Семинар – практикум для воспитателей
Оценка 4.7

Семинар – практикум для воспитателей

Оценка 4.7
Работа с родителями
docx
родителям
Детсад
06.07.2017
Семинар – практикум для воспитателей
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Семинар-практикум для восп. Ар. гимн..docx
МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район Подготовила учитель­логопед:  Пересыпкина Г. С. Семинар – практикум для воспитателей  «Игровые технологии, направленные на развитие артикуляции» Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности  органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть,  мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов  развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.  Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата  проводится в форме артикуляционной гимнастики.  Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений,  направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие  силы, подвижности и дифференцированности движений органов,  участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и  определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых  для правильного произношения звуков. Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как  четкая артикуляция – основа хорошей дикции. При проведении артикуляционной гимнастики нужно учитывать следующие   моменты: — Упражнения должны быть целенаправленными: важно не  их количество,  важны правильный подбор упражнений и качество выполнения; — движения должны быть точными; — плавность и лёгкость движения предполагают движения без толчков,  подёргиваний, дрожания органов; движение должно  совершаться  без  вспомогательных  или сопутствующих движений в других органах. — темп движений вначале должен быть замедленный, можно регулировать   при помощи отстукивания рукой или счёта вслух, постепенно убыстряя его.  Затем темп должен стать произвольным – быстрым или медленным. — переключение к другому движению и положению должен совершаться   плавно и достаточно  быстро. — дозировка количества повторений упражнения зависит от возраста ребёнка  и его  индивидуальных особенностей. Если на первых занятиях иногда  приходится ограничиваться несколькими повторениями, то  в дальнейшем  можно доводить количество повторений до 15­20. — артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в этом положении  спина у ребёнка прямая, тело не  напряжено, руки и ноги находятся  в  спокойном состоянии — проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Каждому  упражнению даётся название, к нему подбирается картинка­ образ.  Картинка служит образцом для подражания какому­нибудь предмету или его  движениям — не все дети овладевают двигательными навыками одновременно. Нельзя  говорить ребёнку, что он делает упражнение неверно – это может привести  к  отказу выполнять упражнение. — артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться  систематично, в противном случае новый навык не закрепится. Желательно  заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приема пищи  прошло не менее 1 часа). В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с  одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения  делятся на статические — удержание органов артикуляции в определенной  позе и динамические – многократное повторение одного и того же движения. Правильному выполнению артикуляционной гимнастики  помогает и развитие  пространственного восприятия. Ребёнок, зная названия частей своего тела и  легко ориентируясь в них, чётко и правильно выполняет артикуляционные  упражнения. Знания частей тела и лица можно закрепить в играх и упражнениях.  Попросите ребёнка показать (и покажите вместе с ним) верхнюю и нижнюю  губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, передние и боковые зубы, нёбо,  подбородок, уголки рта, правую и левую щёки. Можно в быстром темпе называть и показывать части тела и лица, пытаясь  «перехитрить» ребёнка. Ребёнок должен быть внимательным и не показывать  «запрещённую» часть тела или лица. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, нужно  выяснить, как ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать,  что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он  правую или  левую руки. Так в игре «Весёлые фигуры» детям даются поручения. Например: — правую руку вытяни вперёд, а левой рукой закрой глаза — левой рукой возьмись за правое ухо, а правой рукой – за левое — левую руку положи на затылок, правую на живот, а правую ногу поставь на  пятку и т.д. Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата  объединены в комплексы: 1. 2. Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения  органов артикуляции. ( «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Рыбка»,  «Часики», «Качели» и т.д.) Упражнения, способствующие выработке движений органов  артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения  свистящих, шипящих либо сонорных звуков. 3. Упражнения, направленные на развитие силы голоса. Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же  комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики на  каждом возрастном этапе будут различными. В 1 младшей группе ещё не сформированы свистящие, шипящие и сонорные.  Основная задача – проведение работы по овладению  детьми движений  органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем  слуха, необходимо развивать слуховое внимание, длительность ротового  выдоха, основных качеств голоса (силы, высоты); на уточнение произношения  гласных и согласных звуков (звукоподражания му­му, ку­ку, ав­ав, бум­бум и  т.д.) Во 2­ой младшей группе знакомят детей с органами артикуляционного  аппарата, знакомят со следующими движениями органов артикуляционного  аппарата: — губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперёд трубочкой. — нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот. — язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к  углам рта, вперёд и назад. Выполняются: — упражнения для развития речевого дыхания и воздушной струи (сдувание  различных предметов) — упражнения для развития подвижности нижней челюсти — упражнения для развития движений губ («Улыбка», «Заборчик»,  «Хоботок», «Дудочка») — упражнения для языка («Лопаточка», «Качели», «Вкусное варенье»,  «Часики», «Лошадка», «Маляр», «Дятел», «Змейка») В средней группе уточняются предыдущие знания и вводят новые понятия:  верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за  верхними зубами, уточняют движения губ, языка и учат делать язык широким  и узким. Чаще выполняются  упражнения для правильного произношения шипящих и  сонорных звуков. Повышаются требования к выполнению артикуляционной  гимнастики. В старшей группе закрепляют всё, что дети узнали об органах  артикуляционного аппарата и их движениях. Дают понятие о спинке языка  («Лопаточка», «Иголочка», «Накажем непослушный язык») Для данной возрастной группы характерно отсутствие или замена шипящих и  сонорных звуков. Поэтому целесообразно использовать такие упражнения :  «Лошадка», «Качели», «Маляр», «Грибок», «Вкусное варенье», «Дятел»,  «Барабанщик», «Пароход гудит», «Индюк». В старшей группе нужно следить за плавностью, лёгкостью, чёткостью  выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения на другое. Следят за  точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение  органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся лёгкими, правильными, привычными,  поэтому их можно проводить в любом темпе. В подготовительной группе уточняют основные движения губ, языка. Для  артикуляционной гимнастики берут упражнения  на дифференциацию  различных звуков: И­У, Э­О, И­О, Э­У, И­Э, У­О М­Л, Н­Л Б­Д, Ф­Х, Б­В, К­Х Эта работа способствует также развитию у ребёнка фонематического слуха. Дети любят играть, и когда мы объединяем отдельные упражнения в сюжет, в  сказку, и они сами становятся активными участниками этой сказки, в сказке  происходят чудеса, и звуки преображаются.   В нашей группе имеются комплексы артикуляционные гимнастики на  определённую группу звуков (свистящие, шипящие, соноры), комплекс  упражнений для развития силы голоса и артикуляционные гимнастики­ считалки на год, которые меняются каждый месяц. Дети запоминают и с  удовольствием выполняют упражнения под них. Приведу пример некоторых считалок и сказок. Считалка: раз – мы ротик открываем, будто кошечки зеваем. Два – подуем в дудочки, губки, словно трубочки. Три – на губки посмотри, улыбаемся на «три». На четыре – ротик шире. Барабаним на «четыре». Пять – откроем рот опять. Нужно губку облизать. Шесть – почистим наше нёбо, нёбо чистым стало чтобы. Семь – мы звонко будем цокать. Так стучит копытцем лошадь. Восемь – к нам приходит осень. Вырос гриб на счёте «восемь» Девять – сделай­ка гармошку, поиграй на ней немножко. Десять – можно поболтать, поболтать и не устать.   Сказка «Язычок и Змейка» Это артикуляционная игра — сказка, которая с удовольствием выполняется  детьми. Весь комплекс артикуляционных упражнений направлен на развитие  речевого аппарата, как для исправления речевых дефектов, так и для их  профилактики. Жил­был язычок. (Высунуть язык.) Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал. (Пощелкать языком как  лошадка и попрыгать.) Скакал язычок, скакал и встретил змейку. (Высовывать  острый язык и  забирать обратно.) — Давай играть вместе, — предложила змейка язычку. И решили они покататься на качелях. Кач­кач­кач. (Арт. упр. «Качели».) А потом они решили поиграть в песочнице. Взяли лопатки ( арт.упр.  «Лопатка») и стали копать (поднимать кончик широкого языка и удерживать  2 секунд, повторять несколько раз.) Поиграли в футбол. (Упираться острым языком то в одну щеку, то в другую.) Посмотрели на часы. ( Упражнение «Часики».) Пора домой. Нарвали корзину грибов.  ( Удерживать язык, присосав его к небу.) И поскакали домой. ( Щелкать языком.) Не случайно у каждого артикуляционного упражнения есть свое название и  образ. Что ребенку интересней: по инструкции облизывать широким языком  верхнюю губу или представить, что облизываешь с верхней губы вкусное  варенье… клубничное, малиновое, яблочное? Вот, заодно и словарь малыша  пополнили. Использование картинок­образов существенно облегчает работу педагога.  Увидев знакомую картинку, ребёнок может самостоятельно выполнять  упражнение.  По картинкам­образам можно быстро и легко придумать артикуляционные  сказки. Также  Итак, регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет: — улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию  (нервную проводимость); — улучшить подвижность артикуляционных органов; — укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; — научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу; — увеличить амплитуду движений; — уменьшить спастичность (напряжённость артикуляционных органов); — подготовить ребёнка к правильному произношению звуков; Спасибо за внимание!

Семинар – практикум для воспитателей

Семинар – практикум для воспитателей

Семинар – практикум для воспитателей

Семинар – практикум для воспитателей

Семинар – практикум для воспитателей

Семинар – практикум для воспитателей

Семинар – практикум для воспитателей

Семинар – практикум для воспитателей

Семинар – практикум для воспитателей

Семинар – практикум для воспитателей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.07.2017