МБДОУ «Детский сад №2 «Алёнушка» комбинированного вида»
Семинар-практикум для родителей
"Семья на пороге школьной жизни"
Подготовила:
педагог-психолог
Старкова Т.С.
Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников
"Семья на пороге школьной жизни"
(Слайд № 1)
Цель:
- способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу о готовности детей к школьному обучению.
Задачи:
- повысить родительскую компетентность по вопросам психологической готовности;
- развивать у родителей навыки рефлексии;
- научить родителей играм, развивающим у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь) волю;
- показать родителям важность психических процессов для успешного обучения ребенка в школе;
- способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий и игр.
Материалы: цветные визитки, булавки, листы для снежинок
Ход мероприятия
(Слайд № 2)
Слыхали радостную весть?
Мне скоро будет ровно шесть!
А если человеку шесть,
И у него тетрадки есть,
И ранец есть, и форма есть,
И счетных палочек не счесть,
И он читать старается,
То значит он (вернее, я),
То значит он (вернее, я),
Он в школу собирается!
(И.Токмакова)
Добрый вечер, уважаемые родители. Благодарю Вас всех за присутствие на нашей встрече. Надеюсь, она станет для вас интересной и познавательной. Очень скоро ваши дети покинут стены детского сада и пойдут в школу. Это радостное и волнительное событие не только для ребенка, но и для всей семьи. Сегодня мы здесь с вами собрались, чтобы поговорить о том, как же лучше подготовить наших детей и себя к школе. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.
1. Игра "Да – нет"
Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы "Да", если вы согласны с моим высказыванием и "нет", если не согласны.
Скажите громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю.… Как быть, нам тогда?
Проблемы деток решать нужно всегда? (да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь, откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я
Активными все будем? (да)
"Самопрезентация" - оформление визиток
Для того чтобы нам легче было общаться друг с другом, предлагаю вам сделать визитную карточку. Напишите свое имя и оформите визитку следуя принципу:
(Слайд № 3)
Зеленый цвет означает: "Владею достаточной информацией по вопросу готовности ребенка к школе";
Желтый цвет: "Владею недостаточным объемом информации по вопросу готовности ребенка к школе";
Красный цвет: "Не владею информацией по вопросу готовности ребенка к школе".
Возьмите на столах все, что вам нужно, оформите свою визитку.
Упражнение "Снежинка"
Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист бумаги. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
Сложите лист пополам.
Оторвите нижний уголок.
Опять сложите пополам.
Снова оторвите нижний уголок.
Сложите лист пополам.
Оторвите правый нижний уголок.
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совсем одинаковые.
-Нашли? Как вы думаете, почему?
Вывод: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была одинаковая.
(Слайд № 4)
Каждый из вас индивидуален. Также и ваши дети: все они разные, различны их способности, возможности и личностные качества. Но каждый из них уникален по-своему. Один из них уже вполне самостоятелен. Другому – достаточно напомнить и он сам все выполнит. Третьему ребенку следует показать, и он будет действовать, подражая взрослому. А вот с четвертым может быть намного сложнее: взрослому придется вместе с ним выполнять действия, чтобы он понял.
(Слайд № 5)
Психологи в этом вопросе единодушны: готовить к школе нужно в игре.
Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад.
Игра – это ведущий вид деятельности для ребенка дошкольного возраста. Игра – это не только удовольствие и радость, это жизнь ребенка, его существование, это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре.
(Слайд № 6)
С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение - психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе. Многие учителя начальных классов указывают, что отставание в учебе нередко связано с низким уровнем развития памяти, неумением поддерживать внимание, осуществлять самоконтроль. Поэтому необходимо научить ребенка играм, вырабатывающим у него способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью, мышлением.
И сегодня я предлагаю вам поиграть в те игры, которые помогут нашим детям, подготовиться к школе. А также эти игры можно использовать в домашнем кругу, это будет способствовать сплочению и укреплению семьи.
Игра "Действуй по инструкции"
Пожалуйста, послушайте, что вам нужно будет сделать, а потом выполняйте. Инструкция: встаньте, пожалуйста, потянитесь, повернитесь сначала направо, потом налево, посмотрите в окно, наклонитесь, хлопните в ладоши и громко скажите "хорошо"!
- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему?
- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре?
В этой игре у ребенка развивается память, умение внимательно выслушивать задание до конца, закрепляется умение ориентироваться в пространстве.
Игра "Загружаем Грузовую машину"
Нам нужно загрузить машину именами, начинающимися на букву "А", давайте несколько назовите, пожалуйста (Аня, Андрей, Алина, Альфия и т.д.)
Можно предметами, относящимися к одному классу (обувь, одежда, инструменты, цветы и т.д.),
- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему?
- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре?
В этой игре у ребенка развивается память, обогащается словарный запас, закрепляется понятие классификация.
Основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи, Где родители проводят так много времени после рабочего дня конечно на кухне - накормить всю семью приготовить помыть убрать, а потом уставшие мы идем на диван, а готов ли ребенок ждать пока мама соберется с мыслями отдохнет и наконец-то почитает, позанимается, а может не надо разделять эти процессы во времени и пространстве не прогоняйте ребенка общайтесь с ребенком здесь и сейчас вовремя домашних хлопот на кухне.
(Слайд № 7,8)
«Помогаю маме».
Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Ребенок крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
«Волшебные палочки».
Дайте ребенку счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения. Важно развивать мелкую моторику, и графомоторные навыки. И в этом также помогут кинезиологические упражнения (гимнастика мозга) Пальчиковые кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма, развивают мышцы рук. Это такие упражнения как «ножницы-собака-лошадка», «кулак-ребро-ладонь», «зайчик-коза-вилка» и т. д. (Слайд № 9,10, 11)
(Слайд № 12)
Игра «Готовим сок»
Учимся словообразованию
Образуем слово: «Из яблок получается сок … (яблочный), из груш, из слив, из моркови, из капусты и т.д. »
Справились, а теперь в обратном порядке: «Морковный сок делают из … и т. д.»
«Охота на слова»
Учимся обобщать, ориентироваться в названиях продуктов и предметов
Из чего мы варим борщ (картошка, морковка, капуста, лук и т.д.)
Игра "Колечко"
По - очереди и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в «кольцо» с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т. д.
Упражнение выполнять в прямом и обратном порядке.
Школьные страхи и неврозы
Поступление в первый класс - важное событие в жизни ребенка. И в этот период он особо нуждается в вашей помощи и поддержке. На первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения могут иметь внушающий эффект некоторых фраз для ребенка-будущего первоклассника и уже ставшего им, какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитания?
стереотипы родительского поведения |
чувства и переживания ребёнка |
«Вот пойдёшь в школу, там тебе…», «Ты, наверное, будешь двоечником?..» |
Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу |
«Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!..» |
Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе. |
«Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» |
Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребёнка. Часто такой непосильный психологический груз приводит ребёнка к неврозу. |
«Ты обещаешь мне не бегать в школе, а вести себя тихо и спокойно?» |
Не ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана |
«Попробуй мне только ещё сделать ошибки в диктанте!» |
У ребёнка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникать враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности и др. |
Рефлексия "Все у меня в руках"
А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи.
Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы.
- Больше всего мне понравилось…
- В дальнейшем я буду использовать…
- Здесь я сегодня узнал (а) нового…
- Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …
- Неожиданным для меня сегодня было…
Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека. И оно не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваше внимание, любовь, забота нужны ребенку больше всего.
Мы очень хорошо поработали сегодня, узнали много нового и интересного. Давайте похлопаем, друг другу и пожелаем удачи. Желаю успехов вам и вашим детям!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.