Индивидуальная образовательная траектория - эффективный способ самореализации школьника в рамках ФГОС
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
математика
5 кл—9 кл
26.01.2019
В статье раскрывается понятие "Индивидуальная образовательная траектория", называются причины для обучения детей по индивидуальному образовательному маршруту, описывается какие задачи помогает решить составление образовательной траектории, связанные с развитием личности ученика, что следует учитывать при составлении индивидуальной "Дорожной карты", способы реализации маршрутов
Статья Индивидуальный образовательный маршрут.docx
Индивидуальная образовательная траектория эффективный способ самореализации
школьника в рамках ФГОС
Индивидуальная образовательная траектория (маршрут) — это система изучения,
закрепления или повторения какойлибо темы, разработанная для конкретного ученика с
учетом его психологических особенностей и уровня знаний.
Причин для обучения детей по индивидуальному образовательному маршруту несколько:
в классе есть обучающиеся с повышенными образовательными потребностями и
особыми способностями, высоким уровнем развития навыков самообразования;
слабоуспевающие учащиеся, у которых в ходе входных, рубежных и итоговых
контрольных работ выявлены пробелы в знаниях.
обучающиеся, находящиеся длительном лечении и не имеющие возможности
обучаться по обычной классноурочной системе.
обучающиеся с ОВЗ.
Таким образом, такой маршрут может разрабатываться для любого учащегося с разными
образовательными возможностями и способностями
Образовательные маршруты могут быть кратковременными и долгосрочными.
Использование индивидуальных образовательных маршрутов помогает решать многие
задачи, связанные с развитием личности ученика: способствует формированию у него
познавательного интереса к предмету, умения самостоятельно получать знания и
применять их на практике. Ребенок учится плодотворно работать и достигать успеха.
Индивидуальные образовательные маршруты могут быть составлены учителем для
самореализации ученика как в урочной, так и во внеурочной деятельности, либо по двум
направлениям одновременно
При построении ИОМ учитываются
уровень развития познавательных процессов;
уровень социализации и психологические особенности каждого школьника;
потребности и интереса ребенка и родителя.
В урочной деятельности способы работы, как со слабыми учащимися, так и с учащимися
с повышенной мотивацией разнообразны: индивидуальные задания,
карточки,
подготовленные для ликвидации пробелов по западающим темам, организация парной и
групповой работы, работа с ученикамиконсультантами (когда сильный ребенок
консультирует слабого), выбор темы исследовательской работы или проекта (для более
сильного ученика).
Индивидуальные образовательные маршруты изза нехватки времени на уроке можно
реализовывать после уроков во время проведения групповых занятий. Для учащихся с
повышенной мотивацией необходимо разработать
индивидуальные образовательные
маршруты, где приоритетной деятельностью является самостоятельная работа учащихся, а
учитель только координирует эту деятельность. Так, для сильных учащихся класса по
геометрии на весь учебный год подбираются и распечатываются задания по всем темам,
изучаемым в 8 классе из открытого банка заданий ГИА по математике. Учащиеся
самостоятельно дома решают эти задания в отдельно отведенной тетради. На
индивидуальных занятиях проверяется их решение и проводится коррекция. Например, в
7 классе при изучении геометрии можно провести дифференцированный контроль знаний. Так учащимся, которым достаточно отметки «3» при подготовке к уроку достаточно знать
определения и формулировки теорем без их доказательства, и применять полученные
знания при решении несложных задач. Все кто претендуют на отметку «5», учат теоремы
вместе с доказательствами и в обязательном порядке доказывают каждую теорему. На
уроке не всегда удается опросить сильного ученика по каждой теме, поэтому
«отчитываться» ребята приходят и до уроков и после, и во время индивидуальных
занятий. В свою очередь, это и есть индивидуальный образовательный маршрут. В течение
года школьники активно принимают участие во всероссийских конкурсах которые
проходят с октября по май, такой маршрут предусматривает подготовку детей к этим
конкурсам и олимпиадам.
Дорожная карта при подготовке к ГИА разрабатывают учителяпредметники, подготовка
к олимпиадам в старших классах– это тоже индивидуальный образовательный маршрут.
Индивидуальный образовательный маршрут оформляется документально в виде Листа
индивидуального маршрута обучения.
Также составляется индивидуальная образовательная программа учащегося, которая
является технологическим средством реализации ИОМ.
Индивидуальная образовательная программа (адресная) ученика представляет собой
описание содержания образования определенного уровня и направленности учащегося.
Структура такой программы может быть представлена следующими компонентами:
целевое назначение,
исходный уровень знаний учащегося,
продолжительность обучения,
ожидаемый результат,
учебные программы,
формы аттестации достижений учащегося.
ОМ позволяет не только реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку, но и
фиксировать, отслеживать и корректировать работу по устранению пробелов в знаниях
учащихся, позволяет подготовиться к успешной сдаче выпускных экзаменов, а учащимся с
повышенной мотивацией поможет раскрыть свои таланты и определиться в выборе
дальнейшего пути.
И в заключении трудно не согласиться со словами выдающегося педагога
Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их
умелой рукой, они красиво зазвучат».
Индивидуальная образовательная траектория - эффективный способ самореализации школьника в рамках ФГОС
Индивидуальная образовательная траектория - эффективный способ самореализации школьника в рамках ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.