Разработка семинара для родителей по созданию предметно-пространственной среды в домашних условиях. Предметно-развивающая среда семейного воспитания дает возможность ребенку формировать ценности познания, преобразования и отношения к миру не только с помощью родителя, но и самостоятельно, приобретает смысл понятия «развивающая среда».
Выделены обстоятельства, затрудняющие внедрение полноценного явления «развивающая среда» в семьи.
Описание специфики игрушек.
Семинар для родителей
«Организация предметноразвивающей среды в семье».
В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче
— воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой
благоприятной обстановки — большое искусство, включающее в себя
разумную и красивую организацию пространства и его элементов.
Но для многих родителей семейное воспитание представляется более
естественным, особенно для дошкольника, — ребенок растет в привычных
домашних условиях, с соблюдением физиологичного режима, без лишних
стрессов и перегрузок. Задача родителей состоит в умении моделировать
социокультурную предметнопространственную развивающую среду, которая
бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы
образного воссоздания мира и язык искусств, реализовывать познавательно
эстетические и культурнокоммуникативные потребности в свободном
выборе. Условия, созданные для развития малыша в семье, определяют, как он
будет учиться, будет ли стремиться к получению новых знаний. Поэтому так
важно грамотно создать развивающую среду для ребенкадошкольника в
условиях семейного воспитания. В теории и практике педагогики много
внимания уделяется оборудованию игровых и групповых комнат для детей
дошкольного возраста, а также оформлению различных помещений именно в
детском саду. Этому способствуют различные публикации и консультации
специалистов, регулярные художественные тематические выставки по
вопросам архитектуры, монументальнооформительского, декоративно
прикладного искусства, книжной иллюстрации, мебели и интерьера. Но весьма
мало информации о принципах построения развивающей среды в условиях
семейного воспитания.
Предметноразвивающая среда семейного воспитания, которая дает
возможность ребенку формировать ценности познания, преобразования и
отношения к миру не только с помощью родителя, но и самостоятельно,
приобретает смысл понятия «развивающая среда». Действия ребенка с
отдельными предметами, обучающими пособиями, играми и игрушками
помогают ему познать роль и соотношение предметов и вещей, а также
сделать первые шаги в понимании социальных отношений. От того, какая
среда окружает ребенка, во многом зависит его интеллектуальное,нравственное и эстетическое развитие. Поэтому очень важно, чтобы
материальная домашняя обстановка была именно развивающей.
Предметнопространственная среда обладает важнейшей способностью
непосредственного и постоянного влияния на детей. Материальное
окружение, организованное с целью предоставления большего пространства
для творческих исканий ребенка, тем самым активно развивает и тренирует
его воображение. Это особенно важно, если учесть слова английского
психолога Т.И. Джонеса, что воображение «должно иметь постоянное, а
неспорадическое применение».
Обстоятельства, затрудняющие внедрение полноценного явления
«развивающая среда» в семьи:
малометражность квартир; невозможность не то что выделить ребенку
отдельную комнату, но иногда просто «уголок»;
небольшой общий семейный доход по России и дороговизна различных
игрушек и пособий для детей, что делает порой невозможным
полноценно оснастить пространство ребенка;
отсутствие у родителей элементарных знаний о том, как должна
выглядеть комната ребенка, что ведет к частым перегибам в
«дизайнерских» экспериментах родителей.
На самом деле все одновременно и сложно, и просто. Не споря с
объективностью вышеперечисленных проблем, хочется сказать, что создание
развивающей среды в семье — задача, требующая, прежде всего, четких
позиций родителей, знаний об особенностях дошкольного периода детства и
разумных материальных затрат.
Самое главное во взглядах родителей на игрушки и наполнение среды детской
комнаты, это проверка:
1) сертификации всего, что вы покупаете ребенку, т.е. наличие санитарно
эпидемиологического заключения (сертификата), который подтверждает
безопасность материалов и оборудования;
2) безопасности материалов и оборудования, т.е. обеспечение ребенка такими
материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому
и психическому здоровью не угрожает опасность.Данные позиции наиболее важны в связи с тем, что сегодня на территории
России существует почти никем не регулируемая продажа
несертифицированных и опасных игрушек, мебели для детей. Причем игрушка
может нанести как физический (потеря здоровья), так и психологический
урон ребенку (страхи, агрессия, негативные эмоции);
3) развивающий потенциал игрушки.
Взрослый должен осознать, что предметнопространственная развивающая
среда — это средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта,
игрушками, живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает
окружающий мир. Развивающая среда должна создавать благоприятные
условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности.
Поэтому и создавать среду надо с позиции творческой активности и
самостоятельности ребенка. Взрослый выступает как помощник, соратник в
построении игрового пространства, но ни в коем случае не как его
организатор и авторитарный руководитель. Поэтому взрослый создает среду,
максимально дающую свободу деятельности и активности ребенка. В детской
комнате не нужны богато украшенные интерьеры, которые требуют
интенсивного ухода и уборки помещения или пристального наблюдения, как
бы чего не помял, не нарисовал, не сдвинул, не сломал. Хотя, конечно, мы
учим ребенка бережно относиться к предметам интерьера, но среда, тем более
развивающая, не должна выполнять функцию статичного, раз и навсегда
заданного пространства жизни. Это среда постоянного освоения и изменения,
т.е. тех процессов, что так желанны и необходимы ребенку.
Среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности
(умственной, игровой, физической и др.), становится основой для
самостоятельной деятельности, условием для опосредованной формы
самообразования ребенка. При этом развиваются любознательность и
творческое воображение, умственные и художественные способности,
коммуникативные навыки. Происходит разностороннее развитие личности.
Предметнопространственная среда не только обеспечивает разные виды
активности дошкольника (речевую, игровую, умственную и т.п.), но и
становится своеобразной лабораторией его самообразования. Предметно
развивающая среда играет особую роль в самостоятельной деятельности
дошкольника, так как эта деятельность во многом зависит от того, как
устроена предметнопространственная организация жизни ребенка, из какихигрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий
потенциал.
Говоря о роли среды в развитии детей дошкольного возраста, необходимо
учитывать специфику данного возраста, а именно те особенности, которые
отличают дошкольника о других старших субъектов образования (школьника,
студента). В отличие от последующих возрастных этапов, именно в этот
период обеспечивается общее развитие ребенка — своего рода фундамент для
любых специальных знаний, умений и отношений к миру.
Основное специфическое отличие дошкольного возраста от других возрастов
заключается не только в том, что ребенокдошкольник получает социальный
опыт и новые сведения об окружающем мире от других людей, в первую
очередь от взрослых, но и в том, что другой важный источник знаний,
социального опыта и развития — окружающая его среда.
Именно среда становится для маленького ребенка носителем информации об
окружающем мире. Дошкольнику, чтобы исследовать предметы, оценить все
его качества и признаки, необходимо длительное время. В силу
неустойчивости внимания ребенок часто отбрасывает игрушку, если через
день, неделю ему предлагают новую.
У современных детей наблюдается противоположная тенденция, они не могут
удержать внимание на одной игрушке, так как игр и игрушек слишком много.
От этого страдает становление и развитие таких психических процессов, как
внимание, восприятие, ощущения и в конечном итоге мышление. Поэтому
психологи и педагоги советуют единовременно для освоения ребенком
должно быть не более 4–5 игрушек.
При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать
гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным
материалом для девочек и мальчиков.
Специфический материал:
для девочек — это куклы, коляски;
для мальчиков — машины, пистолеты;
общее конструкторы, обучающие игры (лото, шахматы, шашки, домино
с картинками), спортивные и музыкальные игрушки.
Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее
быта, культурных предпочтений, формы занятости старших и содержаниясемейных досугов. Детский сад как образовательный центр всегда несет в
себе не только заряд «запрограммированной» культуры,
но и испытывает влияние культурной ауры микрорайона, села, города, по
разному обогащающих жизнь детей, их опыт деятельности и переживаний.
Все эти среды: семейный дом, детский сад, школа, микрорайон, город (село),
природные и парковые ландшафты — могут стать источником обогащения
опыта детской деятельности, а, следовательно, их психики.