Семинар-практикум для педагогов "Логопедическая радуга"

  • doc
  • 20.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала семинар ноябрь 2019.doc

 

 

КОУ ОО «Троснянская общеобразовательная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

Семинар-практикум
 для педагогов
 «Логопедическая радуга»

 

 

 

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
    высшая квалификационная категория
    Приведенцева Зинаида Александровна

 

 

ноябрь - 2019

Подведение итогов совместной работы воспитателей и учителя–логопеда по проблеме коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей младшего школьного возраста.

Задачи:          1. Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблеме.

2. Закреплять знания и умения педагогов в работе по использованию методов и приемов, направленных на коррекцию фонематических процессов у дошкольников.

Деловая игра помогает активизировать компетентные возможности педагогов при проведении любой методической работы, максимально раскрывает профессиональные знания и умения участников. В целях повышения творческой активности воспитателей  образовательного учреждения, создания обстановки творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми

Упражнение «Давайте поприветствуем друг друга» - «Имена прилагательные». Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, веселая Валентина, ласковая Лариса). Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, внимательный, доброжелательный, порядочный, терпеливый, отзывчивый, естественный, признающий свои ошибки, готовый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчивый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоровый, интеллектуальный, игривый, обаятельный и т. д.

Участники семинара-практикума делятся на две команды. Затем проводятся конкурсы.

 

1. Конкурс «Артикуляционная гимнастика»

Ведущий предлагает всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки.

 

ЖИЛИ БЫЛИ ДЕДУШКА И БАБУШКА

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ                                 (надуваем щёки)

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ                                         (втягиваем щёки)

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ                  (губы в широкой улыбке, видны верхние и   

                                                                                                                             нижние    зубы)

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ                                           (губы тянутся вперёд) .

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ                                    (снова широкая улыбка) .

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ                                            (широкий язык за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ                          (соответствующие движения широким языком) .

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ                  (повторение этих движений языком в положении

                                                                                                               за нижними зубами) .

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ                       (поочерёдное надувание щёк — губы не

                                                                                                                 пропускают   воздух)

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ                   (одновременное надувание обеих щёк с

                                                                                                последующим выпусканием воздуха через губы) .

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ                    (широкий язык лежит на нижней губе) .

ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО                              (подуть на широкий язык) .

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ                       (жуём распластанный язык, потом

                                                                                                        прикусываем его, завернув за нижние зубы)

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ                        (облизываем широким языком верхнюю

                                                                                                                                 губу спереди назад)

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ                          (широкий язык загибаем кверху чашечкой)

НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ                                            (подуть с «чашечки» вверх) .

ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН                                         («чашечка» двигается вперёд-назад) .

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ                   (кончик языка облизывает губы по кругу) .

ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ                              (широкий язык ставится попеременно то за

                                                                                                                        верхние, то за нижние зубы)

ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.

ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ                              (широкий язык убирается под верхнюю губу)

ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ                                  (широкий язык - под нижнюю губу)

ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО                                                      (щёлкаем языком)

ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ                                            (цоканье на верхней губе)

ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ                                 (медленное цоканье с натягиванием

                                                                                                                         подъязычной связки)

ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ                             (присасываем язык к нёбу и открываем рот) .

ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,

ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА»                                          (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней

                                                                                                              губе; упражнение делаем с голосом) .

И УШЛА.

 

Вот и закончился день пора спать. Завтра опять будем гулять.

 

Знание артикуляционных упражнений. Представитель каждой команды получает картинки к артикуляционным упражнениям («Маляр», «Футбол», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Чашечка», «Кошка сердится», «Вкусное варенье»). Члены команд должны назвать упражнения, показать как они выполняются и для каких звуков они используются.

 

Конкурс «Блиц».

Задание: за 1 минуту участники должны ответить на максимальное число вопросов.

 

1 команда.

  1. Назовите интеллектуальные функции (мышление, память, восприятие, внимание, ориентировка в пространстве и во времени) .
  2.  С какого возраста необходимо исправлять речь детей? (5 лет)
  3. Как называются инструменты логопеда? (зонды)
  4. Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ) .
  5. Система органов, принимающих участие в образовании звуков речи? (речевой аппарат) .
  6. Сбор родителей для решения педагогических проблем? (Родительское собрание)
  7.  Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык)
  8. Сколько звуков в слове — деньги (пять) .
  9.  Повторите скороговорку: Три сороки — тараторки тараторили на горке.
  10.  Что тяжелее: один килограмм ваты или один килограмм железа? (одинаково) .
  11. Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным) .
  12. Дайте характеристику звуку «Р» (согласный, твердый, звонкий, непарный) .
  13. Назовите пару звуку «Ш» («Ж») .
  14. Какие наказания недопустимы? (телесные)
  15. 15.. Перерыв на занятии для отдыха? (физкультминутка)
  16. Человек, занимающийся исправлением речи?. (логопед)

 

2 команда.

  1. Какие звуки чаще всего нуждаются в исправлении? (Р, Л)
  2. Как называется гимнастика для языка? (Артикуляционная)
  3. Зачем логопеду спирт? (вытирать инструменты)
  4. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е) .
  5. Придумайте слово, в котором букв больше, чем звуков (учитель) .
  6. Назовите признаки звука «Ш» (согласный, глухой, твердый, парный) .
  7. Время года, когда сани готовить уже поздно (зима) .
  8. Повторите скороговорку: Тимошка крошит в окрошку крошки.
  9. Что такое фонематическое восприятие? (умение услышать звук в потоке речи) .
  10. Каким цветом обозначается символ согласного мягкого звука? (зеленым) .
  11. Назовите всегда мягкие звуки (щ, ч, й) .
  12. Исправление речи? (коррекця)
  13. Чем отличается звук от буквы.
  14. Что такое фонема? (звук) .
  15. Орган, участвующий в артикуляции звуков? (язык)
  16. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

 

 

Конкурс «Добавлялки».

Задание: воспитатели должны продолжить чистоговорку.

 

1 команда.

• Ра – ра – ра — во дворе …. (у нас гора) .

• Ло – ло – ло — греет …. (солнышко тепло) .

• Ры – ры – ры — летят… (синие шары) .

• Ор – ор – ор — спеет…. (красный помидор) .

• Ши – ши – ши — гуляют (наши малыши) .

 

2 команда.

• За – за – за — в поле… (бегает коза) .

• Ла – ла – ла — на пути … .(у нас скала) .

• Ор – ор – ор —. острый …. (топор) .

• Лы – лы – лы — наши девочки… (милы) .

• Сы – сы – сы — у папы… (нашего усы) .

 

Конкурс «Закончи предложение».

Задание. Командам необходимо закончить предложение, подобрав сравнение. Выигрывает команда, выполнившая задание за более короткое время.

 

1 команда.

1. Земля покрыта снегом, как….

2. Лед блестит у берега, как …

3. Волны вздымаются, как…

4. Солнце нещадно палит, как…

5. Заря полыхает, как….

6. Дверь в комнате скрипит, как …

7. Дети в группе галдят, как …

8. Девушка на обложке выглядит, как …

9. Мальчик плывет, как …

10. Мокрое платье выглядит, как …

 

2 команда.

1. Туман стелется над озером, как …

2. Дождинки текут по лицу, как …

3. Малыши прыгают по траве, как …

4. Машина, едущая по дороге грохочет, как …

5. Балерина на сцене кружится, как …

6. Мысль в моей голове засела, как …

7. Человек подошел тихо, как …

8. Ветер завывает за окном, как …

9. На улице темно, как …

10. Девчонки порхают по группе, как …

 

Конкурс «Конкурс эрудитов»

Задание: Проанализируйте фрагменты бесед логопеда с ребенком и родителем. Какие нарушения профессиональной речи были допущены логопедами? Время на подготовку ответа – 3 минуты. Оцениваются: - правильность педагогического решения; - четкость объяснения.

Фрагменты бесед логопеда с ребенком и родителем.

1 вариант.

Логопед: Здравствуйте!

Родитель: Здравствуйте! У нас проблема, мы не умеем правильно говорить.

Логопед: Сейчас посмотрим. Садись (ребенку). Как тебя зовут? Ребенок. Фиёда.

Логопед: Как?

Родитель: Сережа.

Логопед: Ой, как у вас тут все запущено! Плохо дело у вас. А у кого вы занимались раньше?

Родитель: В садике, со Светланой Ивановной.

Логопед: Да уж… Родитель: А как же нам быть?

Логопед: Будем работать, но обещать ничего не могу. Что-то он у вас какой-то заторможенный. Ведет себя нормально?

Родитель: Да. А что вы имеете в виду?

Логопед: Ладно, не важно.

 

2 вариант.

Логопед: Перестань прижиматься к маме! Садитесь. Ребенок сюда, мама сюда. Какие у вас проблемы?

Родитель: Мы волнуемся, нашему мальчику уже четыре года, а он разговаривает хуже, чем его друзья. Логопед: Сейчас посмотрим. Двигайся сюда поближе (ребенку).

Ребенок: Мама, я не хочу! Пойдем домой.

Родитель: Ну, Максим, подожди, сейчас тетя тебя посмотрит, а потом пойдем домой.

Логопед: (к родителю) Что вы так его нянчите? Он уже большой и должен уметь себя вести.

Родитель: Он не ходит в садик, дома с бабушкой сидит. Ребенок плачет.

Логопед: Выйдите, успокойте ребенка, а потом зайдите.

 

Конкурс «Пантомима»

Ведущая: Я знаю, воспитатели любят – В утренниках играть. Сегодня сложное задание – Вам нужно пантомиму показать! С помощью мимики, жестов вам необходимо показать сказочно героя.

 

Игра «Угадай героя сказки».

Ведущий: на столиках разложены карточки с именами сказочных персонажей. Участники по очереди с помощью мимики и жестов изображают персонажей. Выигрывает тот, кто наиболее удачно покажет персонажа, а зрители правильно назовут его при наименьшем количестве попыток. (Карлсон, Баба-яга, Золушка, Буратино, Кощей, Дед мороз, Дюймовочка, Крокодил Гена, Золотая рыбка и др.) .

Ведущая: Конкурс весёлый удался на славу!

Я думаю, всем он пришёлся по нраву! Отдохнули? Посмеялись?

Ведущая: Очень трудное было задание, Но воспитатели справляются, Из всех сил стараются. Я думаю, пора размяться, Включить смекалку, подумать, И, может быть, немного посмеяться.

 

Конкурс «Почему хорошо, почему плохо».

Ведущий: В любой жизненной ситуации можно найти как положительные стороны, так и отрицательные. Сейчас мы с вами поиграем.

Участникам предлагается высказывание. Одна команда находит положительные моменты (почему хорошо, а вторая – отрицательные (почему плохо). Оценивается количество приведенных доводов, находчивость, оригинальность.

Старший воспитатель предложил провести семинар-практикум для воспитателей, который состоится завтра…

 

Завуч сообщила, что на следующей неделе в школе ожидается проверка документации воспитателей …

 

Рефлексия «Закончи фразу»

Участникам команд предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением. Пример: Сегодня я узнал… Меня сегодня удивило… Больше всего мне понравилось… Хотелось бы добавить… и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 вариант.

Логопед: Здравствуйте!

Родитель: Здравствуйте! У нас проблема, мы не умеем правильно говорить.

Логопед: Сейчас посмотрим. Садись (ребенку). Как тебя зовут? Ребенок. Фиёда.

Логопед: Как?

Родитель: Сережа.

Логопед: Ой, как у вас тут все запущено! Плохо дело у вас. А у кого вы занимались раньше?

Родитель: В садике, со Светланой Ивановной.

Логопед: Да уж… Родитель: А как же нам быть?

Логопед: Будем работать, но обещать ничего не могу. Что-то он у вас какой-то заторможенный. Ведет себя нормально?

Родитель: Да. А что вы имеете в виду?

Логопед: Ладно, не важно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 вариант.

Логопед: Перестань прижиматься к маме! Садитесь. Ребенок сюда, мама сюда. Какие у вас проблемы?

Родитель: Мы волнуемся, нашему мальчику уже четыре года, а он разговаривает хуже, чем его друзья.

Логопед: Сейчас посмотрим. Двигайся сюда поближе (ребенку).

Ребенок: Мама, я не хочу! Пойдем домой.

Родитель: Ну, Максим, подожди, сейчас тетя тебя посмотрит, а потом пойдем домой.

Логопед: (к родителю) Что вы так его нянчите? Он уже большой и должен уметь себя вести.

Родитель: Он не ходит в садик, дома с бабушкой сидит. Ребенок плачет.

Логопед: Выйдите, успокойте ребенка, а потом зайдите.