Семинар-практикум для замещающих родителей "Счастливы вместе"

  • docx
  • 24.10.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

эмоциональное сближение опекуна и ребёнка через совместную деятельность, гармонизация детско-родительских отношений.
Иконка файла материала семинар-практикум Счастливы вместе.docx

Муниципальное казенное образовательное учреждение

для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Детский дом № 5 «Единство»

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар – практикум для замещающих семей

«Счастливы вместе»

 

 

 

 

 

 

 

Разработала:

 

И.В. Кузнецова

 

 

                                          Междуреченск 2022г.

 

 

 

Семинар-практикум

«Счастливы вместе»

Цель: эмоциональное сближение опекуна и ребёнка через совместную деятельность, гармонизация детско-родительских отношений.

Задачи:

1.     обучать способам позитивного общения детей и взрослых, совершенствовать их навыки;

2.     развивать воображение, вербальные и невербальные средства общения, тактильное восприятие;

3.     активизировать эффективные коммуникации внутри семьи;

4.     способствовать эмоциональному контакту и взаимодействию родителя и ребенка;

5.     содействовать в воспитании бережного отношения друг к другу, эмоциональной отзывчивости, сочувствия.

Оборудование:

1.     Оформление; стих. на ватмане «Сила и слабость»

2.     Правила группы

3.     Памятки «Простые секреты бесконфликтности»

4.     Список эмоций на ватмане

5.     Список эмоций – карточки

6.     Стих. «Уронили мишку на пол»

7.     Слайды  «Притча»

8.     Бейджики с именами, булавки

9.     Стулья по количеству участников

10. Столы для работы в парах

11. Простые карандаши, ½ ватмана на каждую пару, ластик

12. Повязки на глаза

13.  Клубок ниток

14. Тетрадь отзывов и предложений

·         Участники: Замещающие семьи (опекаемые дети, в т.ч. подростки, опекуны)

·         Участники тренинга садятся в круг.

Ведущий:  Здравствуйте, уважаемые взрослые и ребята, я очень рада вас видеть на тренинге, тема которого звучит так: «Счастливы вместе». Надеюсь, что сегодня благодаря нашим общим стараниям вы станете еще немного ближе друг другу, станете еще лучше понимать друг друга.  Сегодня хотелось, чтобы те, кто в обиде, смогли бы примириться, а  если вам трудно понять друг друга и это мешает вашему общению, то смогли бы посмотреть на ситуацию по-иному или поставить себя на место другого, одним словом пойти навстречу друг другу.

Психологический тренинг – это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10%  того,  что слышит, 50%  того,  что видит,  90%  того, что сам делает.

Предлагаем вам написать своё имя на бейджике (бумажке), так как вы бы хотели, чтобы к вам обращались. (Раздать бумажки и фломастеры, иголочки)

Психолог: - Все мы, и взрослые, и дети ежедневно приветствуем друг друга. Как? Какими словами, фразами? («Привет»,«Доброе утро» и т.д.) Предлагаю вам встать в паре напротив друг друга.

1. Упражнение - приветствие «Друг к дружке». (5 мин.)

Цель: создание позитивного настроения, обогащение сенсорного опыта, сплочение группы, развитие  невербальных средств общения.

- Сегодня я вам предлагаю поздороваться друг с другом необычным образом, без слов, таким способом, который я вам назову.  Начинаем:

-ладошка к ладошке;

- спина к спине;

- коленка к коленке;

-лоб ко лбу;

- плечо к плечу;

- нос к носу;

- локоть к локтю;

- палец к пальцу;

- пятка к пятке;

- кулак к кулаку

и крепкое объятие.

Методы и приемы: телесно-ориентированный, игровой, музыкальной терапии, практический.

Обсуждение:

- понравилось ли невербальное приветствие?

- что было сложно?

- какое настроение у участников?

Психолог: - Для нашей дальнейшей работы предлагаю познакомиться поближе.

2.   Упражнение  «Паутинка» (10 мин) (клубок ниток)

Цель: Знакомство, получение первичной информации друг о друге, повышение позитивного настроя, формирование коммуникативного навыка.

- У меня в руках клубочек пряжи. Мы будем передавать его друг другу (не обязательно по кругу), пока он не побывает в руках каждого участника. У кого окажется клубок, должен назвать свое имя и рассказать немного, представить того человека, с которым пришел (взрослый представляет ребенка и наоборот).

Начиная знакомство, ведущий называет свое имя, обматывает конец нити вокруг своей ладони и перекатывает клубок. Наводящие вопросы:

·         С кем ты пришел?

·         Какая твоя мама (бабушка)?

·         Какие вместе дела любите делать?

·         Что она любит делать?

·         Что ей нравится, что ей не нравится?

Прежде, чем перекатить клубочек следующему рассказчику, каждый член группы обматывает нитью свою ладонь так, чтобы “паутина” была более-менее натянута. Когда клубок возвращается к ведущему, он спрашивает:

Психолог: - На что похоже то, что у нас получилось? (сеть, паутина, звездочка, грибница и т.д.). В жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями напоминают подобное переплетение нитей.

В конце упражнения клубок сматывается в обратном порядке, при этом необходимо еще раз повторить все имена, чтобы участники запомнили их.

Психолог: - Сейчас попрошу вас образовать 2 круга: внутренний и внешний. Дети должны сесть в центр круга спинами друг к другу. Перед каждым ребенком лицом к нему садится во внешний круг взрослый.

3.Упражнение “Знакомство руками(7 мин.) (повязки, музыка)

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

- Сейчас мы попробуем необычный способ общения – руками, важное правило: делаем все молча. Взрослые, пожалуйста, завяжите детям глаза. Вернитесь на место. Закройте глаза, сделайте три спокойных вдоха и выдоха (включить спокойную музыку, все команды даются неторопливо)..   

- Протяните вперед руки, найдите руки своего партнера. А сейчас с помощью рук нужно:

 

1.     Поздороваться, познакомиться, подружиться

2.     Побороться, поссориться руками.

3.     Помириться руками, попросить прощения.

4.     Выразить радость, поддержку с помощью рук.

5.     Пожалеть руками.

6.     Пожелать удачи.

7.     А теперь – поблагодарите и попрощайтесь.

Психолог: - Прошу ребят снять повязки и предлагаю всем участникам поделиться чувствами, которые вызвало это упражнение.

Обсуждение:

- Что было легко, что сложно?

- Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко?

- Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим?

- Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?(Эмоционально-психологическое сближение за счет телесного контакта. Улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения).

Все участники садятся в один круг.

Психолог: - В нашей жизни есть много, казалось бы, простых вещей, которые помогают в общении друг с другом, например ласковое  и доброе слово (Доброе слово и кошке приятно). А иногда не нужны слова, можно и выразить свою любовь и уважение хорошим поступком или достаточно прикосновения, телесного контакта. Это нам всем необходимо в любом возрасте, будь то ребенок или взрослый. Немаловажно передавать и правильно распознавать эмоции окружающих. В этом мы потренируемся на следующем упражнении.

4.Упражнение «Передай одним словом» (5 мин.) (смайлики)

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.

Материалы: карточки с названиями эмоций, на экране изображены эмоции с их названием.

Психолог: - Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Список эмоций: Радость, удивление, злость, гнев, ярость, грусть, веселье, обида, спокойствие, испуг, смущение, стыд.

Вопросы для обсуждения:

1.     Легко ли вам было выполнять данное упражнение?

2.     Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

3.     В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

4.     Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?

Психолог: - Так же, в общении не малую роль играет интонация. Одну и ту же фразу, слово можно сказать по-разному.

 

5.Притча "Небольшая    разница"  ( 3 минуты, пока идёт видеоролик родители заполняют анкету), после заполнения на эти же вопросы отвечают дети (устно) и ведущий  сопоставляет на сколько будет совпадений.

Упражнение «Экзамен для взрослых» (анкета)

Позволит узнать насколько хорошо вы знаете своих детей.

Назовите пожалуйста:

1.     Любимое блюдо ребенка;

2.     Любимый цвет;

3.     Любимая песня №;

4.     Имя друга;

5.     Любимое время года.

На все ли вопросы вы дали правильный ответ? Уверены ли вы в правильности своих ответов на 100%?

Один восточный властелин увидел страшный сон,

 Будто у него выпали один за другим все зубы. 

В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов.

Тот выслушал его озабоченно и сказал:

- Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких.

Эти слова вызвали гнев властелина.  Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:

- Я счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты  переживешь всех своих родных.

Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание.

Придворные очень удивились.

- Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? - спрашивали они.

На что последовал ответ:

- Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не от того, что сказать, а как сказать.

Психолог: - Сейчас вы будете работать в парах: родитель – ребенок.

6. Рисунок «Наш дом - (15 мин.)  (ватман, карандаши)

- Я предлагаю каждой паре нарисовать рисунок, который будет называться “Наш дом”. Бумага и карандаши уже лежат на столах, найдите, пожалуйста, себе место. У вас есть 15 мин., чтобы выполнить задание, но есть важное ПРАВИЛО: вам нельзя договариваться о том, что вы будете рисовать, и вообще говорить друг с другом! После того, как все закончат, каждая пара (желающие) представит свое произведение.    (Обсуждение)

ВОПРОСЫ: - Удалось ли соблюдать правило при выполнении упражнения? (не разговаривать)

- Удалось ли угадывать мысли и действия партнера?

- Довольны ли своей совместной работой, рисунком?

Психолог: - В конце нашей встречи, хочется добавить:

- будьте искренни в общении с людьми.

- не нужно притворяться, что слушаете. Это бесполезно. Отсутствие интереса обязательно проявится на вашем лице.

- научитесь слушать и слышать (это разные вещи!) тех, кто с вами рядом, и вы станете лучше понимать их чувства, мысли, поступки, желания.

Иногда, можно понять истинный смысл, который скрывается за их словами. Сколько случаев, когда человек недослушал, как следствие, чего-то недопонял, а в результате, обиды, ссоры и другие неприятности, которых легко можно было избежать. 

Рефлексия

Психолог: - Прошу всех сесть в круг и по очереди коротко ответить на вопросы:

  • Что Вам запомнилось из сегодняшнего занятия?
  • Что показалось необычным?
  • Что для Вас было особенно трудно выполнить?
  • Какое из упражнений Вам показалось интересным?
  • Какой для себя вы можете сделать вывод?

 

III. Заключительная часть

Упражнение «Аплодисменты»  (2 мин.)

Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения. 
Психолог: Мы с вами хорошо поработали. И в завершение мы  предлагаем представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты. Спасибо вам за участие.
Приятного вам общения и взаимопонимания!

В конце семинара всем семьям раздаются Памятки «Азбука родительской любви»