Семинар – практикум для родителей Сенсорное воспитание детей в домашних условиях (для родителей детей раннего возраста)[email protected]
Оценка 4.7

Семинар – практикум для родителей Сенсорное воспитание детей в домашних условиях (для родителей детей раннего возраста)[email protected]

Оценка 4.7
Работа с родителями
docx
воспитание
Детсад
15.11.2022
Семинар – практикум для родителей  Сенсорное воспитание детей в домашних условиях  (для родителей детей раннего возраста).y@mail.ru
Семинар – практикум для родителей .docx

 

Семинар – практикум для родителей

Сенсорное воспитание детей в домашних условиях

(для родителей детей раннего возраста)

 

Подготовили:

воспитатель

Ю. В. Просвирнина,  

 

Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады видеть вас на нашем семинаре, тема которого «Сенсорное воспитание детей в домашних условиях».

Одна из важных задач образования - воспитание творческих, смелых, инициативных детей, которые в дальнейшем вырастут в успешных молодых людей, социально активных, способных к самовыражению и творческому мышлению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребенка, необходимая предпосылка для его интеллектуального развития.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3 лет — период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчётливо воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, высоту звуков и т. п.).

Поэтому задача взрослых  – создать условия для осуществления полноценного сенсорного воспитания и приобретения ребёнком естественных знаний для более точного выражения себя и своего видения мира.

Важно, чтобы окружающий мир был обогащен развивающей предметно-пространственной средой, подобраны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения.

И сегодня мы хотели бы предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры по сенсорному развитию, которые Вы можете организовать с детьми дома.

 

1. Играем пробками

Сейчас я покажу, как можно использовать крышки от пластиковых бутылок и от контейнеров для бахил. Я предлагаю Вам поработать в группах.

У вас на столах находятся картинки с изображением машины, неваляшки, бабочки и гусеницы.

Подберите разноцветные крышки и прикрутите к соответствующим по цвету картинкам.

Задайте ребёнку вопрос.

-Что изображено на картинке? (бабочка, неваляшка, гусеница, машина)

- Какого цвета на картинке машина? (синяя) и т.д.

-Посмотрите, а чего не хватает у машины? (колёс)

- Машина ехала по кочкам, колёса раскрутились и потерялись.

- Какого  цвета нужно подобрать крышки для колёс? (синие)

- Подбери пожалуйста и прикрути колёса.

 

2.Мозаика из крышек

Перед вами стоят баночки с разноцветными крышками.

- Скажите пожалуйста какого цвета крышки в баночке? Давайте рассмотрим. (красные, синие, зелёные, жёлтые)

- Какой они формы? (круглые)

- Возьмите картинку, которая лежит у Вас на столе, рассмотрите её, что изображено на картинке? (треугольник)

-Треугольник какого цвета?(синего)

-Ваня,  какого цвета ты возьмёшь крышку? (синего цвета)

-Ребёнок выкладывает рисунок из цветных крышек нужного цвета.

 

  После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумать свои варианты рисунков без схемы. Из крышек можно выложить радугу, бабочку, снеговика, мячики, бусы или геометрические фигуры.

 

Это потрясающая возможность для ребёнка проявить свои творческие способности, найти необычное применение для таких крышек, и поработать его воображению. 

 

 3. Бельевые прищепки

Пальчиковая гимнастика.

А сейчас немного отдохнём.  Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят дети. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно):

Сильно кусает котенок - глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь.

(Смена рук).

Но я, же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

 

Можно предложить ребёнку картинки и поиграть:

 - Что это? Тучка. Какого она цвета?

Из тучки пошёл дождик. Возьми прищепки синего цвета и прицепи на край тучки.

Дождик прошёл.

Возьми  круг, на что он похож?

–Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? –

желтое! А чего не хватает у солнышка? Лучиков.

Возьми прищепки жёлтого  цвета и сделай солнышку лучики.

А где находятся прищепки (по краю)

Солнышко обогрело землю, и выросла зелёная травка. Возьми прищепки зелёного цвета и прикрепи на полоску зелёного цвета.

 

И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных цветов и формы предметов.

 

 4. Игры из цветной бумаги так же просты в применении. Они созданы для обучения детей через игру. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действия с предметами, учатся общаться.

Из цветного картона можно вырезать разнообразные игры. 

 

 

 

 

 Игра «Заштопай рукавичку»

Создаем игровую ситуацию:

В гости к нам приходила бабушка, принесла рукавички, чтобы зимой было тепло ручкам, а мышка прибежала прогрызла рукавички и на них появились дырочки.

- Посмотри на рукавички, показываем каждую рукавичку.

- Какого цвета рукавички? (синего, красного, зелёного, жёлтого).

- А заплатки?

- На какие геометрические фигуры похожи дырочки на рукавичках?  

(Поочередно показать рукавички) (На треугольник, квадрат и круг)

- А заплатки?

Ребёнок подбирает к рукавичке заплатку, определённого цвета и формы. Взрослый задаёт вопросы.

- Какого цвета у тебя рукавичка? Какого цвета заплатку ты возьмёшь? А на какую геометрическую фигуру она похожа?

Уважаемые родители такая игра позволит ребёнку называть и различать геометрические фигуры, группировать их по цвету.

 

5. Игрушки из фетра

Игрушки своими руками – модное сейчас явление. А фетр – наиболее простой в работе материал. Совмещаем эти качества и начинаем шить не просто игрушку, а многофункциональную игру! 

 

Дидактическая игра «Разноцветные горошины»

А теперь поиграем. Возьмите пожалуйста в руки стручок гороха:

 Этот домик тесноват: узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки. 

- Какого цвета стручок гороха?  Зелёного, красного, синего, жёлтого.

- Стручок гороха какой?  Длинный, гладкий. 

- Потрогайте стручок гороха, что внутри находится? 

- А теперь откройте замочек. Что внутри? Горошины

- А сколько их? Много

- Возьмите горошину в руки. Покатайте горошину по ладони. Горошина какая? Круглая, мягкая  

- Какого цвета? Зелёная, красная, синяя, жёлтая горошина.

 

Проговорите стихотворение:

Горошина, горошина,

Какая ты хорошая.

Какая ты мягкая,

Круглая горошина.

2 вариант игры.

Можно поиграть и другим способом: высыпаем горох, все горошины перемешиваются на столе.

- «Вот рассыпался горох». Ребёнок: «Ох. Ох. Ох!»

- А теперь размести горошины по своим домикам –«стручкам» и закрой их на замок, чтобы они не разбежались снова. Горошины разные по цвету и домики – тоже. Каждая горошина живёт в домике своего цвета.

Дом зелёный тесноват: узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят круглые ребятки.

Уважаемые родители, эта игра учит ребёнка определять, узнавать и называть основные цвета, группировать предметы по цвету, развивать мелкую моторику руки, а также идёт подготовка к счёту.

 

Игра «Разноцветные гусеницы» многофункциональна и проста в использовании.

На полянке жили   разноцветные гусеницы. Веселились, прыгали, бегали.  И вот однажды споткнулись  … рассыпались, и перемешались (разбросайте шарики по столу, но не далеко).

Вот сидят гусеницы и плачут.

-Гусеницы! Почему вы плачете?

-Помоги нам пожалуйста, собери шарики!

-Поможем Гусенице, соберем шарики?

-Посмотрите, какого цвета шарики, а какой формы?

Ребенку предлагается выбрать детали гусеницы одного цвета, собрать гусеницу определённого цвета, закрепить детали друг с другом с помощью липучек, после этого правильно подобрать листочек такого же цвета.

Задайте ребёнку вопрос:

- Ваня, какого цвета гусеницу ты собрал? А на какой листочек ты её посадишь?

- А эта гусеница какого цвета? А на какой листочек ты её посадишь?

- Вот какие красивые гусеницы у нас получилась! 

 

2 вариант игры.

Детям даётся картинка образец, где нарисована последовательность цветных деталей.

Предложить ребенку собрать разноцветную гусеницу чередуя цвета. Взрослый показывает детям отдельные детали разного цвета и предлагает помочь «гусенице», найти свой хвостик. После того, как ребёнок соберёт гусеницу, он называет какого цвета он использовал детали.

Как вы думаете на, что направлена эта игра? Игра направлена на ознакомление детей с основными цветами, группировку предметов по цвету, форме.

 

Представленные дидактические игры предназначены для обогащения сенсорного опыта детей.  Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков. В некоторых играх ребёнок учится группировать предметы по тому или иному качеству. Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые закрепляются в речи. 

 

Современный рынок товаров для развивающих занятий и творчества не так давно пополнился специальным песком, который отлично лепится и не высыхает, что позволяет его широко применять в образовательной, свободной игровой и других видах деятельности с дошкольниками.

Игры в песочнице – одна из форм естественной активности детей, поэтому именно песок мы решили внести в развивающую среду нашей группы, в качестве одного из компонентов развивающей предметно-пространственной среды.

Кинетический песок — это уникальный материал для детского творчества. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы, и в тоже время остается сухим! Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство.

В работе со своими детьми его можно успешно использовать в различных направлениях для решения многих задач.

 

Вот некоторые из них:

1.Развитие мелкой моторики.

Кинетический песок отлично помогает развивать мелкую моторику пальцев рук. Его можно сжимать, тромбовать, тыкать, прихлопывать, защипывать. Можно копать его совком, раскатывать скалкой, пластмассовым катком, резать пластмассовым ножом. Эти действия тренируют микромоторику, захват, учат пользоваться инструментами (вместо совка можно брать ложечки, лопатки). А еще можно разровнять песок и дать пластмассовые формочки. Дети нажимают на перевёрнутые формочки, чтобы получить отпечатки, тем самым тренируя мышцы пальцев.

2. Развитие сенсорного восприятия.

Кинетический песок - идеальный сенсорный материал для детей, которым необходимы новые тактильные ощущения. Малыши любят все трогать, поэтому с удовольствием играют с песком, пропускают сквозь пальцы, мнут его. Песок - приятный на ощупь, нелипкий, сухой и мягкий, немного прохладный. Кинетический песок не застревает под ногтями, не колется. Идеально подходит детям с сенсорной защитой. Игры с песком успокаивают малышей и  положительно влияют на умение сосредотачиваться.

3. Развитие речи.

В песочнице можно проводить работу по расширению словарного запаса, по развитию связной речи и лексико-грамматических категорий. При этом можно использовать мелкие игрушки на определенную лексическую тему. Также можно поиграть и в игры с буквами, словами, на постановку и автоматизацию звуков.

4. Развитие графомоторных навыков.

До того как ребёнок начнет писать, необходимо предоставить ему возможность отрабатывать предварительные навыки письма на любых сенсорных  поверхностях. На песке это сделать очень легко. Дети рисуют пальцами, деревянными палочками, неотточенными карандашами. Это даст им дополнительные сенсорные навыки и опыт письма.

5. Развитие творческого мышления.

Песок развивает у детей творческие способности, фантазию. При работе с «открытым материалом» дети сначала решают, как именно использовать эту « субстанцию». Потом идёт процесс обдумывания плана действий. Ну, а потом самое приятное - получение результатов.

6. Сюжетно-ролевые игры.

Такие игры стимулируют навыки общения, сотрудничества между детьми, а также между ребенком и взрослым.

7. Релаксация.

Игры с кинетическим песком способствуют снятию эмоционального и мышечного напряжения, утомляемости, развивают положительные эмоции, эмпатию.

Приведу некоторые из упражнений, в которые можно играть дома, они очень просты и не требуют от родителей особых знаний и умений.

  1. «Отпечатки». Это упражнение подойдёт даже для полуторагодовалого малыша. На песчаную поверхность нужно ставить «штампы» различными выпуклыми предметами.
  2. «Колбаски». Неострым ножиком ребёнок режет колбаски различного размера. Также можно предложить сравнивать получившиеся «изделия».
  3. «Формочки». Это развлечение даёт ребёнку первые геометрические знания. Использовать можно обычные формы или фигурки из сортера.
  4. «Торт». Ребёнок-кондитер стряпает на заказ тортик из «коржей» разного диаметра.
  5. «Замок». Из кинетического песка можно построить невероятно красивое сооружение с башенками и замковой оградой.
  6. «Клад». В песок можно зарыть любое «сокровище», задание усложняют, предлагая отыскать клад по карте.
  7. «Стройка». Оживить игру поможет самосвал и грузовик. Ребёнок сам решит, что именно он будет строить.
  8. «Рисунок». На поверхности песочницы рисуют изображение с минимумом деталей. Затем ребёнок отворачивается, а взрослый меняет что-то в картинке. Задача малыша – найти отличие.
  9. «Кто скорее?». Поспорьте с ребёнком, кто из вас быстрее выстроит башенку или найдёт в песке спрятанный клад. Условия задания можно менять бесконечно.
  10. «Математика». Ребёнок, который знает цифры, может рисовать их пальцем на песке или делать их объёмными. Ошибки можно стирать ладонью.

Это лишь небольшая часть возможных упражнений с кинетическим песком. Обычно занятия придумываются прямо возле песочницы, причём чаще срабатывает именно детская фантазия.

Использование песка в развивающей предметно - пространственной среде для организации игровой деятельности дошкольников дает большой воспитательный и образовательный эффект:

- существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

-в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».

-в играх с кинетическим песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика).

-совершенствуется развитие предметно - игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

-песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с современными детьми.

 

Песочная терапия или пескотерапия.

Многие психологи видят в отдельных песчинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение жизни во вселенной. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что песок поглощает «негативную» психическую энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное состояние, что делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Метод песочной терапии пока еще малоизвестен в России, но по своей эффективности является очень перспективным. Сохранение и укрепление здоровья детей – важнейшая задача как родителей, так и педагогов.

Мы сегодня познакомили Вас лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими детьми, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринуждённее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Семинар – практикум для родителей

Семинар – практикум для родителей

Скажите пожалуйста какого цвета крышки в баночке?

Скажите пожалуйста какого цвета крышки в баночке?

В гости к нам приходила бабушка, принесла рукавички, чтобы зимой было тепло ручкам, а мышка прибежала прогрызла рукавички и на них появились дырочки

В гости к нам приходила бабушка, принесла рукавички, чтобы зимой было тепло ручкам, а мышка прибежала прогрызла рукавички и на них появились дырочки

На полянке жили разноцветные гусеницы

На полянке жили разноцветные гусеницы

Развитие мелкой моторики. Кинетический песок отлично помогает развивать мелкую моторику пальцев рук

Развитие мелкой моторики. Кинетический песок отлично помогает развивать мелкую моторику пальцев рук

Отпечатки». Это упражнение подойдёт даже для полуторагодовалого малыша

Отпечатки». Это упражнение подойдёт даже для полуторагодовалого малыша

Многие психологи видят в отдельных песчинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение жизни во вселенной

Многие психологи видят в отдельных песчинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение жизни во вселенной
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2022