Семинар – практикум для классных руководителей "Коммуникативная технология в работе с родителями"
Оценка 4.8

Семинар – практикум для классных руководителей "Коммуникативная технология в работе с родителями"

Оценка 4.8
Работа с родителями
doc
администрации
11 кл
03.09.2017
Семинар – практикум для классных руководителей "Коммуникативная технология в работе с родителями"
Семинар- практикум.doc
Семинар – практикум для классных руководителей Тема: Коммуникативная технология в работе с родителями Цель:  создать   условия   для   профессионального   самосовершенствования учителя, благодаря освоению новой технологии общения с родителями. Задачи: ­  продемонстрировать   механизм   конструктивного   воздействия   на поведение   родителя   в   критической   ситуации   с   использованием имитационной игры;  ­  предложить  на рассмотрение составленную   классификацию типов родительского поведения в критической ситуации; ­  вывести   слушателей   на   рефлексивный   уровень   совместной деятельности для осмысления результатов. Обсудить возможность применения этой технологии в собственной практике. 1.Вводная   беседа   об   актуальности  использования   коммуникативной технологии в работе с родителями   Общепризнанно, что одним из факторов, расшатывающих,   сплоченность, монолитность любого общества, является асоциальное поведение, которое начинает формироваться уже в детстве. Это вызывает тревогу не только у учителей, но и у общественности. Огромна роль семьи   в   профилактике   асоциальных   явлений.   Воспитание   начинается,   когда   ребенок находится еще во чреве матери. Семья первая воспитательная система человека, в которой закладываются основы личности. В школу ребенок приходит уже со своим характером, задатками, уровнем развития. Семейное воспитание – базовое в судьбе человека. Сегодня семья – закрытая, заповедная зона. Иван   Александрович   Ильин   –   один   из   самых   проницательных   и   авторитетных русских мыслителей о семье говорил так: «Человек начинает свою жизнь в семье, которую он   сам   не   создавал.   Это   семья,   учрежденная   его   отцом   и   матерью.   Он   входит   одним рождением, задолго до того, как ему удается осознать самого себя и окружающий его мир… Отец и мать образуют ту судьбу, которая выпадает ему на его жизненную долю. И эту судьбу он не может ни отклонить, ни изменить – ему остается только принять ее и нести всю жизнь… То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве   и   самим   этим   детством…   Здесь   пробуждаются   и   начинают   развертываться дремлющие  силы  личной  души.  Здесь  ребенок  научается  любить,  верить  и  жертвовать. Здесь слагаются первые основы его характера. Здесь открываются в душе ребенка главные источники его счастья и несчастья. Здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого   впоследствии   разовьется   великая   личность   или,   может   быть,   низкий проходимец».     Но зачастую родитель не всегда может помочь своему ребенку из – за нехватки времени, семейных неурядиц, недостаточности опыта, непонимания между родителями и детьми. Чтобы обратить на себя внимание окружающих, ровесников, родителей, ребенок ведет себя вызывающе, совершает противоправные поступки. Для выяснения причин такого поведения, классный руководитель встречается с  родителями. Работа   с   родителями   –   одно   из   самых   сложных,   но   интересных направлений   в   психолого­педагогической   деятельности.   Согласитесь,   эта область   взаимодействия   держит   нас   в   тонусе,   не   даёт   расслабиться, побуждает   к   совершенствованию   своих   личностных   качеств   и профессионализма. Основанием для проведения семинара – практикума послужило желание помочь всем классным руководителям конструктивно строить отношения с родителями   своих   подопечных.   Как   часто,   мы   бываем   беспомощны, незащищены,   неумелы   в   общении   с   родителями.   Иногда   неадекватное поведение   педагогов,   особенно   в   критической   ситуации,   провоцирует   на откровенную неприязнь со стороны родителей.  Хотя,  безусловно,   каждый   педагог   знает,  как   важно   найти   подход   к родителям,   настроить   их   на   совместную   деятельность,   в   целях   оказания помощи   и   поддержки   своим   детям,   так   как   от   этого   зависит   успех образования в целом. При организации любой формы общения с родителями, прежде   всего   мы   должны   помнить   базовые     профессиональные   качества учителя. Назовите их. ( Учителя проговаривают). Также,   очевидно,   чтобы   простроить   с   родителями   конструктивно­ продуктивное   взаимодействие,   необходимо   знать   и   изучать   психологию родителей,   применять   осознанно   эффективные   механизмы   воздействия   и техники общения.  В  нашей  школе выработалась   определённая система работы  с родителями, которая имеет следующую классическую структуру: Формы Групповая Индивидуальная Направления Просвещение   Диагностика дискуссии, Лектории, семинары,   выступления   на родительских собраниях. Анкетирование, интервью,  тесты, выявляющие  родительские предпочтения  и отношения. Консультирование Консультации   по результатам диагностики. Психологическая поддержка  родительским сообществам:  анализ и оценка ситуации в  родительском коллективе,  помощь в разрешении   межличностных конфликтов. Беседы,   анализ   прочитанной психологической литературы. Диагностика консультирования.   в   рамках Работа с детско­родительской парой, семейное  консультирование. Анализ   детско­родительских отношений.  2. Организация работы с родителями. Данный   комплекс   мероприятий   эффективен   в   реализации   с мотивированными родителями, готовыми и желающими сотрудничать. А как быть   с   теми   родителями,   которые   считают,   что   основная   причина неуспешности   их   ребёнка   заключается   в   неправильных,   на   их   взгляд, действиях педагога? Изначально   у   заботливого   родителя,   выбравшего   для   своего   чада образовательное учреждение, присутствует в воображении идеальная картина обучения его ребенка в школе, определённая модель ожиданий от условий, в  Эту   модель   ожиданий которых   будет   развиваться   его   ребёнок. (потребительские   претензии)   можно   проанализировать,   наложив   её   на универсальную модель потребностей А. Маслоу, так как родительская модель ожиданий   имеет   тоже   иерархирическую   основу   (динамика   от   низших потребностей к высшим). (Слайд) Уровни родительских образовательных потребностей. 1) Определяя ребёнка в 1­ый класс, родительский заказ, в первую очередь, ориентирован на комфортные условия пребывания (тепло, уют, своевременное принятие  пищи,  учебный  процесс   без   переутомлений,  должный   контроль  в целях   безопасности,   доброе   окружение,   принятие,   тёплое   отношение   со стороны педагога). То есть, ожидание безопасности и комфортности ребёнка в учреждении. 2)  2­ой   уровень   родительских   ожиданий  характеризуется   социальными мотивами.   Родители   желают,   чтобы   их   ребёнок   был   принятым,   понятым, признанным   в   школьном   социуме,   чтобы   ему   создавались   условия   для самовыражения и достижения успеха, чтобы он имел прочные эмоциональные и   дружеские   связи,   был   активно   задействован   в   общественно­полезных мероприятиях. То есть, ожидание социальной успешности. 3)  3­ий   уровень   ожиданий  родителей   возникает   тогда,   когда   наступает период   профессионального   самоопределения   у   детей.   Анализируя современное   состояние   рынка   труда,   уровень   возросших   требований профессии к личности человека, родители ожидают от педагогов реальных действий   по   формированию   и   развитию   у   ребёнка   набора   определённых компетентностей, конкурентоспособных качеств. Здесь родитель ждёт уже от самого   ребёнка   правильного   и   осознанного   выбора   профессиональной траектории как результат образовательных мероприятий. Это идеальный образ модели образовательных услуг, присутствующий в воображении почти у каждого родителя. И если в этой выстроенной системе что­либо   нарушается,   происходит   некоторый   сбой,   родителей   охватывает состояние глубокого разочарования от несбывшихся ожиданий. Охватившее отчаяние,   легко   переходящее   в   стресс,   рождает   негодование,   агрессивные реакции и депрессию. Оправившись   от   прилива   первых   и   сильных   эмоций,   родитель анализирует ситуацию и понимает, что сбой произошёл в силу объективных и субъективных   причин.   Объективные   причины   устранить   нереально,   а   на субъективные причины можно повлиять.  ­Как вы думаете, что может являться объективной, а что субъективной причинами? (обсуждение) Обратите   внимание   на  классификацию   типов   родительского   поведения   в   (слайд)  Возьмём   за   основу   рассмотрения критической   ситуации. среднестатистического   родителя,   который   делает   ставку   на   образование своего ребёнка, уделяет посильное внимание этому, готов сотрудничать со школой, но в связи с тем, что находится в ситуации выживания, вынужден зарабатывать деньги, поэтому эпизодически появляется в школе, в лучшем случае, регулярно ходит на родительские собрания. Классификация типов родительского поведения в критических ситуациях 1. «Тромбон». Приходит в школу по собственной инициативе. Возмущённый, негодующий,   возбуждённый,   с   претензиями   в   открытой   форме, уверенный   в   неправильных   действиях   педагога   требует   отчёта   и оправданий. Слышит только себя. 2.  «Контрабас».  Приходит   в   школу   по   вызову   педагога.   Кажется,   внешне спокоен,   но   чувствуется   напряжение,   какая­то   собранность, готовность к защите своих позиций. У такого родителя припасены веские   аргументы   не   в   нашу   пользу.   И   каждый   «укол»   с   нашей стороны   искусно   отражается   с   помощью   продуманной   тактики. Контекст   высказываний   у   таких   родителей   означает:   «Это   ваша работа. Вам за это платят деньги». 3.  «Удобный родитель»,  кажется на первый взгляд, так как выбирает роль «провинившегося ученика». Он приходит в школу либо сам, либо по вызову   педагога,   часто,   не   сразу,   а   лишь   со   2­го   или   3­го приглашения.   Здесь   нужно   сказать   о   некоторых   разновидностях этого типа родительского поведения:  «Арфа».  Родитель   –   манипулятор,   который   завуалировано, а)  «Виолончель».  Искренне расстраивается, испытывает  неловкость, чувство   вины,   соглашается   с   претензиями   педагога,   старается выполнить рекомендации, чтобы изменить ситуацию. б) воздействует на наше сознание и поведение. Манипуляция   –   это   вид   психологического   воздействия,   искусное исполнение   которого   ведёт   к   скрытому   возбуждению   у   другого человека намерений, не совпадающих с его желаниями.  Манипулятор «играет» на наших личностных «струнах»:  Жалости  и   вызываемое   в   связи   с   этим   чувство   вины.  Приведите примеры такого поведения. Учитель: Соглашается с обвинениями и претензиями педагога, в ответ рассказывает   о   своей   сложной   ситуации,   проблемах   в   быту   и   со здоровьем, тем самым, просит войти в его положение, понять. Контекст поведения в этом случае означает: «Мне трудно, поэтому школа может и должна взять на себя ответственность за образование моего ребёнка».  На   гордости,   амбициях,   чувстве   достоинства.   Прикрытая   или неприкрытая лесть со стороны родителя. Что вы можете сказать по этому поводу. Учитель:   «Я   верю,   что   такой   мудрый   и   отзывчивый   педагог,   как   вы, поймёт   меня».   Далее,   скорее   всего,   последует   какая­либо   просьба, сопровождаемая манипулятивными действиями.  На   любопытстве,   которое   пробуждается   путём   создания   интриги, утаивания части информации. Вам встречались такие родители? Учитель:  Контекст   поведения   такого   родителя   означает:   «Вы   же догадываетесь   о   чём   я…».   Присутствуют   характерные   признаки   в поведении:   речь   надрывна,   прерывается   всхлипываниями,   если   это женщина,   многозначительность   пауз,   выразительные   глаза,   уменьшение дистанции, снижение темпа речи, несанкционированные прикосновения.  Эта   классификация   раскрывает   наиболее   типичные   поведенческие   реакции родителей, хотя, безусловно, её можно дополнить.   механизма   психологического   воздействия   на 3.   Выработка   родительское поведение      На нашем заседании мы должны выработать механизмы психологического воздействия на родительское поведение в критической ситуации, составить алгоритм   методических   приёмов,   который   поможет   установить   дружеские отношения с родителями. (Слайд) Механизм психологического воздействия на родительское поведение в критической ситуации. 1.   К   каждому   родителю   нужно   найти   подход.   Одних   родителей   бывает достаточно просто внимательно выслушать. Во время звучания речи родителя необходимо всматриваться, вслушиваться и «вчувствоваться» в несказанную часть собеседника. Необходимо стремиться уловить звучащее в высказывании актуальное переживание и определить его, «назвать» его родителю. При этом не обязательно «попадать в десятку» ­ родитель, как правило, включается и дальше сам продолжает работу по наименованию, уточнению чувства и его осознанию. Стоит показать родителю, что педагог его понимает, но не только это   –   он   также   помогает   родителю   осознать   собственные   чувства. Вступительные   фразы   могут   быть   такими:   «Мне   кажется,   что   вы чувствуете…», «То есть, вы  испытываете  чувство…»   и др. Это помогает установить   доверие   между   собеседниками,   снять   напряжение, стабилизировать эмоции и вывести беседу на уровень осмысления. Выйти из критического состояния родитель сможет лишь в том случае, если   почувствует,   что   его   не   осуждают,   не   смотрят   на   него   свысока,   а принимают таким, какой он есть. Это один из самых простых, но сильных парадоксов жизни, ­ человек чувствует, что другой искренне принимает его, и начинает  думать  о  том, что  стоит  измениться. Появляется   желание  расти, стать другим. Ведущий:   В   педагогике   такой   прием   называется   «Эмпатическое слушание»  («эмпатия»   ­   сопереживание,   сочувствие)   или,   по­другому, отражение чувств.  ВЕДУЩИЙ:  Но   большинство   родителей   хотят   получить   практические советы,   рекомендации,   не   могут   сформулировать   свою   проблему.   Как   же вести себя с такой категорией родителей? 2. Чтобы помочь четко сформулировать проблему, стоит задать наводящие вопросы.   Вопросы   должны   быть   открытого   характера,   предполагающие распространённый   ответ.   Вспомогательные   слова   могут   быть   следующими: как;   какой;   что  мешает…;   что  будет,  если…;   как   много…;  вы   можете…? Вопрос   «почему?»   целесообразнее   тоже   не   задавать,   так   как   у   партнёра вызывает сопротивление (вопрос предполагает оправдывание). Желательно не употреблять в высказываниях или вопросах слова: никогда,   всегда,   все,   никому.   Эти   слова   несут   смысловую   нагрузку преувеличения, безвыходного постоянства, не дающего права  на изменение («Вы   всегда   отмечаете   моего   сына   с   плохой   стороны»,   «Все   думают,   что вы…», «Вы никогда меня не поймёте»). ВЕДУЩИЙ:  Беседа   с   родителями   предполагает   уровень   осмысления, анализа критической ситуации партнёров по общению и взгляд на ситуацию со стороны   глазами   независимого   эксперта,   отстранённо.  Такой   прием   назван «Техникой вопросов» 3. Но чаще всего мы вступаем с родителями в переговоры, с целью разрешения конфликтов   и   разногласий.   Это   предполагает   согласование   интересов конфликтующих   сторон   через   открытые   обсуждения   своих   разногласий. Переговорный этап может начинаться со следующих слов: «Давайте вместе подумаем, обсудим и примем решение, которое удовлетворит нас обоих, и, самое   главное,   принесёт   пользу   вашему   ребёнку».  Давайте   сформулируем основные принципы переговоров. Основные  принципы переговоров:  Стороны должны иметь добрую волю к достижению соглашения. Когда хотя бы одна из сторон не понимает, зачем ей нужны переговоры или   не   хочет   их   вести,   это   означает,   что   переговоры   практически обречены на провал.  Каждая   из   сторон   должна   иметь   собственный   интерес   в переговорах. Интерес в переговорах означает как реальную потребность, так   и   определённый   круг   позиций   и   предложений   разрешения конфликтной ситуации. Для переговоров интерес является центральным моментом.   Именно   вокруг   интересов   должно   сосредотачиваться обсуждение.   Именно   интерес   (точнее   –   его   удовлетворённость   или неудовлетворённость) является мерой эффективности переговоров.  Стороны должны иметь ресурс для выполнения договорённостей и совместных решений. Если переговоры не заканчиваются соглашением, а   соглашения   в   свою   очередь   не   выполняются,   то   вести   речь   о возможности   самих   переговоров   бессмысленно.   Ресурсы   определяют «серьёзность намерений» сторон. ВЕДУЩИЙ:  Мы   с   вами   выработали   механизм  психологического воздействия   на   родительское   поведение   в   критической   ситуации.   Все приемы мы поместили на слайд. (слайд) А сейчас апробируем механизм воздействия на практике. 4. Практическая работа: ­ По нашей просьбе Вы принесли список родителей своего класса. Соотнесите тип   родителей   и   механизм   психологического   воздействия   на   родительское поведение в критической ситуации. Какой прием вы будете чаще использовать в своей работе с родителями? Вывод: 5. Ролевая игра «Общение»   ­А   теперь,   чтобы   немного   отдохнуть   и   расслабиться,   я   предлагаю   вам поиграть.   Разделитесь   на     группы.   Вам   будут   даны   причины   прихода родителей в школу. Обыграйте ситуацию разговора с учителем, выбрав один из   прозвучавших   сегодня   приемов,   соотнеся   его   с   типом   родителей   по предложенной классификации. 1. «Виолончель».   Митя   «сорвал» урок химии. Я бы не только вызвала к учителю, но и милицию позвала бы. Бедные учителя как они этих детей выносят. Но и у  родителей нет времени за ними смотреть. Я вот с утра до ночи на работе… 2.  «Тромбон».  В четверти у ребенка «тройка» по технологии. Могла бы быть «четверка», ничего сложного в предмете нет. Я пришла к вам для серьезного разговора… 3. «Контрабас».  Вызвали  в школу по поводу плохого поведения сына на уроках! Мой ребенок учится на «4», а уж поведение на уроках ­ это работа учителей. Вам за это платят деньги… 4.  «Арфа».   Вот   опять   вызывают!   А   у   меня   проблемы     со здоровьем, войдите в мое положение. Мне сейчас так трудно!   Школа может и должна взять на себя ответственность за образование моего ребёнка… 6.Обсуждение результатов моделирования. ­Как Вы считаете, ситуации, которые были представлены на суд зрителей, могут   быть   в   реальной   жизни?   Помог   ли   Вам   в   решении   данных ситуаций   предложенный   механизм   психологического   воздействия   на родительское поведение? ­В заключение  посмотрите на эту картину. Выберите то место,  которое бы оказалось для вас самым уютным на данный момент. Обоснуйте свой выбор. 7. Рефлексия. ­Подводя итоги нашего мероприятия закончите данные предложения: ­Хорошо, что сегодня… ­Сегодня слишком много было… ­Нам не хватает… ­Давайте сделаем… ВЕДУЩИЙ: Спасибо всем за работу.

Семинар – практикум для классных руководителей "Коммуникативная технология в работе с родителями"

Семинар – практикум для классных руководителей "Коммуникативная технология в работе с родителями"

Семинар – практикум для классных руководителей "Коммуникативная технология в работе с родителями"

Семинар – практикум для классных руководителей "Коммуникативная технология в работе с родителями"

Семинар – практикум для классных руководителей "Коммуникативная технология в работе с родителями"

Семинар – практикум для классных руководителей "Коммуникативная технология в работе с родителями"

Семинар – практикум для классных руководителей "Коммуникативная технология в работе с родителями"

Семинар – практикум для классных руководителей "Коммуникативная технология в работе с родителями"

Семинар – практикум для классных руководителей "Коммуникативная технология в работе с родителями"

Семинар – практикум для классных руководителей "Коммуникативная технология в работе с родителями"

Семинар – практикум для классных руководителей "Коммуникативная технология в работе с родителями"

Семинар – практикум для классных руководителей "Коммуникативная технология в работе с родителями"

Семинар – практикум для классных руководителей "Коммуникативная технология в работе с родителями"

Семинар – практикум для классных руководителей "Коммуникативная технология в работе с родителями"

Семинар – практикум для классных руководителей "Коммуникативная технология в работе с родителями"

Семинар – практикум для классных руководителей "Коммуникативная технология в работе с родителями"

Семинар – практикум для классных руководителей "Коммуникативная технология в работе с родителями"

Семинар – практикум для классных руководителей "Коммуникативная технология в работе с родителями"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.09.2017