Семинар для учителей начальных классов
«Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся как социальный заказ государства, общества и семьи»
«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные
ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и
экономическая стабильность…и общество лишь тогда способно ставить и решать
масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров,
когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным
культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной
истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления
единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни,
фундаментом для экономических и политических отношений».
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Нравственное формирование человека начинается в семье, в детском саду; в школе оно приобретает еще большую систематичность и целенаправленность. В начальных классах ребенок не только овладевает основами знаний – у него закладываются основы характера, воли, всего нравственного облика. Нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его эмоциональную и интеллектуальную сферу, ибо проявление нравственности связано с отношением к обществу, окружающим людям, к труду, вещам и самому себе.
В любой деятельности могут возникать разные нравственные отношения: солидарности, взаимопомощи, требовательности, совместное переживание успехов и неудач или, напротив, отношения, связанные с проявлением эгоизма, честолюбия, тщеславия, зависти.
Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.
Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Для этого взаимодействия необходимо учитывать ряд условий:
· Характер современного национального воспитательного идеала
· Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи
· Систему базовых национальных ценностей
· Основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Главная цель нравственного воспитания учащихся:
Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
Задачи воспитания:
- создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков;
- знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;
- изучать с учащимися нравственных традиций их семей и поколений
- развивать у учащихся потребность в совершении нравственных поступков;
- создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;
- способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков;
- создавать условия нравственного самовоспитания учащихся.
Как определить систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.
Система фундаментальных социальных и педагогических понятий:
· нация
· национальное государство
· национальное самосознание (идентичность)
· формирование национальной идентичности
· патриотизм
· гражданское общество
· многообразие культур и народов
· межэтнический мир и согласие
· социализация
· развитие
· воспитание
· национальный воспитательный идеал
· базовые национальные ценности
· духовно-нравственное развитие личности
· духовно-нравственное воспитание личности гражданина России
Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.
Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение многонационального народа Российской Федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры.
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания в сфере:
· Личностного развития
· Общественных отношений
· Государственных отношений
Первая ступень - формирование ценностей семейной жизни.
Следующая ступень развития гражданина России - это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики.
Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.
Ступень российской гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания.
Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности.
К ним относятся:
Ø патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
Ø социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
Ø гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
Ø семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
Ø труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
Ø наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
Ø традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
Ø искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
Ø природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Ø человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов — участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
· нравственного примера педагога;
· социально-педагогического партнёрства;
· индивидуально-личностного развития;
· интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
· социальной востребованности воспитания.
Таким образом, организация воспитательного процесса в системе «школа —семья — социум» потребует педагогов, способных не только учить, но и воспитывать обучающихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.