Семинар на тему « Реализация национально – регионального компонента через внеурочную деятельность в условиях введения нового ФГОС»
Тема:
Цель: обобщение педагогического опыта по реализации национально – регионального компонента в воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС.
1. Актуальность использования НРК в начальной школе
НРК государственного образовательного стандарта разработан в соответствии с Законом РФ « Об образовании» с учетом основного направления модернизации общего образования и является основой для разработки плана кружковой работы и внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС.
В настоящее время НРК стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Ребенок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где живет. Дом – детский сад – школа – двор – границы мира постепенно расширяются, и маленький человек начинает задавать все больше вопросов. Ему нужно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство гордости к своей Родине. Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы нынче владеем. Воспитать бережное, трепетное отношение к родному краю, чувство гордости за свою малую родину – одна из важнейших задач, поставленных перед современным учителем и перед новой школой в целом.
Наша задача приобщать детей к пониманию истории своего края, особенностям культуры и природного своеобразия , что позволит ученикам адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды; способствовать формированию духовно – нравственных ориентаций, творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Обращаясь к истории своей страны, своего народа, ученик начинает понимать величие своей Родины, в нем развивается потребность стать творцом, гражданином России. На основе знакомства учащихся с историей казачества происходит непосредственное прикосновение детей к историческому и культурному наследию, героическим и трагическим страницам казачества.
Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе. Назначение этого компонента – защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение школьников системой знаний о регионе. Обучение строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно – исторической среды и региональной системы образования.
2.Способы реализации НРК государственного стандарта общего образования в начальной школе – включение регионального содержания в базовое содержание, углубленное изучение через внеурочную деятельность и дополнительные общеразвивающие программы.
Главными принципами реализации НРК являются принцип комплексности и интеграции, т.е. объединение различных аспектов содержания образования краеведческого материала в единое целое с учетом задач и потребностей школьников. Принцип гуманизации – включение знаний о человеке, формирование гуманистического мировоззрения, создание условий для самопознания, самореализации развивающейся личности. Принцип экологизации – воспитание экологически образованной личности, осознающей особую остроту экологической ситуации в нашем округе, ответственность за сохранение и улучшение природы родного края.
3 Реализация НРК
Мы не случайно обратились к проблеме использования НРК не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Анализируя работы по окружающему миру, развитию устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы, т.е. преподавания основных предметов, пришли к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы с его прошлым и настоящим. Но даже имеющиеся знания носят абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия. Чтобы повысить познавательный интерес к истории Донского края, его природе и людям, проживающим в нем, мы обратились к поиску путей ее решения. В начальной школе работа проводится по основным направлениям: физкультурно - спортивное «Гольф», « Шашки», « Аэробика».
Художественное: « Донские узоры», « Живое слово», « Прекрасное своими руками», « Умелые ручки».
социально – педагогическое: « Дорога открытий», « По дорогам знаний», « Ученье с увлечением», «Волонтёры», « Познаем Родной язык»
Туристско – краеведческое: « Юный краевед»
Сегодня вы увидите, как мы реализуем НРК на примере работы кружка « Юный краевед» , « Дорога добра» и « Донские узоры».
Современное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне партнерства ( музеи, театры, фольклорные группы, экскурсионные поездки).Школьники с удовольствием занимаются в театральной студии « Маска», фестиваль инклюзивного творчества « Лучики надежды»( фото)
Большое место в приобщении школьников к культуре родного края занимают праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки календарных праздников: Ярмарка, Покров, Масленица День народного единства и другие.
Дети нашей школы активно принимают участие в городских социальных и экологических акциях: « Письмо солдату», « Покормите птиц», « Здоровое питание», « ПДД», сбор макулатуры, пробочек, батареек.
Ученики начальной школы принимают активное участие на электронных платформах РДШ в патриотическом движении «Орлята России», Учи.ру, Яндекс.Учебник – участвуют в олимпиадах и марафонах по ПДД и ОБЖ.
По новым стандартам главное – не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять. Поэтому меняются и требования к результатам. Это не просто оценка учебы, но и развитие личностных качеств. Реализация НРК , построенная по системе будет способствовать достижению целевых ориентиров ФГОС НОО:
Результативность работы по реализации НРК предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребёнок приобретает определённую систему знаний о связи и взаимодействии человека, животного и растительного мира и мира людей Донского края, об особенностях общения человека с окружающим миром;
Овладевает представлением о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода;
Определяет свою социальную роль;
Имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях;
Обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;
Учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности;
Приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом; развивает самостоятельность, творчество инициативность.
Ребенок овладеет установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
Различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
Обладает начальными знаниями о себе, о природном мире, в котором живет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.