Цель: познакомить педагогов с методиками обучения чтению.
Проблема раннего обучения детей, в частности, обучения чтению – одна из наиболее спорных в современной педагогике. Есть немало противников дошкольного обучения, которые утверждают, что это может привести к дисбалансу в развитии ребенка. Однако, проблема заключается в постановке цели и выборе методов обучения.
Многочисленные методики обучения чтению можно условно разделить на несколько групп.
В нашей стране известны четыре метода обучения чтению:
ü Буквосослагательный;
ü Складовый;
ü Метод целых слов (глобальное чтение);
ü Аналитико-синтетический;
Азбуки
В этом методе каждая буква подкреплена опорной мнемонической картинкой: А – аист, Б – барабан и т.д. Для запоминания букв этот метод неплох. Но для чтения никуда не годится. Допустим, кроха усвоит, что М – это буква медведя, а А – буква аиста. Но почему тогда из последовательного чередования медведей и аистов получается слово МАМА?
По этой же причине нельзя учить малыша названиям букв: «эм», «дэ», «эр» и т.д. Легко ли потом из сочетания «ка-эн-и-гэ-а» получить слово «книга»?
Буквари
Традиционный способ обучения. Буквари могут различаться самыми разнообразными картинками и героями, однако общий принцип букваря заключается в том, что ребенок учится соединять отдельные звуки в слоги, а слоги – в слова. В букваре даются последовательные упражнения на различные сочетания согласного и гласного: ма-ам, мо-ом, му-ум и т.д.
Собственно говоря, это сочетание – изобретение далеко не наших дней. «Правильный» букварь не должен сначала представлять ребенку все буквы алфавита, а уж потом показывать, как они соединяются друг с другом. Гораздо лучше, если эти процессы идут параллельно, ведь даже из двух пар гласных и согласных можно «сложить» множество различных сочетаний. В этом «складывании» и заключается процесс чтения.
Удивительно, но большинство родителей и педагогов, попробовав по очереди все новомодные методики, так или иначе возвращаются к старому букварному принципу. Конечно, он не такой эффектный и легкий, но зато он дает возможность самому ребенку сделать очень важный шаг: соединить буквы в склад, а склады – в слова. Этот принцип хорошо подходит для правшей, с доминирующим левым полушарием (именно оно «отвечает» за аналитические навыки).
Кубики Зайцева
Петербургский педагог Н.А.Зайцев придумал поместить склады на кубики и таблицы.
Плюс этой методики заключается в том, что ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв. Как и глобальное чтение, методика Зайцева больше подходит для левшей, которые легче воспринимают слово или склад целиком, и аналитические навыки – их ахиллесова пята. То же самое касается детишек с нарушениями в эмоциональной сфере, аутистичными чертами характера.
Но, как это часто бывает, плюс в некоторых случаях становится минусом. Понять, как одна буква соединяется, сливается с другой – это значит, сделать некое открытие. Зайцев лишает ребенка возможности самому прийти к этому открытию, сразу предлагая готовый склад.
К чему это приводит? Логопеды и дефектологи говорят о том, что дети, выучившиеся читать «по Зайцеву» часто «проглатывают» окончания, не могут разобраться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады, и никак иначе).
Метод целых слов
Его придумал американский ученый Глен Доман. Во время показа педагог или мама читали надписи на карточках. Сначала такие «уроки» длились 5-10 минут, потом их продолжительность постепенно увеличивалась. Ребенок таким образом запоминал слово целиком.
Надо заметить, что методика строжайшим образом определяла размер букв, карточек, объем информации. Многие родители, заразившись энтузиазмом Домана, с воодушевлением писали по ночам несметное количество карточек, а днем показывали их ребенку. Однако постепенно интерес к карточкам у ребенка угасал; пропадал и родительский энтузиазм, а в неудаче они винили только себя: отступили, дескать, от методических канонов.
Этот метод неплохо подходит для английского языка, где практически отсутствует система склонения и спряжения, но весьма проблематичен для русского языка с его разветвленной и сложной системой окончаний. Если ребенок запомнил слово «стол», то форму «стола», «столом» и пр. придется запоминать отдельно. Нередко дети в подобных случаях и вовсе игнорируют окончания, пытаясь произнести их наугад.
Методики послогового обучения чтению Т.С. Резниченко и В.В.
Воскобовича
Суть методики заключается в том, что вместо знакомства ребёнка с правилами послогового чтения, ему просто демонстрируют как они (слоги) читаются. ВАЖНО: соблюдать строго определённый порядок введения слогов; сразу же после запоминания очередного слога предлагать ребёнку читать слова с этим слогом.
ü Метод позволяет проще и быстрее освоить чтение, чем звукобуквенный.
ü Включает больше игровых моментов
ü Метод хорошо работает, когда традиционный способ обучения чтению для ребёнка слишком сложен или недоступен.
ü Способствует развитию произносительной стороны речи, вниманию, развитию зрительной памяти.
Минусы:
ü На каждый слог мастерятся карточки это занимает много времени.
ü Чтение подкрепляется работой с письмом.
ü Слоги выучиваются сразу, поэтому нет понимания, откуда в языке появляется слог.
ü Слоги не отражают звукобуквенное письмо, поэтому в школе возможны орфографические ошибки.
Обучение чтению по системе М. Монтессори
Отношение к ребенку как к уникальной личности со своим собственным планом развития и со своими сроками и способами освоения мира. Для успешного освоения чтения ребёнка необходима особая обучающая среда. Обучение начинается с освоения вначале письма, а только потом переход к чтению. Взрослый выступает в роли наблюдателя.
ü Расширяет словарь у детей с речевыми нарушениями.
ü Дети быстро учатся читать без ошибок.
ü Учатся читать интуитивно слова целиком, без разделения на слоги.
ü Читают про себя и самостоятельно.
ü Дети приучаются к
самостоятельности и порядку.
ü Дети развивают аналитическое мышление и логику, мелкую моторику.
Минусы:
ü Могут быть трудности при звуковом анализе слов.
ü Громоздкость материалов. Наличие особого места, столов, полок.
ü Не уделяется внимание творческим способностям ребёнка, развитию его фантазии.
ü Страдает навык чтения вслух.
ü Взрослый выступает только как наблюдатель. (А как же авторитет?)
ü Не подойдёт всем родителям, у которых творческие детишки, дети непоседы.
ü Методика рассчитана на занятия в группе детского сада, а не дома.
МИР (система максимально раннего развития) Павла Тюленева
Эта методика заслуживает отдельного упоминания. Ее автор считает, что складывать буквы в слова любой нормальный ребенок сможет уже к году, а бегло читать – к двум годам. Для этого МИР предполагает с рождения показывать ребенку карточки с буквами, озвучивать их, не допуская, чтобы в поле его зрения попали другие предметы.
Плюсы:
ü Не содержит элементов «насилия» (спецзаданий, тестов).
ü Все задания выполняются в игре и по желанию.
ü Метод подходит для раннего развития, практически с пелёнок.
ü Не требуется специальных знаний от родителей, только готовность заменить «игрушки-погремушки» на буквы и карточки со словами.
ü Не требует много времени для занятий.
Минусы:
ü Ребёнок -пассивный объект обучения.
ü Формируется текстовое мышление. Не доступность материалов и пособий Тюленева
П. В. (Все пособия с «секретом», за деньги и необходимы ключи доступа).
ü Нет возможности опробовать демоверсию на своём ребёнке прежде, чем купить полную версию.
ü Придётся заменить погремушки игрушки на карточки с буквами. Не все родители к этому готовы.
Звукобуквенная методика обучения чтению Д.Б. Эльконина
Суть методики в том, что ребёнок под руководством взрослого анализирует звуковой состав слова, а затем из полученных звуков синтезирует исходное слово. Методика содержит своеобразную подсказку как из отдельных звуков получается целое слово.
1й (подготовительный) этап формирование фонемного анализа слова и общей ориентировки в фонемной системе языка. Второй этап- освоение системы гласных фонем и формирование ориентации на гласные буквы и фонемы. Третий этап- освоение системы согласных фонем, их обозначение буквами и формирование основного механизма чтения.
Плюсы:
ü У детей развит фонематический слух
ü Значительно облегчается освоение письма и орфографии
ü Ускоряется освоение действия чтения
ü Пособия легко изготовить руками
ü Требуется творческий подход.
Минусы:
Главное ребенка заинтересовать, чтоб ему не было скучно, и процесс не превратился в рутину. Необходимо включать разнообразные игры, упражнения и тд.
Когда же можно начинать? Для ребенка 6 лет чтение еще не может стать основным источником получения информации об окружающем мире, следовательно, не надо надеяться на то, что, научившись складывать слоги, малыш сразу возьмется за чтение энциклопедий и это станет основным его занятием. Обучая дошкольника чтению, необходимо преследовать цели, актуальные для ребенка определенного возраста – в первую очередь, создание условий для сенсорного развития. Кроме этого, важно понимать, что ведущей деятельностью у детей с 3 лет является – игра, и в соответствии с этим выбирать методы и приемы обучения.
Психологи выделяют несколько физиологических признаков:
· Ребенок говорит предложениями.
Крайне опасно начинать обучение чтению, если малыш еще не разговаривает. У некоторых детей, которых учили читать, например, по кубикам Зайцева до того, как они начали говорить, наблюдалась задержка речевого развития. Вместо того, чтобы участвовать в живом общении, они читали и писали с помощью кубиков.
· Достаточно развит фонематический слух. Это означает, что малыш хорошо слышит каждый отдельный звук в слове, хорошо отделяет его от соседнего, знает, из каких звуков состоит слово. Он легко может подобрать, например, слово, которое начинается с буквы К, а заканчивается буквой А, или выделяет общий звук в словах «кошка, шуба, мышь».
· У ребенка не должно быть серьезных логопедических проблем. Когда кроха не выговаривает половину алфавита, это, во-первых, нарушает фонематический слух, а во-вторых, мешает правильно читать.
· Сформирована пространственная ориентация. Например, не вызывают сложностей понятия «право» и «лево». Ведь читать малышу придется непременно слева направо, и никак иначе. Когда пространственная ориентация хромает, ребятишки могут, например, читать слово с той буквы, которая в данный момент им больше нравится, «зеркалят», путают верх и низ (например, Р и Ь) и т.д.
Хотя четких возрастных норм здесь нет, но практика показывает, что обычно эти признаки появляются к пяти годам.
Обучение чтению включает в себя два главных направления: техника чтения и понимание прочитанного. Рассмотрим возможные проблемы, с которыми может столкнуться ребенок как при освоении техники чтения, так и при понимании текстов.
Проблемы освоения техники чтения Понимание прочитанного
1. Трудности усвоения образа печатной графемы |
1. Умение понять и повторить слово (словарный запас) |
2. Слияние слогов
|
2. Умение вычленять непонятные слова из группы слов |
3. Зеркальность (при чтении открытых, закрытых слогов) |
3. Умение понять смысл короткого предложения и повторить его |
4. Трудности слияния слогов в слово
|
4. Умение ответить на вопросы по прочитанному предложению |
5. Трудности при присоединении согласного к открытому слогу |
5. Умение сделать вывод из прочитанного |
6. Дифференцировка слогов с гласными 1-го и 2-го рядов при чтении |
6. Умение понять смысл короткого текста |
7. Трудности при чтении слогов со стечением согласных |
7. Умение ответить на вопросы по прочитанному тексту |
8. Чтение сложных (трех-четырех) слов |
8. Умение пересказать текст своими словами |
9. Сложности в соединении слов в предложение и в повторении предложения |
9. Умение понять скрытый смысл текста |
10. Скандированное чтение |
10. Выразительное чтение |
11. Проблемы выразительности чтения |
|
1. Трудности усвоения образа печатной графемы
Этапы работы:
– подготовительный этап;
– запоминание печатной графемы;
– воспроизведение печатной графемы;
– дифференциация печатной графемы из ряда других.
Возможные формы работы:
– всевозможные виды манипуляций с печатной графемой: обведение трафаретов, обведение по кальке, раскрашивание, шнуровка, запоминание одного изображения и нахождение его среди других;
– игра «На что похожа графема» – разглядывание, называние похожих предметов, стихи для запоминания;
– нахождение и выделение элементов, из которых состоит графема;
– конструирование графемы (из элементов, из проволоки, ленты, лепка из пластилина и выкладывание поверх пластилина крупой);
– нахождение в ряде других графем, в тексте заданной графемы;
– нахождение заданной графемы в зашумленном поле;
– «пройти по маршруту» – пройти ногами по нарисованной на большом листе бумаги, на полу, выложенной лентой графеме буквы;
– стирание графемы пальцем с доски;
– проведение контура графемы пальцем на песке, манке, бархатной бумаге;
– выделение общего элемента в разных графемах, найти сходства и нахождение различий; – угадывание графемы с закрытыми глазами, когда учитель пишет ее пальцем на ладони, спине;
– «волшебный мешочек» – среди пластмассовых букв в мешочке определить на ощупь, какую ты держишь в руке;
– достраивание, дописывание графемы;
– игра в «лото», «memory» с печатными буквами.
2. Слияние слогов
Этапы работы:
– заучивание слогов целиком;
– чтение закрытых слогов АМ, УМ и т. д;
– чтение открытых слогов вида: МА, МУ, ША, ШУ и т.д.;
– чтение слов, состоящих из комбинаций пройденных видов слогов, УШ-ЛА, УМ-НА; – чтение трехбуквенных слов;
– чтение слов, состоящих из изученных открытых слогов, МА-МА, МА-ША;
– чтение трехсложных слов, начиная со слов, состоящих из открытых слогов; – чтение слогов со стечением согласных и т.д.
Возможные формы работы:
– чтение по слоговым карточкам;
– чтение по слоговым таблицам с определенными типами слогов, чтение слогов в таблице по строчкам, по столбикам, нахождение заданных слогов, возможных слов, нахождение слов среди слогов и др.;
– чтение по текстам букваря, азбуки и др.;
– чтение по разрезной, магнитной азбуке;
– нахождение и обведение названных учителем слогов в ряде предложенных;
– составление слов из выделенных слогов;
– чтение – игра с кубиками (на всех гранях кубиков написаны пройденные слоги; кубик кидают друг другу, читают слоги и проверяют правильность прочтения партнером).
Пример слоговой таблицы
БА |
БО |
БУ |
БЫ |
БИ |
ВА |
ВО |
ВУ |
ВЫ |
ВИ |
МА |
МО |
МУ |
МЫ |
МИ |
НА |
НО |
НУ |
НЫ |
НИ |
ЛА |
ЛО |
ЛУ |
ЛЫ |
ЛИ |
РА |
РО |
РУ |
РЫ |
РИ |
СА |
СО |
СУ |
СЫ |
СИ |
3. Зеркальность (при чтении открытых, закрытых слогов)
Этапы работы:
– маркировка левой стороны листа;
– маркировка первой буквы в слоге;
– автоматизация чтения изученных слогов (тщательно отработать пройденные слоги, не приступая к изучению новых);
– упражнения на дифференцировку открытых – закрытых слогов.
Возможные формы работы:
– маркировка первой буквы слога педагогом;
– маркировка первой буквы слога ребенком;
– обозначение стрелкой направления чтения слога;
– чтение крупно написанных слогов с проведением пальцем в указанном направлении чтения (сначала открытые слоги, затем – закрытые);
– составление открытых – закрытых слогов из магнитной (разрезной) азбуки: МА-АМ, РА-АР; – параллельное чтение открытых и закрытых слогов;
– чтение цепочек, включающих зеркальные слоги;
– чтение – игра с кубиками (на всех гранях кубиков написаны пройденные слоги; кубик кидают друг другу, читают слоги и проверяют правильность прочтения партнером).
Пример цепочки: МА-АМ-АЛ-АР-РА-КА-АК…
4. Трудности слияния слогов в слово
Этапы работы:
– чтение двухсложных слов из простых открытых слогов при минимальном наборе последних МА-МА, МА-ША;
– чтение двухсложных слов из комбинаций открытых и закрытых слогов УШ-ЛА, УМ-НА;
– чтение трехсложных слов, начиная со слов, состоящих из открытых слогов; – чтение слогов со стечением согласных и т.д.
Возможные формы работы:
– чтение слов под постепенно ускоряющийся ритм, заданный педагогом; – чтение слов нараспев с ускорением;
– чтение набора из нескольких слов «по кругу» с ускорением;
– элементы глобального чтения – запоминание слов с опорой на картинку (карточки, лото);
– составление слов из одного данного слога и набора подходящих: МА + МА, ША, КИ, НЯ, ЛА, ЛО, ШУ;
– чтение слов, отличающихся одной-двумя буквами с предварительным анализом различий;
– чтение столбиков слов с одинаковыми гласными с предварительным выделением этой гласной;
– чтение столбиков слов с одинаковой концовкой с предварительным выделением этой концовки;
– чтение форм одного и того же слова с предварительным выделением общей части; – игра «Подскажи конец словечка»;
– нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в сплошном тексте;
– самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном тексте;
– нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали – слева направо, по вертикали – сверху вниз, по диагонали;
– самостоятельное нахождение слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали – слева направо, по вертикали – сверху вниз, по диагонали.
Пример: игра «Подскажи конец словечка»
5. Трудности при присоединении согласного к открытому слогу
Возможные формы и этапы работы:
– присоединение к одному открытому слогу разных согласных букв: СО-К, СО-Р, СО-Н, СО-М; на начальном этапе лучше использовать разрезную или магнитную азбуку, или кубики с написанными слогами и буквами, чтобы учащиеся могли сами присоединять согласную к открытому слогу. При произнесении учить детей тянуть детям предлагают тянуть слог, к которому присоединяется согласная;
– укорачивание слова, состоящего из двух открытых слогов: МА-ЛА – МАЛ; СА-МА – САМ;
– чтение набора из нескольких слов «по кругу» с ускорением;
– элементы глобального чтения – запоминание слов с опорой на картинку (карточки, лото); – игра «Подскажи конец словечка»;
– нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в сплошном тексте;
– самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном тексте;
– нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали, слева направо, сверху вниз, во всех возможных направлениях;
– самостоятельное нахождение слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали – слева направо, по вертикали – сверху вниз, по диагонали.
6. Дифференцировка слогов с гласными 1-го и 2-го рядов при чтении
Этапы работы:
– заучивание слогов с гласными 1-го, 2-го рядов целиком;
– чтение слогов в парах: МА-МЯ, НА-НЯ;
– составление слов из слогов с гласными 1 и 2 ряда;
– чтение трехбуквенных слов;
– чтение трехсложных слов, начиная со слов, состоящих из открытых слогов; – чтение слогов со стечением согласных и т.д.
Возможные формы работы:
– чтение слов в таблице, где в нечетных столбиках гласные 1-го ряда, а в четных – 2-го. Дети читают первый столбик сверху вниз, потом снизу вверх, потом так же второй столбик, затем слоги первых двух столбиков читаются построчно вниз, а потом вверх. От группового чтения можно перейти к работе в парах: один из пары – «учитель» – говорит, какой столбик/столбики читать и в каком направлении, второй читает, а «учитель» проверяет, потом дети меняются ролями и сравнивают, кто лучше прочитал. Такое чтение приводит к узнаванию слогов в лицо, целиком;
– чтение слов под постепенно ускоряющийся ритм, заданный педагогом;
– маркировка слогов с гласными 1-го и 2-го рядов в слогах, словах с последующим их прочтением;
– составление слогов из магнитной или разрезной азбуки (учитель называет слоги, учащиеся должны составить названный слог; слог, противоположный данному, поверить правильность выполнения задания друг у друга и т.д.);
– чтение слов нараспев с ускорением;
– чтение набора из нескольких слов «по кругу» с ускорением;
– элементы глобального чтения – запоминание слов с опорой на картинку (карточки, лото);
– нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в сплошном тексте;
– самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном тексте;
– нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали, слева направо, сверху вниз, во всех возможных направлениях;
– самостоятельное нахождение слов, выделение маркером и чтение в таблице по строчкам, по столбикам слева направо, сверху вниз и снизу вверх.
Пример таблицы
пол |
пес |
мал |
мял |
мыл |
мил |
вол |
вел |
мак |
мясо |
мыло |
Мила |
мол |
мел |
бак |
бяка |
выл |
вилка |
нос |
нес |
ваза |
вяз |
пыль |
пила |
воз |
вез |
рак |
кряк |
тыква |
тина |
7. Трудности при чтении слогов со стечением согласных
Этапы работы:
– чтение слогов со стечением согласных в начале: КРА, ДРУ; – формирование умения находить слова со стечением согласных:
– чтение слов со стечением согласных в начале слова: ХЛЕБ, КРОТ и т. д.;
– составление слов, состоящих из одного слога со стечением согласных и набора подходящих слогов: КРО + ЛИК, ТЫ, ХА;
– чтение слогов со стечением согласных в конце: АКР, ЕСЛ;
– чтение слов со стечением согласных в конце слова: ШАРФ, ЛИСТ, КУСТ; – чтение слов со стечением согласных в сложных случаях: СОРВАЛИ, ОТКРЫТЫЙ.
Возможные формы работы:
– присоединение к одному открытому слогу разных согласных букв: К-РО, М-РО, П-РО, Д-РО;
– чтение цепочек А-РА-КРА-КРАН-ЭКРАН с выделением всех получившихся слов из текста;
– нахождение и выделение слогов со стечением согласных в ряде слогов, словах, в текстах;
– маркировка одной согласной буквы точкой, оставшегося слога - дугой;
– чтение набора из нескольких слогов с ускорением;
– элементы глобального чтения – запоминание слов с опорой на картинку (карточки, лото); – чтение слов в таблицах;
– нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в сплошном тексте;
– самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном тексте;
– нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали, слева направо, сверху вниз, во всех возможных направлениях;
– самостоятельное нахождение слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице слева направо, сверху вниз, снизу вверх.
Примеры цепочек:
А-НА-ОНА-РОНА-ОРОНА-КОРОНА
У-РУ-ДРУ-ДРУГ-ОДРУГ-ОДРУГА-ПОДРУГА
О-ВО-ВОЛ-ВОЛК-ВОЛКИ
И-ИЛ-СИЛ-СИЛА-ОСИЛА-НОСИЛА
2. Проблемы понимания читаемого
1. Умение понять и повторить слово (словарный запас) |
2. Умение вычленять непонятные слова из группы слов |
3. Умение понять смысл короткого предложения и повторить его |
4. Умение ответить на вопросы по прочитанному предложению |
5. Умение сделать вывод из прочитанного |
6. Умение понять смысл короткого текста |
7. Умение ответить на вопросы по прочитанному тексту |
8. Умение пересказать текст своими словами |
9. Умение понять скрытый смысл текста |
10. Выразительное чтение |
1. Умение понять и повторить слово (расширение словарного запаса)
Этапы работы:
– чтение и разъяснение смысла слов из простых открытых слогов МА-МА, МА-ША;
– чтение и разъяснение смысла слов из комбинаций открытых и закрытых слогов УШ-ЛА, УМ-НА;
– чтение и разъяснение смысла трехбуквенных слов;
– чтение и разъяснение смысла трехсложных слов, начиная со слов, состоящих из открытых слогов;
– чтение и разъяснение смысла слов со стечением согласных и т.д.
Возможные формы работы:
– многократное прочтение одного и того же слова с выбором нужного изображения из ряда рисунков; в случае затруднения педагог сам показывает ребенку соответствующий рисунок или реальный предмет;
– выбор нужного слова из ряда слов к данному рисунку;
– назвать одним словом все предметы (отработка групп слов: фрукты, овощи, животные, мебель, транспорт и т.д.);
– подобрать второе слово в паре по аналогии с образцом: частное – общее, предмет – действие, предмет – признак и т.д.;
– «четвертый лишний»;
– отгадывание загадок;
– введение наиболее употребительных глаголов с использованием различных игр: «Кто как передвигается», «Кто как голос подает», «Кто как ест», «Кто что делает» и т.д.;
– описание предметов по цвету, форме, величине и т.д.;
– добавление недостающего слова в предложение: груша сладкая, а лимон – …; певец поет, а врач – …;
– работа над словами – синонимами, антонимами, омонимами.
2. Сложности в соединении слов в предложение и в повторении предложения
Этапы работы:
– чтение предложений, состоящих из двух слов, с последующим повторением предложения за педагогом;
– чтение предложений, состоящих из двух слов, с последующим самостоятельным повторением предложения;
– чтение предложений, состоящих из трех-четырех слов, с последующим самостоятельным повторением предложения;
Возможные формы работы:
– многократное прочтение предложения и ответы на вопросы к каждому слову; затем повторение предложения;
– прорисовывание каждого слова предложения с последующим повтором предложения по ряду картинок;
– восстановление предложения с помощью деформированного ряда картинок (картинки перемешивает учитель – ребенок восстанавливает ряд и проговаривает предложение; картинки перемешивает ребенок – учитель восстанавливает с ошибками, ребенок ищет ошибки; учащиеся работают в парах);
– восстановление предложения: ребенку дается написанное на бумажной полоске предложение. После многократного прочтения ребенку предлагается разрезать предложение на отдельные слова. Затем слова перемешиваются, и ребенок должен восстановить предложение из разрозненных слов. После того как он это сделает, снова прочитывает его вслух и повторяет по памяти.
Памятка для родителей
Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренными, умеющим читать и считать. Как же помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма?
Прежде всего, ребенок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков.
1. Начинайте знакомство с гласных звуков: их можно петь, тянуть, воздух проходит свободно, не встречая преград.
2. Учите ребенка слушать каждый звук и выделять заданный, из потока других звуков.
3. Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук. Звук мы произносим и слышим, а букву, мы видим и печатаем.
4. Учите слушать и определять место нахождения звука в слове.
5. Есть гласные и согласные звуки. Твердые согласные звуки обозначим синим цветом. Мягкие звуки обозначим зеленым цветом, гласные – красным.
6. Ребенок научился слышать и выделять заданный звук, находить и определять его место в слове, учим слиянию звуков, образованию слогов.
7. Покажите ребенку разницу в произнесении слов и отдельных звуков. Обучение чтению начинается с чтения слогов.
8. Обратите внимание, что без гласных не получится слога, а без слога не получится слова. Запомните правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
9. Все гласные второго ряда (е, ё, ю, я) произносите кратко, не растягивая.
10. Соединяя слоги в слова, обратите внимание ребенка на то, что слова мы произносим плавно, не разделяя их при произношении на слоги.
11. Читая с ребенком первые слова, не забывайте и о смысловой стороне прочитанного.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.