КОУ ОО «Троснянская общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
ноябрь - 2019
Подведение итогов совместной работы воспитателей и учителя–логопеда по проблеме коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей младшего школьного возраста.
Задачи: 1. Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблеме.
2. Закреплять знания и умения педагогов в работе по использованию методов и приемов, направленных на коррекцию фонематических процессов у дошкольников.
Деловая игра помогает активизировать компетентные возможности педагогов при проведении любой методической работы, максимально раскрывает профессиональные знания и умения участников. В целях повышения творческой активности воспитателей образовательного учреждения, создания обстановки творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми
Упражнение «Давайте поприветствуем друг друга» - «Имена прилагательные». Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, веселая Валентина, ласковая Лариса). Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, внимательный, доброжелательный, порядочный, терпеливый, отзывчивый, естественный, признающий свои ошибки, готовый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчивый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоровый, интеллектуальный, игривый, обаятельный и т. д.
Участники семинара-практикума делятся на две команды. Затем проводятся конкурсы.
1. Конкурс «Артикуляционная гимнастика»
Ведущий предлагает всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки.
ЖИЛИ БЫЛИ ДЕДУШКА И БАБУШКА
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки)
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки)
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и
нижние зубы)
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд) .
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка) .
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком) .
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении
за нижними зубами) .
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не
пропускают воздух)
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с
последующим выпусканием воздуха через губы) .
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе) .
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык) .
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом
прикусываем его, завернув за нижние зубы)
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю
губу спереди назад)
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой)
НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх) .
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад) .
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу) .
ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за
верхние, то за нижние зубы)
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.
ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу)
ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу)
ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком)
ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе)
ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием
подъязычной связки)
ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот) .
ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,
ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней
губе; упражнение делаем с голосом) .
И УШЛА.
Вот и закончился день пора спать. Завтра опять будем гулять.
Знание артикуляционных упражнений. Представитель каждой команды получает картинки к артикуляционным упражнениям («Маляр», «Футбол», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Чашечка», «Кошка сердится», «Вкусное варенье»). Члены команд должны назвать упражнения, показать как они выполняются и для каких звуков они используются.
Конкурс «Блиц».
Задание: за 1 минуту участники должны ответить на максимальное число вопросов.
1 команда.
2 команда.
Конкурс «Добавлялки».
Задание: воспитатели должны продолжить чистоговорку.
1 команда.
• Ра – ра – ра — во дворе …. (у нас гора) .
• Ло – ло – ло — греет …. (солнышко тепло) .
• Ры – ры – ры — летят… (синие шары) .
• Ор – ор – ор — спеет…. (красный помидор) .
• Ши – ши – ши — гуляют (наши малыши) .
2 команда.
• За – за – за — в поле… (бегает коза) .
• Ла – ла – ла — на пути … .(у нас скала) .
• Ор – ор – ор —. острый …. (топор) .
• Лы – лы – лы — наши девочки… (милы) .
• Сы – сы – сы — у папы… (нашего усы) .
Конкурс «Закончи предложение».
Задание. Командам необходимо закончить предложение, подобрав сравнение. Выигрывает команда, выполнившая задание за более короткое время.
1 команда.
1. Земля покрыта снегом, как….
2. Лед блестит у берега, как …
3. Волны вздымаются, как…
4. Солнце нещадно палит, как…
5. Заря полыхает, как….
6. Дверь в комнате скрипит, как …
7. Дети в группе галдят, как …
8. Девушка на обложке выглядит, как …
9. Мальчик плывет, как …
10. Мокрое платье выглядит, как …
2 команда.
1. Туман стелется над озером, как …
2. Дождинки текут по лицу, как …
3. Малыши прыгают по траве, как …
4. Машина, едущая по дороге грохочет, как …
5. Балерина на сцене кружится, как …
6. Мысль в моей голове засела, как …
7. Человек подошел тихо, как …
8. Ветер завывает за окном, как …
9. На улице темно, как …
10. Девчонки порхают по группе, как …
Конкурс «Конкурс эрудитов»
Задание: Проанализируйте фрагменты бесед логопеда с ребенком и родителем. Какие нарушения профессиональной речи были допущены логопедами? Время на подготовку ответа – 3 минуты. Оцениваются: - правильность педагогического решения; - четкость объяснения.
Фрагменты бесед логопеда с ребенком и родителем.
1 вариант.
Логопед: Здравствуйте!
Родитель: Здравствуйте! У нас проблема, мы не умеем правильно говорить.
Логопед: Сейчас посмотрим. Садись (ребенку). Как тебя зовут? Ребенок. Фиёда.
Логопед: Как?
Родитель: Сережа.
Логопед: Ой, как у вас тут все запущено! Плохо дело у вас. А у кого вы занимались раньше?
Родитель: В садике, со Светланой Ивановной.
Логопед: Да уж… Родитель: А как же нам быть?
Логопед: Будем работать, но обещать ничего не могу. Что-то он у вас какой-то заторможенный. Ведет себя нормально?
Родитель: Да. А что вы имеете в виду?
Логопед: Ладно, не важно.
2 вариант.
Логопед: Перестань прижиматься к маме! Садитесь. Ребенок сюда, мама сюда. Какие у вас проблемы?
Родитель: Мы волнуемся, нашему мальчику уже четыре года, а он разговаривает хуже, чем его друзья. Логопед: Сейчас посмотрим. Двигайся сюда поближе (ребенку).
Ребенок: Мама, я не хочу! Пойдем домой.
Родитель: Ну, Максим, подожди, сейчас тетя тебя посмотрит, а потом пойдем домой.
Логопед: (к родителю) Что вы так его нянчите? Он уже большой и должен уметь себя вести.
Родитель: Он не ходит в садик, дома с бабушкой сидит. Ребенок плачет.
Логопед: Выйдите, успокойте ребенка, а потом зайдите.
Конкурс «Пантомима»
Ведущая: Я знаю, воспитатели любят – В утренниках играть. Сегодня сложное задание – Вам нужно пантомиму показать! С помощью мимики, жестов вам необходимо показать сказочно героя.
Игра «Угадай героя сказки».
Ведущий: на столиках разложены карточки с именами сказочных персонажей. Участники по очереди с помощью мимики и жестов изображают персонажей. Выигрывает тот, кто наиболее удачно покажет персонажа, а зрители правильно назовут его при наименьшем количестве попыток. (Карлсон, Баба-яга, Золушка, Буратино, Кощей, Дед мороз, Дюймовочка, Крокодил Гена, Золотая рыбка и др.) .
Ведущая: Конкурс весёлый удался на славу!
Я думаю, всем он пришёлся по нраву! Отдохнули? Посмеялись?
Ведущая: Очень трудное было задание, Но воспитатели справляются, Из всех сил стараются. Я думаю, пора размяться, Включить смекалку, подумать, И, может быть, немного посмеяться.
Конкурс «Почему хорошо, почему плохо».
Ведущий: В любой жизненной ситуации можно найти как положительные стороны, так и отрицательные. Сейчас мы с вами поиграем.
Участникам предлагается высказывание. Одна команда находит положительные моменты (почему хорошо, а вторая – отрицательные (почему плохо). Оценивается количество приведенных доводов, находчивость, оригинальность.
Старший воспитатель предложил провести семинар-практикум для воспитателей, который состоится завтра…
Завуч сообщила, что на следующей неделе в школе ожидается проверка документации воспитателей …
Рефлексия «Закончи фразу»
Участникам команд предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением. Пример: Сегодня я узнал… Меня сегодня удивило… Больше всего мне понравилось… Хотелось бы добавить… и т. д.
1 вариант.
Логопед: Здравствуйте!
Родитель: Здравствуйте! У нас проблема, мы не умеем правильно говорить.
Логопед: Сейчас посмотрим. Садись (ребенку). Как тебя зовут? Ребенок. Фиёда.
Логопед: Как?
Родитель: Сережа.
Логопед: Ой, как у вас тут все запущено! Плохо дело у вас. А у кого вы занимались раньше?
Родитель: В садике, со Светланой Ивановной.
Логопед: Да уж… Родитель: А как же нам быть?
Логопед: Будем работать, но обещать ничего не могу. Что-то он у вас какой-то заторможенный. Ведет себя нормально?
Родитель: Да. А что вы имеете в виду?
Логопед: Ладно, не важно.
2 вариант.
Логопед: Перестань прижиматься к маме! Садитесь. Ребенок сюда, мама сюда. Какие у вас проблемы?
Родитель: Мы волнуемся, нашему мальчику уже четыре года, а он разговаривает хуже, чем его друзья.
Логопед: Сейчас посмотрим. Двигайся сюда поближе (ребенку).
Ребенок: Мама, я не хочу! Пойдем домой.
Родитель: Ну, Максим, подожди, сейчас тетя тебя посмотрит, а потом пойдем домой.
Логопед: (к родителю) Что вы так его нянчите? Он уже большой и должен уметь себя вести.
Родитель: Он не ходит в садик, дома с бабушкой сидит. Ребенок плачет.
Логопед: Выйдите, успокойте ребенка, а потом зайдите.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.