Семинар- практикум
«Проектирование урока в рамках ФГОС»
Цель:
оказание практической помощи учителям по овладению методикой организации уроков в соответствии требованиям ФГОС нового поколения
Предполагаемые результаты:
Участники семинара познакомятся с типологией и структурой урока, овладеют методикой его проектирования, актуализируют критическое мышление, аналитические навыки, умение работать в группе, навыки общения.
Результат практикума - каждый участник создаст свой творческий продукт с применением ЗУН, полученных в процессе семинара
Ход семинара:
Сегодня, в рамках выполнения решения педсовета мы проводим семинар-практикум по теме «Проектирование урока в рамках ФГОС».
Скажите, это тема для вас актуальна? Интересна?
Ситуация-вызов: ФГОС – это стихийное бедствие или осуществление мечты?
Составим краткую базу данных о ФГОС. Прием «5 W»:
What? (что?) - ФГОС
When? (когда создан?) – 2009г
Where? (где создан?) - РФ, Москва, Правительство, МОиН
Who? (кто в центре внимания?) – личность ученика
Why? (почему, зачем, с какой целью?) - повышение качества образования
А теперь давайте приведем ассоциации к этому слову, которые у вас возникают с разных точек зрения
ФГОС –это…….
Целеполагание (индивидуальная работа участников семинара)
Упражнение «Выбери дистанцию».
Учителя встают на том расстоянии, которое демонстрирует их близость или отдалённость от темы семинара, и объясняют свой выбор.
Актуализация опорных знаний
Работа в группах. Задание: чем отличается традиционный урок от современного? (Типология уроков, структура урока, деятельность учителя и ученика, изменение подхода к обучению)
Открытие новых знаний
Проектирование технологической карты урока
Шаг 1:
· четко определить и сформулировать для себя тему урока;
· определить место темы в учебном курсе;
· определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
· и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности
Шаг 2:
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
Шаг 3:
Спланировать учебный материал
Подобрать учебные задания, целью которых является:
· узнавание нового материала;
· воспроизведение;
· применение знаний в новой ситуации;
· применение знаний в незнакомой ситуации;
· творческий подход к знаниям.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:
· задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
· задания, способствующие осмыслению материала учеником;
· задания, способствующие закреплению материала учеником
Шаг 4:
Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
Шаг 5:
Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
Шаг 6:
Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
· что контролировать;
· как контролировать;
· как использовать результаты контроля
Шаг 7:
Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
Шаг 8:
Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
Первичное закрепление
Самостоятельная работа по проектированию урока Работа в группах. Задание: традиционный урок переконструировать в урок ФГОС по математике.
(представление мини-проектов)
Физминутка
Слова |
Действия |
«Рабочая программа по ФГОС». |
Взялись за голову, покачали головой. |
А что это? |
Пожали плечами. |
Кто знает? |
Повернули голову налево, направо, назад. |
Писать свою программу? |
Встряхнули правой рукой. |
На все классы?! |
Опустили руки. |
На все параллели?! |
Опустили голову, сжали плечи. |
Через неделю сдать?! Взялись за дело! |
Разнообразные энергичные движения. |
Закончили?! |
Выдохнули. Поморгали. |
Утвердили?! |
Потерли руки. Улыбнулись. |
Молодцы!!! |
|
Просмотр видеофрагмента урока математики, его коллективный анализ
Рефлексия
Упражнение «Выбери дистанцию».
Учителя встают на том расстоянии, которое демонстрирует их близость или отдалённость от темы семинара, и объясняют свой выбор.
«Жизнь заключается не в том, чтобы ждать, когда пройдет буря, а в том, чтобы научиться танцевать под дождем»
Спасибо за внимание. Успехов в работе!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.