Муниципальное казенное образовательное учреждение
для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Детский дом № 5 «Единство»
Семинар – практикум для замещающих семей
«Счастливы вместе»
Разработала:
И.В. Кузнецова
Междуреченск 2022г.
Семинар-практикум
«Счастливы вместе»
Цель: эмоциональное сближение опекуна и ребёнка через совместную деятельность, гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи:
1. обучать способам позитивного общения детей и взрослых, совершенствовать их навыки;
2. развивать воображение, вербальные и невербальные средства общения, тактильное восприятие;
3. активизировать эффективные коммуникации внутри семьи;
4. способствовать эмоциональному контакту и взаимодействию родителя и ребенка;
5. содействовать в воспитании бережного отношения друг к другу, эмоциональной отзывчивости, сочувствия.
Оборудование:
1. Оформление; стих. на ватмане «Сила и слабость»
2. Правила группы
3. Памятки «Простые секреты бесконфликтности»
4. Список эмоций на ватмане
5. Список эмоций – карточки
6. Стих. «Уронили мишку на пол»
7. Слайды «Притча»
8. Бейджики с именами, булавки
9. Стулья по количеству участников
10. Столы для работы в парах
11. Простые карандаши, ½ ватмана на каждую пару, ластик
12. Повязки на глаза
13. Клубок ниток
14. Тетрадь отзывов и предложений
· Участники: Замещающие семьи (опекаемые дети, в т.ч. подростки, опекуны)
· Участники тренинга садятся в круг.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые взрослые и ребята, я очень рада вас видеть на тренинге, тема которого звучит так: «Счастливы вместе». Надеюсь, что сегодня благодаря нашим общим стараниям вы станете еще немного ближе друг другу, станете еще лучше понимать друг друга. Сегодня хотелось, чтобы те, кто в обиде, смогли бы примириться, а если вам трудно понять друг друга и это мешает вашему общению, то смогли бы посмотреть на ситуацию по-иному или поставить себя на место другого, одним словом пойти навстречу друг другу.
Психологический тренинг – это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что сам делает.
Предлагаем вам написать своё имя на бейджике (бумажке), так как вы бы хотели, чтобы к вам обращались. (Раздать бумажки и фломастеры, иголочки)
Психолог: - Все мы, и взрослые, и дети ежедневно приветствуем друг друга. Как? Какими словами, фразами? («Привет»,«Доброе утро» и т.д.) Предлагаю вам встать в паре напротив друг друга.
1. Упражнение - приветствие «Друг к дружке». (5 мин.)
Цель: создание позитивного настроения, обогащение сенсорного опыта, сплочение группы, развитие невербальных средств общения.
- Сегодня я вам предлагаю поздороваться друг с другом необычным образом, без слов, таким способом, который я вам назову. Начинаем:
-ладошка к ладошке;
- спина к спине;
- коленка к коленке;
-лоб ко лбу;
- плечо к плечу;
- нос к носу;
- локоть к локтю;
- палец к пальцу;
- пятка к пятке;
- кулак к кулаку
и крепкое объятие.
Методы и приемы: телесно-ориентированный, игровой, музыкальной терапии, практический.
Обсуждение:
- понравилось ли невербальное приветствие?
- что было сложно?
- какое настроение у участников?
Психолог: - Для нашей дальнейшей работы предлагаю познакомиться поближе.
2. Упражнение «Паутинка» (10 мин) (клубок ниток)
Цель: Знакомство, получение первичной информации друг о друге, повышение позитивного настроя, формирование коммуникативного навыка.
- У меня в руках клубочек пряжи. Мы будем передавать его друг другу (не обязательно по кругу), пока он не побывает в руках каждого участника. У кого окажется клубок, должен назвать свое имя и рассказать немного, представить того человека, с которым пришел (взрослый представляет ребенка и наоборот).
Начиная знакомство, ведущий называет свое имя, обматывает конец нити вокруг своей ладони и перекатывает клубок. Наводящие вопросы:
· С кем ты пришел?
· Какая твоя мама (бабушка)?
· Какие вместе дела любите делать?
· Что она любит делать?
· Что ей нравится, что ей не нравится?
Прежде, чем перекатить клубочек следующему рассказчику, каждый член группы обматывает нитью свою ладонь так, чтобы “паутина” была более-менее натянута. Когда клубок возвращается к ведущему, он спрашивает:
Психолог: - На что похоже то, что у нас получилось? (сеть, паутина, звездочка, грибница и т.д.). В жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями напоминают подобное переплетение нитей.
В конце упражнения клубок сматывается в обратном порядке, при этом необходимо еще раз повторить все имена, чтобы участники запомнили их.
Психолог: - Сейчас попрошу вас образовать 2 круга: внутренний и внешний. Дети должны сесть в центр круга спинами друг к другу. Перед каждым ребенком лицом к нему садится во внешний круг взрослый.
3.Упражнение “Знакомство руками” (7 мин.) (повязки, музыка)
Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.
- Сейчас мы попробуем необычный способ общения – руками, важное правило: делаем все молча. Взрослые, пожалуйста, завяжите детям глаза. Вернитесь на место. Закройте глаза, сделайте три спокойных вдоха и выдоха (включить спокойную музыку, все команды даются неторопливо)..
- Протяните вперед руки, найдите руки своего партнера. А сейчас с помощью рук нужно:
1. Поздороваться, познакомиться, подружиться
2. Побороться, поссориться руками.
3. Помириться руками, попросить прощения.
4. Выразить радость, поддержку с помощью рук.
5. Пожалеть руками.
6. Пожелать удачи.
7. А теперь – поблагодарите и попрощайтесь.
Психолог: - Прошу ребят снять повязки и предлагаю всем участникам поделиться чувствами, которые вызвало это упражнение.
Обсуждение:
- Что было легко, что сложно?
- Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко?
- Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим?
- Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?(Эмоционально-психологическое сближение за счет телесного контакта. Улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения).
Все участники садятся в один круг.
Психолог: - В нашей жизни есть много, казалось бы, простых вещей, которые помогают в общении друг с другом, например ласковое и доброе слово (Доброе слово и кошке приятно). А иногда не нужны слова, можно и выразить свою любовь и уважение хорошим поступком или достаточно прикосновения, телесного контакта. Это нам всем необходимо в любом возрасте, будь то ребенок или взрослый. Немаловажно передавать и правильно распознавать эмоции окружающих. В этом мы потренируемся на следующем упражнении.
4.Упражнение «Передай одним словом» (5 мин.) (смайлики)
Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.
Материалы: карточки с названиями эмоций, на экране изображены эмоции с их названием.
Психолог: - Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.
Список эмоций: Радость, удивление, злость, гнев, ярость, грусть, веселье, обида, спокойствие, испуг, смущение, стыд.
Вопросы для обсуждения:
1. Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
2. Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
3. В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
4. Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?
Психолог: - Так же, в общении не малую роль играет интонация. Одну и ту же фразу, слово можно сказать по-разному.
5.Притча "Небольшая разница" ( 3 минуты, пока идёт видеоролик родители заполняют анкету), после заполнения на эти же вопросы отвечают дети (устно) и ведущий сопоставляет на сколько будет совпадений.
Упражнение «Экзамен для взрослых» (анкета)
Позволит узнать насколько хорошо вы знаете своих детей.
Назовите пожалуйста:
1. Любимое блюдо ребенка;
2. Любимый цвет;
3. Любимая песня №;
4. Имя друга;
5. Любимое время года.
На все ли вопросы вы дали правильный ответ? Уверены ли вы в правильности своих ответов на 100%?
Один восточный властелин увидел страшный сон,
Будто у него выпали один за другим все зубы.
В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов.
Тот выслушал его озабоченно и сказал:
- Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких.
Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:
- Я счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных.
Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание.
Придворные очень удивились.
- Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? - спрашивали они.
На что последовал ответ:
- Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не от того, что сказать, а как сказать.
Психолог: - Сейчас вы будете работать в парах: родитель – ребенок.
6. Рисунок «Наш дом - (15 мин.) (ватман, карандаши)
- Я предлагаю каждой паре нарисовать рисунок, который будет называться “Наш дом”. Бумага и карандаши уже лежат на столах, найдите, пожалуйста, себе место. У вас есть 15 мин., чтобы выполнить задание, но есть важное ПРАВИЛО: вам нельзя договариваться о том, что вы будете рисовать, и вообще говорить друг с другом! После того, как все закончат, каждая пара (желающие) представит свое произведение. (Обсуждение)
ВОПРОСЫ: - Удалось ли соблюдать правило при выполнении упражнения? (не разговаривать)
- Удалось ли угадывать мысли и действия партнера?
- Довольны ли своей совместной работой, рисунком?
Психолог: - В конце нашей встречи, хочется добавить:
- будьте искренни в общении с людьми.
- не нужно притворяться, что слушаете. Это бесполезно. Отсутствие интереса обязательно проявится на вашем лице.
- научитесь слушать и слышать (это разные вещи!) тех, кто с вами рядом, и вы станете лучше понимать их чувства, мысли, поступки, желания.
Иногда, можно понять истинный смысл, который скрывается за их словами. Сколько случаев, когда человек недослушал, как следствие, чего-то недопонял, а в результате, обиды, ссоры и другие неприятности, которых легко можно было избежать.
Рефлексия
Психолог: - Прошу всех сесть в круг и по очереди коротко ответить на вопросы:
III. Заключительная часть
Упражнение «Аплодисменты» (2 мин.)
Цель: снятие эмоциональной
усталости, улучшение настроения.
Психолог: Мы с вами хорошо поработали. И в завершение мы предлагаем
представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не
ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты. Спасибо вам
за участие. Приятного вам общения и взаимопонимания!
В конце семинара всем семьям раздаются Памятки «Азбука родительской любви»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.