Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"
Оценка 4.8

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"

Оценка 4.8
Документация
docx
администрации
Взрослым
29.04.2018
Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"
В последние годы в системе образования Российской Федерации происходят многочисленные и разнонаправленные модернизационные процессы как в вопросах собственно содержания образования, так и в сфере организационно-финансового обеспечения деятельности образовательных организаций. Последние нацелены, в первую очередь, на повышение эффективности расходования бюджетных средств. Наиболее распространённым и проверенным с точки зрения практики применения способом решения этой задачи является реструктуризация сети образовательных организаций, которая осуществляется, в том числе, в форме реорганизации образовательных организаций. Учитывая, что процесс реорганизации образовательных организаций различных типов с разной степенью интенсивности и масштабов продолжается в регионах, о чём также свидетельствуют и происходящие в Амурской области в последние три года события, эта тема является весьма актуальной. Под реструктуризацией сети общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, понимается оптимизация системы образования, обеспечивающая повышение качества образования за счёт более эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов на основе их концентрации и кооперации.
Создание эффективной системы управления.docx
Набока Ирина Владимировна, директор МОАУ «Юкталинская СОШ» Создание эффективной системы управления образовательной организацией  в условиях оптимизации (реструктуризации)  малокомплектных сельских школ Амурской области    Набока   Ирина   Владимировна, директор Муниципального общеобразовательного   автономного учреждения   «Юкталинская   средняя общеобразовательная школа» Тындинского района   В   последние   годы   в   системе   образования   Российской   Федерации   происходят многочисленные   и   разнонаправленные   модернизационные   процессы   как   в   вопросах собственно   содержания   образования,   так   и   в   сфере   организационно­финансового обеспечения деятельности образовательных организаций. Последние нацелены, в первую очередь, на повышение эффективности расходования бюджетных средств. Наиболее распространённым и проверенным с точки зрения практики применения способом   решения   этой   задачи   является   реструктуризация   сети   образовательных организаций,   которая   осуществляется,   в   том   числе,   в   форме   реорганизации образовательных организаций. Учитывая,   что   процесс   реорганизации   образовательных   организаций   различных типов с разной степенью интенсивности и масштабов продолжается в регионах, о чём также   свидетельствуют   и   происходящие   в   Амурской   области   в   последние   три   года события, эта тема является весьма актуальной. Под реструктуризацией сети общеобразовательных организаций, расположенных в сельской   местности,   понимается   оптимизация   системы   образования,   обеспечивающая повышение   качества   образования   за   счёт   более   эффективного   использования материально­технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов на основе их концентрации и кооперации. Процессы реструктуризации сети образовательных организаций Амурской области актуальны по следующим причинам: ­   произошедшие   изменения   в   образовании   в   соответствии   с   основными направлениями   Концепции   модернизации   российского   образования   (Модернизация системы   образования   Тындинского   района   отразилась   на   системе   воспитания   и дополнительного образования детей. В настоящее время дополнительное образование детей   осуществляется   на   базе   общеобразовательных   учреждений   района   (в   рамках мероприятий по оптимизации сети образовательных учреждений района ликвидировано муниципальное   образовательное   учреждение   дополнительного   образования   детей «Центр детского творчества»). Охват детей дополнительным образованием составляет 1181 человек (69,5%); ­   демографическая   ситуация   в   Амурской   области,   связанная   с   сокращением рождаемости и уменьшением числа детей школьного возраста; ­ недофинансирование образования и стремление регионального и муниципальных органов управления образованием объединить ресурсы для достижения образовательных целей; ­   рост   расходов   на   содержание   одного   обучающегося,   особенно   в   сельской местности. ­ отсутствие квалифицированных педагогических кадров в сельских территориях. Набока Ирина Владимировна, директор МОАУ «Юкталинская СОШ» Таким   образом,   актуальность   данного   вида   деятельности   детерминирована необходимостью   создания   эффективной   системы   управления   образовательной организацией   в   условиях   оптимизации   (реструктуризации)   сельских   школ   Амурской области. Цели оптимизации: стратегические: ­ повышение доступности и качества предоставляемых населению образовательных услуг начального, основного и среднего общего образования; ­ повышение степени удовлетворённости образовательными услугами обучающихся и их родителей (законных представителей); ­   удовлетворённость   педагогических   работников   системой   управления   филиалами (структурными подразделениями) в условиях реструктуризации;  ­ снижение уровня миграции из малочисленных сельских поселений Амурской области. тактические: ­   повышение   эффективности   управления   образовательной   организацией   в   условиях оптимизации (реструктуризации) сельских школ Амурской области. Задачи:   кадров,   контингента, ­   организовать   мониторинг   инфраструктуры, образовательных услуг в филиалах (структурных подразделениях); ­ спрогнозировать качественные и количественные изменения в филиалах (структурных подразделениях) образовательной организации; ­   разработать   систему   эффективного   управления   образовательной   организацией   в условиях оптимизации (реструктуризации) сельских школ; ­ внедрить систему эффективного управления образовательной организацией в условиях оптимизации (реструктуризации) сельских школ; ­   создать   единую   образовательную   среду   образовательной   организации   с   учётом присоединения филиалов (структурных подразделений).   качества В связи с вышеуказанными целями и задачами возникает возможность создания и внедрения системы эффективного управления образовательной организацией в условиях оптимизации (реструктуризации) сельских школ Амурской области. Такая практика на сегодняшний день имеет место также и в ряде образовательных организаций Тындинского района   (МОАУ   «Первомайская   СОШ»,   МОБУ   «Дипкунская   СОШ»,   МОКУ «Хорогочинская СОШ», МОКУ «Олёкминская СОШ» и др.). Описание проблемной ситуации Прогноз   состояния   сферы   образования   Амурской   области   базируется   на демографических   прогнозах   количества   детей   дошкольного,   школьного   возраста   и молодёжи, на прогнозах развития экономики, рынка труда, технологий, представленных в Стратегии   социально­экономического   развития   Амурской   области   на   период   до   2025 года, утверждённой постановлением Правительства Амурской области от 13 июля 2012 г. № 380. В   результате   реструктуризации     к   началу   2014/2015   учебного   года   число   школ снизилось на 29 и составило 343 образовательных организаций, в том числе 3 начальные школы, 39 основных, 294 средних (из них – 6 гимназий, 2 лицея), 3 негосударственных образовательных организаций (из них 1 гимназия), 4 вечерних (сменных) школы. Особенностью   амурской   системы   образования   является   преобладание   сельских школ (72%), причём 67% из них являются малокомплектными, над городскими (28%). В состав педагогического корпуса образовательных организаций входит 9407 руководящих и педагогических работников, в том числе 8243 педагогических работника, из которых 7248 – учителя. Набока Ирина Владимировна, директор МОАУ «Юкталинская СОШ» Численность обучающихся, приходящихся на одного учителя, в городе выше в два раза, чем в сельской местности. Снижение значения показателя в сельской местности (2013г.  –  32249,   2014г.–  31526)   связано   с   общеобластными   тенденциями   снижения численности   сельского   населения,   концентрацией   населения   преимущественно   в городской местности, где произошло увеличение данного показателя с 57839 человек в 2013 году до 59028 человек в 2014 году. В 2014/2015 учебном году оставалось ненормативным соотношение учитель­ученик вследствие  низкой наполняемости классов (12 учеников на 1 учителя по области, целевое значение – 15). Самые низкие показатели по области в Ивановском районе – 4,29 (2012г.– 5,97), Тындинском – 7,82 (2012г.– 6,77), Свободненском – 7,04.  Статистические   данные   свидетельствуют   о   том,   что   снижение   количества обучающихся в образовательных организациях продолжается. Данные статистики министерства образования и науки Амурской области по факту педагогических   вакансий   позволяют   сделать   вывод   о   том,   что   предоставление образовательных услуг по математике, информатике, физике, истории, обществознанию, английскому языку и другим предметам даже на уровне стандарта в ряде территорий региона становится невозможным из­за отсутствия квалифицированных кадров на селе. Актуальным является процесс старения педагогических кадров. Педагогов пенсионного возраста в целом по области – 15%, из них в сельских территориях – 42%. Уменьшается количество   молодых   специалистов   в   сельских   школах.   Уровень   обновления педагогических кадров низкий. За   последние   годы   значительные   объёмы   государственных   финансовых   вливаний позволили отрасли образования выйти на совершенно новый, качественный этап развития. Пополнены материально­технические базы образовательных организаций компьютерным и спортивным   оборудованием,   увеличились   фонды   школьных   библиотек.   Обновлено технологическое   оборудование   школьных   столовых.   Улучшена   инфраструктура   школ. Однако     массовая   доля   такого   пополнения   произошла   в   крупных   образовательных организациях. Уровень обеспечения малокомплектных сельских школ остаётся низким. (В 2014   году   школы   Тындинского   района   получили   2   специализированных   кабинета,   20 автоматизированных   рабочих   мест   учителя,   оборудование   для   ресурсного   центра, оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации – 10 комплектов. Показатель   обеспеченности   компьютерным   оборудованием   –   4   обучающихся   на   1 компьютер). Из   всего   вышеперечисленного   обозначились   причины,   обусловливающие необходимость   осуществления   мер   по   реструктуризации   сети   образовательных организаций в Амурской области. Реструктуризация сети образовательных организаций Амурской области проводится по следующим основным направлениям: ­   преобразование   малочисленных   начальных   или   основных   общеобразовательных школ   в   филиалы   образовательных   организаций   основного   или   среднего   общего образования (в 2014 году – 23); ­ реорганизация общеобразовательных учреждений среднего общего образования с контингентом   обучающихся   100   и   менее   человек   в   образовательные   организации основного общего образования (в 2014 году – 5); ­ реорганизация в форме ликвидации (в 2014 году – 1); ­ создание базовых (опорных) школ, информационно­ресурсных и социокультурных центров. Набока Ирина Владимировна, директор МОАУ «Юкталинская СОШ» В   2014   году   темпы   реструктуризации   образовательных   организаций   превысили темпы сокращения контингента обучающихся: контингент учеников сократился на 1%, количество школ – на 6%. В результате реструктуризации малокомплектных сельских школ в муниципальных образованиях Амурской области формируются образовательные организации, имеющие несколько филиалов (структурных подразделений) на удалённом расстоянии от базовой школы,   осуществляющих   образовательную   деятельность   по   разным   направлениям: дошкольное общее, начальное общее, основное общее, среднее общее, дополнительное образование.  В филиалах, присоединённых   к базовой школе, проведена оптимизация штатного расписания:   сокращены   должности   административно­управленческого   персонала. Управление   филиалами   осуществляется   административно­управленческим   персоналом базовой школы.  Под   управлением   понимается   систематическое   воздействие   субъекта управленческой деятельности (одного человека, группы лиц или специального созданного органа) на социальный объект, в качестве которого может выступать общество в   целом,   его   отдельная   сфера   (например,   экономическая   или   социальная),   отдельная организация, с тем, чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, динамическое равновесие с окружающей средой и достижение намеченной цели. Управление   образовательной   организацией   в   условиях   оптимизации   если   задействованы   следующие   механизмы:   ресурсный, (реструктуризации) административный, социально­педагогический, психолого­педагогический, мониторинговый.   организационно­управленческий,   нормативный,  возможно, Перечисленные   механизмы   представляют   собой   систему   управления образовательной организацией в новых условиях – реструктуризации. Она основана на принципах открытости, целенаправленности, целостности, функциональности.  Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона № 273­ФЗ образовательная организация реорганизуется   или   ликвидируется   в   порядке,   установленном   гражданским законодательством,   с   учётом   особенностей,   предусмотренных   законодательством   об образовании. Экспериментальная работа по оптимизации началась с 2013 года на базе сельских образовательных учреждений Тындинского района.   Оптимизация  (реструктуризация) запланирована «Дорожной картой» в несколько этапов (2013­2017гг.). Мы предлагаем поэтапное (в течение года: сентябрь 2014 – декабрь 2015 года) внедрение   системы   управления   образовательной   организацией   в   условиях реорганизации. На   первом   этапе  –   диагностическом   (сентябрь   –   декабрь   2014   года) разрабатываются   теоретические   положения   системы   управления   образовательной организацией в процессе её реструктуризации. Изучаются особенности базовой школы и филиалов (структурных подразделений), выявляются факторы, влияющие на управление образовательной организацией, проводится мониторинг. Цель мониторинга: ­ создать банк информации (сбор, анализ систематизация опыта работы сельской базовой   школы   по   вопросам   организации   качественного   учебно­воспитательного процесса); ­   подвести   итоги   (показатели   распределения   выпускников   образовательной организации;   материально­техническая   база;   тип   населённого   пункта,   в   котором расположено образовательное учреждение; информация об организационных изменениях, произошедших в отчётном периоде (при наличии); Набока Ирина Владимировна, директор МОАУ «Юкталинская СОШ» ­   наметить   перспективу   (методическая   работа   и   деятельность   по   повышению профессиональной компетенции педагогических кадров; формированию информационной среды;   улучшение   условий   труда   педагогических   работников,   укрепление   имиджа профессии;   апробация   новых   вариантов   организации   предпрофильной   подготовки   и профильного   обучения   учащихся   с   использованием   технологии   дистанционного обучения). ­ определить направление в деятельности руководителя(гибкость и адаптивность деятельности   в   соответствии   с   изменяющейся   целевой   ориентацией   системы   общего образования). Информационный   мониторинг   количественного   и   качественного   состава педагогических кадров филиала (структурного подразделения)  По общей численности: из них по уровням обучения:  педагоги, осуществляющие преподавание на уровне  ­ начального общего образования, ­ на уровне основного общего образования,  ­ на уровне среднего общего образования; Из них, осуществляющие внутреннее совмещение:  По возрасту: ­ из них пенсионного возраста ­ из них предпенсионного возраста ­ из них молодые специалисты  По педагогическому стажу  По уровню образования  По уровню квалификации и наличию званий  По использованию инновационных педагогических технологий Информационный   мониторинг (структурного подразделения)  По структуре контингента:  ­ общее количество обучающихся   контингента   обучающихся   филиала Из них на уровне ­  начального общего образования; ­ основного общего образования;  ­ среднего общего образования;  ­ общее количество классов;   ­ количество общеобразовательных классов; ­ средняя наполняемость общеобразовательных классов; ­ количество обучающихся с ОВЗ; ­ количество обучающихся специально­коррекционного обучения VII вида; ­ количество обучающихся специально­коррекционного обучения VIII вида По социальному составу семей обучающихся:  ­ обучающиеся, проживающие в полных семьях; ­ обучающиеся, проживающие в неполных семьях; ­ обучающиеся, проживающие в многодетных семьях; ­ обучающиеся, находящиеся под опекой; ­ обучающиеся, проживающие в семьях служащих;  ­ обучающиеся, проживающие в семьях предпринимателей;  ­ обучающиеся, проживающие в семьях рабочих; ­ обучающиеся, проживающие в семьях интеллигенции; Набока Ирина Владимировна, директор МОАУ «Юкталинская СОШ» ­ обучающиеся, проживающие в семьях безработных. Информационный   мониторинг   инфраструктуры     филиала   (структурного подразделения)  Площадь территории (кв.м)  Наличие и соответствие нормам СанПин: ­ зон отдыха ­ безбарьерной среды ­ пришкольного участка, сада (площадь, кв.м) ­ открытой спортивной  и игровой площадки для занятий спортивными играми и лёгкой атлетикой  (площадь, кв.м) ­ ограждения школьной территории ­ здание школы: количество этажей ­ общая площадь здания  ­ столовой с обеденным залом (количество посадочных мест) ­ лицензированного медицинского кабинета ­ внутренних туалетов ­ спортивных залов (количество, площадь, кв.м) ­ раздевалок и душевых в них ­ гардероба для обучающихся ­ библиотеки (информационно­библиотечного центра) ­ актового зала ­ противопожарной сигнализации ­ внутреннего/внешнего видеонаблюдения ­ количество учебных кабинетов /общая площадь учебных кабинетов ­ имущественный комплекс ­ наличие/количество компьютерных классов ­ наличие доступа к сети Интернет/скорость ­ наличие локальной сети ­ количество кабинетов, оснащённых автоматизированными рабочими местами учителя ­ количество компьютеров, используемых в учебном процессе ­ количество интерактивных досок ­ наличие предметных лабораторий Информационный мониторинг качества образования в филиале (структурном подразделении) Показатели сбора информации о качестве образования:  итоги промежуточной аттестации обучающихся по предметам на уровнях начального   общего   образования,   основного   общего   образования,   среднего   общего образования:  итоги регионального мониторинга по предметам; итоги   основного   государственного   экзамена,   итоги   ЕГЭ;   система   оценки ­ % качества знаний по предметам; ­ % успеваемости по предметам;   качества образования;  олимпиады школьников;   На втором  этапе – организационном (январь – июнь 2015 года) разрабатываются основные   документы,   обеспечивающие   переход   на   новый   уровень   управления итоги   участия   обучающихся   в   муниципальном,   региональном   этапе результаты контрольных срезов знаний обучающихся; количество обучающихся, занятых во внеурочной деятельности Набока Ирина Владимировна, директор МОАУ «Юкталинская СОШ» образовательной   организацией:   Положение   о   филиале,   Положение   об   Управляющем совете,   план   финансово­хозяйственной   деятельности   (ПФХД),   штатное   расписание, единый учебно­воспитательный план. Теоретический аспект исследования на этом этапе представляет   собой   разработку   основных   положений   концепции   управления образовательной организацией в процессе реструктуризации.  Система   эффективного   управления   образовательной   организацией   в   условиях оптимизации   (реструктуризации)   определяет   каждому   структурному   подразделению процессы, соотнесённые с целями, задачами и результатами, в которых оно занято, что приводит   к   чёткому   взаимодействию   всех   филиалов   (структурных   подразделений)   с базовой школой в достижении основной цели и обеспечивает качество управленческого процесса. Такая   взаимосвязь   позволяет   определить   функции   филиалов   (структурных подразделений) и смоделировать управление образовательной организацией с позиций процессного   подхода:   управление   на   основе   стратегического,   тактического   и операционного управления. Управленческая   система   образовательной   организации   представлена структурными элементами, каждый из которых имеет свою зону ответственности. Тактическое управление осуществляется Учредителем. Ответственным   за   результаты   стратегического   управления   является   единый Управляющий совет образовательной организации и директор, координирующий работу всех структурных подразделений. В состав Управляющего совета входят: 1. Избранные члены от базовой школы и филиалов (структурных подразделений):  ­ от родителей (законных представителей) обучающихся; ­ от педагогических работников школы; ­ от старшеклассников. 2. Директор школы (по должности) и делегированный представитель учредителя Количество членов Управляющего совета составляет не менее 11 и не более 25 человек.  За   качество   операционного   управления   несут   ответственность   координатор филиала   (структурного   подразделения),   работающий   в   тесной   взаимосвязи   с заместителями директора базовой школы, обеспечивающими  оперативное управление образовательным   процессом   и   реализующими   основные   управленческие   функции (анализ,   планирование,   организацию   общественного   контроля,   самоконтроля, регулирование   деятельности   педагогического   процесса   и   т.п.)   над   педагогическим коллективом, обучающимися и родителями (законными представителями). Представители   педагогической,   родительской   и   ученической   общественности школы играют важную роль в аудите образовательного процесса. Предметом для экспертизы и контроля может быть: ­ соблюдение прав участников образовательного процесса; ­ качество образования; ­ качество условий организации образовательного процесса; ­ содержание инновационных программ; ­   работа   подразделений   организаций   общественного   питания   и   медицинских учреждений; ­ создание здоровых и безопасных условий обучения и воспитания; ­ соблюдение требований к приёму в школу и переводу; ­ предоставление учащимся дополнительных льгот, положенных по закону. Набока Ирина Владимировна, директор МОАУ «Юкталинская СОШ» Педагогическая,   родительская   и   ученическая   Управляющего совета решает вопросы:   общественность   в   составе ­ установления режима занятий, в том числе продолжительности учебной недели (пятидневная или шестидневная), времени начала и окончания занятий; ­ введения (отмены) единой формы одежды учащихся; ­ изменения и дополнения правил внутреннего распорядка.  В   процессе   операционного   управления   особое   внимание   уделено   единому штатному   расписанию,   обновлению   нормативно­правовой   базы,   корректировке   плана финансово­хозяйственной   деятельности,   составлению   единого   плана   учебно­ воспитательной   работы,   а   также   перспективным   задачам   их   дальнейшего совершенствования.  Ведущее   место   в   системе   эффективного   управления   образовательной организацией   принадлежит   созданию   единой   развивающей   образовательной   среды,   в наибольшей степени отвечающей задаче повышения качества образования, что, в свою очередь,   повышает   конкурентоспособность   школы   в   современном   образовательном пространстве. На третьем этапе  – практическом (июнь – сентябрь 2015 года)  определена целевая   функция,   вынесенная   в   название   выпускной   работы,   подразумевающая эффективную совместную управленческую деятельность (аналитико­прогностическую, организационно­техническую, административно­хозяйственную) административно­управленческого персонала (АУП). ресурсную,     Практический этап предполагает функциональную деятельность АУП:  1. Доклад   (по   телефону,   по   скайпу)   координатора   руководителю образовательной организации (ежедневно, к 17.00.) о состоянии текущих дел   в филиале (структурном подразделении). 2. Присутствие   координатора   на   административных   совещаниях   при руководителе образовательной организации (1 раз в неделю) по утверждённому графику. 3. Выезд руководителя образовательной организации в филиал (2 раза в месяц) с   целью   осуществления   текущего   контроля   деятельности   филиала   по   организации учебно­воспитательного процесса, трудовой дисциплины, встреч по личным вопросам с работниками филиала. 4. Выезд в филиал заместителя директора по УВР по текущему графику (1 раз в неделю)   для   посещения   учебных   занятий,   сбора   информации   о   состоянии   процесса преподавания   учебных   дисциплин,   посещения   внеурочных   занятий,   контроля   за реализацией воспитательной компоненты. 5.   Выезд   в   филиал   заместителя   директора   по   АХЧ   (1   раз   в   неделю)   по утверждённому графику с целью осуществления контроля за состоянием хозяйственной деятельности   в   филиале,   организации   питания   обучающихся,   сбора   информации   о необходимом текущем ремонте. 6. Целевое планирование деятельности образовательной организации в целом на неделю (недельный план работы) на административных совещаниях при руководителе образовательной организации. 7. Заседание Управляющего совета образовательной организации (1 раз в три месяца)с   целью   осуществления   контроля   и   защиты   прав   всех   участников образовательного   процесса;   утверждения   стимулирующих   выплат   педагогическим работникам   образовательной   организации,   контроля   за   соблюдением   здоровых   и безопасных условий обучения и воспитания в образовательной организации. Набока Ирина Владимировна, директор МОАУ «Юкталинская СОШ» На   четвёртом   этапе  –   аналитическом     (сентябрь     –   декабрь   2015   года) организован анализ эффективности системы управления образовательной организацией в условиях оптимизации (реструктуризации) сельских школ в рамках  мониторинга.  Комплексный   набор   критериев   эффективности   системы   управления  Эффективность   системы   управления   должна   оцениваться   на   стадии проектирования,   при   анализе   систем   управления   действующих   организаций   для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления.    формируется с учётом двух направлений оценки её функционирования:   ­ по степени соответствия достигаемых результатов установленным целям;    ­   по   степени   соответствия   процесса   функционирования   системы   объективным требованиям к его содержанию организации и результатам.    Критерием эффективности при сравнении различных вариантов организационной структуры служит возможность наиболее полного и устойчивого достижения конечных целей системы управления при относительно меньших затратах на её функционирование.    Часто   вместо   методов   используется   экспертная   оценка   организационно­ технического уровня анализируемой и проектируемой системы, а также отдельных её подсистем и принимаемых проектных и плановых решений, или комплексная оценка системы   управления,   основанная   на   использовании   количественно­качественного подхода,   позволяющего   оценивать   эффективность   управления   по   значительной совокупности факторов. В   рамках   организационной     структуры   управления   (ОСУ)   протекает   весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвует  весь административно­управленческий персонал.  Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво   обеспечивающих   функционирование   и   развитие взаимосвязанных   элементов, образовательной  организации  как  единого  целого,  в  рамках  которой  осуществляется процесс   управления   по   соответствующим   функциям,   направленным   на   решение поставленных   задач   и   достижение   намеченных   целей.   С   этих   позиций   структура управления представлена схемой управления (Схема 1). Проектируемая   система   эффективного   управления   образовательной организацией с присоединёнными к ней филиалами (структурными подразделениями) требует качественного кадрового обеспечения, которое в большей степени зависит от квалификации исполнителей управленческих функций. В   идеале   к   управлению   должны   быть   привлечены   высококвалифицированные специалисты, имеющие опыт управленческой работы в педагогическом коллективе.  Реально   в   филиалах   уже   произошла   (или   произойдёт)   оптимизация   штатного расписания,   из   которого   выведены   (будут   выведены)   должности   руководителя присоединяемой   школы   (школ),   заместителя   руководителя   по   УВР,   заместителя директора по ВР. Штат состоит из имеющихся в филиале (филиалах) педагогических работников   и   прочего   персонала.   Таким   образом,   происходит   расширение управленческих   функций   директора,   заместителя   директора   по   УВР,   заместителя директора   по   АХЧ.   В   филиалах   образовательной   организации   необходимы координаторы, назначенные  директором школы  из  числа  педагогических работников, соответствующие предъявляемым требованиям. Директор образовательной организации:  Определяет   стратегию,   цели   и   задачи   развития   филиалов   в   составе образовательной   организации,   принимает   решения   о   программном   планировании   их работы, участии в различных программах и проектах. Набока Ирина Владимировна, директор МОАУ «Юкталинская СОШ»  Обеспечивает   соблюдение   требований,   предъявляемых   к   условиям образовательного   процесса,   образовательным   программам,   результатам   деятельности филиалов и к качеству образования, повышение качества образования в филиалах и образовательной организации в целом.   Совместно   с   УС   образовательной   организации   осуществляет   разработку, утверждение   и   реализацию   программ   развития   образовательной   организации, образовательной   программы,   учебных   планов,   учебных   программ   курсов,   дисциплин, годовых   календарных   учебных   графиков,   устава   и   правил   внутреннего   трудового распорядка образовательной организации.    Создаёт   условия   для   внедрения   инноваций,   обеспечивает   формирование   и реализацию   инициатив   работников   филиалов,   направленных   на   улучшение   работы   и повышение   качества   образования,   поддерживает   благоприятный   морально­ психологический климат в коллективах.   Обеспечивает   установление   заработной   платы   работников,   в   том   числе стимулирующей части (надбавок, доплат к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников), выплату в полном размере причитающейся работникам заработной   платы   в   сроки,   установленные   коллективным   договором,   правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.  Обеспечивает   формирование   резерва   кадров   в   образовательной   организации   в целях замещения вакантных должностей в филиалах.   Организует реализацию мер по повышению мотивации работников филиалов к качественному   труду,   в   том   числе   на   основе   их   материального   стимулирования,   по повышению   престижности   педагогического   труда,   рационализации   управления   и укреплению трудовой дисциплины. Заместитель директора по УВР:  Осуществляет контроль за качеством образовательного (учебно­воспитательного) процесса     в   организации,   объективностью   оценки   результатов   образовательной деятельности обучающихся, работой кружков и факультативов, обеспечением уровня подготовки   обучающихся,   соответствующего   требованиям   федеральных государственных образовательных стандартов.  Оказывает   помощь   педагогическим   работникам   организации   в   освоении   и применении инновационных программ и технологий.  Участвует   в   подборе   и   расстановке   педагогических   кадров   в   филиалах, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства.  Обеспечивает своевременное обобщение представленной отчётной документации, подготовленной координаторами филиалов.  Выезжает   в  филиалы  по  текущему  графику   осуществления   контроля  с   целью проверки школьной документации (классные журналы, журналы инструктажей, журналы кружковой работы и т.д.), посещения учебных занятий, проведения административных и методических совещаний с педагогическими работниками.  Определяет   необходимость   оснащения   мастерских,   учебных   кабинетов современным   оборудованием,   наглядными   пособиями,   техническими   средствами обучения и  электронными образовательными ресурсами. Координатор филиала (структурного подразделения):  Осуществляет     оперативное   регулирование   организации   образовательного процесса и других видов деятельности в филиале в соответствии с образовательной программой образовательной организации.   Координирует деятельность педагогических работников по выполнению учебных (образовательных) планов и программ. Набока Ирина Владимировна, директор МОАУ «Юкталинская СОШ»  Участвует в комплектовании контингента обучающихся филиала   и принимает меры по его сохранению, участвует в составлении расписания учебных занятий и других видов деятельности обучающихся.  Вносит   предложения   по   совершенствованию   образовательного   процесса   и управления филиалом (структурным подразделением).   Участвует в подборе и расстановке педагогических и иных кадров.  Обеспечивает   своевременное   составление   установленной   отчётной документации.  Предоставляет   отчётную   документацию   о   состоянии   учебно­воспитательного процесса директору образовательной организации, по организации учебного процесса – заместителю директора по УВР.  Осуществляет контроль за ведением классных журналов, проверку дневников, тетрадей и личных дел обучающихся.  Обеспечивает  учёт и  сохранность  учебно­материальной  базы,  учёт и  хранение документации; ведёт журнал замены уроков и табель рабочего времени.  Осуществляет контроль за состоянием медицинского обслуживания и питания обучающихся.  Предоставляет заявки на хозяйственные нужды филиала, сведения о состоянии хозяйственной деятельности заместителю директора по АХЧ. Финансовое обеспечение созданной в результате реорганизации организации будет осуществляться   в   пределах   средств,   выделяемых   из   федерального,   регионального   и районного бюджетов. Источником   внебюджетных   средств   является   заказчик   образовательных   услуг. Дополнительно источником финансирования  могут служить средства муниципальных целевых   программ   (муниципальная   программа   «Развитие   системы   образования Тындинского   района   на   2014­2020   годы»   (прогнозируемый   объём   финансового обеспечения программы составит –  350615,9 тыс. рублей)¹. На первом этапе внедрения определены затраты, расходы и доходы при достижении стратегических целей. Социально­образовательная значимость реорганизации определяется следующим:  обучающиеся получат возможность реализовать свои образовательные запросы в области   дошкольного   образования   (разработана   программа   преемственности образования,   программа   развития   образованного   учреждения),   предпрофильной   и профильной   подготовки; обучающиеся   получат   дополнительные   возможности   в   реализации   своих интересов средствами внеурочной деятельности; обучающиеся    получат   возможность   непрерывного   образования   в   одном объединение   обеспечит   организационно­экономические   механизмы   развития новой образовательной организации;  создание образовательного комплекса позволит удовлетворить образовательные потребности в дошкольном, начальном, общем, среднем, профильном, дополнительном образовании.   Структурные   изменения   образовательного   процесса   позволят оптимизировать кадровый потенциал всех образовательных учреждений.      образовательном учреждении;   педагогической нагрузки;  повышения их качества; педагоги   сохранят   рабочие   места   и   получат   возможность   увеличения родители получат возможность выбора дополнительных образовательных услуг и Набока Ирина Владимировна, директор МОАУ «Юкталинская СОШ» При оптимизации (реструктуризации) может возникнуть ряд препятствий и рисков (Таблица 1). Работа по управлению рисками – это комплекс мероприятий, направленный на снижение влияния различных негативных факторов. Начиная работу по оптимизации сети   школ   необходимо   чётко   обосновать   необходимость   структурных   изменений, проводить   разъяснительную   работу   с   населением,   обеспечить   профессиональную подготовку руководящих кадров. Большое значение при работе по минимизации рисков имеет   планирование   кадровой   политики   с   учётом   возрастных   характеристик педагогических  работников,   разработка   и  осуществление  комплекса   мероприятий   по обеспечению   безопасности   школьных   перевозок,   организация   психолого­ педагогического сопровождения обучающихся на этапе адаптации при реорганизации образовательных   организаций.   Дополнительные   затраты,   связанные   с   процессом оптимизации, должны найти отражение в областном и муниципальных бюджетах. Управление   сельской   школой   в   процессе   её   реструктуризации   будет результативным, если:   определены особенности сельской школы на современном этапе её развития;   выявлены   и   проанализированы   проблемы   управления   сельской   школой   на современном этапе развития общества;   выявлены   факторы,   влияющие   на   управление   сельской   школой   в   процессе   её реструктуризации;   разработаны   организационно­педагогические   условия   управления   деятельностью различных видов сельских школ в процессе реструктуризации. Ожидаемые результаты: оптимизация   образовательного   пространства   района   через   создание   единого образовательного   комплекса,   реализующего   разные   виды   образовательных   программ дошкольного и школьного обучения, предоставляемых с учётом потребностей сельских поселений;  увеличение   эффективности   использования   материальных,   административно­ хозяйственных и педагогических ресурсов;   создание единой развивающей образовательной среды;  образование и включение в инфраструктуру образовательного комплекса  новых составляющих   (дистанционное   обучение,   сетевые   ресурсные   центры,   а   также дистанционное, специальное или инклюзивное обучение, поддержка в профессиональной ориентации детей­инвалидов);  расширение возможностей обеспечения индивидуализации обучения;  широкое   использование   возможностей   для   развития   научно­практической деятельности обучающихся на всех уровнях образования;  расширение   возможностей   организации   внеурочной,   внеклассной   работы, дополнительного образования; повышение   комфортности   получения   образовательных   услуг   обучающимися   на всех уровнях дошкольного и школьного  образования; приведение   в   соответствие   с   нормативными   требованиями   комплектования образовательных организаций; более рациональное использование финансовых ресурсов; рациональное использование площадей зданий и прилегающих территорий, в том числе увеличение площади используемых помещений для дополнительного образования, внеурочной   деятельности   с   целью   индивидуализации   образовательного   процесса, повышения эффективности воспитательного процесса. Набока Ирина Владимировна, директор МОАУ «Юкталинская СОШ» Воздействие   реструктуризации   на   важные   социальные   и   демографические показатели   в   целом   незначительно.   Это   отчасти   объясняется   тем,   что   школа   как институт и меры по его развитию влияют на жизнь социального места двояко, и эти эффекты   «гасят»   друг   друга.   Лучшее   школьное   образование,   благодаря   мерам реструктуризации, с одной стороны, повышает шансы молодёжи на трудоустройство в крупных городах, заставляя признавать, что хорошая школа тем самым способствует отъезду   молодых   людей   из   села.   С   другой   стороны,   «хорошая»   школа   является фактором, тормозящим отъезд из сельских мест семей с соответствующими ресурсами мобильности, а плохая школа или её отсутствие – фактором, ведущим к отъезду семей с детьми. Концентрация   образовательных   ресурсов   приводит   к   их   перераспределению между   различными   поселениями,   и   это   не   может   не   сказываться   на   отношении   их жителей   к   мерам   реструктуризации.   В   наиболее   выигрышной   позиции   оказывается большое  село  с  хорошо оснащённой большой  школой.  Как показал  массовый  опрос, население   этих   поселений   чувствует   себя   в   наибольшей   степени   выигравшим   от процесса реструктуризации, или, как оно её понимает, – от хорошего оснащения школы, наличия профилей, лучших, по его мнению, возможностей поступления в вуз. В малых сёлах настроения жителей, напротив, наиболее пессимистичны, так как эффекты  реструктуризации  им не столь  очевидны. Для малых сёл – это понижение статуса школы с перспективой её полного закрытия, которое накладывается на наиболее неблагополучное экономическое положение села, по сути, его скорое вымирание.  Основной   замысел   заключается   в   поиске   и   обосновании   теоретических   основ   и практического   решения   проблем   эффективного   управления   образовательной организацией в условиях реструктуризации сельских общеобразовательных учреждений. Изменение   статуса   сельской   школы,   превращение   её   в  системообразующий  фактор сельского   социума   делает   её   адекватной   новой   социально­экономической   ситуации   в России. Эффективная   система   управления   образовательной   организацией   в   условиях оптимизации   (реструктуризации)   сельских   школ   –   это   система   взаимодействия многообразных государственных институтов, учреждений образования и общественных групп социального сообщества, которое позволяет находить цивилизованные способы решения как проблем образования в сельской школе, так и, в целом,  проблем жизни на селе;   целью   развития   управленческого   воздействия   в   решении   проблем   устойчивого развития образования на селе является установление соответствия между социальными требованиями к личностям управленцев в их совместной деятельности и недостаточном уровне  готовности  к   выполнению  профессиональных   и   должностных   функций   в условиях модернизации образования, связанных с изменениями в системе образования страны.  Эффективная   система   управления   проявляется   и   в   самоуправлении,   и   в административном   управлении.   Признаком   эффективности   управления     является наличие общей для всех цели, которая подчиняет себе все другие цели (индивидуальные, групповые). Следующим его признаком является системность. Иными словами, само управление   представляет   собой   систему,   оно   не   является   элементарной   суммой управляющих воздействий всех субъектов, а представляется как целостность. Курс на такое реформирование, когда создаются условия для производительной, созидательной   работы   для   каждого   сотрудника,   каждого   подразделения   за   счёт устранения работ и звеньев, ничего не дающих в общую копилку, является на сегодня наиболее   эффективным.   Очень   важно,   чтобы   процесс   реструктурирования   был,   в конечном   итоге,   направлен   на   то,   чтобы   не   только   каждое   звено   образовательной Набока Ирина Владимировна, директор МОАУ «Юкталинская СОШ» организации действовало продуктивно, но и на то, чтобы вся система была нацелена на получение максимального эффекта  мультипликации, то есть того эффекта, который невозможно получить каждому в отдельности, но реально достичь за счёт совместных усилий, организованных оптимальным образом. Схема 1 Набока Ирина Владимировна, директор МОАУ «Юкталинская СОШ» Набока Ирина Владимировна, директор МОАУ «Юкталинская СОШ» Таблица 1 Виды рисков Пути компенсации (минимизации) рисков Социально­психологический аспект ­ Процедура   открытого   конкурсного   отбора руководителей   структурного   подразделения (координаторов);  ­ разъяснительная работа по этапному переходу с обоснованием необходимых изменений; ­ планирование трудоустройства педагогов, учёт возрастных особенностей ­ Подготовка   руководителей   образовательных учреждений   к   работе   в   новых   условиях   (курсы повышения квалификации) ­ Разъяснительная работа с населением, проведение специальных   рекламных   компаний   (привлечение   к разъяснительной работе педагогов школ, в которых будет проходить обучение, депутатов); ­ проведение встреч с гражданами Педагогическая   и   психологическая   поддержка, хорошо спланированный адаптационный период 1.   Сопротивление   руководителей ОУ,   теряющих     статус,     а   также учителей, под   сокращение. попадающих   2. Неготовность руководителей ОУ к проведению изменений   Сопротивление   родительской 3. общественности проводимым мероприятиям   в   силу  сложившихся стереотипов общественного мнения   4. Сложности при вхождении детей в новый   ученический  коллектив   и, соответственно,   в  новую   систему норм и ценностей на уровне среднего общего образования 5.            Увеличение            маршрута школьников к месту учебы Доступ   к   разнообразным   образовательным ресурсам,   подбор   наиболее  квалифицированных кадров,       формирование           среды  общения, ориентирующей   на   продуктивное   познание, индивидуальная   и   коллективная   деятельность, самопроявление участников образовательного процесса Организационно­управленческий аспект всех           Неготовность управленческих кадров   решать   новые   задачи, связанные   с   работой   в   условиях единой   образовательной   среды; эффективности снижение образовательного   процесса, связанное отсутствием с административно­управленческого аппарата   в   филиале   (структурном подразделении) Возможность   резкого   прироста количества    и обучающихся Поддержание             оптимального баланса   целей,   средств   и   ме­   воспитанников   Обучение   руководителей   базовых   школ особенностям   управления   в   условиях   единой образовательной Подбор квалифицированных   кадров     –   руководителей филиалов (координаторов).  среды.     Среднесрочные   и долгосрочные демографические прогнозы  Распределение сфер ответственности,   влияние   на   педагогические координация и Набока Ирина Владимировна, директор МОАУ «Юкталинская СОШ» ханизмов,         реализуемых           на разных уровнях образования процессы родителей, работников ОО. Решение со­   проблем циальных   проблем   работников, профессионального   развития,   самореализации педагогических работников Ресурсно­технологический аспект Риски,   связанные   с   осуществлением подвоза детей: ­ опасность   маршрутов   подвоза детей   (в   осенне­весенний,     зимний периоды) Недостаток материально­технических ресурсов необходимых   ­   Поддержка   органов   власти   в   проведении комплекса мер, улучшающих ситуацию ­ Участие в программе «Школьный автобус» ­ Охрана детей в пути Рассмотрение   вопросов   обеспечения   материально­ техническими   ресурсами   филиалов   (структурных подразделений) Финансово­экономический аспект   Снижение экономической эффективности   в   связи   с эксплуатацией   зданий   с   низкой наполняемостью Передача   в   аренду   (по   согласованию   с Учредителем),   консервация   зданий,   создание новых моделей организаций

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"

Статья "Создание эффективной системы управления образовательной организацией"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018