ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 37 ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
ДЕТСКИЙ САД № 37 ОАО «РЖД»
Межрегиональный сетевой семинар «Внедрение интерактивных методов в работу педагогов ДОУ»
Воспитатель: Клименко Ирина Сергеевна
Ст.воспитатель: Абзалилова М.В.
Нейроигры как интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста
В каждой группе детского сада, в каждом классе школы встречаются дети с особыми образовательными потребностями. Это дети с нарушениями речи, восприятия, недостаточным уровнем развития мелкой и крупной моторики. Также есть дети, которым сложно сосредоточиться и быстро переключить внимание с одного вида деятельности на другой, дети с нарушением эмоциональной сферы, с низкой концентрацией внимания, слабой памятью.
В современной педагогике и психологии существует много развивающих дидактических игр и пособий. Но не всегда общепринятые методы и приёмы помогают воспитателю в работе с детьми с различными нарушениями. Поэтому в нашей работе мы используем нейроигры. Нейроигры относят к одной из наиболее эффективной методике помощи детям с различными нарушениями. Для нормотипичных детей эти игры также приносят пользу, инновационные интерактивные методы дополняют общепринятые классические технологии и методики.
Что такое нейроигры? Нейроигры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию высших психических функций.
Использование нейропсихологических игр и упражнений позволяют решать следующие задачи:
• развитие пространственных представлений;
• развитие зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики;
• формирование правильного взаимодействия ног и рук;
• развитие слухового и зрительного внимания, воображения, памяти, речи, восприятия, мышления;
• обучение последовательного выполнения действий.
В целом, задача нейроигр сводится к тому, чтобы развить мозг в пределах нормы возраста ребёнка или чуть больше.
Для большей эффективности нейроигр были разработаны следующие принципы:
• Принцип «от простого к сложному»
• Применение нейроигры в начале занятия для активизации мозговых процессов;
• Нейроигры не заменяют процесс стандартного обучения — они используются параллельно с задачами обучения.
Нейроигры для младшей и средней группы стоит давать в самом простом варианте (выполнение одной задачи). Для старшей и подготовительной групп нейропсихологические упражнения можно усложнять, здесь появляется многозадачность.
Нейроигры универсальны, они не требуют специальной подготовки. Регулярное использование нейроигр помогают снять усталость у детей, активизируют умственную, физическую активность, повышают концентрацию, улучшает качество усвоение материала ребёнком.
Раньше эти игры использовали только нейропсихологи для развития и восстановления высших психических функций. С помощью этих игр шла коррекция поведения. Но сейчас всё больше специалистов включают нейроигры в свою практику. Почему так происходит? Преимущество нейроигр в том, что они увлекательны и интересны. Ребёнку интересно играть, он хочет принимать участие в занятиях. Соответственно эффективность занятия повышается.
Введение нейроигр как интерактивного метода работы с детьми дошкольного возраста позволяет изменить взаимодействие воспитателя и ребенка: активность педагога уступает место активности обучаемых. Дети с удовольствием демонстрируют сверстникам новые умения, завлекают в развивающую игру в разных режимных моментах, например, обращаются к нейроиграм в сюжетно- ролевой игре «Школа», «Детский сад», «Дочкиматери», используют их в качестве «считалочек» на прогулке в организации подвижных игр.
Применение интерактивных методов в детском саду формируют доверительные, позитивные отношения между воспитателем и ребенком, создают ситуации равенства всех участников игры, а отсутствие критики ребенка в неудачном движении мотивирует ребенка к продолжению выполнения упражнения и тренировке движений, способствующих развитию психических процессов.
Задачей педагога при применении интерактивных методов в работе с дошкольниками становится создание условий для их инициативы, подача нового игрового материала, речевого сопровождения. Таким образом, роль педагога уходит на второй план - дети на себя берут роль педагога, начинают обучать друг друга, коммуницируют, развиваются и получают положительные эмоции от игры.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.