Семинар -практикум для педагогов "Музейная педагогика в образовательном процессе ДОУ"
Оценка 4.6

Семинар -практикум для педагогов "Музейная педагогика в образовательном процессе ДОУ"

Оценка 4.6
Семинары
docx
другое
Детсад
07.04.2020
Семинар -практикум для педагогов "Музейная педагогика в образовательном процессе ДОУ"
Цель: познакомить воспитателей с технологией организации мини-музея в дошкольном образовательном учреждении. Задачи: познакомить с понятиями музей, мини-музей закрепить знание основных положений ФГОС формировать умение организовывать мини-музей в ДОУ способствовать развитию интереса к организации мини-музеев формировать эстетическое восприятие окружающего мира
музейная педагогика.docx

  Семинар-практикум для воспитателей

«Музейная педагогика в воспитательном процессе в ДОУ»

 

Цель: познакомить воспитателей с технологией организации мини-музея в дошкольном образовательном учреждении.

Задачи:

познакомить с понятиями музей, мини-музей

закрепить знание основных положений ФГОС

формировать умение организовывать мини-музей в ДОУ

способствовать развитию интереса к организации мини-музеев

формировать эстетическое восприятие окружающего мира

Оборудование: игрушечные лошадки, различные виды часов, ноутбук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание семинара.

Слайд № 1

1.Вводная часть.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Всем нам известно, что в дошкольной педагогике в последнее время происходит ряд изменений. Одно из важных изменений – это внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Новый стандарт диктует нам новые формы работы, новые приемы и методы, новые технологии и подходы к организации работы с детьми и родителями.

Сегодня мы с Вами познакомимся поближе с таким видом организации работы, как организация мини-музея в дошкольном образовательном учреждении.

Слайд № 2

А начнем с того, что же такое музейная педагогика.

Музейная педагогика для дошкольников одно из направлений, педагогической науки позволяющее повысить познавательный интерес, развить фантазию, воображение, речь, помогает ребенку быть не только активным наблюдателем, но и прикоснутся к созданию части экспозиций музея, сделать его интересным для своих сверстников, пригласить родителей, принести какой либо экспонат, тем самым повысить его образовательную функцию.

Давайте обратимся к теории: заглянув в «Энциклопедический словарь», мы узнаем, что «музей» - это научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.

Как мы знаем в нашей стране много музеев, но зачастую нам некогда их посещать. А с детьми тем более. К тому же тематика музеев зачастую не понятна и не доступна детям дошкольного возраста.

Слайд № 3

Именно поэтому в детских садах создаются свои музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музей – это неотъемлемая часть предметно-развивающей среды многих дошкольных образовательных учреждений и имеют обширные задачи:

1.                  - воспитание любви к родному краю, людям, заботящимся о его процветании;

2.                  - формирование самосознания, умение успешно адаптироваться в окружающем мире;

3.                  - возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить индивидуальность;

4.                  - формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

5.                  - освоение инновационных технологий, формирование профессиональной компетентности педагогов.

Слайд № 4

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности развития  современного человека,  становления  его  личности, приобщения к культуре родного края.

      Патриотическое воспитание подрастающего поколения; использование богатейшего культурного наследия  в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста для полноценного развития современного человека.

Слайд № 5-8

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

В  нашем детском саду  применимы самые разнообразные темы по созданию мини – музеев: под открытом небом, старых вещей,  в одной группе, это - мини-музей народной куклы, в другой, это - мини-музей камня. В третьей группе - мини-музей сказки (театра), в группах имеются уголки разных национальностей. Создание таких экспозиций позволяет ходить друг к другу, приглашать к себе и проводить экскурсии, где экскурсоводами становятся сами дети. При этом закрепляются как ранее полученные знания (речь, память и т. д.),  так и познается много нового и интересного.

Слайд № 9

Интеграция в воспитательно-образовательный процессе придает музею более высокий статус, он становится важной составляющей жизни ДОУ и импульсом для социализации ребенка в атмосфере творчества и исследований.

Поддерживание познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте требует соблюдения характерных для музейной педагогики требований к организации деятельности:

Доступность

Динамичность

Содержательность

Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, реализуемой в ДОУ, с учетом с ФГОС.

Использовать системно-деятельностный подход, как процесс активного исследовательского усвоения знаний и умений посредством мотивированного и целенаправленного  решения поставленных проблем.

Личностно-ориентированный подход (саморегуляция, коммуникация, познавательная деятельность, учет возрастных и индивидуальных особенностей )

Слайд № 10-15

В этом направлении используем разнообразные формы работы:

1.                  Организованная образовательная деятельность в музее детского сада (занятия, беседы, игры)

2.                  Музей народной куклы (экскурсии)

3.                  Развивающая среда (доступная, полифункциональная)

4.                  Творческая мастерская (музей театра, деревянных народных игрушек, куклы мотанки)

5.                  Выставки детских работ.

Экспозиции мини-музея помогают детям многое понять, увидеть, а главное - потрогать или подержать в руках. Эстетическое оформление экспозиций и креативность наверняка привлечет детей.

 Музейный экспонат способен воздействовать на эстетическое восприятие, интеллектуальную и нравственную сферы личности ребенка.

 

Слайд № 16- 22

Художественно-эстетическое направление

 Тем самым  организуются  различные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, театрализация, рисование по произведениям, исследовательская и проектная деятельность, проведение праздников и досугов,. А так же развитие творческого и логического мышления.  Образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию у ребенка мыслительной деятельности, способствуют прогрессу отдельных сторон творческого мышления — оригинальности и сложности, дети более свободно оперируют образами.

Слайд № 23-24

Проходят музейные встречи с интересными людьми,  с ветеранами ВОВ, создание «Древа памяти»

Это  служит комплексному развитию, воспитанию патриотизма, гражданственности и духовности дошкольников. На сегодня  нам возвращается национальная память, и мы должны научить детей по-новому относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.

Слайд № 25

Физическое развитие

На сегодняшний день в ДОУ основной целью на любом этапе является формирование физической культуры личности. Поэтому основной задачей дошкольных учреждений является оздоровление, обеспечение всестороннего физического развития ребенка. Для этого, мы решили использовать народные подвижные игры в системе физического воспитания дошкольников, проводить дни «Мяча», «Ленты», «Гимнастической палки»,  где дети могут узнать о нем много интересного. Как он появился? Какие бывают мячи? В  разработке новых педагогических идей, здоровьеформирующих технологий на основе музейной педагогики.

Слайд № 26

Одной из форм работы это виртуальная экскурсия

·         ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ

·         Не покидая здания ДОУ можно посетить объекты, расположенные не только в других городах и даже странах.

·         Обработка информации об изучаемом объекте с помощью компьютерных технологий повышает производительность работы педагога. 

·         Безопасный,  быстрый и лёгкий  доступ к экспонатам.

·         Проведение виртуальных экскурсий педагогами в помещении ДОУ способствует качественному, продуктивному усвоению образовательного материала

Слайд № 27-28

Привлечение родителей к участию в создании в ДОУ мини — музеев является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников, в итоге: родители от наблюдателей педагогического процесса постепенно переходят к позиции инициаторов и активных участников. Такая работа отражается в фотоальбомах, книгах выходного дня, которые мастерят они совместно с детьми.

Слайд № 29-30

 Не маловажным является и усовершенствование знаний в этом направлении воспитателя. Педагог, организуя и участвуя в  различных видах  деятельности, расширяет, уточняет и обогащает представления детей о предметах быта. Расширяет представления свои и детей о процессе создания предметов быта, их истории (прошлом, настоящем, будущем). Вызывает чувство восхищения совершенством рукотворных предметов.  Поэтому мы проводим совместные посещения музеев Крыма.

Слайд № 31-32

Таким образом, мини-музей в дошкольном образовательном учреждении позволяет воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Различная тематика мини-музеев помогает в освоении образовательных областей федерального государственного образовательного стандарта. Организация мини-музеев помогает налаживать контакт с родителями, привлекать их к совместной работе. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметно-пространственной среды. Так же приносят сою результативность: это участие в конкурсах танцев, песен, рисунков., создание видеофильмов созданным по детским рисункам о Крыме.

     Это  у детей  усиливает  интерес к истории своего народа,    накапливаются  знания, что в свою  очередь отражается на  эмоциональном  состоянии  детей и результатах их  продуктивной  деятельности. Дошкольники, занимающиеся в музейно-образовательном пространстве, развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойней и раскрепощённее.

И в конце хотелось бы поделиться видео-фильмом об опыте работы по поликультурному воспитанию в нашем детском саду.

Надеюсь, что полученные знания Вы будете использовать при организации работы по образовательным областям.

Желаю удачи в заполнении Ваших мини-музеев!

 

 

 

 


 

Семинар-практикум для воспитателей «Музейная педагогика в воспитательном процессе в

Семинар-практикум для воспитателей «Музейная педагогика в воспитательном процессе в

Содержание семинара. Слайд № 1 1

Содержание семинара. Слайд № 1 1

Патриотическое воспитание подрастающего поколения; использование богатейшего культурного наследия в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста для полноценного развития современного человека

Патриотическое воспитание подрастающего поколения; использование богатейшего культурного наследия в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста для полноценного развития современного человека

Экспозиции мини-музея помогают детям многое понять, увидеть, а главное - потрогать или подержать в руках

Экспозиции мини-музея помогают детям многое понять, увидеть, а главное - потрогать или подержать в руках

Проведение виртуальных экскурсий педагогами в помещении

Проведение виртуальных экскурсий педагогами в помещении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2020