Семейство Злаковые (Мятликовые)
Оценка 4.8

Семейство Злаковые (Мятликовые)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
6 кл
15.04.2018
Семейство  Злаковые (Мятликовые)
Данная разработка предназначена для поурочного плана по биологи в шестом классе. Задания в ней разработаны с учетом возрастных особенностей для детей 12 - 13 лет. Данные задания в виде современных педагогических методик и вопросов позволяют выявить знания учащихся на данный момент времени.
7 - 50.docx
Поурочный план по биологии Урок № 50                        класс 6                         четверть 3                дата 07.03.18 Тема урока: Семейство  Злаковые (Мятликовые). Цель: научиться выявлять признаки растений семейства злаковые и находить среди них признаки класса  однодольных. Задачи урока:  Образовательная: выявить признаки семейства Злаковые, многообразие видов, основные культурные растения  семейства и значение их в природе и жизни человека; Развивающая: развитие интеллектуальных умений учащихся: сравнивать, анализировать, обобщать; Воспитательная: воспитание гармоничных отношений учащихся с природой; воспитание уважения к хлебу Тип урока – сообщение новых знаний       Методы – словесные, наглядные, практические 1.Организационный момент Я рада видеть вас сегодня. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и начнем урок. 2. Проверка домашнего задания: Ход урока  Каковы характерные признаки растений семейства луковых?  Каково значение семейства луковых?  Что такое фитонциды?  В составе, каких растений они встречаются? 3.Постановка цели урока Я Вам сейчас зачитаю отрывки из художественных произведений, а вы должны, обсудив в группах, назвать  растения, упоминающие в них и сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. 1. Балда говорит:  “Буду, служит тебе славно, Усердно и очень исправно, В год за три щелка тебе по лбу. Есть же мне давай вареную полбу” (А.С. Пушкин “Сказка о попе и его работнике Балде). 2. В долгом времени аль скоро Приключилось им горе: Кто­то в поле стал ходить И пшеницу шевелить. (П.П. Ершов “Конек­Горбунок”) Подумайте, к какому семейству относятся эти растения? Молодцы, к семейству злаковые и тема нашего урока «Семейство Злаковые», запишите название данного  семейства. Ребята, какие цель и задачи мы должны поставить перед собой, чтобы изучить семейство Злаковые? Школьники  самостоятельно формулируют цель и задачи.  4. Новый материал: Самостоятельная работа: используя материал учебника,  выпишите особенности строения семейства Злаковые. I. II. Травы, реже кустарниковидные или древовидные формы Свыше 600 родов  включающих 10 000 видов Семейства подразделяют на 2 или несколько (до 12) подсемейств и более чем на 25 (до 60) колен (триб). III. IV. V. Встречаются повсюду, где способны произрастать, часто занимая огромные территории  Однолетние, двулетнее или многолетние  Корневая система – многочисленные тонкие придаточные корни, собранных в пучок (мочку)  первичные корни рано отмирают  корни луговых и степных располагаются в верхнем горизонте почвы, а у других уходят на глубину  от 1 до 1,5 м и больше  общая длина всех корней 1 растения может достигать десятка км, что превышает длину корней  многих других растений VI. Стебель (соломина) цилиндрический, иногда сжат с боков:  Прямостоячий  Восходящий  Полегающий  Лежачий  VII. Поперечными вздутыми узлами соломина разделена на междоузлия, обычно внутри полые VIII. IX. X. XI. (кроме основания и верхней части соцветия – выполненные рыхлой тканью) Высота стебля от 1 см до десятков метров У некоторых стебель одревесневает и достигает значительных размеров Для стебля характерен интеркалярный рост за счёт меристемы в нижней части междоузлия Надземная часть стебля ветвится лишь в самой верхней части (в области общего соцветия) и в самой  нижней части  (близ поверхности почвы) В этих местах узлы сильно сближены и образуют узел кущения, из почек которого вырастают новые надземные  побеги, дающие новые узлы кущения. У одного растения может быть несколько десятков стеблей (луговые). Выходя из узлов кущения, побеги или пробивают влагалище (вневлагалищные побеги) или же растут внутри него  (внутривлагалищные побеги). XII. По характеру образования побегов  их делят на:  Длиннокорневищные или корневищные  Образуют в отдалении от материнского растения дочерни надземные побеги,  развивающиеся из почек длинных корневищ, расположенных на небольшой глубине под  землёй  Растут на хорошо аэрируемых рыхлых почвах  Часто поселяясь на местах, ещё не занятых другими растениями o На свежих наносах в руслах рек o На гарях  Представители:  Вейник наземный  Лисохвост полевой  Мятлик луговой  Плотнокустовые  Образуют новые побеги рядом с материнским растением из узлов кущения, расположенных над землёй или вблизи её поверхности  На молодых побегах развиваются новые узлы кущения, в итоге развития почек из узлов  кущения всех (2­го и последующих) порядков образуется плотное пучковатое скопление  новых побегов, формирующее «куст», или «дерновину»  Расселяются только семенами на недостаточно хорошо аэрируемых почвах  Представители:  Рыхлокустовые   От узла кущения. расположенного в поверхностном слое почвы (обычно до 5 см), косо  вверх отходят новые побеги, образуя сравнительно рыхлое кустовидное скопление   Щучка дернистая   Белоус торчащий  Представители:  Овсяница луговая   Тимофеевка луговая Ежа сборная Некоторые (полевица собачья) способны давать надземные побеги (плети, столоны). Укореняющиеся в узлах и  образующие небольшие дерновинки. XIII. XIV. Листья, отходящие от узлов стебля, очередные влагалищные Листья расположены двурядно и состоят из:  Влагалища  Трубчатое  Плотно охватывающее стебель  Открытое и лишь изредка сросшееся (замкнутое)  Основание утолщено и образует заметное кольцевое утолщение – т.н. листовой, или  влагалищный узел   Пластинки  Узколинейная, линейная или линейно ­ ланцетная  Широкая с параллельным жилкованием  Сложена вдоль или края её свёрнуты  Языка   Полупрозрачный плёнчатый вырост на границе между влагалищем и пластинкой (не позволяет воде проникать между стеблем и влагалищем)  Цельный или рассечённый  Иногда редуцированный до ряда волосков или ресничек  Изредка отсутствует Цветки мелкие и невзрачные  Обоеполые или  реже однополые (кукуруза)  Собраны в простое соцветие – колосок  Колосок состоит из оси, несущей 1 или несколько, реже много цветков  У основания ось снабжена колосковыми чешуями (нижняя и напротив неё, немного выше ­ верхняя)  Иногда колосковых чешуй более 2 или только 1, реже они отсутствуют  Над колосковыми чешуями находятся тесно сближенные цветковые чешуи (нижняя (лемма) крупнее верхней и снабжена остью)  У колосковых чешуй ость встречается лишь изредка  Между леммой и верхней цветковой чешуёй имеются 2 (реже 1 или 3) нежные  околоцветные чешуйки, или цветковые плёнки (лодикулы)  Колоски образуют сложные соцветия 2 порядка – сложный колос, султан или метёлку Строение цветка:  Тычинок  3, реже 1, 2 или 6 o Расположены в 2 круга o Иногда расщепляются и число их увеличивается (изредка до 120) o Тычиночная нить тонкаям o Пыльники качающиеся и раскрывающиеся продольной щелью  Пестик 1 o Ветви рыльца (2, реже 1 или 3) перистые или кистевидные XV. XVI. XVIII. XIX. XX. XXI. XXII. XXIII. Формула цветка: * О2 Т3 П(1)  или   О↑ 2+2Т3П1 XVII. Опыление перекрёстное – при помощи ветра (для культурных характерно самоопыление) Завязь верхняя, одногнёздная с 1 семязачатком Плод – зерновка, изредка:  Костянковидный  Ореховидный  Ягодовидный  Семя с обильным крахмалистым эндоспермом Продолжительность жизни ­ от года до нескольких десятков лет Велика роль злаков в травостое лугов, прерий, степей и саванн Являются полезными видами растений:  Важнейшие культивируемые хлебные растения (зерновые растения) Рис  Пшеница   Кукуруза  Овёс  Рожь   Кормовые Ячмень Овес Просо   Технические  Крахмал  Спирт  Бумага (бамбук и тростник)  Ячмень  Просо  Сорго  Сахарный тростник  Пищевые масла  Ароматические масла  Строительных материалов (бамбук) o Мебель o Посуду o Циновки o Водопроводные трубы o Одежду  o Готовят различные блюда и   Лекарственные  Декоративные  устройства газонов)  Плевел многолетний  Свинорой  Мятлики  Сорняки  напитки  Изготовления канатов,  циновок и щёток  Ликеро­водочное  производство   Пырей  Полевицы  (используют для укрепления рыхлых почв и песков, а также для залужения аэродромов и   Овсюг  Пырей ползучий   Проблемный вопрос: Почему же такие разнообразные по внешнему виду растения,   Свинорой   Костер  принято относить к одному семейству?  Объединяющим признаком для растений большинства семейств является строение цветка.  Для того чтобы выяснить строение цветка и плода растений семейства Злаковые проведем  лабораторную работу.   Лабораторная работа № 29 « Строение цветка и плода растений семейства Злаковых».   Вывод: несмотря на разнообразие растений данного семейства однотипность строения  цветка и плода очевидна. Именно по сходности строения цветков, типа плода все  многообразие растений и было объединено в общее семейство. 5. Проверка понимания усвоенного а). Описание пшеницы (нужное подчеркнуть) (слайд 16). 1.Жизненная форма (трава, кустарник, дерево) 2.Характер стебля (прямостоячий, вьющийся, ползучий) 3.Листорасположение (очередное, супротивное, мутовчатое) 4.Листья (сложные или простые; влагалищные; характер жилкования: перистое, дуговое, параллельное) 5.Формула цветка (Ч5 Л5 Т∞ П1, ↑О2+2Т3П1) 6.Тип соцветия (сложный колос, зонтик, кисть, метелка, султан, щиток) 7.Тип плода (костянка, яблоко, семянка, зерновка)            Давайте проверим, правильно ли вы описали пшеницу.   б). Выпишите номера растений, относящихся к семейству Злаковые (слайд 17). 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Ярутка полевая. Сахарный тростник. Кукуруза. Вишня обыкновенная. Ковыль. Боярышник кроваво­красный. Овсяница. Бамбук. Паслен черный. Пырей ползучий.  Ответы: 2,3,5,7,8,10.   6.  Закрепление:  Какие растения относятся к злаковым?  Каковы особенности строения злаковых?  Что такое соломина?  Каково ее значение для растения?  Опишите основные зерновые культуры. Проверено: 7. Домашнее задание: конспект, §49 стр. 163 ­ 168, тема 45 8. Рефлексия    Интерактивное упражнение «Микрофон»  На уроке мы выучили…  Мне больше всего понравилось…  Эти знания мне понадобятся…   

Семейство Злаковые (Мятликовые)

Семейство  Злаковые (Мятликовые)

Семейство Злаковые (Мятликовые)

Семейство  Злаковые (Мятликовые)

Семейство Злаковые (Мятликовые)

Семейство  Злаковые (Мятликовые)

Семейство Злаковые (Мятликовые)

Семейство  Злаковые (Мятликовые)

Семейство Злаковые (Мятликовые)

Семейство  Злаковые (Мятликовые)

Семейство Злаковые (Мятликовые)

Семейство  Злаковые (Мятликовые)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2018