Методическая разработка "Папа, мама,я - читающая семья" составлена по произведениям Валентины Алексадровны Осеевой. В сценарии даны стихи,различные конкурсы по произведения В. Осеевой, которые учат к доброте и честности и вежливости.Мероприятие будет полезное как и для родителей, так и для детей начального звена.сценарий
Министерство образования и науки Российской Федераци4.docx
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования Кудымкарского муниципального района
МАОУ «Ошибская средняя общеобразовательная школа»
Семейный конкурс
«Папа, мама, я читающая семья»
Составитель :
Брагина Светлана Анатольевна
учитель начальных классов 2017
Папа, мама ,я – спортивная семья.
Цели:
пропагандировать семейное чтение как одно из условий воспитания
культурной,
личности;
воспитывать любовь к прекрасному миру литературы;
в игровой форме повторить и закрепить знание содержания различных книг
Валентины Осеевой.
всесторонне
развитой
содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их
родителей.
Участники: учащиеся –второклассники , родители, библиотекарь, классный
руководитель.
Подготовка:
1.Анкетирование учащихся:
Что ты больше любишь: читать сам или слушать чтение взрослых?
Как ведут себя родители во время твоего чтения: хвалят тебя, ругают
тебя?
Читают ли в вашей семье книги вслух: читают, не читают?
Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал: да, нет?
2. Анкетирование родителей:
Что чаще всего предпочитает ваш ребенок: любит читать сам, слушать
чтение взрослых?
Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок: хвалите его, ругаете?
Принято ли в вашей семье читать книги вслух: да, нет?
Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок: да,
наверное, нет?
3. Подготовка заданий для конкурса. Создание презентации «Викторина»
4.Составление памяток для родителей и детей. Оборудование. Портрет В.Осеевой, выставка его книг, выставка детских
иллюстраций, мультимедийная презентация, мультимедиа проектор, экран,
плакаты, где написано:
На доске:
«Оглянись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись:
они ж тебе сродни…»,
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих
себя.» В. А. Сухомлинский;
Эдуард Асадов. О книге
Книгу читай не только словами.
Слова это в жизнь небольшая дверца.
Книгу читай непременно сердцем,
А главное, совестью и делами.
*****
Книга учит и книга воспитывает
Только тех, кто читает и впитывает.
А у тех, кто по строчкам несется,
Лишь одна пустота остается.
Книга –это великое чудо изо всех чудес, сотворенных человеком»
( Максим Горький)
Без книг пуста человеческая душа. (Д. Бедный)
Книга –это хороший сад, где всё есть: и приятное, и полезное.(Максим
Горький)
Любить книги –значит любить менять часы скуки,которые всякий
испытывает ,на часы большого наслаждения. (Ш. Монтескье)
Предварительная работа. Дома обучающиеся вместе с родителями читают
произведения Валентины Осеевой и знакомятся с его творчеством,
выполняют рисунки, составляют вопросы командам соперника; готовят
небольшую инсценировку по одному из произведений, художественное
чтение.
Детская книга это весенний солнечный
луч, который заставляет пробуждаться
дремлющие детские души и вызывает рост брошенных на эту благодарную почву
семян.
Дети благодаря именно этой книжке
сливаются в одну громадную духовную
семью, которая не знает этнографических
и географических границ.
Д. МаминСибиряк
Выступление классного руководителя.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Перед нашим обществом одной из первостепенных задач стоит задача
нравственного воспитания человека, начиная с первых лет его жизни. В
нравственном воспитании ребёнка исключительно важную роль играет книга.
Особенно в наш веквек компьютеров, когда чтение отошло на второй план. А.
М. Горький писал: «Любите книгу, она обеспечит вам жизнь, дружески
поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий,
она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце
чувством любви к миру, к человеку».Умение понимать и переживать
прекрасное не даётся человеку от рождения, его, как и всякую человеческую
способность необходимо развивать. И поможет в этом книга. Она знакомит
ребёнка с разнообразными проявлениями добра и зла, учит справедливости и
доброте, воспитывает нетерпимость к безобразному. Хорошая книга и
воспитатель , и учитель, и друг.
Не только в школе , но и в семье надо учить детей любить книгу. А. П.
Чехов писал: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и
ночной труд, вечное чтение». Сегодня, когда дети только постигают азы
чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не
только отрицательно влияет на успеваемость ребёнка, но и на его общее
развитие. Пока ребёнок мал, взрослые читают ему книги. Когда же он идёт в
школу, облегчённо вздыхают, надеясь, что вот теперь то отдохнут. А это
неверно. Устраняться от руководства детским чтением именно в этот период
никак нельзя. Часто родители не знают, читает ли их ребёнок художественную литературу
или вообще не читает, записан ли он в библиотеке. И, анализируя причины
неудач своих детей в учёбе, как бы мимоходом, не придавая этому большого
значения, сообщают, что дети не любят читать.
Задача нашего сегодняшнего собрания обсудить проблему привития
ребёнку любви к книге.
Посещение библиотек.
Чтобы ребёнок полюбил книгу, нужно не только то , чтобы он регулярно
посещал библиотеку, но важно, чтобы у него дома была своя детская
библиотека.
Об организации домашней библиотеки.
Чем больше разнообразных ,хороших книг прочтёт ребёнок, тем шире станет
его кругозор, тем больше накопит он знаний о жизни.
Покупка книги должна стать в семье праздником. Пусть все домашние
прочитают название книги, автора, внимательно рассмотрят обложку, Пусть
ребёнок предположит по иллюстрации, о чём пойдёт речь в этой книге.
Перелистайте книгу, определите по иллюстрациям, о чём пойдёт речь в
книге. Читайте книгу постепенно: по страницам или главам. Непонятные
слова или выражения. Спросите, что нового он узнал из книги, чем
понравилась. Попросите рассказать о главном герое, событии. Какие слова и
выражения запомнились ему. Предложите нарисовать картинку к интересному
отрывку, выучить наизусть, вылепить героя из пластилина.
Место чтения, часы чтения, не мешать во время чтения, не отрывать
без надобности, режим чтения: после школы отдохнуть. Читать не
менее 1015 минут в день.
Не отмахивайтесь, когда хочет поделиться о прочитанном.Хвалите за
чтение.
Бережное отношение к книге, ремонт книг.
Детские журналы, развивают кругозор, логическое мышление, дают
дополнительные знания.
Пример родителей. Правильный подбор книг. Чтение с ребёнком по очереди, по ролям,
выразительное чтение, парой, чтение под подушку(перед сном)
Ученики:
Книгам добрым, интересным
Все (хором)
Всем мы классом шлем привет!
Чтецы.
В моём шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке словно дом…
Обложкудверь откроешь второпях –
И ты вошёл, и ты уже в гостях.
Как переулок – каждый книжный ряд.
И весь мой шкаф – чудесный Книгоград ( Д. Кугультинов).
С книгой легче жить на свете.
Книга мудрости полна.
Всё осветит и ответит
На любой вопрос она.
Как растут пшено и рожь,
И откуда взялся дождь?
Почему на чёрной грядке
Появился овощ яркий?
Что такое – эстафета,
Как построена ракета,
Где живут жираф и слон,
Почему полезен сон?
И про сушу, и про море –
Всё положено ей знать.
Книжка в важном разговоре
Может помощь оказать.
С ней свиданье не отсрочишь,
В каждом возрасте – своя.
Если что узнать захочешь,
Торопись в её края (Людмила Гусельникова)
Дальние дали, чудесные страны
Манят меня сквозь «седые туманы».
На кораблях, на слонах и верблюдах
Снова я еду на поиски чуда. Я постоянно в далёких походах:
На самолётах и теплоходах,
Яхтах, каноэ, автомобилях
«Жму километры» и «меряю мили».
Нет, не обманщик я и не врунишка,
Просто мальчишка, читающий книжки,
А путешествовать в дальние дали
Начал лет в семь, по страницам журнальным ( А. Лугарёв)
Учитель. Ребята, давайте вспомним высказывания о книге (читают на
плакатах, на стенах класса: «День, прожитый без книги – потерянный день» и
т.д.)
Я, надеюсь, что сегодняшний день, не будет потерянным и для вас,
уважаемые родители. Мы сегодня отправляемся в путешествие в мир
замечательных книг.
Результатом такого чтения и станет сегодня наш конкурс «Папа,мама, я –
читающая семья»
Я вам сейчас прочитаю, что сказала о своих произведениях одна
замечательная писательница.
“Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие
рассказы, я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз
мама спросила:
Понравился тебе рассказ?
Я ответила: Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
Мало уметь читать, надо уметь думать, сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках
девочек и мальчиков, а иногда и собственных. И так как в жизни мне это
очень помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было
легче научиться читать и думать”.
Как вы думаете, кто мог бы сказать о своих рассказах такие слова?
(В.А.Осеева)
1.Представление команд (название, девиз)
Названия связаны с произведениями Валентины Осеевой. 2.Конкурс «Блиц» (по 3 вопроса)
Когда родилась Валентина Александровна Осеева? Где она родилась?
Кем были её родители?
Почему она работала в детском доме?
Почему писала В. А. Осеева маленькие рассказы?
Что значит быть воспитанным человеком?
Как нужно читать рассказы В. А. Осеевой?
Какие «волшебные слова» вы знаете?
Расскажите какой рассказ вам понравился и объясните почему.
3. Волшебный мешочек.
В котором лежат предметы и картинки с предметами, дети достают и
говорят из какого произведения этот предмет.
краски («Отомстила», «Волшебное слово»)
печенье («Печенье»)
карандаши («Случай», «Синие листья»)
коньки («На катке»)
кукла («Девочка с куклой»)
цыпленок («Кто всех глупее»)
утка («Кто хозяин», «Плохо»)
собака («Кто хозяин», «Плохо»)
котенок («Плохо»)
батон + масло («Три товарища»)
самолет + паровоз + кубики («Сторож»)
пуговица («Пуговица»)
книги + портфель («Просто старушка»)
4. Из какого про изведения строки.
« .... Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка на
скамейке, терла ушибленную коленку и плакала». («На катке»)
« ... Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам
кусок хлеба с маслом и протянул товарищу: Бери, ешь!» («Три товарища)
« .... С передней площадки вошла девочка. Она прижимала к себе туго свернутое байковое одеяльце, из которого торчал кружевной чаепитию»
(«Девочка с куклой»)
« ... как мы хорошо играем! Как нам весело» похвалились ребята
воспитательнице.
А мне скучно! Закричал из своего угла мальчик («Сторож»)
Это твоя бабушка?
Нет мама? нет ну тетя? Или знакомая? да нет же, нет!
5.Конкурс «Заголовки рассыпались»
Заголовки рассказов рассыпались. Соберите названия рассказов Осеевой.
(оформляется на доске)
1. Девочка с куклой.
2. Навестила.
3. Жадная мать.
4. Долг.
5. Кто всех глупее.
6. Печенье.
7. Рыжик.
8. Динка.
9. Волшебное слово.
10. Сыновья.
11. Три товарища.
6. Напиши в скобках название рассказа, которому соответствует
пословица.
Доброе слово и кошке приятно. («Волшебное слово»)
Надо так давать, чтобы можно было взять. («Синие листья»)
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. («Что легче?»)
(По 1 баллу за каждый верный ответ. Итого – 3 балла)
7.Подчеркни те качества, которым учат ребят рассказы В. Осеевой. Вежливость, грубость, жадность, щедрость, правдивость, лживость,
зависть, справедливость, доброта, равнодушие.
8. Из каких рассказов иллюстрации. Заполни таблицу.
А Б В
Г Д Е
Ж
1 «Плохо» 5. «На катке»
2 «Три товарища» 6. «Добрая хозяюшка»
3 «Навестила» 7. «Волшебное слово»
4 «Долг» 8. «Кто всех глупее» 3
4
5
6
7
8
1
2
А
Поведение итогов.
Как Успенский и Перро
Все придумали хитро!
И читают дети книги
В школе ,дома и в метро.
Не заменит их ничто,
Ни компьютер, ни кино,
Потому что книги круче,
Чем японское авто.
В заключение учитель подводит итог занятию и просит не забывать совет В.А.
Осеевой: читать и думать.
Памятки раздаются учащимся и их родителям.
Памятка 1 для родителей.
1.Читайте вслух с ребёнком не менее 1015 минут в день.
2.Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола
отвлекающие предметы.
3.Если ребёнок устал, проведите физкультминутку.
4.Хвалите ребёнка за чтение. Памятка 2 для детей.
1.Читай вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое
слово.
2.Читай вслух выразительно – соблюдай правильный темп, меняй
высоту и силу голоса, интонацию согласуй знаками препинания, делай
паузы.
3.Читай вслух бегло произнося первый слог, смотри на второй.
Памятка 3 для детей.
1.Читай молча правильно, осознанно, с соответствующей скоростью
(быстрее, чем вслух).
2.Те места, которые легко читать, читай быстрее.
3.Те места, которые читаешь с запинками и хуже понимаешь, читай
медленнее, перечитывай несколько раз.
Памятка 4 для детей и родителей.
1.При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку:
прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
2.Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.
3.Определите примерное содержание книги по иллюстрациям.
4.Читайте книгу постепенно: по страницам или главам.
Памятка 5 для родителей.
1.До или во время чтения книги выясните значения трудных или
незнакомых слов.
2.Спросите, чем понравилась книга ребёнку, что нового из неё он узнал.
3.Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии.
4.Какие слова или выражения запомнились ему?
5.Чему учит эта книга? 6.Предложите ребёнку нарисовать картинку к самому интересному
отрывку из книги или выучить его наизусть.
Список использованной литературы
1.Захарова С.Н. Детские праздники. Владимир, 1994.
2.НикитинЮ.С. Спутник досуга. Мн.,1989.
3.Шкатова Л.А. Подумай м ответь: Занимательные задачи по русскому языку.
М., 1989.
4.Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов. М., 1993
Семейный конкурс «Папа, мама, я –читающая семья»
Семейный конкурс «Папа, мама, я –читающая семья»
Семейный конкурс «Папа, мама, я –читающая семья»
Семейный конкурс «Папа, мама, я –читающая семья»
Семейный конкурс «Папа, мама, я –читающая семья»
Семейный конкурс «Папа, мама, я –читающая семья»
Семейный конкурс «Папа, мама, я –читающая семья»
Семейный конкурс «Папа, мама, я –читающая семья»
Семейный конкурс «Папа, мама, я –читающая семья»
Семейный конкурс «Папа, мама, я –читающая семья»
Семейный конкурс «Папа, мама, я –читающая семья»
Семейный конкурс «Папа, мама, я –читающая семья»
Семейный конкурс «Папа, мама, я –читающая семья»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.