Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Семинар-практикум для восп. Ар. гимн..docx
МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район
Подготовила учительлогопед:
Пересыпкина Г. С.
Семинар – практикум для воспитателей
«Игровые технологии, направленные на развитие
артикуляции»
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности
органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть,
мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов
развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата
проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений,
направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие
силы, подвижности и дифференцированности движений органов,
участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых
для правильного произношения звуков.
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как
четкая артикуляция – основа хорошей дикции.
При проведении артикуляционной гимнастики нужно учитывать следующие
моменты:
— Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество,
важны правильный подбор упражнений и качество выполнения;
— движения должны быть точными;
— плавность и лёгкость движения предполагают движения без толчков,
подёргиваний, дрожания органов; движение должно совершаться без
вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.
— темп движений вначале должен быть замедленный, можно регулировать
при помощи отстукивания рукой или счёта вслух, постепенно убыстряя его.
Затем темп должен стать произвольным – быстрым или медленным.
— переключение к другому движению и положению должен совершаться
плавно и достаточно быстро.
— дозировка количества повторений упражнения зависит от возраста ребёнка
и его индивидуальных особенностей. Если на первых занятиях иногда
приходится ограничиваться несколькими повторениями, то в дальнейшем
можно доводить количество повторений до 1520.
— артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в этом положении
спина у ребёнка прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в
спокойном состоянии
— проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Каждому упражнению даётся название, к нему подбирается картинка образ.
Картинка служит образцом для подражания какомунибудь предмету или его
движениям
— не все дети овладевают двигательными навыками одновременно. Нельзя
говорить ребёнку, что он делает упражнение неверно – это может привести к
отказу выполнять упражнение.
— артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться
систематично, в противном случае новый навык не закрепится. Желательно
заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приема пищи
прошло не менее 1 часа).
В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с
одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения
делятся на статические — удержание органов артикуляции в определенной
позе и динамические – многократное повторение одного и того же движения.
Правильному выполнению артикуляционной гимнастики помогает и развитие
пространственного восприятия. Ребёнок, зная названия частей своего тела и
легко ориентируясь в них, чётко и правильно выполняет артикуляционные
упражнения.
Знания частей тела и лица можно закрепить в играх и упражнениях.
Попросите ребёнка показать (и покажите вместе с ним) верхнюю и нижнюю
губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, передние и боковые зубы, нёбо,
подбородок, уголки рта, правую и левую щёки.
Можно в быстром темпе называть и показывать части тела и лица, пытаясь
«перехитрить» ребёнка. Ребёнок должен быть внимательным и не показывать
«запрещённую» часть тела или лица.
Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, нужно
выяснить, как ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать,
что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он
правую или левую руки.
Так в игре «Весёлые фигуры» детям даются поручения. Например:
— правую руку вытяни вперёд, а левой рукой закрой глаза
— левой рукой возьмись за правое ухо, а правой рукой – за левое
— левую руку положи на затылок, правую на живот, а правую ногу поставь на
пятку и т.д.
Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата
объединены в комплексы:
1.
2.
Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения
органов артикуляции. ( «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Рыбка»,
«Часики», «Качели» и т.д.)
Упражнения, способствующие выработке движений органов
артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения
свистящих, шипящих либо сонорных звуков. 3.
Упражнения, направленные на развитие силы голоса.
Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же
комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики на
каждом возрастном этапе будут различными.
В 1 младшей группе ещё не сформированы свистящие, шипящие и сонорные.
Основная задача – проведение работы по овладению детьми движений
органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем
слуха, необходимо развивать слуховое внимание, длительность ротового
выдоха, основных качеств голоса (силы, высоты); на уточнение произношения
гласных и согласных звуков (звукоподражания муму, куку, авав, бумбум и
т.д.)
Во 2ой младшей группе знакомят детей с органами артикуляционного
аппарата, знакомят со следующими движениями органов артикуляционного
аппарата:
— губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперёд трубочкой.
— нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот.
— язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к
углам рта, вперёд и назад.
Выполняются:
— упражнения для развития речевого дыхания и воздушной струи (сдувание
различных предметов)
— упражнения для развития подвижности нижней челюсти
— упражнения для развития движений губ («Улыбка», «Заборчик»,
«Хоботок», «Дудочка»)
— упражнения для языка («Лопаточка», «Качели», «Вкусное варенье»,
«Часики», «Лошадка», «Маляр», «Дятел», «Змейка»)
В средней группе уточняются предыдущие знания и вводят новые понятия:
верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за
верхними зубами, уточняют движения губ, языка и учат делать язык широким
и узким.
Чаще выполняются упражнения для правильного произношения шипящих и
сонорных звуков. Повышаются требования к выполнению артикуляционной
гимнастики.
В старшей группе закрепляют всё, что дети узнали об органах
артикуляционного аппарата и их движениях. Дают понятие о спинке языка
(«Лопаточка», «Иголочка», «Накажем непослушный язык»)
Для данной возрастной группы характерно отсутствие или замена шипящих и
сонорных звуков. Поэтому целесообразно использовать такие упражнения :
«Лошадка», «Качели», «Маляр», «Грибок», «Вкусное варенье», «Дятел»,
«Барабанщик», «Пароход гудит», «Индюк».
В старшей группе нужно следить за плавностью, лёгкостью, чёткостью
выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения на другое. Следят за
точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение
органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без
изменений. Движения становятся лёгкими, правильными, привычными,
поэтому их можно проводить в любом темпе.
В подготовительной группе уточняют основные движения губ, языка. Для
артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию
различных звуков:
ИУ, ЭО, ИО, ЭУ, ИЭ, УО
МЛ, НЛ
БД, ФХ, БВ, КХ
Эта работа способствует также развитию у ребёнка фонематического слуха.
Дети любят играть, и когда мы объединяем отдельные упражнения в сюжет, в
сказку, и они сами становятся активными участниками этой сказки, в сказке
происходят чудеса, и звуки преображаются.
В нашей группе имеются комплексы артикуляционные гимнастики на
определённую группу звуков (свистящие, шипящие, соноры), комплекс
упражнений для развития силы голоса и артикуляционные гимнастики
считалки на год, которые меняются каждый месяц. Дети запоминают и с
удовольствием выполняют упражнения под них.
Приведу пример некоторых считалок и сказок.
Считалка: раз – мы ротик открываем, будто кошечки зеваем.
Два – подуем в дудочки, губки, словно трубочки.
Три – на губки посмотри, улыбаемся на «три».
На четыре – ротик шире. Барабаним на «четыре».
Пять – откроем рот опять. Нужно губку облизать.
Шесть – почистим наше нёбо, нёбо чистым стало чтобы.
Семь – мы звонко будем цокать. Так стучит копытцем лошадь.
Восемь – к нам приходит осень. Вырос гриб на счёте «восемь»
Девять – сделайка гармошку, поиграй на ней немножко.
Десять – можно поболтать, поболтать и не устать.
Сказка «Язычок и Змейка»
Это артикуляционная игра — сказка, которая с удовольствием выполняется
детьми. Весь комплекс артикуляционных упражнений направлен на развитие
речевого аппарата, как для исправления речевых дефектов, так и для их
профилактики.
Жилбыл язычок. (Высунуть язык.)
Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал. (Пощелкать языком как
лошадка и попрыгать.)
Скакал язычок, скакал и встретил змейку. (Высовывать острый язык и
забирать обратно.) — Давай играть вместе, — предложила змейка язычку.
И решили они покататься на качелях. Качкачкач. (Арт. упр. «Качели».)
А потом они решили поиграть в песочнице. Взяли лопатки ( арт.упр.
«Лопатка») и стали копать (поднимать кончик широкого языка и удерживать
2 секунд, повторять несколько раз.)
Поиграли в футбол. (Упираться острым языком то в одну щеку, то в другую.)
Посмотрели на часы. ( Упражнение «Часики».)
Пора домой.
Нарвали корзину грибов. ( Удерживать язык, присосав его к небу.)
И поскакали домой. ( Щелкать языком.)
Не случайно у каждого артикуляционного упражнения есть свое название и
образ. Что ребенку интересней: по инструкции облизывать широким языком
верхнюю губу или представить, что облизываешь с верхней губы вкусное
варенье… клубничное, малиновое, яблочное? Вот, заодно и словарь малыша
пополнили.
Использование картинокобразов существенно облегчает работу педагога.
Увидев знакомую картинку, ребёнок может самостоятельно выполнять
упражнение.
По картинкамобразам можно быстро и легко придумать артикуляционные
сказки.
Также
Итак, регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
(нервную проводимость);
— улучшить подвижность артикуляционных органов;
— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
— научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
— увеличить амплитуду движений;
— уменьшить спастичность (напряжённость артикуляционных органов);
— подготовить ребёнка к правильному произношению звуков;
Спасибо за внимание!
Семинар – практикум для воспитателей
Семинар – практикум для воспитателей
Семинар – практикум для воспитателей
Семинар – практикум для воспитателей
Семинар – практикум для воспитателей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.