Семинар-практикум
«Организация и проведение дня здоровья в образовательной работе с дошкольниками»
План:
1. Актуальность проведения дня здоровья в детском саду.
2. Особенности проведения дня здоровья по лексической теме недели (из опыта работы воспитателя Хаткевич Н.В.)
3. Круглый стол: обмен мнениями воспитателей по сочетанию образовательных и оздоровительных технологий во время проведения дней здоровья.
1. Актуальность проведения дня здоровья в детском саду.
Вопросы ЗОЖ всегда остаются открытыми. Как должно быть построено воспитание детей, чтобы они осознавали важность сохранения здоровья и бережно к нему относились? Подобные вопросы должны заботить и педагогов, и родителей, которые должны совместно и системно решать их на всех этапах взросления ребенка. Как отмечал в своих работах Януш Корчак, напрасно многие взрослые думают, что дети не проявляют заботу о своем здоровье. Малыши, так же, как и взрослые хотят быть сильными и обладать хорошим здоровьем. Но дети еще не знают, что необходимо делать для этого, поэтому их нужно научить.
Все лица, ответственные за воспитание и обучение малышей в лице родителей, учителей, воспитателей, медиков, хотят, чтобы дети росли не только умными и образованными, но и здоровыми. Важно осознавать, что, прилагая усилия к сохранению здоровья, мы вносим большой вклад в развитие общества и страны.
На основании федеральных законов ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» был разработан портрет гражданина России 2035 год, который включает в себя критерий «Здоровье и безопасность». Содержание критерия: гражданин, стремящийся к гармоничному развитию, осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни и поведения, безопасного для человека и окружающей среды (в том числе и сетевой), воспринимающий природу как ценность, обладающий чувством меры, рачительно и бережно относящийся к природным ресурсам, ограничивающий свои потребности.
В Программе воспитания ДО МОУ «СОШ «ТЦО им. Петрова В.Я.» в портрет ребенка раннего возраста включены следующие показатели по параметру «Здоровье и безопасность»:
· Обладающий элементарными представлениями об особенностях гигиены, самообслуживания.
· Обладающий элементарными представлениями к здоровому образу жизни.
· Обладающий элементарными представлениями к безопасности жизнедеятельности.
Планируемые результаты по данным критериям:
· выполняет действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложиться спать и т.д.;
· стремится быть опрятным, проявлять нетерпимость к неопрятности (грязные руки, грязная одежда и т.д.);
· проявляет интерес к физической активности;
·
способен к самообслуживанию
(одевается, раздевается и т.д.), самостоятельно, аккуратно,
не торопясь принимает пищу;
· соблюдает элементарные правила безопасности в быту, в ОО, на природе.
В портрет выпускника ДО:
·
Обладающий жизнестойкостью и оптимизмом, основными навыками личной
и общественной гигиены, стремится соблюдать правила безопасного поведения
в быту, социуме, природе.
· Обладающий элементарными представлениями об особенностях здорового образа жизни.
· Обладающий элементарными представлениями о правилах безопасности дома, на улице, на дороге, на воде.
·
Соблюдающий правила здорового, экологически целесообразного образа
жизни
и поведения, безопасного для человека и окружающей среды.
· Чутко и гуманно относящийся ко всем объектам живой и неживой природы.
· Понимающий ценность собственной жизни и необходимость заботиться о собственном здоровье и безопасности
Планируемые результаты по данным критериям:
· умеет регулировать свое поведение и эмоции в обществе, сдерживать негативные импульсы и состояния;
·
знает и выполняет нормы и
правила поведения в общественных местах
в соответствии с их спецификой (детский сад, транспорт, поликлиника, магазин,
музей, театр и пр.);
· умеет донести свою мысль с использованием разных средств общения до собеседника на основе особенностей его личности (возрастных, психологических, физических);
· спокойно реагирует на непривычное поведение других людей, стремится обсудить его с взрослыми без осуждения;
· не применяет физического насилия и вербальной агрессии в общении с другими людьми;
· отстаивает свое достоинство и свои права в обществе сверстников и взрослых;
· помогает менее защищенным и слабым сверстникам отстаивать их права и достоинство;
· имеет первичные представления об экологических ценностях, основанных на заботе о живой и неживой природе, родном крае, бережном отношении к собственному здоровью;
· проявляет желание участвовать в экологических проектах, различных мероприятиях экологической направленности;
· проявляет разнообразные нравственные чувства, эмоционально-ценностное отношение к природе;
· имеет начальные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре России, нормах экологической этики.
Достижение данных задач возможно благодаря использованию большего комплекса педагогических воздействий на всех участников образовательного процесса. К ним относятся оздоровительные и образовательные технологии, используемые для детей, различные формы и методы работы с родителями.
Одним из методов работы по решению, поставленных задач в программе воспитания нашего ДО является день здоровья. Как он проводится, какие особенности образовательного процесса необходимо учитывать при его проведении расскажет из опыта работы воспитатель Хаткевич Н.В.
3. Круглый стол: обмен мнениями воспитателей по сочетанию образовательных и оздоровительных технологий во время проведения дней здоровья.
Вопросы для обсуждения:
1. Какова цель проведения дня здоровья?
Профилактика нервной системы, оздоровление организма и поддержание положительно-эмоционального состояния психики ребенка. Пробуждение интереса к вопросам здорового образа жизни, к активной жизнедеятельности и спорту.
2. Каковы задачи проведения дня здоровья?
· Закрепить у детей знания о «здоровье».
· Объяснить правила ЗОЖ.
· Пробудить интерес ребенка к работе своего организма, самочувствию и всему тому, что влияет на общее здоровье человека.
· Дать детям возможность больше побыть в активном движении.
· Объяснить детям необходимость закаливания и важность занятий спортом.
3. Какие оздоровительные технологии применяются в день здоровья?
4. Опишите игровую ситуацию, с которой можно начать день здоровья.
5. Каким образом включить НОД по лексической теме и в соответствии с расписанием в день здоровья, чтобы не потерять игровой замысел дня? Приведите пример из личного опыта по организации дня здоровья в последний раз.
6. Какие сложности или ограничения вы испытываете при проведении дня здоровья?
7. Нужно ли оповещать родителей о проведении дня здоровья? его теме? содержании?
8. Включаете ли вы в организацию дня здоровья родителей обучающихся?
9.Каким образом можно включать в день здоровья родителей обучающихся? Приведите пример из личного педагогического опыта включения родителей в день здоровья.
10. Включаются ли специалисты ДО в проведение дней здоровья? Был ли такой опыт?
11. Каким образом специалистам включится в день здоровья в соответствие со своим расписанием? (вопрос специалистам)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.