Семинар-практикум Учим детей читать"
Оценка 4.7

Семинар-практикум Учим детей читать"

Оценка 4.7
docx
02.11.2023
Семинар-практикум Учим детей читать"
Семинар-практикум для педпгогов Учим детей читать.docx

Цель: познакомить педагогов с методиками обучения чтению.

Проблема раннего обучения детей, в частности, обучения чтению – одна из наиболее спорных в современной педагогике. Есть немало противников дошкольного обучения, которые утверждают, что это может привести к дисбалансу в развитии ребенка. Однако, проблема заключается в постановке цели и выборе методов обучения.

Многочисленные методики обучения чтению можно условно разделить на несколько групп.

 В нашей стране известны четыре метода обучения чтению:

ü    Буквосослагательный;

ü    Складовый;

ü    Метод целых слов (глобальное чтение);

ü    Аналитико-синтетический;

Азбуки

В этом методе каждая буква подкреплена опорной мнемонической картинкой: А – аист, Б – барабан и т.д. Для запоминания букв этот метод неплох. Но для чтения никуда не годится. Допустим, кроха усвоит, что М – это буква медведя, а А – буква аиста. Но почему тогда из последовательного чередования медведей и аистов получается слово МАМА?

По этой же причине нельзя учить малыша названиям букв: «эм», «дэ», «эр» и т.д. Легко ли потом из сочетания «ка-эн-и-гэ-а» получить слово «книга»?

Буквари

Традиционный способ обучения. Буквари могут различаться самыми разнообразными картинками и героями, однако общий принцип букваря заключается в том, что ребенок учится соединять отдельные звуки в слоги, а слоги – в слова. В букваре даются последовательные упражнения на различные сочетания согласного и гласного: ма-ам, мо-ом, му-ум и т.д.

Собственно говоря, это сочетание – изобретение далеко не наших дней. «Правильный» букварь не должен сначала представлять ребенку все буквы алфавита, а уж потом показывать, как они соединяются друг с другом. Гораздо лучше, если эти процессы идут параллельно, ведь даже из двух пар гласных и согласных можно «сложить» множество различных сочетаний. В этом «складывании» и заключается процесс чтения.

Удивительно, но большинство родителей и педагогов, попробовав по очереди все новомодные методики, так или иначе возвращаются к старому букварному принципу. Конечно, он не такой эффектный и легкий, но зато он дает возможность самому ребенку сделать очень важный шаг: соединить буквы в склад, а склады – в слова. Этот принцип хорошо подходит для правшей, с доминирующим левым полушарием (именно оно «отвечает» за аналитические навыки).

Кубики Зайцева

Петербургский педагог Н.А.Зайцев придумал поместить склады на кубики и таблицы.

Плюс этой методики заключается в том, что ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв. Как и глобальное чтение, методика Зайцева больше подходит для левшей, которые легче воспринимают слово или склад целиком, и аналитические навыки – их ахиллесова пята. То же самое касается детишек с нарушениями в эмоциональной сфере, аутистичными чертами характера.

Но, как это часто бывает, плюс в некоторых случаях становится минусом. Понять, как одна буква соединяется, сливается с другой – это значит, сделать некое открытие. Зайцев лишает ребенка возможности самому прийти к этому открытию, сразу предлагая готовый склад.

К чему это приводит? Логопеды и дефектологи говорят о том, что дети, выучившиеся читать «по Зайцеву» часто «проглатывают» окончания, не могут разобраться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады, и никак иначе).

Метод целых слов

Его придумал американский ученый Глен Доман. Во время показа педагог или мама читали надписи на карточках. Сначала такие «уроки» длились 5-10 минут, потом их продолжительность постепенно увеличивалась. Ребенок таким образом запоминал слово целиком.

Надо заметить, что методика строжайшим образом определяла размер букв, карточек, объем информации. Многие родители, заразившись энтузиазмом Домана, с воодушевлением писали по ночам несметное количество карточек, а днем показывали их ребенку. Однако постепенно интерес к карточкам у ребенка угасал; пропадал и родительский энтузиазм, а в неудаче они винили только себя: отступили, дескать, от методических канонов.

Этот метод неплохо подходит для английского языка, где практически отсутствует система склонения и спряжения, но весьма проблематичен для русского языка с его разветвленной и сложной системой окончаний. Если ребенок запомнил слово «стол», то форму «стола», «столом» и пр. придется запоминать отдельно. Нередко дети в подобных случаях и вовсе игнорируют окончания, пытаясь произнести их наугад.

Методики послогового обучения чтению Т.С. Резниченко и В.В.

Воскобовича

Суть методики заключается в том, что вместо знакомства ребёнка с правилами послогового чтения, ему просто демонстрируют как они (слоги) читаются. ВАЖНО: соблюдать строго определённый порядок введения слогов; сразу же после запоминания очередного слога предлагать ребёнку читать слова с этим слогом.

ü    Метод позволяет проще и быстрее освоить чтение, чем звукобуквенный.

ü    Включает больше игровых моментов

ü    Метод хорошо работает, когда традиционный способ обучения чтению для ребёнка слишком сложен или недоступен.

ü    Способствует развитию произносительной стороны речи, вниманию, развитию зрительной памяти. 

Минусы:

ü    На каждый слог мастерятся карточки это занимает много времени.

ü    Чтение подкрепляется работой с письмом.

ü    Слоги выучиваются сразу, поэтому нет понимания, откуда в языке появляется слог.

ü    Слоги не отражают звукобуквенное письмо, поэтому в школе возможны орфографические ошибки.

Обучение чтению по системе М. Монтессори

Отношение к ребенку как к уникальной личности со своим собственным планом развития и со своими сроками и способами освоения мира. Для успешного освоения чтения ребёнка необходима особая обучающая среда. Обучение начинается с освоения вначале письма, а только потом переход к чтению. Взрослый выступает в роли наблюдателя. 

ü    Расширяет словарь у детей с речевыми нарушениями.

ü    Дети быстро учатся читать без ошибок.

ü    Учатся читать интуитивно слова целиком, без разделения на слоги.

ü    Читают про себя и самостоятельно.

ü    Дети приучаются к

самостоятельности и порядку.

ü    Дети развивают аналитическое мышление и логику, мелкую моторику.

Минусы:

ü    Могут быть трудности при звуковом анализе слов.

ü    Громоздкость материалов. Наличие особого места, столов, полок.

ü    Не уделяется внимание творческим способностям ребёнка, развитию его фантазии.

ü    Страдает навык чтения вслух.

ü    Взрослый выступает только как наблюдатель. (А как же авторитет?)

ü    Не подойдёт всем родителям, у которых творческие детишки, дети непоседы.

ü    Методика рассчитана на занятия в группе детского сада, а не дома.

МИР (система максимально раннего развития) Павла Тюленева

Эта методика заслуживает отдельного упоминания. Ее автор считает, что складывать буквы в слова любой нормальный ребенок сможет уже к году, а бегло читать – к двум годам. Для этого МИР предполагает с рождения показывать ребенку карточки с буквами, озвучивать их, не допуская, чтобы в поле его зрения попали другие предметы.

Плюсы:

ü    Не содержит элементов «насилия» (спецзаданий, тестов).

ü    Все задания выполняются в игре и по желанию.

ü    Метод подходит для раннего развития, практически с пелёнок.

ü    Не требуется специальных знаний от родителей, только готовность заменить «игрушки-погремушки» на буквы и карточки со словами.

ü    Не требует много времени для занятий.

Минусы:

ü    Ребёнок -пассивный объект обучения.

ü    Формируется текстовое мышление. Не доступность материалов и пособий Тюленева

П. В. (Все пособия с «секретом», за деньги и необходимы ключи доступа).

ü    Нет возможности опробовать демоверсию на своём ребёнке прежде, чем купить полную версию.

ü    Придётся заменить погремушки игрушки на карточки с буквами. Не все родители к этому готовы.

Звукобуквенная методика обучения чтению Д.Б. Эльконина

Суть методики в том, что ребёнок под руководством взрослого анализирует звуковой состав слова, а затем из полученных звуков синтезирует исходное слово. Методика содержит своеобразную подсказку как из отдельных звуков получается целое слово.

1й  (подготовительный) этап формирование фонемного анализа слова и общей ориентировки в фонемной системе языка. Второй этап- освоение системы гласных фонем и формирование ориентации на гласные буквы и фонемы. Третий этап- освоение системы согласных фонем, их обозначение буквами и формирование основного механизма чтения.

Плюсы:

ü    У детей развит фонематический слух

ü    Значительно облегчается освоение письма и орфографии

ü    Ускоряется освоение действия чтения 

ü    Пособия легко изготовить руками

ü    Требуется творческий подход. 

Минусы:

Главное ребенка заинтересовать, чтоб ему не было скучно, и процесс не превратился в рутину. Необходимо включать разнообразные игры, упражнения и тд.

Когда же можно начинать? Для ребенка 6 лет чтение еще не может стать основным источником получения информации об окружающем мире, следовательно, не надо надеяться на то, что, научившись складывать слоги, малыш сразу возьмется за чтение энциклопедий и это станет основным его занятием. Обучая дошкольника чтению, необходимо преследовать цели, актуальные для ребенка определенного возраста – в первую очередь, создание условий для сенсорного развития. Кроме этого, важно понимать, что ведущей деятельностью у детей с 3 лет является – игра, и в соответствии с этим выбирать методы и приемы обучения.

Психологи выделяют несколько физиологических признаков:

·                    Ребенок говорит предложениями.

 Крайне опасно начинать обучение чтению, если малыш еще не разговаривает. У некоторых детей, которых учили читать, например, по кубикам Зайцева до того, как они начали говорить, наблюдалась задержка речевого развития. Вместо того, чтобы участвовать в живом общении, они читали и писали с помощью кубиков.

·                    Достаточно развит фонематический слух. Это означает, что малыш хорошо слышит каждый отдельный звук в слове, хорошо отделяет его от соседнего, знает, из каких звуков состоит слово. Он легко может подобрать, например, слово, которое начинается с буквы К, а заканчивается буквой А, или выделяет общий звук в словах «кошка, шуба, мышь».

·                    У ребенка не должно быть серьезных логопедических проблем. Когда кроха не выговаривает половину алфавита, это, во-первых, нарушает фонематический слух, а во-вторых, мешает правильно читать.

·                    Сформирована пространственная ориентация. Например, не вызывают сложностей понятия «право» и «лево». Ведь читать малышу придется непременно слева направо, и никак иначе. Когда пространственная ориентация хромает, ребятишки могут, например, читать слово с той буквы, которая в данный момент им больше нравится, «зеркалят», путают верх и низ (например, Р и Ь) и т.д.

Хотя четких возрастных норм здесь нет, но практика показывает, что обычно эти признаки появляются к пяти годам.

Обучение чтению включает в себя два главных направления: техника чтения и понимание прочитанного. Рассмотрим возможные проблемы, с которыми может столкнуться ребенок как при освоении техники чтения, так и при понимании текстов.

Проблемы освоения техники чтения                 Понимание прочитанного

1. Трудности усвоения образа печатной графемы

1. Умение понять и повторить слово

(словарный запас)

2. Слияние слогов 

 

2. Умение вычленять непонятные слова из группы слов

3. Зеркальность (при чтении открытых, закрытых слогов)

3. Умение понять смысл короткого предложения и повторить его

4. Трудности слияния слогов в слово

 

4. Умение ответить на вопросы по прочитанному предложению

5. Трудности при присоединении согласного к открытому слогу

5. Умение сделать вывод из прочитанного

6. Дифференцировка слогов с гласными 1-го и 2-го рядов при чтении 

6. Умение понять смысл короткого текста

7. Трудности при чтении слогов со стечением согласных

7. Умение ответить на вопросы по прочитанному тексту

8. Чтение сложных (трех-четырех) слов 

8. Умение пересказать текст своими словами

9. Сложности в соединении слов в предложение и в повторении предложения

9. Умение понять скрытый смысл текста

10. Скандированное чтение

10. Выразительное чтение

11. Проблемы выразительности чтения

 

1.     Трудности усвоения образа печатной графемы

         Этапы работы:

                    подготовительный этап;

                    запоминание печатной графемы;

                    воспроизведение печатной графемы;

                    дифференциация печатной графемы из ряда других.

         Возможные формы работы:

                    всевозможные виды манипуляций с печатной графемой: обведение трафаретов, обведение по кальке, раскрашивание, шнуровка, запоминание одного изображения и нахождение его среди других;

                    игра «На что похожа графема» – разглядывание, называние похожих предметов, стихи для запоминания;

                    нахождение и выделение элементов, из которых состоит графема;

                    конструирование графемы (из элементов, из проволоки, ленты, лепка из пластилина и выкладывание поверх пластилина крупой);

                    нахождение в ряде других графем, в тексте заданной графемы;

                    нахождение заданной графемы в зашумленном поле;

                    «пройти по маршруту» – пройти ногами по нарисованной на большом листе бумаги, на полу, выложенной лентой графеме буквы;

                    стирание графемы пальцем с доски;

                    проведение контура графемы пальцем на песке, манке, бархатной бумаге;

                    выделение общего элемента в разных графемах, найти сходства и нахождение различий; – угадывание графемы с закрытыми глазами, когда учитель пишет ее пальцем на ладони, спине;

                    «волшебный мешочек» – среди пластмассовых букв в мешочке определить на ощупь, какую ты держишь в руке;

                    достраивание, дописывание графемы;

                    игра в «лото», «memory» с печатными буквами.

 

2.     Слияние слогов

         Этапы работы:

                    заучивание слогов целиком; 

                    чтение закрытых слогов АМ, УМ и т. д;

                    чтение открытых слогов вида: МА, МУ, ША, ШУ и т.д.;

                    чтение слов, состоящих из комбинаций пройденных видов слогов, УШ-ЛА, УМ-НА; – чтение трехбуквенных слов;

                    чтение слов, состоящих из изученных открытых слогов, МА-МА, МА-ША;

                    чтение трехсложных слов, начиная со слов, состоящих из открытых слогов; – чтение слогов со стечением согласных и т.д.

         Возможные формы работы:

                    чтение по слоговым карточкам;

                    чтение по слоговым таблицам с определенными типами слогов, чтение слогов в таблице по строчкам, по столбикам, нахождение заданных слогов, возможных слов, нахождение слов среди слогов и др.; 

                    чтение по текстам букваря, азбуки и др.;

                    чтение по разрезной, магнитной азбуке;

                    нахождение и обведение названных учителем слогов в ряде предложенных;

                    составление слов из выделенных слогов;

                    чтение – игра с кубиками (на всех гранях кубиков написаны пройденные слоги; кубик кидают друг другу, читают слоги и проверяют правильность прочтения партнером).

         Пример слоговой таблицы

 

БА

БО

БУ

БЫ

БИ

ВА

ВО

ВУ

ВЫ

ВИ

МА

МО

МУ

МЫ

МИ

НА

НО

НУ

НЫ

НИ

ЛА

ЛО

ЛУ

ЛЫ

ЛИ

РА

РО

РУ

РЫ

РИ

СА

СО

СУ

СЫ

СИ

 

3.     Зеркальность (при чтении открытых, закрытых слогов)

         Этапы работы:

                    маркировка левой стороны листа;

                    маркировка первой буквы в слоге;

                    автоматизация чтения изученных слогов (тщательно отработать пройденные слоги, не приступая к изучению новых);

                    упражнения на дифференцировку открытых – закрытых слогов.

         Возможные формы работы:

                    маркировка первой буквы слога педагогом;

                    маркировка первой буквы слога ребенком;

                    обозначение стрелкой направления чтения слога; 

                    чтение крупно написанных слогов с проведением пальцем в указанном направлении чтения (сначала открытые слоги, затем – закрытые);

                    составление открытых – закрытых слогов из магнитной (разрезной) азбуки: МА-АМ, РА-АР; – параллельное чтение открытых и закрытых слогов;

                    чтение цепочек, включающих зеркальные слоги;

                    чтение – игра с кубиками (на всех гранях кубиков написаны пройденные слоги; кубик кидают друг другу, читают слоги и проверяют правильность прочтения партнером).

         Пример цепочки: МА-АМ-АЛ-АР-РА-КА-АК…

 

4.     Трудности слияния слогов в слово

         Этапы работы:

                    чтение двухсложных слов из простых открытых слогов при минимальном наборе последних МА-МА, МА-ША;

                    чтение двухсложных слов из комбинаций открытых и закрытых слогов УШ-ЛА, УМ-НА;

                    чтение трехсложных слов, начиная со слов, состоящих из открытых слогов; – чтение слогов со стечением согласных и т.д.

         Возможные формы работы:

                    чтение слов под постепенно ускоряющийся ритм, заданный педагогом; – чтение слов нараспев с ускорением;

                    чтение набора из нескольких слов «по кругу» с ускорением;

                    элементы глобального чтения – запоминание слов с опорой на картинку (карточки, лото);

                    составление слов из одного данного слога и набора подходящих: МА + МА, ША, КИ, НЯ, ЛА, ЛО, ШУ;

                    чтение слов, отличающихся одной-двумя буквами с предварительным анализом различий;

                    чтение столбиков слов с одинаковыми гласными с предварительным выделением этой гласной;

                    чтение столбиков слов с одинаковой концовкой с предварительным выделением этой концовки;

                    чтение форм одного и того же слова с предварительным выделением общей части; – игра «Подскажи конец словечка»;

                    нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

                    самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

                    нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали – слева направо, по вертикали – сверху вниз, по диагонали;

                    самостоятельное нахождение слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали – слева направо, по вертикали – сверху вниз, по диагонали.

         Пример: игра «Подскажи конец словечка»

5.     Трудности при присоединении согласного к открытому слогу

         Возможные формы и этапы работы:

                    присоединение к одному открытому слогу разных согласных букв: СО-К, СО-Р, СО-Н, СО-М; на начальном этапе лучше использовать разрезную или магнитную азбуку, или кубики с написанными слогами и буквами, чтобы учащиеся могли сами присоединять согласную к открытому слогу. При произнесении учить детей тянуть детям предлагают тянуть слог, к которому присоединяется согласная;

                    укорачивание слова, состоящего из двух открытых слогов: МА-ЛА – МАЛ; СА-МА – САМ;

                    чтение набора из нескольких слов «по кругу» с ускорением;

                    элементы глобального чтения – запоминание слов с опорой на картинку (карточки, лото); – игра «Подскажи конец словечка»;

                    нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

                    самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

                    нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали, слева направо, сверху вниз, во всех возможных направлениях;

                    самостоятельное нахождение слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали – слева направо, по вертикали – сверху вниз, по диагонали.

 

6.     Дифференцировка слогов с гласными 1-го и 2-го рядов при чтении

         Этапы работы:

                    заучивание слогов с гласными 1-го, 2-го рядов целиком; 

                    чтение слогов в парах: МА-МЯ, НА-НЯ;

                    составление слов из слогов с гласными 1 и 2 ряда;

                    чтение трехбуквенных слов;

                    чтение трехсложных слов, начиная со слов, состоящих из открытых слогов; – чтение слогов со стечением согласных и т.д.

         Возможные формы работы:

                    чтение слов в таблице, где в нечетных столбиках гласные 1-го ряда, а в четных – 2-го. Дети читают первый столбик сверху вниз, потом снизу вверх, потом так же второй столбик, затем слоги первых двух столбиков читаются построчно вниз, а потом вверх. От группового чтения можно перейти к работе в парах: один из пары – «учитель» – говорит, какой столбик/столбики читать и в каком направлении, второй читает, а «учитель» проверяет, потом дети меняются ролями и сравнивают, кто лучше прочитал. Такое чтение приводит к узнаванию слогов в лицо, целиком; 

                    чтение слов под постепенно ускоряющийся ритм, заданный педагогом;

                    маркировка слогов с гласными 1-го и 2-го рядов в слогах, словах с последующим их прочтением; 

                    составление слогов из магнитной или разрезной азбуки (учитель называет слоги, учащиеся должны составить названный слог; слог, противоположный данному, поверить правильность выполнения задания друг у друга и т.д.);

                    чтение слов нараспев с ускорением;

                    чтение набора из нескольких слов «по кругу» с ускорением;

                    элементы глобального чтения – запоминание слов с опорой на картинку (карточки, лото);

                    нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

                    самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

                    нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали, слева направо, сверху вниз, во всех возможных направлениях;

                    самостоятельное нахождение слов, выделение маркером и чтение в таблице по строчкам, по столбикам слева направо, сверху вниз и снизу вверх.

         Пример таблицы

 

пол

пес

мал

мял

мыл

мил

вол

вел

мак

мясо

мыло

Мила

мол

мел

бак

бяка

выл

вилка

нос

нес

ваза

вяз

пыль

пила

воз

вез

рак

кряк

тыква

тина

 

7.     Трудности при чтении слогов со стечением согласных

          Этапы работы:

                    чтение слогов со стечением согласных в начале: КРА, ДРУ; – формирование умения находить слова со стечением согласных:

                    чтение слов со стечением согласных в начале слова: ХЛЕБ, КРОТ и т. д.;

                    составление слов, состоящих из одного слога со стечением согласных и набора подходящих слогов: КРО + ЛИК, ТЫ, ХА;

                    чтение слогов со стечением согласных в конце: АКР, ЕСЛ;

                    чтение слов со стечением согласных в конце слова: ШАРФ, ЛИСТ, КУСТ; – чтение слов со стечением согласных в сложных случаях: СОРВАЛИ, ОТКРЫТЫЙ.

           Возможные формы работы:           

                    присоединение к одному открытому слогу разных согласных букв: К-РО, М-РО, П-РО, Д-РО;  

                    чтение цепочек А-РА-КРА-КРАН-ЭКРАН с выделением всех получившихся слов из текста;

                    нахождение и выделение слогов со стечением согласных в ряде слогов, словах, в текстах; 

                    маркировка одной согласной буквы точкой, оставшегося слога - дугой;

                    чтение набора из нескольких слогов с ускорением;

                    элементы глобального чтения – запоминание слов с опорой на картинку (карточки, лото); – чтение слов в таблицах;

                    нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

                    самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

                    нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали, слева направо, сверху вниз, во всех возможных направлениях;

                    самостоятельное нахождение слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице слева направо, сверху вниз, снизу вверх.

         Примеры цепочек:

         А-НА-ОНА-РОНА-ОРОНА-КОРОНА

         У-РУ-ДРУ-ДРУГ-ОДРУГ-ОДРУГА-ПОДРУГА

         О-ВО-ВОЛ-ВОЛК-ВОЛКИ

         И-ИЛ-СИЛ-СИЛА-ОСИЛА-НОСИЛА 

 

2. Проблемы понимания читаемого

 

1. Умение понять и повторить слово (словарный запас)

2. Умение вычленять непонятные слова из группы слов

3. Умение понять смысл короткого предложения и повторить его

4. Умение ответить на вопросы по прочитанному предложению

5. Умение сделать вывод из прочитанного

6. Умение понять смысл короткого текста

7. Умение ответить на вопросы по прочитанному тексту

8. Умение пересказать текст своими словами

9. Умение понять скрытый смысл текста

10. Выразительное чтение

 

1.     Умение понять и повторить слово (расширение словарного запаса)

         Этапы работы:

                    чтение и разъяснение смысла слов из простых открытых слогов МА-МА, МА-ША;

                    чтение и разъяснение смысла слов из комбинаций открытых и закрытых слогов УШ-ЛА, УМ-НА;

                    чтение и разъяснение смысла трехбуквенных слов;

                    чтение и разъяснение смысла трехсложных слов, начиная со слов, состоящих из открытых слогов;

                    чтение и разъяснение смысла слов со стечением согласных и т.д. 

         Возможные формы работы:

                    многократное прочтение одного и того же слова с выбором нужного изображения из ряда рисунков; в случае затруднения педагог сам показывает ребенку соответствующий рисунок или реальный предмет;

                    выбор нужного слова из ряда слов к данному рисунку;

                    назвать одним словом все предметы (отработка групп слов: фрукты, овощи, животные, мебель, транспорт и т.д.);

                    подобрать второе слово в паре по аналогии с образцом: частное – общее, предмет – действие, предмет – признак и т.д.;

                    «четвертый лишний»;

                    отгадывание загадок;

                    введение наиболее употребительных глаголов с использованием различных игр: «Кто как передвигается», «Кто как голос подает», «Кто как ест», «Кто что делает» и т.д.;

                    описание предметов по цвету, форме, величине и т.д.;

                    добавление недостающего слова в предложение: груша сладкая, а лимон – …; певец поет, а врач – …;

                    работа над словами – синонимами, антонимами, омонимами.

2.     Сложности в соединении слов в предложение и в повторении предложения

Этапы работы:

–       чтение предложений, состоящих из двух слов, с последующим повторением предложения за педагогом; 

–       чтение предложений, состоящих из двух слов, с последующим самостоятельным повторением предложения; 

–       чтение предложений, состоящих из трех-четырех слов, с последующим самостоятельным повторением предложения;  

         Возможные формы работы: 

–       многократное прочтение предложения и ответы на вопросы к каждому слову; затем повторение предложения; 

–       прорисовывание каждого слова предложения с последующим повтором предложения по ряду картинок; 

–       восстановление предложения с помощью деформированного ряда картинок (картинки перемешивает учитель – ребенок восстанавливает ряд и проговаривает предложение; картинки перемешивает ребенок – учитель восстанавливает с ошибками, ребенок ищет ошибки; учащиеся работают в парах); 

–       восстановление предложения: ребенку дается написанное на бумажной полоске предложение. После многократного прочтения ребенку предлагается разрезать предложение на отдельные слова. Затем слова перемешиваются, и ребенок должен восстановить предложение из разрозненных слов. После того как он это сделает, снова прочитывает его вслух и повторяет по памяти.

Памятка для родителей

Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренными, умеющим читать и считать. Как же помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма?

Прежде всего, ребенок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков.

1. Начинайте знакомство с гласных звуков: их можно петь, тянуть, воздух проходит свободно, не встречая преград.

2. Учите ребенка слушать каждый звук и выделять заданный, из потока других звуков.

3. Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук. Звук мы произносим и слышим, а букву, мы видим и печатаем.

4. Учите слушать и определять место нахождения звука в слове.

5. Есть гласные и согласные звуки. Твердые согласные звуки обозначим синим цветом. Мягкие звуки обозначим зеленым цветом, гласные – красным.

6. Ребенок научился слышать и выделять заданный звук, находить и определять его место в слове, учим слиянию звуков, образованию слогов.

7. Покажите ребенку разницу в произнесении слов и отдельных звуков. Обучение чтению начинается с чтения слогов.

8. Обратите внимание, что без гласных не получится слога, а без слога не получится слова. Запомните правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.

9. Все гласные второго ряда (е, ё, ю, я) произносите кратко, не растягивая.

10. Соединяя слоги в слова, обратите внимание ребенка на то, что слова мы произносим плавно, не разделяя их при произношении на слоги.

11. Читая с ребенком первые слова, не забывайте и о смысловой стороне прочитанного.


 

Цель: познакомить педагогов с методиками обучения чтению

Цель: познакомить педагогов с методиками обучения чтению

Плюс этой методики заключается в том, что ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв

Плюс этой методики заключается в том, что ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв

На каждый слог мастерятся карточки это занимает много времени

На каждый слог мастерятся карточки это занимает много времени

Ребёнок -пассивный объект обучения

Ребёнок -пассивный объект обучения

Достаточно развит фонематический слух

Достаточно развит фонематический слух

Возможные формы работы : – всевозможные виды манипуляций с печатной графемой: обведение трафаретов, обведение по кальке, раскрашивание, шнуровка, запоминание одного изображения и нахождение его среди…

Возможные формы работы : – всевозможные виды манипуляций с печатной графемой: обведение трафаретов, обведение по кальке, раскрашивание, шнуровка, запоминание одного изображения и нахождение его среди…

Пример слоговой таблицы

Пример слоговой таблицы

Трудности слияния слогов в слово

Трудности слияния слогов в слово

Подскажи конец словечка»; – нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в сплошном тексте; – самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном…

Подскажи конец словечка»; – нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в сплошном тексте; – самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном…

Пример таблицы пол пес мал мял мыл мил вол вел мак мясо мыло

Пример таблицы пол пес мал мял мыл мил вол вел мак мясо мыло

Примеры цепочек:

Примеры цепочек:

Кто как передвигается», «Кто как голос подает», «Кто как ест», «Кто что делает» и т

Кто как передвигается», «Кто как голос подает», «Кто как ест», «Кто что делает» и т

Прежде всего, ребенок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков

Прежде всего, ребенок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2023