Семинар "Духовно-нравственное воспитание обучающихся, как социальный заказ семьи"
Оценка 4.7

Семинар "Духовно-нравственное воспитание обучающихся, как социальный заказ семьи"

Оценка 4.7
docx
07.05.2021
Семинар "Духовно-нравственное воспитание обучающихся, как социальный заказ семьи"
выступление.docx

 

 

 

 

 

 

Семинар для учителей начальных классов

«Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся как социальный заказ государства, общества и семьи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные
ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность…и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

       Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

        Нравственное формирование человека начинается в семье, в детском саду; в школе оно приобретает еще большую систематичность и целенаправленность. В начальных классах ребенок не только овладевает основами знаний – у него закладываются основы характера, воли, всего нравственного облика. Нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его эмоциональную и интеллектуальную сферу, ибо проявление нравственности связано с отношением к обществу, окружающим людям, к труду, вещам и самому себе.

В любой деятельности могут возникать разные нравственные отношения: солидарности, взаимопомощи, требовательности, совместное переживание успехов и неудач или, напротив, отношения, связанные с проявлением эгоизма, честолюбия, тщеславия, зависти.

     Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

         При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся,  общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.

        Целью этого взаимодействия  является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Для этого взаимодействия необходимо учитывать  ряд условий:

·        Характер современного национального воспитательного идеала

·        Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи

·         Систему базовых национальных ценностей

·        Основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

 

Главная цель нравственного воспитания учащихся:

Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Задачи воспитания:

-       создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков;

-       знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;

-       изучать с учащимися нравственных традиций их семей и поколений

-       развивать у учащихся потребность в совершении нравственных поступков;

-       создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;

-       способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков;

-       создавать условия нравственного самовоспитания учащихся.

     Как определить систему общих педагогических    требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

 Система фундаментальных социальных и педагогических понятий:

·        нация

·        национальное государство

·        национальное самосознание (идентичность)

·        формирование национальной идентичности

·        патриотизм

·        гражданское общество

·        многообразие культур и народов

·        межэтнический мир и согласие

·        социализация

·        развитие

·        воспитание

·        национальный воспитательный идеал

·        базовые национальные ценности

·        духовно-нравственное развитие личности

·        духовно-нравственное воспитание личности гражданина России

       Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.

        Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение многонационального народа Российской Федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры.

         Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.       

 Задачи духовно-нравственного развития и воспитания в  сфере:

·        Личностного развития

·        Общественных отношений

·        Государственных отношений

       Первая ступень - формирование ценностей семейной жизни.

Следующая ступень развития гражданина России - это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики.

     Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.

         Ступень российской гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания.

         Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.

         Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности.

          К ним относятся:

 

Ø патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

Ø социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

Ø гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

Ø семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

Ø труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

Ø наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

Ø традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

Ø искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

Ø природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Ø человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

         Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.

        Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов — участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.

         Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

·        нравственного примера педагога;

·        социально-педагогического партнёрства;

·        индивидуально-личностного развития;

·        интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

·        социальной  востребованности воспитания.

         Таким образом, организация воспитательного процесса в системе «школа —семья — социум» потребует педагогов, способных не только учить, но и воспитывать обучающихся.

 

 


 

Семинар для учителей начальных классов «Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся как социальный заказ государства, общества и семьи»

Семинар для учителей начальных классов «Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся как социальный заказ государства, общества и семьи»

Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность…и общество лишь тогда способно ставить…

Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность…и общество лишь тогда способно ставить…

Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

России Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т

России Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т

России, к своему народу, к своей малой родине, служение

России, к своему народу, к своей малой родине, служение

Таким образом, организация воспитательного процесса в системе «школа —семья — социум» потребует педагогов, способных не только учить, но и воспитывать обучающихся

Таким образом, организация воспитательного процесса в системе «школа —семья — социум» потребует педагогов, способных не только учить, но и воспитывать обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2021