Семинар-практикум
для педагогов ДОУ
«Конструктивное общение педагога с детьми»
Подготовила: педагог-психолог
Тимошенко И.В.
Участники: Воспитатели
Цель: Обучить педагогов приемам конструктивного общения с детьми
Задачи:
- мотивировать воспитателей на уважительные отношения с ребенком;
- научить развивать конструктивное общение у детей;
- стимулировать творческую активность педагогов
Примерное время: 50 минут
Приветствие 2 мин
Педагог-психолог:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим об общении. Выполним специальные упражнения. Вспомним известные приемы общения и найдем новые подходы, которые можно использовать и в работе, и в жизни. Позвольте начать мне с байки.
«На стройке работали три человека. Занимались они одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, те ответили по-разному. Один сказал: “Я кладу кирпичи”. Другой: “Я зарабатываю на жизнь”. А третий ответил: “Я строю храм”».
Педагог-психолог:
Вы сами выбираете, какую занять позицию и какой выбрать способ общения с детьми. Возможно, сегодня вы просто просите убрать игрушки, подвинуть стул, взять кого-то за руку, но как вы скажете свою просьбу, повлияет на стиль общения ребенка в дальнейшем.
Упражнение «Общение» 7 мин
Педагогам раздаются карточки с вариантами обращений к детям. Рядом с каждой фразой указана интонация, с которой педагоги должны будут их произнести.
Педагог-психолог:
Я предлагаю вам разделиться по парам, и сказать по очереди друг другу, глядя в глаза, фразы:
Ты играл с этой игрушкой! Отнеси ее на место!!! (На повышенных тонах.)
Ты играл с этой игрушкой? Отнеси ее на место. (Спокойным голосом.)
Зачем ты так сделала?!!! Это просто невыносимо!!! (На повышенных тонах.)
Мне неприятно, что ты так сделала, ты хорошая девочка, но поступила плохо, пожалуйста, будь в следующий раз аккуратнее. (Спокойным голосом.)
Педагог-психолог:
Проследите за своими ощущениями, когда слушаете и когда говорите. Часто сложно говорить спокойно, и в некоторых случаях это не сработает. Но постоянно отдавайте себе отчет, когда повышенный тон идет на пользу, а когда нет. Отношения с людьми зарождаются и интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Если дети не внимательны и грубы по отношению друг к другу, они испытывают сложности во взаимодействии, не могут поддержать и развить установившийся контакт. Все это приводит к агрессивному поведению, конфликтам, отгороженности, замкнутости. Чтобы помочь дошкольникам, которые испытывают трудности в общении, нужно формировать у них коммуникативные навыки. Обогатить опыт детей и смягчить проблемы вы можете в совместной деятельности с ними. Родители закладывают основы поведения ребенка, но ваша задача – показать другие способы общения.
Три установки в общении с детьми (зачитываются вслух). Каждую установку обсудить с воспитателями.
Упражнение «Жизнь без частицы “не”» 15 мин
Педагог-психолог:
Если взрослый задает тон общения, то давайте задумаемся, как действует на психику человека, например, постоянное повторение частицы «не».
Пригласить одного из педагогов по желанию сыграть роль ребенка. Остальным воспитателям раздать стикеры. Каждый из педагогов подходит к «ребенку» и наклеивает на его одежду стикер и говорит фразу с частичкой «не», например: не спорь, не крутись. Делать это нужно без улыбки, без остановок. Попросите педагога, который играл роль ребенка, рассказать о своих чувствах и ощущениях. Обсудите упражнение с группой и сделайте вывод.
Педагог-психолог:
Заменяйте слова частицей «не» на слова действия. Например, говорите «стой» вместо «не беги», «помолчи» вместо «не болтай».
Упражнение «Измени фразу»
Раздайте воспитателям карточки с предложениями. Попросите педагогов заменить фразу с частицей «не».
НЕ ХОДИ ТУДА |
НЕ КРИЧИ |
НЕ УПАДИ |
НЕ БЕРИ КАМЕНЬ |
НЕ БЕГАЙ |
НЕ ДЕРИСЬ |
НЕ ТРОГАЙ СТЕНЫ |
НЕ ПРЫГАЙ |
НЕ ПЛАЧЬ |
НЕ БАЛУЙСЯ |
Педагог-психолог:
Частицу «не» сложно заменить в конкретной ситуации. Когда Саша бьет Машу, вам нужно сначала остановить действие, а потом комментировать. В таких случаях скажите ребенку: «Стоп!». Затем поясните ему: «Драться запрещено». Говорите ровным, спокойным тоном, как будто предлагаете просто попить. Исключите агрессию. Давайте потренируемся.
Упражнение «Ситуация – слово педагога» 10 мин
Педагог-психолог:
Дети могут конфликтовать друг с другом. Что делает ребенок, которого обидели? Дошкольник бежит к воспитателю или лезет в драку. Вам нужно научить ребенка решать конфликты самостоятельно, без вашей помощи и кулаков. Давайте потренируемся. Я буду называть ситуации, а вы по очереди отвечать, что должен сказать воспитатель. Например, если ребенок бежит по группе, вы говорите ему: «Стоп! По группе мы ходим шагом». Не забывайте про правило: употреблять фразы без частицы «не». (Приложение 1)
Пример. Ситуации для воспитателей:
Ситуация 1. Миша отнимает у Даши игрушку.
Ситуация 2. Вася и Петя спорят, потому что не поделили один стул.
Ситуация 3. Маша и Лена вместе рисуют, Маша кричит, что Лена испортила ее рисунок.
Ситуация 4. Коля ударил Ваню лопаткой.
Педагог-психолог:
Теперь представьте ситуацию. Вы разговариваете с другим воспитателем, а ребенку нужно к вам обратиться. Чтобы дать возможность детям обращаться к вам, не перебивая разговор, научите их приему: ребенку, который хочет обратиться к вам, нужно подойти и дотронуться до вашей руки. Вы увидите, что нужны ребенку, закончите разговор и поговорите с дошкольником.
Мы не можем всегда быть на сто процентов уравновешенными. Предлагаю три упражнения (Приложение 2), которые помогут вам сохранить нервную систему. Если вы напряжены и не можете расслабиться, выполните одно из упражнений.
Подведение итогов 6 мин
Педагог-психолог:
Помните: «Нас научили бережно относиться к вещам, но не научили бережно относиться к людям». Одну и ту же информацию можно донести до человека с разным эмоциональным посылом. Уважайте личность в каждом ребенке. Давайте беречь другу друга.
Приложение 1
Приложение 2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.