Семинар для педагогов "Психологические основы профориентационной работы с учащимися"

  • Семинары
  • docx
  • 21.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Семинар для педагогов на тему "Психологические основы профориентационной работы с учащимися". Материал поможет классным руководителям и психологам грамотно организовать профориентационную работу с учащимися, открыть перед ними многообразие мира профессий, помочь учащимся оценить свои способности и сделать осознанный выбор дальнейшего жизненного пути.Семинар для педагогов на тему "Психологические основы профориентационной работы с учащимися". Материал поможет классным руководителям и психологам грамотно организовать профориентационную работу с учащимися, открыть перед ними многообразие мира профессий, помочь учащимся оценить свои способности и сделать осознанный выбор дальнейшего жизненного пути.
Иконка файла материала семинар 3.docx
Семинар для учителей «Психологические основы профориентационной работы с учащимися» Цель семинара: 1. Раскрыть перед педагогами важность профориентационной работы с учащимися для их дальнейшей успешной социализации в обществе. 2.Помочь классным руководителям, учителям - предметникам грамотно организовать профориентационную работу с учащимися , открыть перед ними многообразие мира профессий, помочь оценить свои способности и сделать осознанный выбор дальнейшего жизненного пути. Старшеклассники, находясь на пороге взрослой жизни, решают для себя, чем они будут заниматься в будущем. Многие из них нуждаются в специальном консультировании и психологической помощи. Поэтому особое значение приобретает помощь учащимся в выборе профессии. Задача образовательного учреждения - поддержать желание учащихся, как можно больше узнать о профессии, учебных заведениях, готовящих специалистов разного уровня. В настоящее время рынок профессий и рынок образовательных услуг в России оказываются практически не связанными: примерно 50 % выпускников вузов реально работают не по той специальности, по которой они получили образование, около 60 % выпускников средних специальных заведений и 70 % выпускников профессионально-технических училищ ежегодно оказываются не востребованными предприятиями и организациями. Правильный выбор профессионального будущего для молодого человека является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни. В поиске направлений совершенствования массовой общеобразовательной школы значительная роль принадлежит идее построения такой школы, которая ориентирована на удовлетворение разнообразных потребностей и интересов учащихся, решает проблему их профессионального самоопределения. Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую. 5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку. 8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям. 10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности. Ведущие приемы и формы деятельности: Тренинги;  Индивидуальные и групповые беседы;   Встречи с представителями отдельных профессий;  Экскурсии на производство;  Конкурсы;  Элективные курсы : «Я и моя будущая профессия», «Технология трудоустройства» Успех профориентационной работы в школе будет зависеть ,прежде всего от того, как будет организована работа в этом направлении. Так как подготовка выпускника школы к жизни и профессиональной работе является приоритетным направлением деятельности общеобразовательного учреждения, она должна охватывать всех педагогических работников. Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе.Хотелось бы коротко сказать о роли педагога психолога в этой работе, и конкретно в лицее. Школьный психолог: В течении двух лет в лицее проводится плановая диагностика учащихся 7 классов, позволяющая изучить их интересы и склонности, а также определить ведущее полушарие головного мозга, т.е выяснить кто обследуемый мыслитель или человек творчества. В каждом седьмом классе проходят занятия по теме «Выбор дальнейшего профиля обучения». Составляются рекомендации для классных руководителей и родителей по выбору дальнейшего маршрута обучения. Посещаются родительские собрания , где освещается данный вопрос. Подростки приходят на индивидуальные консультации по профессиональной ориентации, и получают необходимую помощь. Работа со старшим звеном лицея проходит по запросам. Это приглашение педагога- психолога на классные часы, на родительские собрания, это индивидуальные консультации. Кроме того в 2009-10 учебном году у нас было очень тесное сотрудничество с центром занятости населения. Мы пригласили к нам в лицей специалистов центра и они провели со старшеклассниками лицея комплексную компьютерную диагностику. Каждый старшеклассник получил конкретные рекомендации по выбору будущей профессии. Далее о структуре деятельности пед. коллектива по профориентации Координатор деятельности: заместитель директора по воспитательной работе Выполняющие рекомендации координатора:  Учителя предметники 1.способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.: 2.обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки; 1.регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии и профориентационной работе; 2.изучает читальские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях.  Библиотекарь  Социальный педагог 1.оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения; 2.осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;  Классный руководитель1.составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся. 2.организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; 3.помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию 4.организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях; 5.организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия; 6.проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению; 7.организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений. Как оценивать эффективность профориентации школьников? К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится; •достаточная информированность старшеклассника о профессии и путях ее получения. •потребность в обоснованном выборе профессии (самостоятельное составление своего профессионального плана). • уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. • степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. Для того, чтобы определить, наличие профессионального плана у старшеклассников, в нашем образовательном учреждении мы провели анкетирование среди учащихся выпускных классов. В анкетировании участвовали учащиеся 9 и 11 классов. Результаты анкетирования представлены в таблице. Старшеклассникам предлагалось ответить на первый вопрос анкеты 1.О планах на будущее Мы видим из табличек что 92% одинацитиклассников решили поступать в вузы, по 4 %в колледжи и техникумы.70% опрошенных девятиклассников идут в 10 класс, 18% в техникумы, 4% в колледжи,3% в училища, и 5% не определились.. Думаю им необходима помощь психолога в выборе дальнейшего маршрута обучения, жду этих старшеклассников и готова с ними поработать. 2. Второй вопрос анкеты помог узнать мнение старшеклассников по вопросу Научила ли школа тому, что может пригодиться в дальнейшем в работе и в учебе. Мы видим , что 96% одинацитиклассников и 95% девятиклассников отвечают да, и лишь 4% одинацитиклассников и 5 % девятиклассников считают, что научила недостаточно. 3.Третий вопрос анкеты звучит так: «Школа помогла определить сферу моих интересов». 54%одинацитиклассников и 59% девятиклассников считают, что школа помогла определить сферу их интересов; 14 и5 % отвечают , что нет; и 31%и 36% помогла недостаточно. Помочь определить сферу интересов и склонностей мы классные руководители и психологи можем через анкетирование, работа с семиклассниками , как я уже говорила проходит в системе по плану значит работу в этом направлении следует расширить, возможно добавить количество занятий думаю будет целесообразно и классным руководителям проводить классные часы на которых бы дети изучали свои интересы и склонности. 4.На четвертый вопрос анкеты « Школа помогла развить мои способности» 64% одиннацитиклассников и 76% девятиклассников отвечает, что да, 5 и 2%- нет и 31 и 22% недостаточно. Беседуя с некоторыми старшеклассниками по этому вопросу, я поняла, что многие учащиеся имели в виду не общие способности, а специальные (творческие или спортивные).В нашем лицее созданы все необходимые условия для развития как общих, так и специальных способностей, работают кружки и секции. 5. Следующий вопрос анкеты, звучал так «Какие качества необходимы Вам для успешной профессиональной карьеры?» Старшеклассники перечислили очень много личностных качеств, но чаще всего выделяют трудолюбие, ответственность, целеустремленность. 6. На вопрос анкеты к кому бы вы хотели обратиться за помощью и советом в выборе профессии? Дети отвечают к семье, учителям, знакомым, интернету. 7. Следующий вопрос анкеты позволил увидеть наличие или отсутствие профессионального плана у наших старшеклассников . Профессиональный план включает в себя:  Название учебного заведения, где продолжит обучение, название профессии  Выбранный профиль  Выбранные предметы, необходимые при поступлении  Дополнительные занятия (указывает по каким предметам)  Запасной вариант( в случае не поступления по основному варианту)По одинацитиклассникам: 11а- из 25 опрошенных на сегодняшний день проф. план у 19; 11б- из 19 у 8; 11в из11 у 4;11г из 18 у 13. Считаю, что ясная картина своего профессионального плана должна быть сформирована к концу 10 класса. По девятиклассникам: 9а-1, 9б- 2 человека,9 в-1 человек. Учащиеся, которые продолжат обучение в других учреждениях так же должны владеть своим профессиональным планом на начало 9 класса. 8. И обратимся к последнему вопросу анкеты, «Какие у Вас есть вопросы с выбором будущей профессии?» Ребята просят рассказать о какой- то конкретной профессии, о современных профессиях, о высокооплачиваемых профессиях, но больше всего волнует вопрос о востребованности профессий на рынке труда. Я думаю, и Вам будет интересно узнать ответ на этот вопрос. Анализ показывает, что бухгалтеры и экономисты в 2010 году пользуются наиболее высоким спросом у работодателей относительно других специальностей экономического профиля. Большинство работодателей осуществляет спрос на специалистов с высшим профессиональным образованием. Устойчивым спросом у работодателей пользуются работники юридического профиля с высшим профессиональным образованием и профессией «юрист». Среди работников технического профиля спросом у работодателей пользуются специалисты разнообразных специальностей, как с высшим, так и средним профессиональным образованием. Особый спрос на инженеров и техников. В сфере образования спросом у работодателей пользуются работники педагогического профиля с высшим профессиональным образованием, преимущественно, такие как учитель русского языка, информатики, математики, иностранного языка физики. Общий уровень требований работодателей к подготовке педагогов остается высоким. Исследования показывают устойчивый спрос работодателей на врачей терапевтов, на работников среднего медицинского персонала. Требования работодателей к уровню образования специалистов медицинского профиля также очень высоки. Высоким спросом у работодателей продолжают пользоваться практически все специалисты сельскохозяйственного профиля, хотя некоторое снижение потребности происходит по специальностям агроном и инженер- механик. Так же особенным спросом у работодателей пользуются продавцы, библиотекари, слесаря- станочники,повара.Далее мне хотелось бы предложить вам уважаемые кл. руководители конкретный материал по профориентационной работе с учащимися, Для Вас сформирована специальная папка, которая находиться в teach, материалы по профориентации:  Анкеты и диагностики  Конспекты классных часов по профориентации  Профессиограммы- это система признаков описывающих ту или иную профессию, а также включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых к этой профессии.  Адреса интернет- сайтов, где можно получить консультацию по выбору профессии, пройти проф. диагностику( бесплатно и без регистрации)  Обучающие профориентационные фильмы Кроме того богатейший материал по профориентационной работе содержится в библиотеке лицея. ( слово библиотекарям). Слово классным руководителям. Закончить наш семинар мне хотелось бы словами известного ученого Сенеки «Если человек не знает к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». В наших с Вами силах уважаемые коллеги помочь старшеклассникам выбрать этот путь.