Семинар - практикум для родителей средней группы "Вышли пальчики гулять"
Оценка 4.8

Семинар - практикум для родителей средней группы "Вышли пальчики гулять"

Оценка 4.8
docx
04.11.2023
Семинар - практикум для родителей средней группы "Вышли пальчики гулять"
Семинар-практикум для родителей.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский саж №16»

г. Кропоткин, Кавказский район

 

 

 

 

 

 

Конспект

Тема: «Семинар - практикум

для родителей средней группы «Ягодка»

«Вышли пальчики гулять»

 

 

 

 

                                                                                             Воспитатель:

Меденикова Татьяна Петровна

 

 

 

 

2022 год

Семинар-практикум

для родителей средней  группы «Ягодка»

«Вышли пальчики гулять».

Составила воспитатель

МБДОУ «Детский сад №16»

г. Кропоткин, Кавказский район,

Краснодарский край.

 

 

Цель мастер-класса:

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1. Познакомить родителей с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.

2. Обучить родителей  этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Закрепить умения участников семинара  применять полученные знания в практике.

 

Оборудование:

 

*Шарики  Су-Джок;

*Массажные коврики «Травка»;

* Деревянные прищепки;

* Бигуди – липучка;

* Пробки от пластиковых бутылок;

* Грецкие орехи;

* Массажные мячики;

* Горох, фасоль; блюдца;

* «Сухие бассейны» с фасолью и горохом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретическая часть.

 

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития.

 

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

 

«Рука – это своего рода внешний мозг! » - писал Кант.

 

На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.

Что такое моторика?

Моторика, в переводе с латинского – движение.  Различают – крупную моторику и мелкую моторику.

Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и …. – все это относится к крупной моторике. Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.

 

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?

Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

 

Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность развития мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и дальше в начальных классах.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

 

Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.

 

Вспомните пословицы, поговорки, высказывания о руках.

« Мастер на все  руки»

«Золотые руки»

«Положа руку на сердце»

«Рукой подать»

«Руками развести»

«Руки опускаются»

«Обеими руками «за»

«Своя рука – владыка»

«Чужими руками жар загребать»

«Руки не оттуда растут»

«Как рукой сняло»

 

 

2. Практическая часть.   Мастер-класс для родителей.

 

           Как говорилось ранее, в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики , а, следовательно, и речевого развития. На сегодняшний день в арсенале педагогов, занятых воспитанием и обучением детей, имеется обширный практический материал, включающий как традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные технологии.

Мы хотим познакомить вас некоторыми технологиями, а именно: пальчиковая гимнастика - это нетрадиционная форма закаливания.

Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковая гимнастика с простыми движениями и стихотворным сопровождением нравятся детям. 

 Пальчиковая гимнастика развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга.   Такие виды упражнений  можно с легкостью использовать дома, тем более они  не требуют ни больших материальных затрат, ни временных – их можно проводить в любое время (на прогулке, когда занимаетесь домашними делами , во время совместного досуга ). Поверьте, это лучше, чем дать в руки планшет , или усадить перед телевизором. И  время проведете с пользой, и ваше чадо будет под присмотром.

 

Активизация участников мастер-класса:

– Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на собрание, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

 

Дайте мне тогда ответ:

 

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

 

Последнее спрошу вас я:

 

Активными все будем? (Да.) Спасибо!

 

 

Начинаем с массажа.

Массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга.

 

1) Метод Су-Джок - это ультрасовременное направление, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины.
Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, массаж стоп. Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов-массажеров. Формы работы с Су-Джок – самые разнообразные. Прежде всего, это различные пальчиковые упражнения как шариком Су-Джок, так и с эластичным кольцом. Движения могут быть различными - круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д. Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т.д.
(Эту работу мы  проводим в течение 1-2 минут перед выполнением заданий, связанных с рисованием, лепкой, письмом, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях.)

Достоинства Су – Джок:
- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не эффективно.
- Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях. 
Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю жизнь.
Су – Джок с виду - симпатичный шарик с острыми шипами, но, удивительно, сколько пользы он может принести. 
Попробуйте покатать его между ладонями - тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. 

 

Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Этот шарик непростой,      - любуемся шариком на левой ладошке
Он колючий, вот какой.      - накрываем правой ладонью
Будем с шариком играть    - катаем шарик горизонтально
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем        -катаем шарик вертикально
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, -  катаем шарик в центре ладошки
Сильней на шарик нажимаем.
Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке
В руку правую возьмём, 
В кулачок его сожмём.
Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Выполняем движения в соответствии с текстом
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки. 

«Шарик»
Шарик я открыть хочу. 
Правой я рукой кручу. 
Шарик я открыть хочу. 
Левой я рукой кручу.
Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.

Массаж пальцев эластичным кольцом. 

Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики

«Дорожка»
Кольцо на пальчик надеваю. 
И по пальчику качу. 
Здоровья пальчику желаю,
Ловким быть его учу.

Рассказывание сказок с использованием шарика
Сказка «ЁЖИК»
Жил был ёжик (показываем шарик-массажёр).

Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки).

 Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони).

Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно),

 вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони),

 опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу),

заметил речку, побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу), снова вернулся на полянку (между ладонями),

 посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику),

вернулся на полянку и увидел горку, решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему).

Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони),

увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его).

 Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку.

Дыхательная гимнастика: Вдох через нос, выдох на ладонь руки, повторить 2 раза.
Открываем шарик и достаём массажное колечко. Поочерёдно надеваем его на каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз.
Ёжик увидел грибок и поспешил сорвать его (на большой палец),

заметил цветочек и понюхал его (на указательный),

нашёл красивый листочек и подбежал его посмотреть (на средний),

приметил ягодку и сорвал её (на безымянный),

нашёл шишку и взял её для своей мамы в подарок (на мизинчик).

Ёжик так весело гулял по лесу, что не заметил, как стало темнеть. Наступал вечер. Довольный прогулкой он отправится домой (закрываем шарик, катаем между ладонями).

 


2) Упражнения с мячиком ежиком

«Месим тесто»

Месим, месим тесто – сжимаем массажный мячик в одной руке.

Есть в печке место – перекладываем и сжимаем мяч другой рукой.

Я для милой мамочки – сжимаем мяч двумя руками несколько раз.

Испеку два пряничка – катаем мяч между ладонями.

 

 

«Непростой шарик»

Движения соответствуют тексту.

Этот шарик непростой,

Весь колючий, вот такой!

Меж ладошками кладем,

Им ладошки разотрем.

Вверх, вниз его катаем,

Свои ручки развиваем.

 

«Ласковый eж»

Ребенок прокатывает мяч между ладошками, можно катать стопой, массажировать любую часть тела, заменяя слова в тексте.

Гладь мои ладошки, eж!

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить!

 

 

 

3)  Упражнения с ковриком «Травка»

 

«Полянка» (берем квадратный фрагмент коврика «Травка». Кладем его на колени, и обе руки делают на нем движения соответственно тексту)

 

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки.       (Прыгаем всеми пальцами по коврику)

 

И катались по траве,

От хвоста и к голове.                  (прокатываем ладони от основания к       

                                                   кончикам пальцев)

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгались, устали.              («допрыгать» и «лечь» ладонями на коврик)

 

Мимо змеи проползали,

«С добрым утром!» - им сказали. (ладони по очереди ползут как змеи)

 

Стала  гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.          (ладони поочередно гладят коврик)

 

Шла медведица спросонок,

А за нею – медвежонок.               («переступаем» ребром ладони – как

                                                         Косолапый мишка»  

А потом пришли детишки,

Принесли в портфелях книжки.   (указательные и средние пальцы «идут»)

 

Стали книжки открывать           (кисти рук раскрываются, как книжки

                                                   ладонями вверх)

И в альбомах рисовать.               (рисуем кончиками пальцев на ковриках:       

                                                   солнышко, мячик и т.д.)

 

 

 

 

 

4) Упражнения с бигуди – липучкой.

(берем бигуди-липучку. Ребенок катает бигуди между ладонями)

 

Мы крутили бигуди –

К нам теперь не подходи!

Мы – кудрявые красотки,

У кудряшек век короткий.

 

 

5) Упражнение   «Горошки»

(используем горох или фасоль)

Насыпаем горох (фасоль) на блюдце. Ребенок большими и указательными  (при необходимости и средними) пальцами берет горошины (фасоль) одну за одной и удерживает их в руке (как при сборе ягод), и так набирает целую горсть. Затем все манипуляции выполняются другой рукой.

 

С блюдца я беру горошки,

Словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки –

Руки держат все горошки.

 

6) Упражнения с прищепкой.

Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги

(от указательного к мизинцу и обратно).

 

Сильно кусает котёнок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».

 

7) Игры с сыпучими материалами

Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).

 

а) Самомассаж в «сухом бассейне»

Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

 

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

 

б) В «сухой бассейн» помещаем горох или бобы, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь найти и определить игрушку.

 

в) Рисование по крупе.

На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу (манку). Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д) .

 

8) Игры с пробками от бутылок

Берем две крышечки от пластиковых бутылок,  кладем  резьбой вверх – это «лыжи».  Дети ставят в крышечки пальчики- это «ножки» . Двигаемся на «лыжах» :  

Мы едем на лыжах,

мы мчимся с горы,

мы любим забавы снежной зимы.

 

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.

 

 

9) Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

 

10) Игры с пуговицами

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попросите ребенка выложить рисунок по образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.

 

11) Упражнение  грецким орехом .

(Катаем орех между ладонями)

 

*Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Научусь я два ореха между пальцами держать.

Это в школе мне поможет буквы ровные писать

 

*Маленькая птичка принесла яичко.

Мы с яичком поиграем, мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

 

12) Игра с шестигранными карандашами

(Грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение).

 

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

 

Вот неполный перечень того материала, который можно и нужно использовать для развития мелкой моторики рук детей.

И помните, умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически, только тогда дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Поэтому мы рекомендуем шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук.
Я хочу поблагодарить, всех участников, надеюсь, что вы узнали для себя много интересного.
Желаю всем творческих успехов.

 

 

3. Заключительная часть

Хочу закончить наш семинар – практикум  словами Сухомлинского:

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке. Тем умнее ребенок».

 

 

В заключительной части семинара родителям   раздаются памятки с рекомендациями по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

 


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский саж №16» г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский саж №16» г

Семинар-практикум для родителей средней группы «Ягодка» «Вышли пальчики гулять»

Семинар-практикум для родителей средней группы «Ягодка» «Вышли пальчики гулять»

Теоретическая часть. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей

Теоретическая часть. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей

Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание

Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание

Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны

Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны

Су-Джок стимуляторов-массажеров

Су-Джок стимуляторов-массажеров

В кулачок его сожмём. Выполняем движения в соответствии с текстом

В кулачок его сожмём. Выполняем движения в соответствии с текстом

Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку

Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку

Упражнения с ковриком «Травка» «Полянка» (берем квадратный фрагмент коврика «Травка»

Упражнения с ковриком «Травка» «Полянка» (берем квадратный фрагмент коврика «Травка»

Упражнение «Горошки» (используем горох или фасоль)

Упражнение «Горошки» (используем горох или фасоль)

Игры с пробками от бутылок Берем две крышечки от пластиковых бутылок, кладем резьбой вверх – это «лыжи»

Игры с пробками от бутылок Берем две крышечки от пластиковых бутылок, кладем резьбой вверх – это «лыжи»

Вот неполный перечень того материала, который можно и нужно использовать для развития мелкой моторики рук детей

Вот неполный перечень того материала, который можно и нужно использовать для развития мелкой моторики рук детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2023