Семинар- практикум для педагогов: «Формирование у детей нравственно – патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий»

  • Семинары
  • docx
  • 20.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

• Познакомить педагогов с современными педагогическими технологиями, используемыми в работе с детьми по формированию у детей патриотических чувств. • Способствовать получению практических навыков педагогам по развитию у детей чувства патриотизма на примере карты проекта «Мой город Калуга»
Иконка файла материала Семинар практикум.docx

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №15 «Ракета»

города Калуги

МБДОУ №15 «Ракета» г.Калуги

 

 

 

 

 

 

Семинар- практикум для педагогов:

«Формирование у детей нравственно – патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий»

 

 

 

 

 

Подготовили воспитатель:

Каримулина Валентина Владимировна

 высшая кв.кат.

 

 

 

 

 

 

Калуга 2021 г.

Цель:

повышение педагогической компетенции педагогов по формированию патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста;

Задачи:

·                     Познакомить педагогов с современными педагогическими технологиями, используемыми в работе с детьми по формированию у детей патриотических чувств.

·                     Способствовать получению практических навыков педагогам по развитию у детей чувства патриотизма на примере карты  проекта «Мой город Калуга»

Участники:

·                     Воспитатели

·                     Специалисты ДОУ

 

План:

1.Вступительное слово.

2.Беседа с педагогами о важности формирования у детей патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста;

3.  Деловая игра.

 

Предварительная работа:

1. Изготовление лэпбуков по патриотическому воспитанию, проект «Мой родной город Калуга».

 

Оборудование и материалы: лэпбуки, ноутбук, памятки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В современных условиях жизни общества, одним из центральных направлений работы с детьми дошкольного возраста, является патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина[1].

Закон РФ «Об образовании в РФ» определяет гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности и любви к Родине[2].

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015– 2020 гг.», утвержденной Правительством РФ от 30.12 2015г.№ 1493: «Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».[5][7].

В «Национальной доктрине образования Российской Федерации», от 4.10.2000 № 751 отмечено, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». [6]

 

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений, а в целом силе и мощи государства. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее и преданность.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Одной из основных задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования (в дальнейшем - ФГОС ДО) является: «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» (ФГОС ДО п.1.6).

Чтобы найти правильный путь воспитания чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

Патриотическое  воспитание тесно переплетается с нравственным, эстетическим, трудовым, умственным воспитанием. В процессе  такого взаимодействия зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. 

Нравственно –патриотическое воспитание проходит несколько этапов:

- базовый – это, когда  формируются  нравственные основы личности, накапливается  опыта нравственного поведения и взаимоотношения с другими людьми;

- художественно-ознакомительный  -дети знакомятся с народными традициями своего народа и других народов населяющих нашу страну;

- когнитивно – эмоциональный  - у ребенка   развивается  интерес  к своей стране, к родному краю;

- эмоционально – действенный  - получив определенные знания и умения, у ребенка появляется желание реализовать отношения в практической и игровой деятельности.

 

В своей работе педагогам необходимо использовать следующие методы и формы работы:

1. Рассказ, объяснения с показом определенных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

2. Различные беседы с детьми о своей  стране, о родном городе, Целевые прогулки, экскурсии ;

3. Необходимо включить разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений о Родине, родном крае.

6. Знакомить  детей с народно –прикладным искусством, с ремесленническим делом.

7. Дидактические игры, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины;

8. Проведение – непосредственно-  образовательная деятельность.

Знания, которые ребенок получил во время  образовательной деятельности, необходимо закреплять и в самостоятельной деятельности.

Большое значение имеют поиск и разработка современных технологий  к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, необходимо включать такие современные технологии, как лэпбук, проектная деятельность, музейная педагогика, интерактивные презентации.

1. Лепбук. В дословном переводе («лэп» — колено, «бук» — книга) лэпбук обозначает «наколенная книга». Это самодельная интерактивная папка, которая состоит из множества наклеенных картинок, карманчиков, вкладок, объемных аппликаций, открывающихся дверок и окошек.

Главное условие — вся информация, собранная в лэпбуке, должна соответствовать определенной теме. Основная ценность такого дидактического средства заключается в том, что в создании лэпбука большое участие принимает сам ребенок. Любые его идеи только приветствуются.  В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме. Такую книгу можно пересматривать многократно и всегда это будет увлекательно[3].

2. Проектная деятельность – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и креативное мышление, повышают свою самооценку, учатся добывать информацию и использовать приобретенные знания в самостоятельной деятельности.  Задача педагога в проектной деятельности – активизировать творческую активность ребенка, способствовать самостоятельности в выборе способа действия в различных ситуациях. Целью проектной деятельности в ДОУ должен стать активный и любознательный, разносторонне развитый и творчески свободный ребенок[4].

3. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки были названы «мини – музеями».Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды - участие в их создании детей и родителей. Вместе с детьми обсуждаю тему, дети приносят из дома необходимые экспонаты, пополняют выставки своими рисунками, а самое главное в настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в мини – музеях не только можно, но и нужно. Здесь ребенок является соавтором, творцом экспозиции. Каждый мини – музей является совместной творческой деятельностью педагога, детей и родителей[5].

4. Интерактивные презентации. Такая форма работы вызывает у детей особый интерес, что в свою очередь помогает лучше усваивать необходимый  материал. Интерактивную презентацию выполняется в программе PowerPoint. «Итерактивный» - «взаимодействующий». Интерактивная презентация – это процесс, решающий задачи доведения информации до детей. Презентация способна поддерживать интерес ребенка к предоставляемому материалу.

Хочу предложить  вашему вниманию  работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через проектную деятельность, на примере «Мой родной город Калуга».

 

 

 

 

 

Информационная карта проекта (ИК)

 

Тема проекта: «Мой родной город Калуга»

Автор: Каримулина Валентина Владимировна высшая кв.категория

Тип  проекта:  познавательно-исследовательский, групповой. 

Участники проекта:  педагоги, дети старшей группы, родители.

Продолжительность: краткосрочный  (1 месяц).

Проблема: У детей недостаточно развиты знания и интерес к своему родному городу , к процессам его преобразования.

Актуальность.

 Помогает сформировать у детей положительное представление о собственном доме, о родном городе. Воспитывает любовь к своему дому, а также знакомит детей с историей возникновения построек, материалом из которого он построен, разновидностями домов, его частями и разновидностями домов.

 

Цель проекта: Формирование представлений о жилищах человека в родном городе, о местных достопримечательностях.

 

Задачи проекта:

Для детей

-познакомить детей с историй развития строительства современных домов в родном городе.

-учить сравнивать современные здания, видеть их различия. Выделять в украшении зданий витражи, мозаику, фрески, барельефы.

-обогатить и уточнить представления о городе, в котором мы живем (история, здания и предприятия).

 -учить видеть особенности зданий, их назначение, форму окон, дверей и балконов.

-продолжать знакомить детей со строительными профессиями, строительными материалами (глина, дерево, стекло, металл, кирпич)

-закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др.

развивать у детей познавательный интерес и познавательной деятельности, расширять кругозор дошкольников.

-воспитывать у детей гордость за свою малую Родину, любовь к родному городу, желание его видеть красивым.

 

 

Для педагогов:

-  повысить профессиональную компетентность по созданию условий для знакомства детей с родным городом.

способствовать использованию метода проекта в работе с детьми, формировать позитивное отношение педагогов к проектной деятельности.

- повысить профессиональную компетентность по использованию ИКТ.

 

Для родителей:

- привлечь родителей к сотрудничеству с педагогами детского сада по теме проекта;

- повысить интерес по ознакомлению детей с историей домов;

- формировать готовность родителей приобщать детей к современной жизни города, желание посещать музеи, театры, выставки.

 

Название итогового мероприятия проекта: Макет «Калуга –город мой родной».

 Продукты проекта:

Для детей:

Лэпбук «Город, в котором я живу».

 Презентация «Дома бывают разные», «Мой родной город-Калуга»,

Фотоальбома «Мой город Калуга»

 Дидактические игры:  «Почини здание». «Сквозь замочную скважину».

Выставка рисунков «Мой дом»

Игра-куб «Отгадай, что за дом?».

 рисование по теме: «Дома будущего», «Мой дом»;

 конструирование «Небоскрёб»:

 аппликация: «Дом».

 

Для педагогов:

-дидактические игры,

-обновление, пополнение атрибутами познавательного уголка, изготовление разных видов домов;

-подготовка презентации.

 

Для родителей:

Изготовление совместно с ребёнком домов, тематических альбомов;

Консультация «Мой дом, мой город».

  Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:  

Повысится интерес к сооружению домов в городе , о строительных профессиях. строитель, маляр, архитектор, о предметах технического прогресса, облегчающих бытовой труд;

Обогатится и закрепятся представления о городе, в котором мы живем (о зданиях и достопримечательностях).

Разовьется познавательный интерес, любознательность, мышление, восприятие, память, связную речь;

Развитие личности ребенка, как активного участника проекта. 

 

Для педагогов:

Включение проектной деятельности «Мой родной город Калуга».

Совершенствуется и углубится опыт по познавательному развитию детей 5-6 лет.

Использование лэпбука как средство освоения технологии проектно-исследовательской  деятельности «Город, в котором я живу».

 

Для родителей

Проект поможет раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей и их родителей, сформировать некоторые суждения и оценки, положительные коллективные взаимоотношения.

 

Этапы

Действия педагогов

Действия детей

Действия родителей

1.Подготовительный

 

 

 

 

 

Опрос детей «Мой родной город Калуга»; Подбор метод. литературы, картинок, иллюстраций, произведений художественной литературы; мультфильмов; презентаций;

Подбор дидактического и методического оснащения для реализации проекта. Создание в группе лепбука: «Город, в котором я живу».

 

 

 

 

 

 

Ознакомление детей   с целями и задачами проекта.

Желание детей узнать о своем городе, познакомить из чего можно построить современный  дом.

 

 

 

 

 

 

 

Ознакомление  родителей с целями и задачами проекта

 Вовлечение всех членов семей в реализацию проекта через совместное творчество и подбор материалов для изготовления лэпбука.

 

 

2.Основной

Май 1-2 неделя

Тема: «Архитектура домов в моем городе Калуге».

 

Изготовление лэпбука «Город, в котором я живу». 

Беседа по теме: «Мой город»

 Рассматривание наборов открыток , альбомов «Мой родной город».

 Д.и «Строители», «Мы строим дом»

Чтение рассказа "Мы строители"(Шорыгина "Профессии -какие они")

Речевое упражнение "Скажи иначе".

 Игра "Подбери действия".  

 Упражнение "Что я делаю?".

 

Игра-куб «Отгадай, что за дом?».

 

 НОД: "Достопримечательности моего города».?"

 Рисование  " Дома на нашей улице"

·          

 Рисование зданий по трафаретам и раскрашивание их..

 

 конструирование «Небоскрёб»:

 

Выставка поделок "Архитектура в нашей жизни"

Выставка  детских работ  "Что нам стоит дом построить"

Лэпбук «Город, в котором я живу»

Режиссерская игра на макете дорожного движения: «Путешествие по городу Калуге».

НОД «Под крышей дома».

Совместная деятельность «Необычные экскурсии по городу»

 

Расширяют знания о профессии строителя, о современных материалах для строительства домов .

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепляют знания о родном городе (домах)

 

 

 

 

 

 

Изображают домах нашего города.

 

 

 

 

 

 

Обогащаются и уточняются представления о городе, в котором мы живем (история, здания и предприятия).

 

 

Консультация «Мой дом, мой город»

Экскурсии и прогулки по родному городу Калуги.

Май 3 -4 неделя

Тема: «Дом в котором я живу».

П/и «Вокруг домика хожу

Д,игра «Почини здание». «Сквозь замочную скважину».

Сюжетно-ролевая игра «путешествие по городу».

Экскурсия по мини-музею.

 

 

Макет «Калуга –город мой родной ».

 

Дети самостоятельно организуют сюжетно-ролевую игру «Экскурсия по мини- музею»,

 

Закрепляют знания о истории создания домов, их разновидности.

 

Помощь воспитателю в изготовлении и подборе атрибутов для изготовления макета.

Фото выставка «Дом в котором я живу».

 

 

Деловая игра для педагогов

Задание 1: Вопрос- ответ

1.Организация гарантирующая права и свободы граждан. (государство)

2.Символ государства на полотнище? (флаг)

3. Официальная эмблема государства? (герб)

4. Самое важное, что есть в мире состоящее из близких родственников? (семья)

5. Территория, имеющая политические, физико-географические границы (страна)

6. В чем заключается  патриотизм?

(преданность и любовь к Родине)

10. Что означает название  Красная площадь?

(красивая)

11. Что означают цвета флага?

 

Задание 2: Что означает пословица (аналог пословицы)

- В новом кувшине вода холодная (персидская). - Новая метла чисто метет.

 - Спешащий таракан в суп попадет (удмуртская). - Поспешишь – людей насмешишь. Как постелешь, так и поспишь (гагаузская). - Как аукнется, так и откликнется.

- Кто воду носит, тот и кувшин ломает (турецкая).
Тот не ошибается, кто ничего не делает.

- Нечего ругать кошку, когда сыр съеден (французская).
После драки кулаками не машут.

- На море много черного, но не все это тюлени (финская).
Не все то золото, что блестит.

- Во рту козла – трава сладкая (персидская).
На вкус и цвет товарища нет.

 - Если бы у моей тетки росла борода, она была бы моим дядей (персидская).
Если бы да кабы во рту росли грибы. 

Задание 3: русский народный костюм

Старинный русский головной убор в виде вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
(Кокошник)

 Рубаха с косым воротом?
(Косоворотка)

Украшение  самыми различными узорами  ткани и материала?

 (Вышивка)

Кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами.

 (Зипун)

Задание 4: Чем славен русский народ?

 Деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской местности России.  (Изба)

Один из православных праздников? (Пасха)

Короткая шутливая песенка? (Частушка)

Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)

Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)

Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)

Население определенной стороны? (Народ)

Отечества страна, в которой человек родился? (Родина)

Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар)

Человек любящий свою страну? (Патриот)

Задание 5: творческое задание

Нарисуйте образ Родины.

 

 

Используемые ресурсы:

1.      https://investments.academic.ru

2.      https://ege-vika-vl.livejournal.com/31176.html

3.      https://yandex.ru  - википедия

4.      Ермакова Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т.В. Ермакова // Методист. – 2014. - № 3. – С. 66-68.

5.      Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы"

6.      ФГОС ДО

7.      Корнилаева Л. В., Комнатная Ю. С. Актуальность нравственно-патриотического и социального воспитания дошкольников в контексте современного обновления дошкольного образования (из опыта работы) // Молодой ученый. — 2017. — №44. — С. 159-161.


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Пляскина Е. П. Нетрадиционные методы работы с детьми дошкольного возраста. [Текст] // Психология: проблемы практического применения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 103-108. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/82/4037/

[2] Кондукторова Н. В. Исторические взгляды и современные подходы патриотического воспитания дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 3-7. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/49/1608/

[3] https://dohcolonoc.ru/stati/12075-lepbuk-vremena-goda.html 

[4] Сорокина Ж.И., Волынкин В.И. Опыт применения методов проектного обучения в работе с детьми старшего дошкольного возраста в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Прогимназия № 3» г. Астрахани. Перспективы науки №7 (82) 2016г.

[5] Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н.Морозовой, О.В.Мельниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 416с.

Посмотрите также