Я работаю в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 4» учителем начальных классов. Имею среднее педагогическое образование: в 2003 году окончила Чайковское Педагогическое училище с профессиональным отделением и высшее образование по специальности Менеджмент организации. На данный момент имею 4 года педагогического стажа.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности.
В.А. Сухомлинский
Темой моего семинара является « Использование игровых технологий в урочной и во внеурочной деятельности»
Целью моей работы является изучение дидактических возможностей использования игровых технологий.
Задачи:
1. Проанализировать игровые технологии.
2. Изучить практику использования игровых технологий на современном этапе.
3. Обобщить опыт использования игровых технологий.
Обладаю необходимым научно-методическим уровнем, работаю над совершенствованием своего теоретического уровня и педагогического мастерства, постоянно слежу за инновациями, которые появляются в педагогической науке и практике.
В современной начальной школе
ребенка недостаточно обучить только чтению, счету
и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями.
Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения
учиться, а также сформированная сознательная мотивация к
обучению, самоорганизация и саморазвитие. Поэтому
необходимо создать такие условия, которые позволят повысить у детей
интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном
итоге научить учиться. И тогда ученик начнет получать радость от процесса
самостоятельного познания и от результата своего учебного труда.
Современному учителю, требуется не только дать детям образование в виде системы
знаний-умений-навыков, но должен всемерно развивать познавательные и творческие
возможности учеников, воспитывать личность.
Изучая особенности своих деток, применяя различные технологии, я поняла, что в моем классе, именно в этом возрасте, очень эффективны игровые технологии. В моей работе появилась необходимость внедрения в свою педагогическую практику инновационных технологий.
Актуальность
В современной начальной школе
ребенка недостаточно обучить только чтению, счету
и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями. Это
универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также
сформированная сознательная мотивация к обучению,
самоорганизация и саморазвитие. Поэтому необходимо создать такие
условия, которые позволят повысить у детей интерес к учебе, научить
осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И
тогда ученик начнет получать радость от процесса самостоятельного
познания и от результата своего учебного труда.
Современному учителю, требуется не только дать детям образование в виде системы
знаний-умений-навыков, но должен всемерно развивать познавательные и творческие
возможности учеников, воспитывать личность.
Инновационный подход к организации
обучения — одно из приоритетных направлений усовершенствования предметной
методики. Он предполагает создание условий для ценностно-ориентированного
воспитания и развития основных сфер личности ученика. Основой для этого
является внедрение в практику современных образовательных технологий,
активизирующих познавательную деятельность и творческую самостоятельность
учащихся.
Каждая из технологий ценна на современном этапе образования.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне.
Игровым технологиям уделяют большее внимание, так как игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основном содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Целью игровых технологий является решение ряда задач:
Игровая деятельность выполняет функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову)
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игру как метод обучения, в современной школе, ставка делается на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дициплинам.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя. На своих уроках я стараюсь использовать различные элементы данной технологии.
Существует следующая классификация игр (показать на экран)
— по виду деятельности (двигательные, умственные, трудовые, социальные, психологические);
— Например примером умственной игры загадки, я часто использую игру «Эстафета»по математике в любом классе: на карточках написаны примеры на вычитание и сложение, их количество соответствует количеству учащихся в ряду. Ученики последних парт получают по карточке, решив первый пример, передают впереди сидящему ученику. Карточки приходят на первые парты, где их собирает учитель.
— по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие, развивающие); Пример обучающей игры «Одень человечка» на уроках обучения грамоте.
При изучении звуков обозначаем их в виде человечков, одетых в разные цвета гласные – в красный цвет, согласные твёрдые – в синий, согласные мягкие – в зелёный, на звонкие звуки надеваем шапочку-колокольчик, глухим – наушники (показать таких человечков)
— по характеру игровой методики (предметные, сюжетно-ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации); Так, на сегодняшнем уроке я использовала игру — драматизацию (сценка «Лесное собрание»)
— по структуре (игры-упражнения, игры-состязания, игры-путешествия). Например, сегодня вы видели игру-путешествие в лес.
Сегодня на уроке вы увидели такие игровые элементы: загадки (по виду деятельности – умственные), игра-путешествие(по структуре), сценка «Лесное собрание» (по характеру обучающего процесса – обучающие, по характеру игровой методики – игры-драматизации).
На уроках применяю интерактивные игры, которые способствуют пониманию и усвоению нового материала.
Интерактивная игра — это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью, что позволяет обучаемым лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего, групповых и межличностных проблем. С помощью интерактивных игр можно более эффективно и с относительно малым риском обучиться новым способам поведения и проверить на практике новые идеи.
В своей работе я использую занимательные интерактивные задания, игровые тренажеры, которые в увлекательной игровой форме помогли учащимся получить прочные знания по предметам. И все это непринужденно, увлекательно, интересно, весело. Все дети включаются в процесс изучения, активно участвуют в учебном процессе.
Задание 1
Формулировка задания: Ребята, чтобы узнать с какой буквой мы с вами сегодня познакомимся, отгадаем загадки! Ответы: медведь/мишка, малинка/малина. Вы уже догадались, с какой буквой мы сегодня познакомимся (с буквой «М»). Какие же звуки обозначает буква «М»? Давайте составим схемы отгаданных нами слов.
Этап урока: начальный
Технология выполнения задания (что делают учащиеся у доски и за партой):
Учащиеся у доски раскрывают картинки с ответом на загадку, составляют схемы слов.
Учащиеся за партами отгадывают загадки, проговаривают звуки, составляют из разрезного материала схемы слов.
Скрин-шоты экрана:
До выполнения |
После выполнения |
|
|
Методическая ценность задания (наличие мотивационной, развивающей составляющей, дифференциация, возможные ошибки, формы контроля): мотивация к изучению новой темы, наличие различных вариантов схем (несколько слов, которые могут быть отгадкой).
Целесообразность использования интерактивной доски: обеспечение наглядности, возможность оперативного составления схем.
Задание 2
Формулировка задания: Ребята, нам предстоит прочитать текст, а затем ответить на вопрос: «Кто кем хочет стать?»
Этап урока: основной
Технология выполнения задания (что делают учащиеся у доски и за партой):
Первоначально текст прочитывается всеми учащимися в Азбуке.
Учащиеся у доски выделяют имена детей, размещают их на свободном поле, выделяют названия профессий и соотносят их с именами детей. О профессиях, которые хотят выбрать 3 ребенка, нет упоминая в тексте – их имена соотносятся с картинками.
Учащиеся за партами помогают, следят за правильностью выполнения, проговаривают три предложения о Максиме, Севе и Романе.
Скрин-шоты экрана:
До выполнения |
После выполнения |
|
|
Методическая ценность задания (наличие мотивационной, развивающей составляющей, дифференциация, возможные ошибки, формы контроля): выполняя это задание, ребята учатся работать с текстом, находить запрашиваемую информацию, решают проблемный вопрос: «Как быстро найти в тексте имена детей?» (они написаны с заглавной буквы), приходят к выводу, что нужно быть внимательными (слово Марс также написано с заглавной буквы). Ребята учатся производить операцию анализа.
Целесообразность использования интерактивной доски: возможность вычленить из текста ключевые составляющие, наглядно показать группировку объектов.
Задание 3
Формулировка задания: На ленте букв нам необходимо расставить изученные нами буквы по своим местам.
Тип задания: на классификацию, работа с различными цветами, drag & drop.
Этап урока: заключительный
Технология выполнения задания (что делают учащиеся у доски и за партой):
Учащиеся у доски сначала обводят красным цветом буквы, обозначающие гласные звуки, желтым – глухие согласные, фиолетовым – звонкие согласные. После этого расставляют буквы по своим местам в ленте (часть, закрытая серым прямоугольником не используется).
Учащиеся за партами проговаривают звуки, которые обозначаются соответствующими буквами.
Скрин-шоты экрана:
До выполнения |
После выполнения |
|
|
Методическая ценность задания (наличие мотивационной, развивающей составляющей, дифференциация, возможные ошибки, формы контроля): обычно, ленту букв учащиеся рассматривают, задание ценно именно необходимостью составления ленты самостоятельно, производится повторение характеристик звуков, их классификация. Ставится проблемный вопрос на будущее: «Почему часть ленты закрыта серым прямоугольником?»
Целесообразность использования интерактивной доски: наглядное выделение цветом, возможность оперативного заполнения таблицы, возможность сохранить результат и вернуться к нему позднее.
Анализ литературных источников показал, что в последние несколько лет все более и более популярными становятся приключенческие, игровые, «кве- сты». Идея квеста идеально подходит для детей начального образования. Тщательно организованные квест-занятия актуальны в контексте требований ФГОС ОУ. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ОУ, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.
Квесты бывают разными в зависимости отсюжета:
Структура образовательного квеста может быть следующей:
1. Введение (в котором прописывается сюжет, распределяются роли).
2. Задания (этапы, вопросы, ролевые задания).
3. Порядок выполнения (бонусы, штрафы).
4. Оценка (итоги, призы).
На своих уроках я в основном использую линейные квесты.
Например: квест-игра «Помоги доктору Айболиту» на уроке математики.
Цель:
Закрепить и расширить знания школьников о характерных признаках осени.
Задачи:
1.Организация досуга школьников.
3.Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
4.Расширение кругозора учеников.
Ребятам приходит письмо, в котором говорится, что зверятам в лесу требуется медицинская помощь, они серьезно заболели. Айболиту надо как можно скорее добраться до зверят, а маршрута он не знает. Команды получают маршрутные листы с указанием станций, на которых они выполняют различные задания. За правильно выполненное задание команда получает слово – подсказку.
1 станция: «Черепашьи заплывы»
Айболиту надо перебраться через море на черепахе, но чья черепаха окажется быстрее? Ребята по цепочке решают примеры, тем самым черепаха движется к берегу, а Айболит к больным зверятам.
3+2= 6-1= 8-2= 5+3= 6-3= 10-3=
7+1= 5-2= 9+1= 2+2= 1-1= 4+3=
Участники игры выполняют задание, получают слово – подсказку и переходят на следующую станцию.
2 станция: «Яблоневый сад»
Участвуют команды по рядам. На доске три яблони, на каждой яблони пять примеров. Около яблони пять яблок, на каждом из которых написано число. По одному человеку от каждой команды подходят к яблоням, берут одно яблоко и прикрепляют его к тому примеру, ответ которого соответствует числу на яблоке.
Проводится игра «яблоневая эстафета», в корзинке школьники находят вторую подсказку.
3 станция: «Загадки Лешего»
Я
живу в лесу дремучем
Лесу друг я самый лучший.
Вас я в гости приглашаю,
Загадки про лес вам прочитаю.
1) На подстилке 2 птенца,
Два пушистых близнеца.
И ещё готовы 5 из скорлупок вылезать.
Сколько станет птиц в гнезде, помогите мне. 2+5=7
2) 5 мышат в траве шуршат,
3 забрались под ушат.
2 мышонка спят под ёлкой.
Сосчитать мышей недолго. 5+3+2=10
3)На берёзе 3 синички
Продавали рукавички.
Прилетело ещё 5,
Сколько будут продавать? 3+5=8
4)5 малышек-медвежат
Мама уложила спать.
Одному никак не спится,
А скольким сон хороший снится? 5-1=4
5)Цапля по воде шагала,
Лягушат себе искала.
Двое спрятались в траве,
6 – под кочкой.
Сколько лягушат спаслось?
Только точно! 2+6=8
6)Ветер дунул, лист сорвал.
И ещё один упал.
А потом упало 5.
Кто их сможет сосчитать? 1+1=5=7
7)Ёжик по грибы пошёл,
10 рыжиков нашёл.
8 положил корзинку,
Остальные же - на спинку.
«Сколько рыжиков везёшь
На своих иголках, ёж?» 10—8=2
После выполнения всех заданий доктор Айболит добирается до больных зверят и оказывает им помощь.
Применяя на уроках игровые технологии формируются:
Метапредметные результаты. Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Личностные результаты:
Коммуникативные УУД: дети учатся работать в паре, приобретают умение слышать, слушать и понимать партнера, договариваться, учитывать позицию собеседника.
Познавательные УУД: приобретение эффективных способов решения задач и выделение необходимой информации.
Личностные УУД: вырабатывается уважительное отношение к другим, осознают свои эмоции.
Регулятивные УУД: ученик учится работать по предложенному плану учителя, корректируя ошибки.
Таким образом, использование игровой технологии в начальных классах ведёт к успешности учеников. Дети на уроках решают творческие задачи, применяют знания в жизни. А всё это, как известно, ведёт к становлению полноценной социализированной личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.