Семинар для педагогов на тему "Психологические основы профориентационной работы с учащимися". Материал поможет классным руководителям и психологам грамотно организовать профориентационную работу с учащимися, открыть перед ними многообразие мира профессий, помочь учащимся оценить свои способности и сделать осознанный выбор дальнейшего жизненного пути.Семинар для педагогов на тему "Психологические основы профориентационной работы с учащимися". Материал поможет классным руководителям и психологам грамотно организовать профориентационную работу с учащимися, открыть перед ними многообразие мира профессий, помочь учащимся оценить свои способности и сделать осознанный выбор дальнейшего жизненного пути.
Семинар для учителей
«Психологические основы профориентационной работы
с учащимися»
Цель семинара:
1. Раскрыть перед педагогами важность профориентационной работы с
учащимися для их дальнейшей успешной социализации в обществе.
2.Помочь классным руководителям, учителям - предметникам грамотно
организовать профориентационную работу с учащимися , открыть перед ними
многообразие мира профессий, помочь оценить свои способности и сделать
осознанный выбор дальнейшего жизненного пути.
Старшеклассники, находясь на пороге взрослой жизни, решают для себя, чем
они будут заниматься в будущем. Многие из них нуждаются в специальном
консультировании и психологической помощи. Поэтому особое значение
приобретает помощь учащимся в выборе профессии.
Задача образовательного учреждения - поддержать желание учащихся, как
можно больше узнать о профессии, учебных заведениях, готовящих
специалистов разного уровня.
В настоящее время рынок профессий и рынок образовательных услуг в России
оказываются практически не связанными: примерно 50 % выпускников вузов
реально работают не по той специальности, по которой они получили
образование, около 60 % выпускников средних специальных заведений и 70 %
выпускников профессионально-технических училищ ежегодно оказываются не
востребованными предприятиями и организациями. Правильный выбор
профессионального будущего для молодого человека является основой
самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни.
В поиске направлений совершенствования массовой общеобразовательной
школы значительная роль принадлежит идее построения такой школы,
которая ориентирована на удовлетворение разнообразных потребностей и
интересов учащихся, решает проблему их профессионального
самоопределения.
Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая
в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических
особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных
курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно,
т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника
через специально организованную деятельность общения.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно
выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в
школе:1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к
труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса
к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной
практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную,
трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении
познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
представления о собственных интересах и возможностях (формирование
образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах
социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине,
сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение
учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои
индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми
профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных
занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное
консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия
решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного
запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным
ориентациям.
10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию,
формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция
профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Ведущие приемы и формы деятельности:
Тренинги;
Индивидуальные и групповые беседы;
Встречи с представителями отдельных профессий;
Экскурсии на производство;
Конкурсы;
Элективные курсы : «Я и моя будущая профессия», «Технология
трудоустройства»
Успех профориентационной работы в школе будет зависеть ,прежде всего от
того, как будет организована работа в этом направлении. Так как подготовка
выпускника школы к жизни и профессиональной работе является
приоритетным направлением деятельности общеобразовательного
учреждения, она должна охватывать всех педагогических работников.
Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной
работы в школе.Хотелось бы коротко сказать о роли педагога психолога в этой работе, и
конкретно в лицее.
Школьный психолог:
В течении двух лет в лицее проводится плановая диагностика учащихся 7
классов, позволяющая изучить их интересы и склонности, а также определить
ведущее полушарие головного мозга, т.е выяснить кто обследуемый
мыслитель или человек творчества. В каждом седьмом классе проходят
занятия по теме «Выбор дальнейшего профиля обучения». Составляются
рекомендации для классных руководителей и родителей по выбору
дальнейшего маршрута обучения. Посещаются родительские собрания , где
освещается данный вопрос. Подростки приходят на индивидуальные
консультации по профессиональной ориентации, и получают необходимую
помощь. Работа со старшим звеном лицея проходит по запросам. Это
приглашение педагога- психолога на классные часы, на родительские
собрания, это индивидуальные консультации. Кроме того в 2009-10 учебном
году у нас было очень тесное сотрудничество с центром занятости населения.
Мы пригласили к нам в лицей специалистов центра и они провели со
старшеклассниками лицея комплексную компьютерную диагностику. Каждый
старшеклассник получил конкретные рекомендации по выбору будущей
профессии.
Далее о структуре деятельности пед. коллектива по профориентации
Координатор деятельности: заместитель директора по воспитательной
работе
Выполняющие рекомендации координатора:
Учителя предметники
1.способствуют развитию познавательного интереса, творческой
направленности личности школьников, используя разнообразные
методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары,
круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады,
факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
2.обеспечивают профориентационную направленность уроков,
формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные
навыки;
1.регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь
выбору профессии и профориентационной работе;
2.изучает читальские интересы учащихся и рекомендует им литературу,
помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о
профессиях.
Библиотекарь
Социальный педагог
1.оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе
их профессионального и жизненного самоопределения;
2.осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
Классный руководитель1.составляет для конкретного класса (группы) план педагогической
поддержки самоопределения учащихся.
2.организует индивидуальные и групповые профориентационные
беседы, диспуты, конференции;
3.помогает обучающемуся проектировать индивидуальную
образовательную траекторию 4.организует посещение учащимися дней
открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных
заведениях;
5.организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на
предприятия;
6.проводит родительские собрания по проблеме формирования
готовности учащихся к профильному и профессиональному
самоопределению;
7.организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами
вузов, средних
профессиональных учебных заведений.
Как оценивать эффективность профориентации школьников?
К основным результативным критериям и показателям эффективности
профориентационной работы, прежде всего, относится;
•достаточная информированность старшеклассника о профессии и путях ее
получения.
•потребность в обоснованном выборе профессии (самостоятельное
составление своего профессионального плана).
• уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е.
сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.
• степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет
изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть
обоснованность его выбора.
Для того, чтобы определить, наличие профессионального плана у
старшеклассников, в нашем образовательном учреждении мы провели
анкетирование среди учащихся выпускных классов. В анкетировании
участвовали учащиеся 9 и 11 классов. Результаты анкетирования
представлены в таблице.
Старшеклассникам предлагалось ответить на первый вопрос анкеты
1.О планах на будущее
Мы видим из табличек что 92% одинацитиклассников решили поступать в
вузы, по 4 %в колледжи и техникумы.70% опрошенных девятиклассников идут в 10 класс, 18% в техникумы, 4% в
колледжи,3% в училища, и 5% не определились.. Думаю им необходима
помощь психолога в выборе дальнейшего маршрута обучения, жду этих
старшеклассников и готова с ними поработать.
2. Второй вопрос анкеты помог узнать мнение старшеклассников по вопросу
Научила ли школа тому, что может пригодиться в дальнейшем в работе и в
учебе. Мы видим , что 96% одинацитиклассников и 95% девятиклассников
отвечают да, и лишь 4% одинацитиклассников и 5 % девятиклассников
считают, что научила недостаточно.
3.Третий вопрос анкеты звучит так: «Школа помогла определить сферу моих
интересов».
54%одинацитиклассников и 59% девятиклассников считают, что школа
помогла определить сферу их интересов; 14 и5 % отвечают , что нет; и 31%и
36% помогла недостаточно. Помочь определить сферу интересов и
склонностей мы классные руководители и психологи можем через
анкетирование, работа с семиклассниками , как я уже говорила проходит в
системе по плану значит работу в этом направлении следует расширить,
возможно добавить количество занятий думаю будет целесообразно и
классным руководителям проводить классные часы на которых бы дети
изучали свои интересы и склонности.
4.На четвертый вопрос анкеты « Школа помогла развить мои способности»
64% одиннацитиклассников и 76% девятиклассников отвечает, что да, 5 и 2%-
нет и 31 и 22% недостаточно. Беседуя с некоторыми старшеклассниками по
этому вопросу, я поняла, что многие учащиеся имели в виду не общие
способности, а специальные (творческие или спортивные).В нашем лицее
созданы все необходимые условия для развития как общих, так и
специальных способностей, работают кружки и секции.
5. Следующий вопрос анкеты, звучал так «Какие качества необходимы Вам
для успешной профессиональной карьеры?» Старшеклассники перечислили
очень много личностных качеств, но чаще всего выделяют трудолюбие,
ответственность, целеустремленность.
6. На вопрос анкеты к кому бы вы хотели обратиться за помощью и советом в
выборе профессии?
Дети отвечают к семье, учителям, знакомым, интернету.
7. Следующий вопрос анкеты позволил увидеть наличие или отсутствие
профессионального плана у наших старшеклассников . Профессиональный
план включает в себя:
Название учебного заведения, где продолжит обучение, название
профессии
Выбранный профиль
Выбранные предметы, необходимые при поступлении
Дополнительные занятия (указывает по каким предметам)
Запасной вариант( в случае не поступления по основному варианту)По одинацитиклассникам: 11а- из 25 опрошенных на сегодняшний день проф.
план у 19;
11б- из 19 у 8; 11в из11 у 4;11г из 18 у 13.
Считаю, что ясная картина своего профессионального плана должна быть
сформирована к концу 10 класса.
По девятиклассникам: 9а-1, 9б- 2 человека,9 в-1 человек.
Учащиеся, которые продолжат обучение в других учреждениях так же
должны владеть своим профессиональным планом на начало 9 класса.
8. И обратимся к последнему вопросу анкеты, «Какие у Вас есть вопросы с
выбором будущей профессии?» Ребята просят рассказать о какой- то
конкретной профессии, о современных профессиях, о высокооплачиваемых
профессиях, но больше всего волнует вопрос о востребованности профессий
на рынке труда. Я думаю, и Вам будет интересно узнать ответ на этот вопрос.
Анализ показывает, что бухгалтеры и экономисты в 2010 году пользуются
наиболее высоким спросом у работодателей относительно других
специальностей экономического профиля. Большинство работодателей
осуществляет спрос на специалистов с высшим профессиональным
образованием.
Устойчивым спросом у работодателей пользуются работники юридического
профиля с высшим профессиональным образованием и профессией «юрист».
Среди работников технического профиля спросом у работодателей
пользуются специалисты разнообразных специальностей, как с высшим, так и
средним профессиональным образованием. Особый спрос на инженеров и
техников.
В сфере образования спросом у работодателей пользуются работники
педагогического профиля с высшим профессиональным образованием,
преимущественно, такие как учитель русского языка, информатики,
математики, иностранного языка физики. Общий уровень требований
работодателей к подготовке педагогов остается высоким.
Исследования показывают устойчивый спрос работодателей на врачей
терапевтов, на работников среднего медицинского персонала. Требования
работодателей к уровню образования специалистов медицинского профиля
также очень высоки.
Высоким спросом у работодателей продолжают пользоваться практически все
специалисты сельскохозяйственного профиля, хотя некоторое снижение
потребности происходит по специальностям агроном и инженер- механик.
Так же особенным спросом у работодателей пользуются продавцы,
библиотекари, слесаря- станочники,повара.Далее мне хотелось бы предложить вам уважаемые кл. руководители
конкретный материал по
профориентационной работе с учащимися,
Для Вас сформирована специальная папка, которая находиться в teach,
материалы по профориентации:
Анкеты и диагностики
Конспекты классных часов по профориентации
Профессиограммы- это система признаков описывающих ту или иную
профессию, а также включающее в себя перечень норм и требований,
предъявляемых к этой профессии.
Адреса интернет- сайтов, где можно получить консультацию по выбору
профессии, пройти проф. диагностику( бесплатно и без регистрации)
Обучающие профориентационные фильмы
Кроме того богатейший материал по профориентационной работе содержится
в библиотеке лицея. ( слово библиотекарям).
Слово классным руководителям.
Закончить наш семинар мне хотелось бы словами известного ученого Сенеки
«Если человек не знает к какой пристани он держит путь, для него ни один
ветер не будет попутным».
В наших с Вами силах уважаемые коллеги помочь старшеклассникам выбрать
этот путь.