«Семейные традиции древних славян»
методическая разработка занятия по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Мир вокруг нас»
Исмаилова Анжелика Валерьевна
педагог дополнительного образования
МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г.Юрги
Введение
«Семья – это та первичная среда, где человек должен учится творить добро».
В.А.Сухомлинский.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности. То, что ребёнок с детских лет приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни. Ведь главное в воспитании ребёнка в семье - это достижение душевного единения, нравственной связи родителей и детей.
В современном обществе проблемы воспитания приобретают особую актуальность.
Большую роль в формировании нравственной личности являются семейные традиции.
Краеведение, пожалуй, лучше всех других отраслей знания способствует
нравственно-патриотическому воспитанию детей. И знание своего края, его
прошлого и настоящего – верный путь к воспитанию патриотизма, формированию
гражданского самосознания. Национальные семейные традиции – это фундамент, на
котором строятся крепкие идейные и моральные ценности: идеалы, мировоззрения,
нормы, и правила человеческого поведения.
Возрождение и поддержка семейных традиций - необходимое условие духовного возрождения общества. То, что ребёнок с детских лет приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни. А система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время среди наиболее острых проблем выступает и проблема становления у младших школьников ценностного отношения к родной стране, к своей малой родине, семье. Поэтому важно с младшего школьного возраста развивать познавательный интерес к истории своего народа. Научить детей любить свою Родину как важную частицу своей страны – одна из важнейших задач педагогов, занимающихся краеведением.
Данное занятие является одним из цикла программы по краеведению детей младшего школьного возраста «Мир вокруг нас», которая создана и успешно реализуется в МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г.Юрги». Согласно программе в план мероприятий учреждения включены различные конкурсы, викторины, игры, способствующие развитию интереса желание обучающихся к изучению родного края.
План-конспект учебного занятия в объединении социально–гуманитарной направленности «Мир вокруг нас», раздел – «Моя семья – тепло родного очага», первого года обучения, направлен на воспитание у детей любви к родному краю, воспитание нравственных и духовных качеств личности.
Занятие «Семейные традиции древних славян» построено мною как тематическое и ориентировано на учащихся в возрасте 7-11 лет, первого года обучения. Рекомендуемый состав группы – от 11 до 15 человек.
Цель занятия: приобщение детей к истокам русской культуры средствами знакомства с традициями древних славян.
Задачи:
1.Познакомить детей с
традициями древних славян.
2.Воспитывать у детей любовь к родному краю.
3. Развивать у детей творческие способности.
Тип занятия. Занятие направлено на изучение нового материала.
Форма проведения занятия: групповая.
Основными методами занятия являются объяснения, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, диалогическое общение, наглядность и образность используемых материалов; эмоциональная насыщенность занятия, которая достигается благодаря использованию иллюстраций соответствующей тематики, музыки, литературы, наглядных пособий, настольные карточные игровые методики.
Занятие рассчитано на 1 академический час.
Оборудование и материалы:
• компьютер,
• бумага, цветные карандаши.
План мероприятия:
1.Подготовительный
2.Организационный
3.Ход мероприятия
4. Рефлексия.
5.Заключительный этап
Ход занятия «Семейные традиции древних славян»
Организационный момент
- Мы сегодня с вами отправимся в путешествие в глубь веков и познакомимся с семейными традициями древних славян.
Основная часть
-Хочу спросить у вас, ребята, как вы понимаете слово «Семья»? (ответы детей)
Это группа живущих вместе близких родственников;
Семья – это главное в жизни каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Что для вас семья? (ответы детей)
Почему семья нужна человеку? (Ответы детей)
У каждой семьи есть свои традиции.
Что такое семейные традиции? (Ответы детей)
В своем словаре, Даль дает определение традиции как информации, переходящей устно от одного поколения в другое, что уже принято в народе испокон веков!
-Кто из вас хочет рассказать о своей семье и о традициях в вашей семье?
Традиции, касающиеся отношений в одной семье совместная встреча праздников,ежедневный семейный ужин (обед), культурные походы, семейные советы,чтение книг всей семьей, семейное хобби, родословной (генеалогическое древо)
С древности у каждого народа, у каждой семьи были и есть свои традиции и обычаи. И сегодня мы с вами об этом поговорим, но прежде поиграем.
Динамическая пауза
Игра «Что вы знаете о старинных вещах?» Условия игры: Дети делятся на 2 команды. Каждая команда должна ответить на вопрос.
• Одежда на Руси у женщин (сарафан)
• Как называли жилище на Руси (изба)
• Кто оберегал русское жилище (домовой)
• Какая посуда была раньше (деревянная)
• Обувь в которой ходили летом (лапти)
• Обувь в которой ходили зимой (валенки)
А сейчас все внимание на экран. Презентация о семейных обычаях древних славян.
Наши предки жили большими семьями — обычно не меньше трех поколений под одной крышей: родители, дети, бабушки и дедушки. Порядок в такой «общине» сохранялся, только если каждый подчинялся негласным законам.
Старший из мужчин являлся главой семьи, в которой совместно жили и вели хозяйство не отделявшиеся от него сыновья со своими женами и детьми.
Исполнение семейных обязанностей – это тоже традиция.
Семья и труд связаны исторически. Самочувствие человека, его здоровье,
производительность труда напрямую зависят от качества семьи. В семье
закладываются основы усердия и трудолюбия.
Делами по дому распоряжалась старшая женщина в семье – «большуха», жена главы семьи. Она, как правило, ведала семейными запасами, хранила общесемейные деньги, следила за порядком в доме, распределяла работы среди женщин.
Мальчики с 7 лет начинали работать в поле и обучаться грамоте. Отец обучал сына ездить верхоми управлять лошадью, пасти стадо, пахать, боронить, молотить.
К пятнадцати годам сын превращался в главного
помощника отца, работающего наравне с ним. Девочки присматривали
за младшими братьями и сестрами, помогали матери по хозяйству, учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, прясть, плести из кудели
косы, украшения, шить головные уборы, готовить еду, воспитывать
младших братьев и сестер.
Постепенно к девочке приходило осознание того,
что она - будущая хозяйка, которая может выполнять всю женскую работу.
Таким образом, в крестьянских семьях вырастали «добры молодцы» - отцовы помощники, да «красны девицы» - умелицы – рукодельницы,
которые, взрослея, передавали мастерство своим детям и внукам.
Важные дела решались на семейных советах, где были даже малые дети. Они начинали подражать взрослым. Учились послушанию.
В честь рождения дитя — отец сажал дерево. Сильная семейная традиция. И что интересно: липу или березу. Дерево и человек «опекали» друг друга.
Слова «родной дом» воспринимались очень серьезно и шли наравне с понятиями «совесть», «Родина», «мать и отец». Обиженным богом и бобылем называли человека, не имеющего семьи.
Самое интересное: простая ругань в доме, а также зависть – считались большим грехом.
Семейные традиции и обычаи приходят к нам от дедов и отцов.Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.
Динамическая пауза
Игра «Поговорка» Условия игры: Дети делятся на 2 команды. Каждая команда должна подобрать из разрезанных карточек начало и конец поговорки и объясняет ее значение.
Без труда не выловишь рыбку из пруда.
Семь раз отмерь один раз отрежь.
Один в поле не воин.
На воре и шапка горит.
Не потопаешь – не полопаешь.
Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
Кто любит земле кланяться - без добычи не останется.
Вода на лугу - сено в стогу.
Практическая часть.
Вы сегодня многое узнали о традициях древних славян.
Предлагаю нарисовать рисунки на тему «Традиции в нашей семье»
Заключительная часть.
Молодцы, ребята! Все вы сегодня хорошо поработали. Давайте вместе подведем итоги, продолжив следующие выражения
Сегодня я узнал…
Было интересно…
У меня получилось …
Было трудно…
Я попробую…
Занятие дало мне для жизни…
Заключение
Занятие «Семейные традиции древних славян»
В ходе проведенного занятия дети узнали значение слова - традиция, познакомились с некоторыми семейными традициями древних славян, вспомнили и закрепили уже имеющиеся знания о бытовых условиях славянского народа.
Проявили заинтересованность и вовлечение в ходе занятия, дружно работали в команде, старались выслушивать мнения друг друга, уступали при необходимости, вели диалог. Проведенная работа в этом направлении позволила развить интерес и приобщила детей к духовно-нравственной традиции русского народа.
Список литературы
1. Умнов Г.Р. Свидетельствует время. – Кемерово, 1979. 143с.
2. Чабристова Е.В. Традиции русского народа. – Владимир, 2019. 128с.
3. Бакланова Т.И. Народная художественная культура. - М., 2000. 344с.
4. Михеева Л., Короткова М. Русские традиции и праздники. – М.: Дрофа – Плюс, 2007. 82с.
5. Карпова Е. Н. «В некотором царстве, в некотором государстве…» // Воспитание школьников. - 2004. - №1. 40с.
Тезисы
к методической разработке
занятия по дополнительной общеобразовательной общеравивающей
программе «Мир вокруг нас»
Исмаиловой Анжелики Валерьевны
педагог дополнительного образования
МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г.Юрги
Методическая разработка занятия по дополнительной общеобразовательной общеравивающей программе «Мой мир» социально педагогической направленности преднозначена для педагогов дополнительного образования.
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время среди наиболее острых проблем выступает и проблема становления у младших школьников ценностного отношения к родной стране, к своей малой родине, семье. Поэтому важно с младшего школьного возраста развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Занятие «Семейные традиции древних славян» построено мною как тематическое и ориентировано на учащихся в возрасте 7-11 лет, первого года обучения. Рекомендуемый состав группы – от 11 до 15 человек.
Целью занятия является: приобщение детей к истокам русской культуры средствами знакомства с традициями древних славян.
Занятие направлено на изучение нового материала.
Форма проведения занятия: групповая.
Основными методами занятия являются объяснения, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, диалогическое общение, наглядность и образность используемых материалов; эмоциональная насыщенность занятия, которая достигается благодаря использованию иллюстраций соответствующей тематики, музыки, литературы, наглядных пособий, настольные карточные игровые методики.
Занятие рассчитано на 1 академический час.
Выводы
Цель, указанная в методической разработке, считаю достигнутой.
Проведенная работа в этом направлении позволила развить интерес и приобщила детей к духовно-нравственной традиции русского народа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.