Семейство Бобовые
Оценка 4.9

Семейство Бобовые

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
6 кл
15.04.2018
Семейство  Бобовые
Данная разработка предназначена для поурочного плана по биологи в шестом классе. Задания в ней разработаны с учетом возрастных особенностей для детей 12 - 13 лет. Данные задания в виде современных педагогических методик и вопросов позволяют выявить знания учащихся на данный момент времени.
7 - 46.docx
Поурочный план по биологии Урок № 46                        класс 6                       четверть 3                дата 21.02.18 Тема урока: Семейство  Бобовые. Цель: познакомить школьников с представителями семейства Бобовые, их особенностями. Задачи урока:  Образовательная:  сформировать представление об отличительных чертах растений семейства Бобовых;  научить распознавать их и отличать от представителей других семейств. Развивающая: продолжить развивать мышление, внимание, речь, умения работать самостоятельно в  группах и в парах, сравнивать, делать выводы, работать с учебной литературой Воспитательная: воспитывать бережное отношению к природе Тип урока –сообщение новых знаний       Методы – словесные, наглядные, практические Ход урока 1.Организационный момент Здравствуйте, ребята. Посмотрите на меня. Посмотрите вверх. Посмотрите вниз. Посмотрите влево.  Посмотрите вправо. Сделайте круговые движения глазами. Посмотрите вверх, посмотрите вниз.  Поморгайте. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Мысленно скажите: всё будет хорошо, я твёрдо  знаю. Улыбнитесь. Садитесь. 2. Проверка домашнего задания:  Назовите отличительные признаки растений семейства пасленовых.  Какие растения относятся к семейству пасленовых?  Какое растение семейства пасленовых часто называют «вторым хлебом»? Игра «Угадай название растения» В умеренном климате этот представитель семейства розоцветных ­ самое главное плодовое дерево. В его  плодах содержится много полезных веществ, необходимых человеку. Плоды их богаты углеводами,  витаминами, кислотами, минеральными солями. Плоды едят свежими, сушёными, мочёными и  замороженными. Из них готовят соки, компот, варенье, повидло, мармелад. (Ответ: Яблоня). Многолетний кустарник семейства розоцветных, с ароматными плодами красного цвета ­  многокостянками. Их традиционно применяют при простудных заболеваниях, острых респираторных  инфекциях. Плоды едят свежими, сушёными, замороженными. Из них готовят соки, компот, варенье,  джем. Как ягодная культура и лекарственное растение известна с давних времен. (Ответ: Малина  обыкновенная). Однолетние или двулетние растения семейства Капустные. Съедобны, их выращивают как овощ во  многих странах мира. Его название происходит от латинского — корень. В пищу обычно употребляют  корнеплоды, которые имеют толщину до 3 см и покрыты тонкой кожей, окрашенной чаще в красный,  розовый или бело­розовый цвет. Корнеплоды имеют острый вкус. (Ответ: Редис). Однолетние теплолюбивые растения семейства Пасленовые. Съедобны, их выращивают как овощ во  многих странах мира. В его плодах содержится много полезных веществ, необходимых человеку. Плоды  их содержат много витаминов (А, группы В, С, РР, К). Плоды едят свежими, их маринуют, солят, сушат,  готовят из них пасты, кетчупы, салаты, соки и др. (Ответ: Томат). 3.Постановка цели урока Известно, что в естественных условиях бобовые растения сами фиксируют азот, который есть в  атмосфере. Отдельные виды бобовых способны образовывать от 50 до 300 кг азота с 1 га за сезон, а этого достаточно, чтобы вырастить урожай. Кроме бобовых, на полях человек выращивает и другие  сельскохозяйственные культуры. Сообщение темы, цели, задач урока. 4. Новый материал: Сегодня мы поговорим о растениях, которых на Земле очень много, они разнообразны и уникальны. Эти  растения семейства бобовые. Отгадайте загадки: 1. Что же это за подвох? Вдруг на дереве – горох! (Акация). 2. Лист – перчатка. Плод – лопатка, а цветок – мотылек (Люпин). 3. Цветок – крылатка, а плод – лопатка. Плод зелен и молод, но сладок, как солод (Горох). 4. Даже в день укоса кустик – ниже проса. Зато семя одно – ста просинкам равно (Бобы). 5. Голодный шмелик вздыхает тяжко: Поесть бы кашки… Да вот же – кашка! Попробуй, шмелик, В ней сок медовый – Шмелям и пчелам обед готовый (Клевер луговой). Семейство бобовые имеет второе название – мотыльковые.  Как вы думаете, за что оно получило такое название?  Это название семейства возникло благодаря сходству цветка бобовых с мотыльком.  Рассмотрим характерные особенности семейства бобовые. Травы, полукустарники, кустарники и лианы (реже деревьев) Однолетние и многолетние Относятся около 500 родов включающих 12 000 видов I. II. III. В Казахстане произрастает 650 видов. IV. V. Распространены во всех областях земного шара Объединяют 3 близкородственных семейства: a) Мотыльковые b) Цезальпиниевые c) Мимозовые  VI. На корнях образуются клубеньки содержащие клубеньковые бактерии, способные фиксировать  атмосферный азот Листья очередные с прилистниками Листья простые или сложные (перистосложные, пальчатосложные, тройчатые) Цветки среднего размера или мелкие  Цветки неправильные, имеют 1 симметричную проекцию VII. VIII. IX. X. XI. Мелкие цветки собраны в соцветия: a) Кистевидные b) Колосовидные c) Головчатых XII. Строение цветка:  Околоцветник двойной  Чашечка из 5 сросшихся чашелистиков  Венчик из 5 лепестков  ­ 2 сросшиеся и 3 свободные  верхний или задний крупный лепесток  образует флаг или парус  2 боковых лепестка меньшего размера образуют крылья или весла  2 ёще более мелких сросшихся составляют киль или лодочку (расположен пестик)  Изредка венчик редуцирован  Тычинки (10, очень редко 9­5) сросшиеся все или только 9, одна остаётся свободной  Пестик из 1 плодолистика (состоит из рыльца, столбика и завязи) Формула цветка:     Ч(5)Л3+(2)Т(9+1)П1 XIII. XIV. XV. XVI. Опыляются насекомыми, есть и самоопыляющиеся виды (горох посевной) Завязь верхняя Плод боб (при созревании раскрывается и рассыпает семена) Являются полезными видами растений:  Кормовые   Клевер  Люцерна  Вики  Люпин  Эспарцет  Чина  Сераделла   Овощные (семена)  Горох  Бобы  Соя  Арахис (земляной орех)            масло  Фасоль  Чечевица  Нут  Голубиный горошек (каянус)  Технические  Строительные Астрагалы /(выделяющие камедь) Бальзамические деревья  Ядовитые (используются как инсектициды)  Розовое дерево  Африканское черное дерево          изготовление дорогой мебели и для получения   Красное сандаловое дерево           смолы кино  Красильные  Индиго  Дрок   Лекарственные  Солодка  Донник   Термопсис  Стальник  Сферофиза   Калабарские бобы  Деррис  Лонхокарпус   Брунец   Сорные  Термопсис  Софора   Декоративные   Душистый горошек  Акация   Люпин  Глицинии  Робиния  Карагана  Лабораторная работа № 25 « Строение цветка и плода растений семейства Бобовые». 5. Проверка понимания усвоенного Сегодня на уроке мы выявили характерные признаки растения класса Двудольные семейства бобовые и  познакомились с практическим применением растений данного семейства. Вспомним: Какие растения относят к семейству бобовые? (Акация, горох, боб, люпин, клевер, донник,  1. люцерна, верблюжья колючка…) 2. 3. 4. 5. Какие жизненные формы характерны для растений этого семейства?(Одно­ и многолетние  травы, кустарники, полукустарники, лианы и деревья) Какова формула цветка растений семейства паслёновые? (Формула цветка:Ч5Л1+2+(2)Т(9+1)) Какие плоды встречаются у растений этого семейства? Боб (одногнёздный, многосемянный). Каковы направления использования бобовых? пищевые растения (горох посевной, фасоль, бобы, соя, арахис, чечевица); кормовые растения (клевер, люцерна, верблюжья колючка, донник); декоративные растения (люпин, душистый горошек, акация (жёлтая и белая); лекарственные растения (клевер, солодка, донник лекарственный, стальник колючий). 6.  Закрепление:  В чем особенность строения бобовых?  Каково строение цветка бобовых?  Какое значение имеют клубеньки на корнях бобовых растений? Тест “Проверь себя”. 1. К какому классу растений относится горох посевной? А). К классу однодольных растений. В). К классу двудольных растений. 2. Какие признаки указывают на принадлежность к классу двудольных растений? А). Стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев, две семядоли в семени. В). Травянистый стебель, сетчатое жилкование листьев, строение цветка 3. Почему семейство называется Мотыльковые? А). За расположение листьев В), За строение корня С). За строение венчика цветка. 4. К какой группе растений относится верблюжья колючка? А). Однолетнее. В). Двулетнее. С). Многолетнее. 5. Соцветие у растений Бобовые называется А). Головка В). Зонтик С). Корзинка 6. Для чего человек в основном выращивает фасоль? А). Употребление в пищу. В). Как корм животным. С). Для украшения цветников. Взаимопроверка Ответы: 1 – в; 2 – а; 3­ с; 4 – с; 5 – а; 6 – а. 7. Домашнее задание: конспект, § 8. Рефлексия Давайте подведем итог нашему уроку.  Что же нам удалось узнать на уроке? Что было не понятно? Какие выводы мы можем сделать на основе изученного материала? Проверено:

Семейство Бобовые

Семейство  Бобовые

Семейство Бобовые

Семейство  Бобовые

Семейство Бобовые

Семейство  Бобовые

Семейство Бобовые

Семейство  Бобовые
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2018