговаривать, то внимание зрителя опять «уплывет». Один из хороших способов удерживания внимания зрителя (или ученика) – это работа в быстром темпе. Внимание учеников рассеивается, когда учитель упускает «действие», когда он ничего не добивается от учеников и ничего не хочет, кроме того, чтобы прозвенел скорее звонок.

     

Третье правило: Я иду в класс, где есть определенные проблемы, я могу их не решать и вести обычный урок, но мне это будет мешать. Я могу попытаться решить эту проблему и учебное занятие построю совсем по-другому, попробую в процессе подачи учебного материала сломать враждующие группировки, нейтрализую лидеров соответствующими заданиями, предоставлю возможность подвигаться на уроке, что всегда снимает возникшее напряжение, индивидуальную работу буду чередовать с коллективными заданиями. Может быть, тогда класс либо учебная группа из сборища непослушных, превратится в нормальный детский коллектив.

Четвертое правило: Педагог должен уметь грамотно выстраивать мизансцены. Положение детей «лицо в спину» не самое удобное для учеников. Если ученики начнут на уроке действовать активнее и сами начнут проявлять  инициативу, а вы им  будете в этом помогать, оставаясь при этом в тени, то именно тогда вы станете настоящим режиссером урока, ведь режиссер не тот, кто много говорит о своих замыслах, а тот, кто умеет осуществить их с помощью актеров.

Пятое правило: Учебное занятие не должно превращаться в театр одного актера – педагога. Урок – это искусство коллективное.  Нужно дать  возможность детям поиграть интересные роли в процессе общения на уроке. Детям должно казаться, что они все делали на уроке сами: читали, считали, оценивали, обсуждали, делали выводы. Устранить себя на уроке и дать возможность действовать ребенку – это высший пилотаж педагогического мастерства.

Шестое правило: Педагогу необходимо работать над выразительностью речи. Нужно разнообразить задачи, с которыми учитель обращается к детям. Чаще всего педагоги «объясняют» и «спрашивают», это, можно сказать, основные его рабочие инструменты. Но мир словесных действий огромен и разнообразен. Макаренко мечтал, чтобы педагоги могли произнести фразу «поди сюда» двадцатью шестью способами, именно тогда, он считал, их общение с учеником станет эффективным.

 

Седьмое правило: Сверхзадача педагога: «Люби самого ребенка, а не свои педагогические достижения». Любить хорошего ребенка легко, а как любить

двоечника, который систематически не готовится к урокам, да еще и грубит?

Это действительно трудно и в этом,  наверное, и мастерство, и тайна, и сверхзадача педагогической профессии: в абсолютно каждом ребенке увидеть личность, не унизить, не оскорбить, а наоборот, поддержать, помочь, а если получится, то при этом еще чему-то научить.


Посмотрите также