Сверстники становятся самой главной группой общения, «своими», с ними подростки стараются проводить как можно больше времени. Это люди, через общение с которыми мы узнаем больше о себе самих, о том, какие мы и какими хотим стать, а ведь это вопросы, на которые очень важно ответить в подростковом возрасте. И очень значимо оказаться в этой группе также «своим», чтобы тебя приняли.
Почему же дружба так важна, особенно в подростковом возрасте? Как складывается потребность в дружбе?
Потребность в эмоциональном контакте с другим человеком заложена в нас с рождения. Материнское лицо младенцы начинают узнавать раньше всех прочих, это происходит примерно в 1–1,5 месяца после рождения. В 3–4 месяца малыш четко отличает маму, улыбается, издает звуки, радуется при ее появлении. Примечательно, что хотя обычно говорят об эмоциональных реакциях по отношению к маме, на ее месте может быть и какой-то другой взрослый, который постоянно ухаживает за ребенком (к сожалению, иногда эти функции мама выполнить не может).
Почему важно иметь друга, когда ты маленький?
Конечно, друзья – это те, с кем можно весело проводить время, играть, хулиганить, попадать в разные жизненные ситуации. Но именно в общении с другим, ровесником, мы учимся очень важным вещам, необходимым для жизни среди людей во взрослом возрасте: учимся соблюдать правила (во время совместных игр), понимаем границы «своего» и «чужого», начинаем слушать собеседника. И что еще важно – мы начинаем отличать себя от других, понимать, что другой может чувствовать не так же, как мы, видеть ситуацию под другим углом, сомневаться в чем-то, что нам кажется очевидным.
В подростковом возрасте взаимный интерес становится больше, юноши и девушки начинают дружить. Общение подростков разных полов между собой имеет ряд психологических особенностей:
-и девушки, и юноши испытывают смущение и застенчивость, хотя девушки – в меньшей степени, они в общении с юношами чувствуют себя чуть более уверенно, чем юноши – в общении с девушками;
-
- юноши, выбирая себе друга или подругу, чаще всего ищут его или ее среди ровесников, в товремя как девушки часто находят друзей, которые на пару лет старше;
- несмотря на то, что многие стереотипы, связанные с традиционными половыми ролями, сегодняотходят на второй план, более чем половине подростков все еще трудно дружить с человеком другого пола.
Обратимся к научной классификации типов любви, которая была предложена известнейшим психологом XX века Эрихом Фроммом. Он выделяет:
-братскую любовь, т.е. любовь между равными. Фромм подчеркивает, что порой людям бывает выгодно относиться к другим как к средству в достижении своих собственных целей (проще говоря – «пользоваться другими»); братская любовь начинает проявляться тогда, когда вместо этого мы способны полюбить другого человека;
-любовь к себе – то чувство, не испытывая которого, невозможно любить кого-то другого. Фромм пишет так: «Если добродетельно любить своего ближнего, как человеческое существо, должно быть добродетелью – а не пороком – любить и себя, так как я тоже человеческое существо». Иными словами, любовь к себе вовсе не противоречит любви к окружающим, и любовь к себе не равна эгоизму;
-любовь к Богу – это «та нить, которая связывает человеческую душу воедино, основа всех остальных типов любви».
Итак, чтобы семья была гармоничной, а брак долгим и крепким, важны и любовь по отношению к партнеру, и умение быть ему добрым другом. А еще важно, чтобы двое разделяли одинаковые семейные ценности. Давайте поговорим о них.
Слово «ценность», конечно, каждый из вас слышал много раз в своей жизни. Но какое у него точное определение?
Если говорить совсем коротко, то ценность – это то, что имеет для нас значимость в нравственном, эстетическом и познавательном отношении.
Обычно к семейным ценностям относят следующие:
-принадлежность – уверенность в том, что есть те люди, для которых ты «свой» и которые всегда тебя поддержат;
-уважение – к взглядам другого, к тому, что ему или ей важно. Здесь отметим и уважением родителей по отношению к детям (особенно сложно без него становится, когда дети вырастают и вступают в подростковый возраст), и, конечно, младших – к старшим;
-прощение – не существует человека или пары, которые никогда не совершали бы ошибок в отношениях и в жизни вообще. Конечно, нельзя говорить про все ситуации сразу, призывая к прощению всех и всегда, не зная, что произошло. Но все же, именно семья – это место, где, например, младшие, глядя на отношение старших к ним и между собой, видят, что можно ошибиться, и быть по-прежнему любимым;
-щедрость – хорошо, когда близкие готовы много дать друг другу. Щедрость может проявляться по-разному – и в угощении, которое поставила на стол бабушка к приезду внуков, и во времени, которое тратят близкие друг на друга (папа после рабочего дня идет с детьми делать уроки или кататься на роликах), и во внимании (мама готова отложить дела в сторону и послушать, как прошел у ее ребенка день в школе);
- общение – да, есть люди более и менее общительные и разговорчивые. Но сейчас, особенно в наш век цифровых коммуникаций, семья – это место, в котором хочется (и можно) получить живое общение с человеком, насыщенное яркими эмоциями (наверное, многие из вас слышали выражение «роскошь человеческого общения»). Люди – социальные по природе своей существа, и без общения редко чувствуют себя хорошо. Важно, что, общаясь в семье, можно быть искренним, быть собой;
-ответственность – семья – это место, где младшие, глядя на старших, учатся пониманию того, что значит взять на себя обязательства и выполнять их, потому что есть те, кто зависит от тебя (например, дети от родителей, пожилые члены семьи от более молодых), и что это может быть источником радости – заботиться о других и помогать им;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.