Семейное воспитание.
Оценка 4.6

Семейное воспитание.

Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
классное руководство +1
Взрослым
26.02.2017
Семейное воспитание.
Семья – наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, в ней воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение.Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества.
Семейное воспитание.docx
Семейное воспитание.       Семья   –   наиболее   распространенный   вид   социальной   группы,   основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть   времени   в   течение   жизни   находится   человек.   Семейные   отношения обычно определяют психологию и поведение человека, в ней воспитываются и взрослые,   и   дети.   Особенно   важное   значение   имеет   ее   влияние   на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта.   Первый   –   формирование   личности   ребенка,   развитие   его способностей   и   интересов,   передача   детям   взрослыми   членами   семьи (матерью,   отцом,   дедушкой,   бабушкой   и   др.)   накопленного   обществом социального   опыта;   выработка   у   них   научного   мировоззрения, высоконравственного   отношения   к   труду;   обогащение   их   интеллекта, эстетическое   развитие,   содействие   их   физическому   совершенствованию, укреплению   здоровья   и   выработке   навыков   санитарно­гигиенической культуры.   Второй   аспект   –   систематическое   воспитательное   воздействие семейного   коллектива   на   каждого  своего   члена   в  течение   всей   его  жизни. Аспект третий – постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием. Семья – это социально­педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека   понятие   дома   не   как   помещения,   где   он   живет,   а   как   чувства, ощущения,   где   ждут,   любят,   понимают,   защищают.   Семья   –   это   такое образование,   которое   “охватывает”   человека   целиком   во   всех   его проявлениях.   В   семье   могут   формироваться   все   личностные   качества. Судьбоносная   значимость   семьи   в   развитии   личности   растущего   человека общеизвестна. Задачи семьи состоят в том, чтобы:  создать   максимальные   условия для роста и развития ребенка;   стать   социально­экономической и   психологической   защитой ребенка;   передать   опыт   создания   и сохранения семьи, воспитания  в ней   детей   и   отношения   к старшим;  научить   детей   полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание   и   помощь близким;     воспитать   чувство   собственного ценности   достоинства, собственного “я”.  вовлечение в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;  детей      открытость   и   доверительность отношений с детьми;   оптимистичность взаимоотношений в семье;   последовательность   в   своих (не   требовать требованиях   невозможного);   оказание   посильной   помощи   готовность своему   ребенку, отвечать на вопросы. Семейное воспитание играет огромную роль в развитии ребенка как личности. Говоря иначе, это основа будущего. Если эту основу заложить неправильно, могут произойти серьезные, чаще всего непоправимые последствия. Целью   семейного   воспитания   является   формирование   таких   качеств личности,   которые   помогут   достойно   преодолеть   трудности   и   преграды, встречающиеся   на   жизненном   пути.   Развитие   интеллекта   и   творческих способностей,   первичного   опыта   трудовой   деятельности,   нравственное   и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей,   их   счастье   –   все   это   зависит   от   семьи,   от   родителей,   и   все   это составляет   задачи   семейного   воспитания.   Именно   родители   –   первые воспитатели   –   имеют   самое   сильное   влияние   на   детей.   Еще   Ж.­Ж.   Руссо утверждал,   что   каждый   последующий   воспитатель   оказывает   на   ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Гармоническое   развитие   личности   немыслимо   без   семейного   воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным. А теперь нам пора ознакомиться с тем, в чём суть роли семьи, какие условия существуют внутри семьи, какой эффект оказывают внутрисемейные условия и отношения, их особенности, что для этого нужно сделать. “Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста   направляет   сознание,   волю,   чувства   детей”.   Семья   –   колыбель духовного   рождения   человека,   важный   и   во   многом   незаменимый   этап   в развитии каждой личности. Первая причина особой роли семьи в воспитании – устойчивость,   постоянство,   долговременность   влияния.   Вторая   –   ее разносторонность. Условия правильного семейного воспитания – рационально организованный быт, режим жизни в семье! Воспитание   требует   правильного   чередовании   труда   и   отдыха   детей. Распространенной   ошибкой   семейного   воспитания   является   внимание родителей  только  учебному  труду  детей, недооценка  ими  бытового  труда, участие детей в работах по самообслуживанию.  Начнём с того, что дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают   их   дефицит.   Живя   в   семье,   по   словам   В.А.Сухомлинского, ребенок должен быть уверен, что его, кто­то очень, очень любит и он тоже кого­то   любит   безгранично.   Такая   любовь   создает   чувство   защищенности, душевного   комфорта.   При   этом   человек   активнее   постигает   мир,   легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрывается дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей.  Однако родительская любовь может быть разной – от слепой, неразумной, до неразрывно связанной  с чувством родительского  долга, ответственности  за формирование детской личности.  Важным условием воспитания детей в семье является авторитет родителей. Авторитет родителей – то влияние отца и матери на детей основанное на уважении и любви к родителям, доверие к их жизненному опыту, словам и поступкам. Любовь к родителям и уважение к ним, признание их авторитета далеко не всегда совпадают. Без   авторитета   нельзя   воспитать   ребенка,   формировать   в   нем   качества хорошего человека. Разрушает авторитет чаще всего использование родителями двойной морали: одной – для окружающих, другой – для “повседневного пользования” в быту, в   семейной   жизни.   Но   ребенок   младшего   школьного   возраста   наблюдает родителей чаще именно в повседневной жизни и не может не замечать, что родители   подчас   позволяют   себе   то,   за   что   осуждают   других.   Разрушает авторитет родителей и уверенность, что дети не имеют права критиковать их поступки,   их   указания   не   обсуждаются   и   должны   беспрекословно выполняться,   что   детей   они   наказывают   только   справедливо.   В действительности   авторитет   отца   и   матери   только   повысится,   если   у   них хватит мужества признаться в своей ошибке и неправоте. Такое поведение взрослых доказывает их действительное уважение к ребенку и вызывает с его стороны   такое   же   уважение.   Честность,   справедливость,   искренность   в отношениях с окружающими людьми и собственными детьми – вот основа родительского авторитета. Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Единые согласованные требования семьи и школы – одно из условий правильного воспитания детей в семье.  Важными   условиями   воспитания   младшего   школьника   являются взаимоотношения школа – семья – ребенок. Иногда родители полагают, что с приходом   ребенка   в   школу   снижается   роль   семьи   в   его   воспитании,   ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Отмечу, что влияние семьи не только не снижается, но и возрастает. Особого   внимания   семьи   требуют   эмоционально   чувствительные,   ранимые, застенчивые   дети,   которые   болезненно   реагируют   на   замечания   учителя, насмешки сверстников, глубоко переживают собственные неудачи и ошибки, что может стать причиной негативного отношения к школе и даже отказа ее посещать.   Родителям   таких   детей   нужно   поговорить   с   учителем   об индивидуальных особенностях ребенка, оказать ему помощь в налаживании отношений   с   одноклассниками.   Важно   с   пониманием   относиться   к переживаниям   детей,   ненавязчиво   побуждать   рассказывать   о   своих взаимоотношениях   со   сверстниками   и   взрослыми   вне   семьи.   Это   поможет правильно оценивать как собственные поступки, так и критические замечания, сделанные ребенку: “Мне кажется, что учитель прав...”, “Давай подумаем, почему  дети не  захотели  с  тобой  играть”, “Правильно ли  ты оценил  свою работу?” и т.п. Постепенно   у   младшего   школьника   формируется   потребность   делиться   с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помощи. Родители должны   быть   доброжелательными.   Какие   бы   отрицательные   чувства   ни вызывали   у   родителей   его   рассказы,   они   должны   сдерживаться,   спокойно, справедливо   и   доброжелательно   разбираться   в   ситуации.   Если   родители начнут упрекать и обвинять ребенка, то они могут не рассчитывать впредь на его откровенность.  Нельзя   пропустить   и   то,   что   воспитание­диалог   становится   одним   из важнейших условий воспитания ребёнка в семье. У родителей, привыкших добиваться принуждением беспрекословного выполнения своих требований, по мере взросления ребенка будет все меньше возможностей влиять на него. Взрослые   сами   нередко   замечают,   что   чуткость,   благожелательный   тон, доверие   к   ребенку,   терпение   в   обращении   с   ним   вызывают   встречное расположение, стремление выполнять требования старших. Бывает,   что   при   выборе   методов   поощрения   и   наказания   родители   не учитывают индивидуальные особенности ребенка, не вникают в причины того или   иного   поступка.   Нередко   они   наказывают   детей   в   пылу   раздражения, необъективно,   без   учета   тех   обстоятельств,   в   которых   был   совершен проступок, что приводит к ухудшению взаимоотношений между родителями и детьми. Потребность в общении – первая социальная потребность ребенка. Общение взрослых   и   детей   всегда   происходит   на   эмоциональной   основе,   для   него характерно сопереживание. Это обогащает личность ребенка, делает его более чутким   к   переживаниям   других   людей,   более   восприимчивым   к   влиянию взрослых.   Чем   длительнее   по   времени   и   богаче   по   содержанию   общение ребенка с членами семьи, тем богаче его личность. К   сожалению,   современный   напряженный   темп   жизни,   изменение   условий быта   повлияли   на   характер   общения:   оно   становится   редким,   все   более формальным   между   родными   внутри   семьи.   Беседы   со   школьниками подтверждают,   что   их   потребность   во   внутрисемейном   общении   не уменьшается. Организация содержательного и достаточно продолжительного общения с детьми – необходимое условие их воспитания и развития в любом возрасте. Однако с течением времени изменяется содержание общения – то, что ищет в нем   ребенок.   Младший   школьник   не   только   стремится   удовлетворить   в общении свои эмоциональные и интеллектуальные потребности, но и хочет получить оценку своей личности, самоутвердиться, осознать себя. Стремление   родителей   поддерживать   общение­диалог   с   детьми, предполагающее уважение к личности ребенка, его потребностям, интересам, будет способствовать созданию демократического стиля взаимоотношений в семье.   Такой   стиль,  признающий   ребенка   полноправным   членом   семейного коллектива,   ценность   его   внутреннего   мира,   воспитывает   у   него   чувство собственного   достоинства,   помогает   правильно   оценить   свои   поступки   и поступки других с точки зрения их гуманности. Представление о себе, уважение или неуважение себя, то есть самооценка, формируется   у   детей   в   процессе   общения   с   окружающими,   которые оценивают их положительно или отрицательно. В младшем школьном возрасте потребность ребенка в оценке его личности повышается. От того, насколько грамотно   пользуются   взрослые   оценкой,   зависит   результативность руководства   детским   поведением,   формирование   важной   нравственной потребности   в   одобрении.   Оценочные   воздействия   взрослых   способствуют воспитанию   чувства   долга,   уверенности   в   собственных   силах, ответственности,   организованности   и   многих   других   качеств,   оказывают влияние на уровень притязаний школьников в учебе. Важно,   чтобы   ребенок   чувствовал   доброжелательное,   уважительное отношение к нему взрослого независимо от того, как тот в данной конкретной ситуации   оценивает   действия   и   умения   ребенка.  Только   в  этом   случае   он будет охотно принимать советы и замечания взрослого. Родители, оценивая поведение   ребенка,   результаты   его   деятельности,   нередко   допускают крайности   –   злоупотребляют   либо   похвалой,   либо   порицанием.   Многие ошибочно   считают,   что   отрицательная   оценка   стимулирует   ребенка.   В действительности   же,   часто   используемая,   она   негативно   влияет   на воспитание   самостоятельности,   уверенности   в   себе,   гасит   инициативу. Сравнение неудач ребенка с успехами других детей может вызвать реакцию, обратную   желаемой:  вместо   того  чтобы   побудить  к   достижению   таких  же успехов, поселит в нем неуверенность в себе, зависть, недоброжелательство. Злоупотребление положительной оценкой может сформировать завышенную самооценку, зазнайство, безответственность. Соблюдая меру в положительных и отрицательных оценках, следует помнить, что всегда полезнее поощрение хороших   поступков   и   качеств   ребенка,   чем   постоянное   подчеркивание   и осуждение его недостатков. Особо значимой для ребенка является оценка его теми взрослыми, которые относятся к нему с доверием и уважением. Он боится обмануть их доверие, потерять   уважение,   стремится   оправдать   их   хорошее   мнение   о   себе. Напротив,   при   часто   повторяемых   отрицательных   характеристиках   – “недотепа”, “бестолковый” и т.п. – ребенок теряет чувствительность к ним: затронуть его сердце и вызвать угрызения совести становится все труднее. Оценка должна быть справедливой и ни в коем случае не унижать ребенка. Грех оставить без внимания родительское воспитание словом. Известно, что “словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести”. Слово, обращенное к ребенку, говорил педагог В.А. Сухомлинский, должно быть прежде всего человечным, чутким, терпимым.  Главными условиями воспитания являются эмоциональный климат семьи и нравственное воспитание ребенка. Нельзя забывать, что младший школьник еще во многом живет эмоциями и что именно эмоциональная среда оказывает влияние на его духовный мир. Положительный эмоциональный климат семьи, где преобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужен ребенку для его психического здоровья.  Доброжелательность,   внимание   родителей   друг   к   другу,   к   ребенку естественно   перенимаются   им,   так   же   как   и   грубость,   неуважение, раздражительность.  Сейчас   мы   попытаемся   понять,   как   же   стать   другом   своему   ребенку. Важнейшими образцами, на которые равняется ребёнок, выступают родители. Половина из опрошенных детей младшего школьного возраста сказали, что хотели   бы   быть   такими,   как   их   родители.   В   самооценках   детей   находят отражение те требования, ожидания, которые исходят от родителей: ребята считают,   что   должны   быть   послушными,   хорошо   учиться,   быть   умными, сильными, дисциплинированными. Родители дороги ребенку. Он испытывает немало   тяжелых   переживаний,   когда   родным   плохо,   кто­то   болеет   или ссорится. На вопрос, что бы ты пожелал, если бы все мог, многие из детей отвечали: чтобы папа и мама были здоровы, жили всегда. В то же время дети рассказывают   о   несправедливости,   лжи,   обидных   высказываниях   по отношению к ним, физических наказаниях, которым они подвергались в семье. Сложности   в   отношениях   ребенка   и   родителей   часто   возникают   из­за непонимания взрослыми переживаний детей. Дружба родителей и детей – это особые отношения, которые требуют, прежде всего,   взаимного   уважения,   умения   взрослого   понимать   ребенка, сопереживать   ему,   проявляя   такт   в   общении   с   ним.   Лучший   путь   – постараться   встать   на   место   ребенка,   вспомнить   собственное   детство   и   с позиции сегодняшнего опыта дать совет. Родители должны строить дружеские отношения   с   ребенком,   а   именно   стремиться   чувствовать,   понимать, принимать его душевный мир, помогая развиваться. Родители не просто могут, они должны и обязаны выстраивать воспитание ребенка   так,   чтобы   он   шёл   по   линии,   вектору   постепенного   развития. Слишком   усердствующие   занятия,   связанные   с   учебной   деятельностью, способствуют   негативному   влиянию   на   развитие   и   позитивное   воспитание ребёнка.   Ребенок   обязан   при   этом   быть   активным   субъектом   этого взаимовлияющего   процесса   развития   и   воспитания,   принимать   “услуги”, которые   предлагают   родители,   стремящиеся   к   достижению   наибольшего результата в развитии и воспитании своего ребенка. К сожалению, на практике не   всегда   семья   действует   по   намеченному   плану   или   схеме.   Она предпочитает   перекладывать   вину   в   сторону   работы,   проблем,   которые навалились на их плечи и которым некогда заниматься воспитанием ребенка в этот период младшего школьного возраста. Все тяготы, невзгоды задевающие ребенка,   ему   приходится   иногда   решать   без   родительской   помощи. Достаточно остро встаёт данная проблема в этих случаях, где ребенку не оказывается помощь со стороны родителей, исходя из этого, он рука об руку с самим собой берёт на себя этот тяжёлый психологический груз, а родителям, как это принято, некогда смотреть на эти мелочи. Бывают случаи, когда семья просто   не   понимает   своей   важнейшей   функциональной   значимости   в воспитании младшего школьника. Главное, что нужно это глубокое понимание родителями своей функциональной значимости в воспитании ребёнка. Семья формирует, воспитывает и развивает те качества и особенности личности в соответствии   своим   нуждам   и   потребностям.   Родители   по   воли   своей определяют вектор воспитания и развития ребёнка. Воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по – человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них о себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя. Таким образом, мы считаем, что семья – это незаменимый источник ресурсов для ребенка, энергии, в которой он живет. Человек   испытывает   воздействие   семьи   со   дня   рождения   до   конца   своей жизни.   Значит,   семейному   воспитанию   свойственны   непрерывность   и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательный   общественный   институт.  Сама   естественная  жизнь   в  семье учит   школьника   очень   и   очень   многому.   Так   как   семейное   воспитание немыслимо   без   родительской   любви   к   детям   и  ответного   чувства   детей   к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание.   Семья   объединяет   людей   разного   возраста,   пола,   нередко   с разными   профессиональными   интересами.  Это   позволяет   ребенку   наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Большую роль в воспитании и развитии ребёнка играют семейные традиции. Может стать традицией передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом,   дедушкой,   бабушкой   и   др.)   накопленного   обществом   социального опыта;   выработка   у   них   научного   мировоззрения,   высоконравственного отношения   к   труду;   привитие   им   чувства   коллективизма   и интернационализма,   потребности   и   умения   быть   гражданином   и   хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их эстетическое   развитие, интеллекта,   содействие   их   физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно – гигиенической культуры.  Традиционным становится организация досуга или отдыха. Свободное время –   одна   из   важнейших   социальных   ценностей,   незаменимое   средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности. В целом досуг является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое. Семейный досуг включает в себя: чтение, просмотр телепередач, встречи с родственниками,   друзьями   и   знакомыми,   посещение   библиотек,   театров, концертных залов и кинотеатров; проведение ежегодного отпуска; посещение парков,   туристские   походы,   экскурсии,   прогулки   на   природу;   занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников. Как семейные традиции влияют на воспитание личности? Семейные традиции – один из основных способов воспитания, т.к. прежде, ребенок   познает   себя   и   идентифицирует   в   семье.   Традиции   нескольких поколений, позволяют ребенку осознать свою связь бабушками, дедушками, общими предками, позволяют ребенку гордиться своей семьей. К сожалению, в   наше   сложное   время,   когда   были   разрушены   многие   семьи,   многие родственники   утратили   связь,   почитать   семейные   традиции   стало   очень сложно.   Тем   сильнее   потребность   выработать   традиции   свои   собственные, помогающие семье чаще собираться вместе с тем, чтобы люди, живущие под одной крышей, чувствовали себя настоящей семьей. Здесь встает вопрос о том, какие традиции, которые вырабатываются в семье, наиболее значимы. Неплохо,   если   в   семье   сложилась   традиция   проводить   каждое   лето   в путешествии,   это   расширяет   круг   знакомств,   помогает   ребенку   узнать   и увидеть мир, учит его общению. К сожалению, очень немногие могут себе это позволить.   Но,   разумеется,   это   не   означает,   что   нужно   отказываться   от соблюдения   каких­то   общих   правил   в  принципе.   Традицией   могут   стать   и необычные  встречи  нового  года или дня  рожденья,  совместные поездки за город, даже субботние обеды, – когда дети знают, что в этот день и в это время   их   в   семье   очень   ждут.   Такие   традиции   способствуют   сближению, идентификации себя, как члена семьи, способны поднять самооценку ребенка, когда он осознает, что дома его не только кормят, что это место, где можно поделиться своими переживаниями, новыми впечатлениями. Все это скажется на формировании личности ребенка, будет способствовать ее гармоничному развитию. Возрождение утраченных семейных ценностей способно привести к возрождению общества, т.к. имея семью – человек имеет надежный тыл, у него возникает насущная потребность заботиться о своей семье, своих детях, а для этого необходимо работать. Но человеку нужно ощущать свою необходимость не только в семье, а еще и получить признание своих заслуг в обществе, чтобы достичь этого он должен развивать свои способности.  Главное, чтобы в семье были взаимная любовь, доверие, внимание и забота друг к другу.

Семейное воспитание.

Семейное воспитание.

Семейное воспитание.

Семейное воспитание.

Семейное воспитание.

Семейное воспитание.

Семейное воспитание.

Семейное воспитание.

Семейное воспитание.

Семейное воспитание.

Семейное воспитание.

Семейное воспитание.

Семейное воспитание.

Семейное воспитание.

Семейное воспитание.

Семейное воспитание.

Семейное воспитание.

Семейное воспитание.

Семейное воспитание.

Семейное воспитание.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2017