Семейное воспитание- основа духовно-нравственного развития личности ребёнка
И.А. Экк, педагог-организатор МУ ДО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Сыктывкара
|
Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» Василий Александрович Сухомлинский |
Я являюсь педагогом МУДО «ЦППМиСП» г Сыктывкара. Тема моего выступления «Семейное воспитание- основа духовно-нравственного развития личности ребёнка». Современный этап развития общества характеризуется стремительным ростом перемен во всех его сферах. Кардинальные социально-экономические, политические и духовно-нравственные изменения все более настойчиво подтверждают мысль о том, что наше общество вступило в качественно новое состояние, где существующие противоречия представляются весьма сложными и многообразными. Особенно заметно это проявляется в коренной ломке системы ценностей, которая в большей мере отражается в кризисе семьи и семейных отношений.
Семья всегда составляла существенное звено в цепи социального бытия. Жизнь семьи связана с половым и возрастным разделением труда, ведением домашнего хозяйства, взаимной помощью людей друг другу, продлением рода, а следовательно, воспроизведением народа, воспитанием нового поколения, а также, с духовно-нравственными, правовыми и психологическими отношениями. В семье отдельная личность, поступаясь некоторыми своими особенностями, входит в качестве единицы в некое целое, впервые учится жить в коллективе.
Семья как первичная ячейка общества и своеобразное средоточие всей совокупности социальных отношений, является важным средством воспитания и сферой формирования духовно- нравственных основ подрастающего поколения. Именно в ней совершается сложный и важный процесс становления личности человека во всех направлениях: физическом, трудовом, духовном, нравственном, эстетическом. В семье не только закладываются базисные основы, но и оттачиваются грани личности через последовательное приобщение её к вечно живым и непреходящим духовным ценностям, что в свою очередь расширяет возможности для нравственной образованности и воспитанности человека, формирования его мировоззрения и обогащения внутреннего мира. Именно здесь подросток впервые включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Иначе говоря, семья - это школа воспитания, передачи опыта жизни, житейской мудрости. В отличие от других воспитательных институтов семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани человека на протяжении всей его жизни. Вот почему без преувеличения можно сказать: только то государство имеет будущее, в котором семья окружена вниманием и заботой и рассматривается как высшая первичная ценность государства. И, наоборот, там, где семья предается забвению, где она играет второстепенную роль среди других социальных институтов - у того государства нет и не может быть будущего, а у народа - перспектив на свое благополучие и процветание. Сегодня, говоря о семейном счастье, мы подразумеваем прочные, теплые отношения между супругами, отношения, основанные на взаимной любви..
Прежде чем говорить о воспитании новой гармоничной личности, следует задуматься, можно ли воспитать такую личность вне атмосферы любви, доверия, взаимопонимания и благополучия. В своем выступлении мы хотели бы осветить некоторые аспекты этой проблемы. Мы считаем, что создание гармоничных отношений, благополучного психологически комфортного климата в семье должно стать первой задачей родителей, так как без этого невозможно формирование здоровой полноценной личности ребенка. Нравственность больше, чем другая сфера внутреннего мира человека, обеспечивает социальную устойчивость системы отношений человека с другими людьми, его связи с обществом. Формирование же нравственных качеств должно начинаться в самом детстве. Воспитание ребенка и в семье, и в школе, и в учреждениях дополнительного образования надо начинать с формирования духовности. Именно в детском возрасте важно успеть заложить ростки доброты, ответственности за свои поступки, любви к людям, природе, своему краю. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества были преобразованы во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство, любовь к большой и малой родине.
Проблемой текущего времени является то, что родители, как показали наши опросы, из десяти основных своих функций затрудняются назвать хотя бы половину.
Сегодняшнее благосостояние и неблагосостояние (низкий уровень жизни, культуры, преступность, деградация, ленность, безрассудство, безответственность, алкоголизм, наркомания, насилие) непосредственно зависит от вчерашнего воспитания молодых людей. Точно так же, как и сегодняшние дети утверждают завтрашнее благосостояние страны, что полностью зависит от доброкачественного воспитания. Если молодое поколение отравлено безнравственностью, отвращением к труду, неуважением к старшим и младшим, если юношам не ведомо, что такое благородство и добронравие, - это неминуемо ведет к разрушению устоев государства и ввергает страну в пучину хаоса и беспорядка. Такова логическая цепочка, если нет благонравного воспитания.
Для того, чтобы воспитание в семье стало добронравным, или хотя бы развивалось в этом направлении супругам, родителям нужно оказывать помощь в повышении педагогической культуры. Социологи выделяют пять типов семей, из них только первый тип не нуждается в помощи. Остальные четыре типа остро нуждаются в повышении родительской педагогической культуры, коррекции поведения, взаимоотношений с детьми, что, в конечном счёте, должно привести к гармонизации детско-родительских взаимоотношений.
Для решения проблемы нами разработаны циклы классных часов для учащихся начального звена духовно-нравственной тематики, такие, как «Семейные ценности», «Богатства человеческого сердца», «Хороший характер-богатство», «Слово и образ малой родины», «Нежность», «Мамин портрет» и др.
Кроме того, педагоги МУДО «ЦППМиСП» решили обратиться к такой хорошо известной педагогам форме, как родительский всеобуч .
Параллельно работе с детьми проводится работа с родителями. Это «Школа родительской любви». Цикл занятий с родителями, интерактивных по форме духовно-нравственной тематики. Приведём несколько примеров: «Мудрость родительской любви», «Чувство вины в жизни родителей и детей», «Почему дети ведут себя плохо», «Нравственность», «Сотрудничество», «Трудолюбие», «Похвала и поощрение», «Отцовская любовь», «Безусловная любовь-фактор материнской любви» и др.
Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует следующие цели:
1. Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.
2. Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
3. Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Задачи взаимодействия семьи и школы:
1. Воспитание гармонически развитой творческой личности учащихся.
2. Формирование активной жизненной позиции родителей и учащихся.
3. Привитие навыков здорового образа жизни.
4. Развитие интересов, склонностей, способностей учащихся.
5. Подготовка ребенка к саморазвитию и самовоспитанию.
Формы работы самые разнообразные:
- массовые (родительские собрания, родительский лекторий, конференции, практикумы, обмен опытом семейного воспитания, диспуты, вечера вопросов и ответов, дни открытых дверей, совместные с детьми праздники, деловая игра, дни коллективного отдыха, посещения учреждений культуры, походы, экскурсии, дела и др.);
- групповые (родительский комитет, клуб общения, тренинг родительского взаимодействия, консультации, практические занятия, беседа и др.);
- индивидуальные (консультация, беседа, поручение, посещение семьи и др.).
В качестве заключения своего выступления хочу привести слова психолога Роберта Семёновича Немова: « Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности – все эти качества личность приобретает в семье». От себя добавлю- семья нуждается в поддержке и помощи, и образовательные организации , педагоги могут и должны идти семье навстречу и оказывать ей эту помощь. Как это и происходит в нашем учреждении, и, я уверена, в других образовательных учреждениях города и республики в целом. Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.