Семинар-практикум "Игровые технологии для развития связной речи дошкольников"
Оценка 4.8

Семинар-практикум "Игровые технологии для развития связной речи дошкольников"

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Детсад
08.03.2020
Семинар-практикум "Игровые технологии для развития связной речи дошкольников"
Материал представлен в ввиде игры для педагогов ДОУ на закрепление знаний игровых технологий ,направленные на развитие связной речи дошкольников.
Игровые технологии.docx

Семинар -практикум для педагогов

«Игровые технологии как эффективное средство

развития связной речи у дошкольников»

Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах эффективного использования интерактивных  технологий в развитии связной речи дошкольников. Обеспечение условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в использовании ими современных интерактивных методов и приёмов активизации речи детей в игровой деятельности.

 

   Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности.

«Развитие связной речи определяет уровень речевого и умственного развития ребенка» - Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев.

Наиболее эффективной формой развития связной речи является использование игровых технологий, которые включают в себя множество интерактивных методов и приёмов.

Цель игровых технологий в развитии связной речи – «разговорить» детей, насытить познавательной информацией, развить психологические процессы растущего дошкольника, это получение удовольствия и максимальной пользы.

Используя игровые технологии  в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, умением осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазию ребёнка. Только при этих условиях игра будет полезна для детей и атмосферы сотрудничества с взрослым.
- Сегодня предлагаю закрепить наши знания в форме игры по применению с детьми игровых технологий для развития связной речи.

Для этого нам понадобятся 2 команды по 5 участников. Приглашаю желающих к столу. Придумываем  название команды.


Для начала отгадайте загадку:

Зелёная, но не трава.

Холодная, но не лёд.

Поёт, но не птица-

 Вот такая небылица.

 (Лягушка)

Краса—девица

Петь мастерица.

 Живет на болоте

В зеленом капоте,

 Глаза — как плошки:

 Берегитесь, мошки!


«Изготовление лягушки»

Верно, это герой нашей игры. Предлагаю каждой команде изготовить лягушку из бумаги, используя шаблоны.

 

ü Известно, что ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты  память и внимание, связная речь.

 

Какие симпатичные лягушки у вас получились! Молодцы!

 

Дыхательная гимнастика

      Эта лягушка не простая, она Царевна! Но превратиться в Царевну она сможет только в том случае, если мы с вами ей в этом поможем. Для этого нам надо расколдовать ее, выполнив задания. Для начала подуем так, чтобы лягушка ускакала, как можно дальше.  Посмотрим, чья Лягушка быстрее?

Дуть можно один раз. Делаем глубокий вдох носом, чтобы произвести глубокий выдох. Приготовились! И дуем: раз, два, три!

У какой команды Лягушка быстрее?

ü Правильное речевое дыхание –  основа для нормального звукопроизношения и речи в целом.

 

1. Метод «Синквейн»

Посмотрите, а вот и наша Лягушка. Первое задание. Она предлагает использовать метод «Синквейн».

(Это творческая работа, которая имеет короткую  форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Но важно, чтобы стихотворение было написано по определенным правилам:

1 строка – одно слово – существительное, это предмет – тема.

2 строка – два прилагательных по теме.

3 строка – три глагола по теме.

4 строка – предложение по теме.

5 строка – одно слово предмет: ассоциация по теме.)

 

Нам необходимо составить синквейн на примере басни Крылова «Ворона и Лисица».

 

http://festival.1september.ru/articles/586446/img4.jpg

 

Ø а) У каждой команды лежит алгоритм составления синквейна.

Для 1 команды дается слово «Ворона»,  для 2 команды слово «Лисица».


Ворона.

Доверчивая, глупая.

Сидела, держала, закаркала.

Ворона глупая.

Глупость.

 

Лисица.

Проворная, хитрая.

Крала, говорила, обманула.

Лисица съела сыр.

Хитрость.

 


Ø б) Отгадайте синквейн – загадку.

1 команда: про какого героя сказки идет речь?

 1…………..?

2.Добрый, трудолюбивый.

3.Заботится, учит, воспитывает.

4.Смастерил деревянную куклу.

5. Мастер на все руки.

 Из какой сказки? (папа Карло из сказки «Золотой ключик»)

 

2 команда:

1…………?                                          

 2. Ласковый, добрый. 

3.Поймал, отпустил, поклонился.                                          

 4.Старик выполняет приказы старухи.                       

5.Простофиля.

Кто это? Из какой сказки? (Старик из сказки «Золотая рыбка»)

 

 

2. Метод противоречий

 (- наличие двух противоречивых качеств в одном объекте, когда наличие одного свойства исключает возможность других.)

Наша Лягушка особа милая, но довольно противоречивая.

   Предлагаю Вам поиграть в игру «Хорошо – плохо». 1 команда называет положительные  качества Лягушки, а 2 команда отрицательные качества.

(Например, хорошо, что Лягушка маленькая, ей удобно прыгать  - но плохо, что Лягушка маленькая, ее может съесть цапля.)

 

3. Метод фокальных объектов 

(- придумать новое, видоизменить, улучшить привычный вид реального объекта, рассмотреть предмет с необычной стороны, составить рассказ, сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения.)

Наша Лягушка умеет превращаться в необычных животных, но для этого нам необходимо применить метод фокальных объектов. Возьмем как вариант:

«Фантастическое животное»

(Цель: научить соединять воедино элементы различных животных и создавать новые образы на основе заданных характеристик.)

К примеру, я взяла случайное слово «варежка». Выделяю 5 свойств данного слова:

Варежка – мягкая, пушистая, теплая, связана из шерстяных ниток, одевают зимой.

Свойства варежки присоединяю к живому объекту и создаю «Лягуварежку».

Лягуварежка – она мягкая пушистая и зеленая, любит прыгать и спать в теплом месте, питается мухами, комарами и шерстяными нитками. А еще любит зимой сидеть на руках у девочек.

Каждая команда берет свое случайное слово и называет 5 свойств.

Теперь присоединяем свойства случайного слова к Лягушке и создаем свое «Фантастическое животное».

 

Физминутка

   Нашей Лягушке трудно усидеть на месте, она предлагает провести физминутку:

На болоте две подружки –

Две зеленые лягушки.

Утром рано умывались

Полотенцем растирались.

Ручками хлопали, ножками топали.

Вправо, влево наклонялись –

И обратно возвращались.

 

 

Игра «Похожие слова»

А еще Лягушка очень любит поиграть со словами. Давайте вместе поиграем в игру  «Похожие слова».

Есть сладкое слово – конфета,

Есть быстрое слово – ракета,

Есть слово с окошком – вагон.

Есть кислое слово – лимон!

Надо подобрать к прилагательным по 4 существительные по ассоциации.

1 команда: Яркие слова – (солнце, лето, картинка, звезда)

2 команда: Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел).

1 команда:Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).

2 команда:Кислые слова – (яблоко, сок, лимон, борщ, кефир)

1 команда:Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка)

2 команда:Легкие слова – (шар, пух, снег, вата)

 

Последний метод, который сегодня предлагает нам применить Лягушка, это

4.  «Мнемотехника»

(- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.)

Ø а) Используя мнемодорожку, определите какое стихотворение здесь зашифровано. Какая команда быстрее ответит?

 Травка зеленеет

Солнышко блестит.

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

Ø б) Используя  мнемотаблицу, определите,  про какую загадку идет речь и назовите отгадку.

1 команда: Круглая, а не мяч.

Желтая, а не солнце.

С хвостиком, а не мышь (репа).

2 команда: Сидит дед

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает –

Тот слезы проливает (лук).

Ø в) Составьте мнемодорожку для разучивания стихотворений:

1. Кошка в окошке

Подушку шьет.

Мышка в сапожках

Избушку метет.

2. Белочка – умелочка

Хлопочет у дупла,

На зиму хозяюшка

Орешков припасла.

 

    Посмотрите, Лягушка превратилась в Царевну! А это значит, что  все задания сегодня мы выполнили - помогли Лягушке, расколдовали ее.

 

 

   Подводя итоги нашего практикума хочется отметить, что полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, а использование интерактивных методов –  это одно из эффективнейших средств развития связной речи детей.

 

В завершении хочется познакомить вас с правилами  для смелых и упорных педагогов.

«Правила для смелых и упорных педагогов»

    Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.

Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью…  Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным. Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди!

 

 


 

Семинар -практикум для педагогов «Игровые технологии как эффективное средство развития связной речи у дошкольников»

Семинар -практикум для педагогов «Игровые технологии как эффективное средство развития связной речи у дошкольников»

Известно, что ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь

Известно, что ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь

У каждой команды лежит алгоритм составления синквейна

У каждой команды лежит алгоритм составления синквейна

Наша Лягушка умеет превращаться в необычных животных, но для этого нам необходимо применить метод фокальных объектов

Наша Лягушка умеет превращаться в необычных животных, но для этого нам необходимо применить метод фокальных объектов

Есть кислое слово – лимон! Надо подобрать к прилагательным по 4 существительные по ассоциации

Есть кислое слово – лимон! Надо подобрать к прилагательным по 4 существительные по ассоциации

Посмотрите, Лягушка превратилась в

Посмотрите, Лягушка превратилась в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2020