Семинар «Народная кукла как мудрый семейный тренажер для развития мелкой моторики ребенка».
Оценка 4.8

Семинар «Народная кукла как мудрый семейный тренажер для развития мелкой моторики ребенка».

Оценка 4.8
docx
06.11.2023
Семинар «Народная кукла как мудрый семейный тренажер  для развития мелкой моторики ребенка».
Выступление Семинар 26 января 2021.docx

Семинар

«Народная кукла как мудрый семейный тренажер

 для развития мелкой моторики ребенка».

 

Воспитатель МДОУ «Детский сад № 104»

Руданова Наталия Алексеевна

Цель:

Повышение профессионального мастерства педагогов и расширение знаний по использованию эффективных педагогических средств, при ознакомлении детей с народным творчеством.

Задачи:

1. Продолжать формировать представления о разновидностях народных кукол, историей их развития.

2. Дать представления о разнообразии игровых народных тряпичных кукол и назначении традиционной русской куклы.

3. Вызвать  желание применить полученные знания на практике в работе с детьми.

Слайд 2

Наша страна обладает богатым духовным, культурным и историческим прошлым. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта. Однако, имеет место недостаточное внимание педагогов, родителей к использованию народной куклы в духовно- нравственном воспитании детей.

Слайд 3

Тряпичная кукла – кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа. Традиционная народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни и учила быть великодушными и милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и уважение к близким.

Слайд 4

Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей. На современном этапе развития общества традиционная народная кукла приобретает иную роль. Расширяется её познавательная и образовательная функции. Возвращение этой рукотворной лоскутной фигурки в дошкольное детство будет способствовать изменению и возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как свободно развитую личность.

Традиционная тряпичная кукла – тот « инструмент», который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.

Слайд 5

Лоскутная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей. А «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

Слайд 6

Сегодня тряпичная кукла - прежде всего элемент культуры, который необходимо рассматривать как явление историческое. 

 Народные куклы являются частью традиционной детской культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных кукол в жизнь современных детей.

Слайд 7

Традиционная тряпичная кукла обладает рядом особенностей. Её изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал. Единый технологический процесс даёт индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики (нарисованного лица у них нет), но не безличны. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети.

 

Слайд 8

Народная кукла отличается большими возможностями, побуждающими ребенка к активной игре, к действию, требует от ребенка живого участия.      

С педагогической точки зрения народная тряпичная кукла может рассматриваться  как средство для изучения традиционного семейного уклада,  народного костюма, годового цикла народных праздников.

 Рукотворная игрушка способствует развитию тактильно-кинестетических ощущений, благотворно влияет на формирование психического и физического здоровья. В этом состоит терапевтическое воздействие куклы.

Слайд 9

Игровые народные куклы – прекрасные игрушки для современных детей. Во многих из них заложен развивающий потенциал для мелкой моторики рук. Что, несомненно, важно для детей-дошкольников. Ведь развитие моторных навыков и стимулирование ладоней и пальцев не только готовит руку к письму, но и способствует развитию центров речи.

Они будут интересны и для деток раннего возраста и для ребят постарше. Есть даже куклы специально для мальчишек! Причем они никак не стирают гендерных различий, а даже их подчеркивают. Ведь это куклы-мальчики, кулачные бойцы.

Конечно, все эти куклы могут быть использованы в сюжетных играх. И даже в театрализованной деятельности. Так, например, кулачный боец прекрасно может сыграть роль Ивана-царевича (или Емели). А Хороводница – Василисы Премудрой.

 

Все куклы безлики, поэтому подходят для передачи любых эмоциональных состояний, как при театральной деятельности, так и для обычных игр. Воображение детей прекрасно достроит смех или слезы, радость или горе.

 

Итак, представляем вам краткий обзор игровых народных кукол.

 

 

Слайд 10

Зайчик на пальчик.

Зайчик на пальчик – старая тряпичная игровая кукла. С давних времен такую куколку делали матери, чтобы развлечь ребятишек. Зачастую такую тряпичная кукла становилась народным средством психологической защиты. Ведь детишек часто оставляли в избе одних. И чтобы малышу не было страшно, одевали на пальчик такого тряпичного зайчика. Такое своеобразное колечко и потерять сложнее, чем обычную игрушку. С ним ребенок мог поделиться своими горестями и радостями – вон какие ушки длинные, всё услышит и поймет.

Конечно, сегодня мы детей одних в доме не оставляем. Но и у современных ребятишек бывают стрессовые ситуации. Например, привыкание к детскому саду. И тут народная кукла может помочь. Можно малыша в садик отправлять не одного, а с зайчиком.

Но мало купить или сделать куклу. Чтобы Зайчик на пальчик был частью дома, утешителем и помощником, его надо «приручить», сделать своим. А что лучше подходит для этого, чем игра! Да даже если и не ставит перед собой никаких далеко идущих психотерапевтических целей, такая кукла дает широкое поле для развития ребенка, его речи и мелкой моторики.

Приведу лишь несколько вариантов, как поиграть с такой народной тряпичной куклой, но вы, конечно, сможете придумать и множество своих вариантов.

Игра в прятки с русской народной тряпичной куклой

 «Зайчик на пальчик»

Это очень проста игра. Но почти все маленькие детки приходят от нее в восторг. Ведь для ребенка это магия – был и нету.

Наденьте зайчика на свой палец, а ладонь второй руки поставьте как стеночку перед ребенком. Покажите игрушку, подняв ее над ладонью-стенкой, поздоровайтесь с ребенком. Уберите игрушку, спрячьте ее за ладонь. Скажите: «А теперь зайка спрятался! Нет зайки! Где зайка?» Резко поднимите игрушку – «Вот зайка!». Потом можно показывать зайчика то справа, то слева, то в щелочку, раздвинув пальцы на ладони.

Позже можно поменяться ролями – пусть малыш сам прячет зайку, а вы будете «искать». В этом случае, можно предложить прятать игрушку не за ладошкой, а, например, накрывать зайчика платочком или прятать за спину – чтобы ребенок справился.

«Пиф-паф – ой-ой-ой» - игра-драматизация с русской народной тряпичной куклой «Зайчик на пальчик»

Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять.
(постепенно поднимаем игрушку-зайчика рывками на каждый счет)

Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет.
(вытянете указательный палец второй руки, «прицеливаясь» в зайчика)

Пиф – паф! Ой-ой-ой! Умирает зайчик мой.
(«положите» зайчика на ладонь второй руки)

Привезли его домой, оказался он живой!
(резко поднимите игрушку)

Ели вы принципиальный противник попадания в зайцев из ружья, то концовку можно изменить:

 

Пиф-паф, не попал, серый зайка ускакал!
(спрячьте игрушку за спину или за ладонь второй руки)

«Зайчик, зайчик, где ты был?» - пальчиковая игра с русской народной тряпичной куклой «Зайчик на пальчик»

Это очень полезное пальчиковое упражнение. Наденьте зайчика на указательный палец, а затем дотрагивайтесь указательным пальцем-зайцем до всех остальных пальчиков.

Зайчик, зайчик, где ты был?

С этим братцем — в лес ходил. (касаемся большого пальца)

С этим братцем — щи варил. (касаемся среднего пальца)

С этим братцем — кашу ел. (касаемся безымянного пальца)

С этим братцем — песни пел! (касаемся мизинца)

 

Сначала покажите эту игру потешку сами, а затем научите ребенка. На первых порах помогайте малышу, сами соединяйте его пальчики. С детьми постарше, конечно, можно выучить и стишок. Тогда все упражнения ребенок будет выполнять самостоятельно.

«Веселый музыкант» - игра-драматизация с русской народной тряпичной куклой «Зайчик на пальчик»

Эту игру проводим под песню А.Филлипенко на слова Т. Волгиной «Веселый музыкант». Вы можете выучить несложный мотив (найти песенку легко в интернете) или использовать только текст.

Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с целой группой. Можно надеть зайчиков на обе ручки. В игре есть ведущий, он «играет» на разных музыкальных инструментах. Таким ведущим может быть и взрослый и, позже, сам ребенок.

Я на дудочке играю: Ти-ли-ли, ти-ли-ли! (Ведущий изображает игру на дудочке)

Пляшут зайки на лужайке, Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
(Дети вращают кистями рук, заставляя заек «плясать»)

Заиграл на балалайке: Тренди-брень, тренди-брень! (Ведущий изображает игру на балалайке)

Пляшут зайки на лужайке, Тренди-брень, тренди-брень!
(Дети вращают кистями рук, заставляя заек «плясать»)

А теперь на барабане: Бум-бум-бум! Трам-там-там! (Ведущий изображает игру на барабане)

В страхе зайки разбежались по кустам, по кустам!
(Дети быстро прячут руки с куклами за спину)

Слайд 11

«Вышли зайки на лужок» - групповая игра малой подвижности с русской народной тряпичной куклой «Зайчик на пальчик»

Эту игру проводят с группой детей. Например, на дне рождения, как одно из развлечений. А «реквизит» - куклу зайчик на пальчик – гости потом могут оставить себе в качестве подарка-сувенира. Поскольку это игра с правилами, то подойдет для детей не младше четырех лет.

Ребята стоят в кругу, в середине находится водящий-волк.

 

Вышли зайки на лужок, встали в маленький кружок. (все дети выставляют вперед руку с зайчиком)

Пляшут, скачут, веселятся, злого волка не боятся! (дети покачивают рукой, заставляя зайчиков «танцевать»)

Берегись, лесной народ! На охоту волк идёт.

После этих слов волк-водящий старается поймать, осалить руку с зайчиком. А все игроки стараются спрятать рук с зайками за спину. Но держать руки за спиной все время нельзя – не по правилам. Как только волк поймает зайчика, они меняются ролями.

 

Куколку Зайчик на пальчик я предложила изготовить с родителями и детьми на родительском собрании, посвященном светлому празднику Пасхе. Дети показали родителям спектакль «Теремок», а затем вместе с родителями изготовили куколку Зайчик на пальчик.

Слайд 12

Кукла «Хороводница».

Кукла Хороводница – одна из немногих чисто игровых тряпичных кукол, на которых не возлагали обережных обязанностей. Это была обычная игрушка на палочке, которая при вращении весело крутилась. Делали обычно каждому ребенку сразу две куклы – по одной в каждую руку. Играя с Хороводницами, нужно было крутить их в разные стороны одновременно, что являлось хорошей тренировкой для пальцев. Это нужно было для того, чтобы повзрослев, девочка могла уверенно браться за прядение, и освоение нового вида рукоделия для нее проходило быстрее.

Вначале первых кукол малышам делали старшие дети или взрослые, чаше всего это были, конечно, няньки – те, кто в семье смотрел за маленькими детьми. Немного повзрослев, ребятишки могли и самостоятельно изготавливать таких плясуний и устраивать вместе с друзьями и подружками большие игрушечные хороводы. Умелое обращение с Хороводницами приветствовалось и поощрялось, отличившиеся усердием девочки могли на полных правах участвовать в хороводах со старшими подружками.

В общем, получается, что эта кукла – как тренажер для детских ручек.

В своей работе я использовала изготовление куклы «Хороводницы» на празднике «День Матери». Родители вместе с детьми изготовили куколку – плясунью. И мамочки потрудились, и детей своих научили крутить и завязывать узлы!

Слайд 13

Куколка Колечко.

Кукла-колечко- подарочная кукла на долгую, крепкую дружбу.

Куколка на пальчик, которая пришла к нам из Вятской губернии, нравится как детям, так и взрослым. Когда-то еще во времена наших предков, она выполняла функцию оберега. Играла важную роль в определенных обрядах и на празднованиях.

- На руке моей колечко, что-то дрогнуло сердечко:

Ведь колечко не простое, хоть оно не золотое,

Шито с тряпочек оно, домовым подарено.

Мне на пальчик надевал он, на ухо слова шептал он,

Кукла маленькая, да удаленькая,

В головушке узелок, крепкой памяти залог,

Что задумано, то запомнится,

Что запомнится, пусть исполнится.

 

- А загадав желание, выходили девицы за околицу, да хороводы водили, суженого завлекали. Кому подарили куколку, должен поносить её, для закрепления вложенной в неё информации.

 

Сегодня кукла-колечко может стать памятным подарком на любое событие в жизни человека. Дарящий сам одевает колечко на палец с пожеланиями тому, кому дарит. А тому, кому подарили куклу-колечко, должен поносить ее для выполнения вложенной в нее информации. 

Милое, мое сердечко,

Я дарю тебе колечко.

Ты носи и не снимай,

Меня чаще вспоминай!

Изготовление куколки Колечко я так же использовала, как элемент праздника на День Матери. В наше тяжелое время, когда нельзя встречаться с родителями, я используя платформу ZOOM, организовала встречу родителей и детей для изготовления куколки Колечко в подарок мамочке на День Матери. Предлагаю посмотреть видеофрагмент нашей встречи. ВИДЕО.

Слайд 14

Кукла Стригушка.

Для создания куклы материал долго не искали, брали все, что было под руками. А чаще всего под руками оказывалась солома, из нее то и крутили за пару минут Стригушку и отдавали детям, которых приходилось брать с собой на работу. Самую простую Стригушку делали прямо в поле, не используя больше никаких материалов, кроме соломы.

С помощью такой куклы можно было надолго занять детей интересной и увлекательной игрой, кроме этого так ребенок получал представление о том, что делать кукол можно прямо на ходу, по ситуации, решая быстро и просто какую-то проблему. Дети постарше сами принимали участие в создании таких Стригушек  и таким образом развивали и совершенствовали свои навыки рукоделия.

Кроме соломы для изготовления этой куклы использовали траву, лен, лыко, сено, прутья, ветки, нитки – в общем все, что могло подойти для создания подходящей конструкции. Готовая Стригушка должна было уверенно стоять на ровной поверхности. Устойчивость куклы необходима для того, чтобы она могла танцевать, не падая при этом. А для организации кукольного хоровода нужно лишь слегка постукивать по поверхности, на которой находятся Стригушки. Куклы начинают кружиться и приплясывать. Если их будет несколько – будет гораздо веселее.

 

 

Слайд 15

Те куклы, которые делали дома, создавали без спешки, использовали больше матриалов, и они были гораздо наряднее своих полевых сестричек. Такие Стригушки были одеты в яркие юбки с передниками, косынки с повойниками, их украшали тесьмой, бусами, вышивкой и другими декоративными элементами. Если постараться, то на основе Стригушки можно создать настоящее произведение искусства – авторскую куклу.

Работая с родителями по изготовлению игровых народных кукол, я получила огромное удовольствие, когда произошла обратная связь. Одна и мамочек изготовила огромную куклу масленицу на основе куклы стригушки, которая принимала участие на выставке масленичных кукол на улице Андропова. Все были в восторге от проделанной работы.

Слайд 16

Кукла Малышок-голышок.

Кукла Малышок-голышок является очень простой и понятной куклой на первый взгляд. Действительно, ее можно сделать всего лишь из одного лоскута ткани, пучка ветоши и немного ниток. Изготавливали такую куклу быстро, на лету, чтобы помочь малышу отвлечься, придумать новую игру и позабыть обиду или боль от случайного падения.

Но кукла Малышок-голышок явно отличается от упомянутых нами кукол прежде всего тем, что делается по образу человека.

Это означает то, что, помимо чисто игровых функций куклы для младенцев, она обладает более важным значением, которое становится понятным лишь тогда, когда она попадает в руки более старших детей, которые первым делом ее начинают одевать. А во что одевать? И оказалось, что Малышок-голышок у мальчиков моментально преображается в парня, а девочки легким движением руки превращают куклу в девушку. Вот так в детских играх приходит понимание того, что в определенное время все люди разделяются на мужчин и женщин со своими правами и обязанностями.

Кроме этого, кукла Малышок-голышок могла стать прообразом абсолютно любого персонажа, что давало возможность детям создавать кукол на основе реально существующих людей, или, что еще интереснее, придумывать что-то свое. Нужно было лишь взять одну фигурку и одеть ее по-своему.

 

Слайд 17

Кукла Куклак.

Одной из главных обязанностей мужчин является завоевание новых территорий, которые потом они же осваивали, занимаясь охотой и земледелием. Но не менее важным для сохранения рода было умение защищаться как от диких зверей, так и от других завоевателей. В тех случаях, когда враг уже близко, на первый план выступают умения рукопашного боя, поэтому мальчикам было необходимо с самых ранних лет понимать механику таких приемов, знать законы инерции и движения. Кукла Куклак – один из самых простых и доступных средств начать обучение основным приемам защиты.

Кулаки на руках куклы сделаны подвижными, поэтому для попадания в цель нужно учитывать многие параметры - длину руки, амплитуду вращения, расстояние до цели, вес самого кулака. Все это постепенно превращало играющего в куклы мальчишку в опытного и умелого бойца, способного защитить себя и свою семью в случае нужды. Ну, и как мы уже упоминали, вращая Куклака в руке, развивалась мелкая моторика и укреплялись мышцы кисти, что было необходимо для плетения лаптей или корзин.

Слайд 18

Вывод.

Таким образом, использование народной тряпичной куклы на практике оказалось эффективным средством повышения уровня воспитательно- образовательного процесса, формирования познавательной и творческой активности дошкольников, способствующим развитию духовности, формированию нравственно-патриотических позиций:

- в результате совместной творческой деятельности педагога, родителей по осуществлению намеченных мероприятий в положительную сторону изменились представления детей о добре, милосердии, великодушии, отзывчивости, трудолюбии, гражданственности и патриотизме, повысился интерес детей и уровень их знаний о народной культуре, истории, обычаях, традициях предков;

- изготавливая куклу своими руками, ребенок получает ценнейший опыт позитивных достижений: «я – старался, делал и у меня получилось!»;

- занятия с детьми дошкольного возраста с тряпичной куклой помогают педагогам и родителям более успешно устанавливать психологически комфортный контакт с ребенком, при котором каждый из участников творческого процесса получает желаемый результат;

 

- в процессе работы над созданием куклы, у детей развивается моторика пальцев, закрепляются навыки работы с ножницами, нитками. В практической работе дети учатся употреблять в дело любые имеющиеся под рукой лоскуты.

Слайд 19

Изготовление кукол доставляет детям радость и увлекает. Тряпичная кукла не требует особых материальных затрат и дает огромные возможности для фантазии и творчества. Такую народную куклу не купишь в магазине. Нигде так не оживает старый лоскуток как в кукле, сделанной своими руками.

Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу. Таким образом, занятия с детьми народной игрушкой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать.

Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.

Я думаю, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить психическое здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.

Народная традиционная кукла является необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Кукла служит своеобразным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире.


 

Семинар «Народная кукла как мудрый семейный тренажер для развития мелкой моторики ребенка»

Семинар «Народная кукла как мудрый семейный тренажер для развития мелкой моторики ребенка»

Слайд 4 Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей

Слайд 4 Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей

Слайд 8 Народная кукла отличается большими возможностями, побуждающими ребенка к активной игре, к действию, требует от ребенка живого участия

Слайд 8 Народная кукла отличается большими возможностями, побуждающими ребенка к активной игре, к действию, требует от ребенка живого участия

Слайд 10 Зайчик на пальчик.

Слайд 10 Зайчик на пальчик.

Пиф-паф – ой-ой-ой» - игра-драматизация с русской народной тряпичной куклой «Зайчик на пальчик»

Пиф-паф – ой-ой-ой» - игра-драматизация с русской народной тряпичной куклой «Зайчик на пальчик»

Сначала покажите эту игру потешку сами, а затем научите ребенка

Сначала покажите эту игру потешку сами, а затем научите ребенка

Ребята стоят в кругу, в середине находится водящий-волк

Ребята стоят в кругу, в середине находится водящий-волк

В общем, получается, что эта кукла – как тренажер для детских ручек

В общем, получается, что эта кукла – как тренажер для детских ручек

Милое, мое сердечко, Я дарю тебе колечко

Милое, мое сердечко, Я дарю тебе колечко

Слайд 15 Те куклы, которые делали дома, создавали без спешки, использовали больше матриалов, и они были гораздо наряднее своих полевых сестричек

Слайд 15 Те куклы, которые делали дома, создавали без спешки, использовали больше матриалов, и они были гораздо наряднее своих полевых сестричек

Слайд 17 Кукла Куклак. Одной из главных обязанностей мужчин является завоевание новых территорий, которые потом они же осваивали, занимаясь охотой и земледелием

Слайд 17 Кукла Куклак. Одной из главных обязанностей мужчин является завоевание новых территорий, которые потом они же осваивали, занимаясь охотой и земледелием

В практической работе дети учатся употреблять в дело любые имеющиеся под рукой лоскуты

В практической работе дети учатся употреблять в дело любые имеющиеся под рукой лоскуты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2023