муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 102»
Семинар на тему: «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию связной речи дошкольников»
Подготовила – Саркисян Э.М.
2 слайд. Цель:
• Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ;
• Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию связной речи дошкольников.
Слайд 3. Актуальность проблемы речевого развития
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:
Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;
В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.
В странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней – комфортное пребывание способствует успешному развитию.
Слайд 4. Условия успешного речевого развития.
1. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:
2. Владение педагогом правильной литературной речью.
3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.
4. Обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей.
5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи.
6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.
7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.
9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.
10. Поощрение детского словотворчества.
Слайд 5. Коммуникативная компетентность – это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения, это способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации, быть готовым к изменению соответственного речевого поведения.
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Связная речь включает в себя:
· Диалогическую форму речи;
· Монологическую форму речи.
Обе формы объединяет единая природа происхождения (потребность людей общаться друг с другом). Однако они отличаются друг от друга, каждая имеет свои особенности и специфику. Поэтому развитие диалога и монолога протекает по-разному, и каждая форма связной речи требует своего методического подхода.
Остановимся на характеристике связной речи более подробно.
Диалогическая форма речи (диалог) – первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребности непосредственного живого общения.
Диалог состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения.
Диалогическую речь отличает краткость, преобладание простых предложений, широкое использование внеречевых средств (жестов, мимики), а также средства интонационной выразительности.
Развитие диалогической формы речи во многом определяется формированием всей системы языка, его фонетики, лексики, грамматики. Также характер диалога и его развитие теснейшим образом связано с формой мышления и ведущей деятельностью ребенка.
6 слайд. Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.
В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.
7 слайд. В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).
8 слайд. В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.
Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.
Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.
9 слайд. В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.
10 слайд. Сензитивным периодом в развитии диалогической формы речи считается возраст три года, а уже к пяти годам в большинстве случаев в полной мере сформирован.
Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет не только к отставаниям в овладении языка, но и к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Затруднения в развитии диалогической речи, которые влияют на усвоение и поддержание контактов со сверстниками во время процесса общения, Вы можете увидеть на слайде:
· Застревание на второстепенных деталях и, как результат, малоинформированность диалога;
· Отсутствие инициативы в диалоге, незаинтересованность в продолжении диалогического общения;
· Различного рода недостатки отбора языковых средств;
· Адресация собственных реплик «в никуда»;
· Неадекватность истолкования невербальных средств диалога, применяемых собеседником;
· Большее значение в диалоге отдается невербальным средствам коммуникации;
· Бедная лексическая наполняемость диалога.
Диалог подготавливает развитие монолога, появление монолога развивается параллельно с ним.
11 слайд. В отличие от диалогической речи формирование монолога требует целенаправленного обучения, осознанного отношения ребенка к построению связанных высказываний. Психологические исследования (Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия) отмечают появление элементов монологической речи лишь к пяти годам. Только с этого времени ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога – рассказа о пережитом и увиденном. связной речь дошкольник общение
Затруднения в развитии монологической речи, представлены на слайде:
· Трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления;
· Для высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность;
· Низкий уровень употребляемой фразовой речи (сложных синтаксических конструкций);
· Трудности в формировании высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, логического мышления);
· Различного рода недостатки отбора языковых средств;
· Трудности в установлении причинно-следственных связей, взаимоотношений действующих лиц.
12 слайд. Сравнительная таблица форм связной речи
Характеристика |
Диалогическая речь |
Монологическая речь |
Форма речи |
Первичная |
Развивается на основе диалога |
Цель |
Потребность непосредственного живого общения |
Сообщение о каких-либо фактах, явлениях действительности |
Возраст формирования |
3 – 5 лет |
Начинает к 5 годам |
Система языка |
Достаточный уровень сформированности фонетики, лексики, грамматики, синтаксиса |
|
Условия коммуникации |
Связность высказываний |
|
Ситуация возникновения |
Ситуативная |
Запрограммированная (планируемая) |
Виды предложений |
Реплика, вопрос – ответ, преобладание простых предложений |
Связное развернутое изложение |
Невербальные средства (мимика, жесты, интонация) |
Широко используется |
Мало используется |
Работа педагога |
Развивать |
Целенаправленно обучать |
13 слайд. Развитие навыков диалогической речи
Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.
Обучение диалогической речи протекает в следующих формах:
· в свободном речевом общении,
· на специальных занятиях,
· в игре.
В свободном речевом общении средством обучения диалогической речи служит неподготовленная беседа. Она может проводиться во время режимных моментов: на прогулке, во время игры и т.д. Неподготовленной беседа является для детей, воспитатель же должен быть обязательно подготовлен к любому виду общения. Подготовленность педагога состоит в том, что, являясь носителем грамотной разговорной речи, он в каждой стихийно возникающей ситуации общения своей речью учит детей языку.
Именно поэтому беседы и разговоры воспитателей с детьми рассматриваются как традиционные способы постоянного, каждодневного речевого взаимодействия педагога с детьми.
Беседа – организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу.
На разных возрастных этапах первостепенное значение приобретает та или иная задача, и в зависимости от этого воспитатель отбирает содержание, форму, метод проведения беседы.
В беседе педагог:
1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т.е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в школе;
2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;
3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;
4) учит просто и понятно излагать свои мысли.
Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали.
При проведении беседы педагог должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными ее участниками. Для этого необходимо соблюдать следующие правила: ставить вопрос всей группе, затем вызывать одного ребенка для ответа. Нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они сидят. Это приводит к тому, что часть детей перестает работать: неинтересно ждать очереди, когда знаешь, что до тебя еще далеко.
Недопустимо спрашивать одних и тех же детей (наиболее бойких).
Итак, целью беседы в данном случае является не проверка знаний детей, а обмен чувствами, представлениями, переживаниями, высказывание собственного мнения, рассуждения.
В развитии диалогического общения детей со сверстниками в дошкольном возрасте можно применять игру.
К игровым упражнениям в диалоге можно отнести:
1) любую игру – спросить у воспитателей какую?(дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, драматизацию), правилами или сюжетом которой предусмотрено речевое взаимодействие, обмен высказываниями;
2) передачу литературных текстов по ролям.
Литературные произведения дают детям наилучшие образцы диалогического взаимодействия. Заученные литературные диалоги, передаваемые детьми в инсценировании стихов (чтение стихов по ролям), в театрализованных представлениях, в подвижных играх, формируют в их сознании образ «участника» диалога, обобщают формы диалогических реплик и правил ведения диалога.
Народная педагогика создала множество потешек, песенок, игр, построенных именно в форме диалогов.
Чтение стихов по ролям – один из методов подобного плана. Подбирая для этого стихи, потешки с различными функциональными репликами, педагог способствует усвоению разнообразия этих реплик. Диалоги с использованием вопросов и ответов представлены во множестве стихотворных произведений для детей. Чтение стихотворений по ролям позволяет детям освоить не только форму различных высказываний диалога, но и правила очередности, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации. Поддержанию темы разговора, развитию его логики исподволь учат многие произведения фольклора, построенные в виде разговора.
Подвижные игры с текстом нередко содержат диалоги. Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Но непроизвольно дети усваивают в игровом диалоге формы разных реплик и его правила. – какие это игры, кто мне может назвать? («Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем»)
Словесные игры. Богатый материал для развития диалогической речи дают словесные игры:
- игра «Садовник» (дает возможность воспитывать внимательность к репликам партнеров по игре, чтобы вовремя вступить в игру);
- игра «Факты» (формирует быстроту реакции в диалоге, умение избежать запретных слов и так задать вопрос, чтобы спровоцировать партнера на использование запретных слов).
Народные игры используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками:
1. Ориентировка на партнера, необходимость слушать и слышать его голос, речь, смотреть в глаза.
Это игры типа «Угадай по голосу» (угадать по голосу, кто позвал); «Что изменилось?» (внимательно рассмотреть и запомнить внешность партнера и угадать, какие изменения в своем внешнем облике он произвел).
Цели создания ориентировки на партнера служат разнообразные хороводные игры, в которых дети говорят и двигаются в едином темпе, держась за руки (тактильный и слуховой контакты).
2. Установка на ответ, необходимость внимательно слушать речь партнера и готовность вовремя быстро ответить ему. Вспомним игру «Садовник». После слов «Все цветы мне надоели, кроме…» партнер должен откликнуться до окончания счета «раз, два, три».
3. Поддержание диалога через обмен высказываниями (вопросы, комментарии, побуждения). Это разнообразные диалоги внутри игр, в которых заложены ритуалы (формулы) приветствия, прощания, обхождения).
Сюжетно-ролевые игры занимают особое место в развитии диалогического общения дошкольников, помогают налаживать взаимодействие детей в совместной игре, строить ролевые диалоги. («Больница», «Почта», «Магазин», «Шоферы»)
Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом.
Игра-драматизация – является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Развивая игровое взаимодействие детей в игре (ролевые диалоги), педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует все стороны диалога.
Творческой игрой детей, в которой они активно упражняются в диалоге, являются игры-инсценировки. Игры-инсценировки – это свободный пересказ литературных произведений по ролям. Организации таких игр предшествует этап ознакомления с произведением, его неоднократный пересказ по ролям под руководством воспитателя, а затем прямое и косвенное содействие возникновению таких игр по инициативе детей.
Режиссерские игры – разновидность игр-инсценировок по мотивам литературных произведений. В этих играх ребенок может «озвучить» роли нескольких персонажей один или с товарищем. Передвигая фигурки настольного кукольного театра (или действуя другими видами кукол), дети разыгрывают спектакли, упражняясь в воспроизведении литературных диалогов или сочиняя свои «пьески». Педагог может руководить усвоением той или иной стороны диалога через подбор литературных произведений, при помощи подсказок, советов.
Таким образом, игровые упражнения в диалоге разнообразны. Их связь с литературными произведениями дает детям «лучшие образцы» родной речи, а упражнения, предполагающие свободные импровизированные диалоги без опоры на литературный образец, приближают их к реальному общению.
14 слайд. Для развития навыка монологической речи у дошкольников необходимо знать особенности выполнения заданий, требующих различной степени самостоятельности процессов программирования и языкового оформления связных речевых высказываний:
· Пересказ (при пересказе степень самостоятельности минимальная);
· Рассказ по сюжетной картине, серии сюжетных картинок (смысловое программирование высказывания облегчается наличием серии сюжетных картинок, отражающих развитие сюжета);
· Рассказ-описание предметов (при наличии зрительной опоры смысловая программа связного речевого высказывания должна быть организована ребенком самостоятельно);
· Самостоятельный рассказ на заданную тему (степень самостоятельности максимальная, так как осуществляется самостоятельное программирование без всякой наглядной опоры).
Перейдем к развитию навыков пересказа.
Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. Использование при обучении высокохудожественных произведений детской литературы позволяет целенаправленно проводить работу по воспитанию у детей «чувства языка» - внимания к лексической, грамматической, синтаксической сторонам речи.
Тексты должны быть просты и доступны по содержанию, построению, ведь ребенку придется передавать последовательность и логику в описании событий, сопоставлять отдельные факты, анализировать поступки героев, делая при этом соответствующие выводы.
Обучение пересказу на материале каждого произведения осуществлялось на одном-двух занятиях (в зависимости от объема текста и речевых возможностей детей).
В структуру занятий входит:
1. организационная часть с включением вводных, подготовительных упражнений;
2. чтение и разбор текста детьми;
3. упражнения на усвоение и закрепление языкового материала;
4. анализ детских рассказов.
Рассмотрим поподробнее методические приемы, используемые на занятиях по обучению детей пересказу.
На начальном этапе работы дети обучаются адекватному воспроизведению текста рассказа с опорой на иллюстративный материал и словесную помощь педагога. Максимально используются приемы, выделения главных звеньев сюжета произведения (пересказ по опорным вопросам, по иллюстрациям).
Пересказывая рассказ от лица любого персонажа, ребенок становится реальным участником описываемых событий, переносит на себя переживания героев рассказа, учится сопереживать им и находить выход из проблемной ситуации. Метод эмпатии активизирует воображение детей. Вместе с героем они наблюдают, размышляют, удивляются, радуются.
В целях обучения детей действиям планирования при пересказе я рекомендую использование методики моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы. Для ее выполнения целесообразно разместить на штативе блоки-квадраты, изображающие отдельные фрагменты рассказа. При моделировании сюжетного содержания блоки последовательно заполняются условными силуэтными изображениями персонажей и значимых объектов, соответствующих каждому фрагменту эпизода. Опорные картинки, являясь зрительным планом, направляют процесс связного высказывания.
После чтения и разбора текста дети сами выбирают нужные силуэтные изображения и размещают их в блоках-квадратах. По составляемой схеме дети пересказывают текст по частям или полностью. (рисунок схемы)
В дальнейшем, можно переходить к составлению пересказа по предварительному словесному плану-схеме. Чтобы закрепить в детской памяти план, целесообразно предложить кому-либо из детей повторить его.
Большое значение придается анализу и обсуждению детских пересказов. В ходе коллективного обсуждения пересказа дети (по указаниям педагога) вносят дополнения, уточнения, указывают на допущенные ошибки в употреблении слов и словосочетаний.
Ряд вспомогательных и активизирующих приемов работы:
· составление пересказа по диафильмам;
Этот прием очень нравится детям. Они чувствуют себя участниками общего процесса демонстрации диафильма, озвучивая его кадры. Такая эмоционально положительная мотивация активизирует речевые возможности детей, побуждая их к четкому, последовательному пересказу;
· игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения;
· рисование на сюжет пересказываемого произведения.
Прием использования детского рисунка считается весьма эффективным. После пересказа, на отдельном занятии, детям предлагается выполнить рисунок по собственному выбору на сюжет произведения. Затем дети самостоятельно составляют фрагмент пересказа с опорой на свой рисунок, что способствует лучшему осмыслению текста, формированию навыков самостоятельного рассказывания. Опора на рисунок делает высказывания ребенка более выразительными, эмоциональными и информативными. Восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом:
а) подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний);
б) восстановление нужной последовательности предложений.
· Составление «творческих пересказов» - с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа (сказки) от 1-го лица и др.
· Придумывание краткого продолжения к пересказанному тексту (продолжение к сказке, законченному рассказу).
Обучение рассказыванию по картинам
Теперь рассмотрим обучение детей составлению связного повествовательного рассказа по картине. Приоритетной задачей на данном этапе выступает формирование умения строить высказывания. Дети должны анализировать структуру высказывания: есть ли в нем начало, как развивается действие, имеется ли завершение.
При этом большое значение имеет подготовка детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение литературных произведений по тематике картины и т.д.).
При обучении рассказыванию по картине используются следующие методические приемы:
· образец рассказа педагога по картине или ее части,
· наводящие вопросы,
· предваряющий план рассказа,
· составление рассказа по фрагментам картины,
· коллективное сочинение рассказа детьми.
Для активизации внимания, зрительного восприятия проводятся игровые упражнения типа «Кто больше увидит?» или «Кто самый внимательный?», в ходе которых необходимо найти все части картины. Все детали важны, нет ничего второстепенного. Дети перечисляют все детали картины.
Вначале дети упражняются в составлении краткого, а затем более развернутого рассказа целиком по наводящим вопросам; в дальнейшем переходят к составлению рассказа по подробному плану, предлагаемому педагогом. В конце года дети сами составляют план.
В занятия по составлению рассказов по сюжетной картине и по серии картинок включаются логические упражнения:
· расстановка картинок в логической, временной последовательности;
· восстановление специально пропущенного звена;
· придумывание дополнительных событий в начале или в конце (для этого использовались вопросы к детям: «Представьте, с чего начиналась эта ситуация?», «Как дальше развивались события?», «Что будет потом?»).
· придумывание названия к картине или серии картин, а также различных вариантов названия;
· придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту-эпизоду).
· разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использованием пантомимы и др.)
· придумывание продолжения к действию, изображённому на картине (серии картин) составление завязки к изображённому действию (с опорой на речевой образец педагога).
Обучение описанию предметов
Коммуникативной задачей высказывания описания является создание словесного образа объекта: при этом признаки объекта раскрываются в определенной последовательности.
Описанию присущи основные характеристики связного развернутого высказывания:
· тематическое и структурное единство,
· адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче,
· произвольность,
· плановость и контекстность изложения,
· логическая завершенность,
· грамматическая связность.
На занятиях детям объясняется, как следует строить описание предмета. Вначале нужно определить объект описания («Это кукла»; «Здесь - кошка» и т.п.). Далее (во второй части описания) следует перечисление признаков предмета в указанной педагогом последовательности. Завершается описание указанием на принадлежность предмета к той или иной группе («Мебель», «Домашнее животное»), на его назначение (в шкафу хранят одежду), приносимую пользу (собака охраняет дом). Такая обобщенная схема наполняется конкретным лексическим содержанием в зависимости от особенностей предметов той или иной группы.
14 слайд. Обучение рассказыванию с элементами творчества
Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму.
Обучение творческому рассказыванию играет важнейшую роль в развитии словесно-логического мышления. Творческое рассказывание максимально приближает ребенка-дошкольника к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.
К основным его видам относятся рассказы по аналогии, придумывание продолжения и завершения рассказа, составление его по нескольким опорным словам и на предложенную тему.
Методы формирования творческого рассказа:
· творческий пересказ с введением в сюжетное действие новых действующих лиц (по заданию педагога);
· «трансформации» сюжета (введение новых персонажей, замена некоторых деталей повествования);
· пересказ от первого лица (составление таких рассказов-«контаминаций» активно способствует развитию воссоздающего и творческого воображения и монологической речи детей);
· придумывание на основе наглядного содержания завязку или продолжение к изображенному сюжетному действию (по вопросам педагога).
· воспроизведение в речи наглядного содержания одного из фрагментов картины, закрытого экраном.
· составление рассказа по аналогии;
· придумывание продолжения (окончания) незавершенного рассказа;
· составление сюжетного рассказа по набору игрушек;
· сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам и предметным картинкам и др.
При этом решаются следующие практические задачи: развитие у детей умений ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа; активизация имеющихся у детей знаний и представлений об окружающем; уточнение и развитие пространственных и временных представлений; развитие воссоздающего и творческого воображения.
15 слайд. Метод наглядного моделирования.
К методам наглядного моделированияотносится мнемотехника.
Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,
Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,
Глухов Вадим Петрович – блоками-квадратами,
Большева Татьяна Васильевна – коллажем,
Ефименкова Людмила Николаевна – схемой составления рассказа.
16 слайд. Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовуюплан - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
17-19 слайд. Пример мнемотаблицы
20 слайд.
Методика формирования умений и навыков связной речи В.К.Воробьевой включает в себя разделы:
- Формирование ориентировочных умений по выделению существенных признаков рассказа.
- Знакомство с правилами строения рассказа (правило смысловой связи предложения; правило лексико-синтаксической связи предложения).
- Закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи детей.
21-22 слайд. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста
необходимо давать цветные таблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.
23-30 слайд. Рассмотрим этапы и составим предложения по схеме.
31 слайд. Татьяна Александровна Ткаченко процесс формирования и развития связной речи с применением наглядности и моделирования плана высказывания разделен на несколько этапов:
- Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.
- Составление рассказа по следам продемонстированного действия.
- Пересказ текста с использованием магнитной доски.
- Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин.
- Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин.
- Пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину.
- Составление рассказа по одной сюжетной картине.
32 слайд. Методика коллаж Татьяны Васильевны Большевой
33 слайд. Коллаж - это учебное пособие, лист картона (плотная бумага или фланелеграф), на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа. Это обучающее пособие несет в себе разные задачи. Это и развитие памяти, расширение словарного запаса, образного восприятия и т.д. Данное пособие используется на всех видах занятий. Ребенок учиться связывать все картинки коллажа, составляет сюжеты. Коллажи широко используются в практической работе с детьми. С их помощью у ребенка формируются экологические представления, расширяется словарный запас; развиваются связная речь, зрительная память и логическое мышление.
34 слайд. Мнемотехника помогает:
- Обогащать словарный запас.
- Обучать составлению рассказов.
- Пересказывать художественную литературу.
- Отгадывать и загадывать загадки.
35 слайд. Назовите формы речи. (диалогическая и монологическая)
Какие умения развиваются в диалоге. (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
Какие формы работы используют при обучении детей связной речи. (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)
Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)
Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)
Рассказ, сюжет которого развертывается во времени. (рассказ повествование)
С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
Ведущий прием для активизации речи и мышления. (образец воспитателя)
36 слайд. Задание: Переведите пословицы на русский язык
Сын леопарда - тоже леопард (Африка). /яблоко от яблони недалеко падает/
Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/
Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/
Молчаливый рот - золотой рот (Германия) /Слова - серебро, а молчание - золото/
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/
37 слайд. Задание: объясни выражения
В нашем языке существуют устойчивые выражения, которые называются идиомами, они не определяются значениями входящих в них в них слов. Например, выражение «держать язык за зубами» означает – помалкивать.
38 слайд. Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.
39 слайд. Слова противоположные по смыслу называются антонимами.
Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок
Пес без шапки - Кот в сапогах
Красные усы – Синяя борода
Красивый цыпленок – Гадкий утенок
Серебряная курочка – Золотой петушок
Черная туфелька – Красная шапочка
40 слайд. Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
41 слайд. На тему любви:
Любовь.
Сказочная, фантастическая.
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы.
Мечта.
На тему жизни:
Жизнь.
Активная, бурная.
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя.
Искусство.
42 слайд. Синквейн-загадка.
43 слайд. Составить синквейн на тему педсовета.
44 слайд. Задание Говорун
Для развития четкой артикуляции и дикции мы часто используем на занятиях скороговорки. Попробуем и мы с вами проговорить некоторые из них.
Командам предлагается выбрать скороговорку. Их всего 6.
Необходимо всем вместе произнести ее быстро и слаженно 3 раза подряд.
На подготовку дается 3 минуты. (слаженность, быстрота, четкость).
• Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
• Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать.
• Выскороговаривай скороговорки на скороговорном скороговорящем конкурсе скороговорок.
• Траектория тарахтящего драндулета проложена по внедорожной территории.
• Партизаны партизанили в партизанских зонах, за границами партизаны не партизанили.
• Не тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто при товарищах товарищу товарищ,
А тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто без товарищей товарищу товарищ.
45 слайд. Правила для смелых и упорных педагогов
- Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
- Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
- Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
- После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
- Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.
46 слайд. Рефлексия. «Солнце и туча».
Если Вам понравился Семинар – практикум, то приклейте лучик к весёлому солнышку. Если не понравился, то к грустной тучке капельку.
Обсуждение Семинара – практикума с коллегами.
47 слайд. Дальнейшие планы.
1. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:
- пополнить группы дидактическими играми по развитию речи;
- использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников;
- реализация образовательных проектов в области речевого развития.
2. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей.
3. Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы.
4. Провести для родителей консультации, беседы по теме «Развитие речи дошкольника».
С семинара «Особенности форм и методов
развития связной речи дошкольников»
Правила для смелых и упорных педагогов
ü Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
ü Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
ü Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
ü После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
ü Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.
С семинара «Особенности форм и методов
развития связной речи дошкольников»
Правила для смелых и упорных педагогов
ü Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
ü Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
ü Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
ü После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
ü Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.