В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования заложены основные принципы:
• полноценное проживание ребёнком всех этапов детства; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• реализация проектов в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое и эмоциональное развитие ребенка.
В отличие от своих сверстников дети с нарушением зрения имеют свои особенности: отрицательное эмоциональное состояние (депрессия, стрессы), состояние фрустрации (постоянное ожидание психического напряжения). У ребятишек часто занижена самооценка, отсюда трудности адаптации, снижение активности, инициативности, а иногда отказ от деятельности (Л.И. Солнцева, Л.В. Егорова, Л.В. Рудакова, О.А. Усанова и другие). Общее, что объединяет всех детей дошкольного возраста – это игра, воображение, творчество.
Театр теней является одним из доступных видов искусства для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Театр теней раскрывает художественно — эстетическое развитие, воспитывает творческую личность, у дошкольников развивается творческое воображение, мышление, моторика рук, речь. Театр теней помогает ребенку преодолеть застенчивость, робость, страх перед публикой, ведь за ширмой его совсем не видно.
Использование теневого театра, в коррекционной группе дает каждому ребёнку в индивидуальном развитии большие преимущества, и здесь обязательно важен индивидуальный подход.
Если дошкольники видят движения теней в представлении, то у них развивается мышление, воображение, совершенствуется восприятие. Теневой театр почти всегда побуждает заинтересованность, вызывает яркие эмоции, чувства.
Так, чтобы использовать театр теней в работе дошкольной образовательной организации, с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо знать организацию работы с теневым театром.1) Необходимо изготовить устойчивую и вместительную конструкцию теневого театра, т.к. дети не всегда ловкие, и кому-то из них нужно чуть больше пространства. Так же нельзя забывать, что бы теневой театр находился на одном уровне с детьми, чтобы они сильно не утомлялись, для удобства сидели бы на стуле.2) Необходимо изготовить вырезанные силуэты для плоскостного театра. Для детей с нарушенным зрением лучше изготовить единую фигуру без дополнительных подвижных частей. При управлении фигурой важно учесть, чтобы ребёнок располагал фигуру близко к экрану, для передачи четкого образа.
3) Необходимо элементарное знание текста по ролям, можно использовать чтение текста взрослым, если дошкольник испытывает затруднение, а дети в свою очередь выполняют движения в соответствии с текстом. Изучение текста должно быть многократным, вначале возможно использовать просмотр мультфильмов, презентаций, далее – пересказ по картинкам.
4) Необходимо создать особую атмосферу, нужно затемнить помещение шторами, что бы был полумрак. Источник света должен находиться между детьми и конструкцией теневого театра. Закрепить лампу можно с боку (слева) на столе.
Существуют различные виды теневого театра: пальчиковый теневой театр, настольный теневой театр, пластический театр теней. Очень интересным видом теневого театра для детей является настольный. Именно в данном направлении мы вели активную деятельность с детьми и их родителями. Придерживаясь определенного алгоритма работы, взрослый адаптирует восприятие дошкольника к своеобразию черно-белой гаммы, учит детей находить определенные комбинации силуэтов. Позже, когда дети овладеют навыками узнавания, и преобразования силуэтов педагог подводит их к работе над мини – спектаклями, в которых дети учатся принимать на себя роль, изучают простые элементы актерского мастерства, воспитывают в себе зрителя и исполнителя.
Была проведена подготовительная коррекционная работа, так как при нарушении зрительного анализатора у детей наблюдается ослабление чувственного контроля, затрудняется процесс выделения признаков объектов, нарушается координация движений.
Детям предлагались задания, дидактические игры и упражнения на развитие предметности восприятия: «Кто это?», «Найди пару», «День и ночь», «Найди тень», «Разложи силуэты по величине», «Какого героя не хватает?», «Отгадай по описанию».
Выполнялись упражнения на развитие мелкой моторики, зрительного восприятия и внимания – штриховка, обводка через кальку, по трафарету, по точкам; графические диктанты, лабиринты, разрезные картинки и др. Тематика упражнений соответствовала сюжетам будущих сказок.
Теневой театр оказывает на ребенка с нарушением зрения всестороннее образовательно-воспитательное воздействие, создает условия для его социализации, усиливая при этом адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения. У детей развивается зрительное и слуховое восприятие, и внимание, память, мышление, координация, ориентировка в пространстве, связная речь. Развивается личность ребенка, прививается устойчивый интерес к литературе, сказкам, совершенствуются артистические навыки детей, развивается творческое воображение.
Работа с родителями
Актуальность театрализованной деятельности с родителями состоит в том, что она способствует развитию доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами – что является одной из основных целей внедрения Ф Г О С ДО.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.