Семинар для родителей

  • Семинары
  • docx
  • 23.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка семинара для родителей по созданию предметно-пространственной среды в домашних условиях. Предметно-развивающая среда семейного воспитания дает возможность ребенку формировать ценности познания, преобразования и отношения к миру не только с помощью родителя, но и самостоятельно, приобретает смысл понятия «развивающая среда». Выделены обстоятельства, затрудняющие внедрение полноценного явления «развивающая среда» в семьи. Описание специфики игрушек.
Иконка файла материала семинар для родителей.docx
Семинар для родителей «Организация предметно­развивающей среды в семье». В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче  — воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой  благоприятной обстановки — большое искусство, включающее в себя  разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Но для многих родителей семейное воспитание представляется более  естественным, особенно для дошкольника, — ребенок растет в привычных  домашних условиях, с соблюдением физиологичного режима, без лишних  стрессов и перегрузок. Задача родителей состоит в умении моделировать  социокультурную предметно­пространственную развивающую среду, которая  бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы  образного воссоздания мира и язык искусств, реализовывать познавательно­ эстетические и культурно­коммуникативные потребности в свободном  выборе. Условия, созданные для развития малыша в семье, определяют, как он будет учиться, будет ли стремиться к получению новых знаний. Поэтому так  важно грамотно создать развивающую среду для ребенка­дошкольника в  условиях семейного воспитания. В теории и практике педагогики много  внимания уделяется оборудованию игровых и групповых комнат для детей  дошкольного возраста, а также оформлению различных помещений именно в  детском саду. Этому способствуют различные публикации  и консультации  специалистов, регулярные художественные тематические выставки по  вопросам архитектуры, монументально­оформительского, декоративно­ прикладного искусства, книжной иллюстрации, мебели и интерьера. Но весьма мало информации о принципах построения развивающей среды в условиях  семейного воспитания. Предметно­развивающая среда семейного воспитания, которая дает  возможность ребенку формировать ценности познания, преобразования и  отношения к миру не только с помощью родителя, но и самостоятельно,  приобретает смысл понятия «развивающая среда». Действия ребенка с  отдельными предметами, обучающими пособиями, играми и игрушками  помогают ему познать роль и соотношение предметов и вещей, а также  сделать первые шаги в понимании социальных отношений. От того, какая  среда окружает ребенка, во многом зависит его интеллектуальное,нравственное и эстетическое развитие. Поэтому очень важно, чтобы  материальная домашняя обстановка была именно развивающей. Предметно­пространственная среда обладает важнейшей способностью  непосредственного и постоянного влияния на детей. Материальное  окружение, организованное с целью предоставления большего пространства  для творческих исканий ребенка, тем самым активно развивает и тренирует  его воображение. Это особенно важно, если учесть слова английского  психолога Т.И. Джонеса, что воображение «должно иметь постоянное,   а  неспорадическое применение».                                                                                 Обстоятельства, затрудняющие внедрение полноценного явления  «развивающая среда» в семьи:  малометражность квартир; невозможность не то что выделить ребенку  отдельную комнату, но иногда просто «уголок»;  небольшой общий семейный доход по России и дороговизна различных  игрушек и пособий для детей, что делает порой невозможным  полноценно оснастить пространство ребенка;   отсутствие у родителей элементарных знаний о том, как должна  выглядеть комната ребенка, что ведет к частым перегибам в  «дизайнерских» экспериментах родителей. На самом деле все одновременно и сложно, и просто. Не споря с  объективностью вышеперечисленных проблем, хочется сказать, что создание  развивающей среды в семье — задача, требующая, прежде всего, четких  позиций родителей, знаний об особенностях дошкольного периода детства и  разумных материальных затрат. Самое главное во взглядах родителей на игрушки и наполнение среды детской комнаты, это проверка: 1) сертификации всего, что вы покупаете ребенку, т.е. наличие санитарно­ эпидемиологического заключения (сертификата), который подтверждает  безопасность материалов и оборудования; 2) безопасности материалов и оборудования, т.е. обеспечение ребенка такими  материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому  и психическому здоровью не угрожает опасность.Данные позиции наиболее важны в связи с тем, что сегодня на территории  России существует почти никем не регулируемая продажа  несертифицированных и опасных игрушек, мебели для детей. Причем игрушка может нанести как физический (потеря здоровья), так и психологический  урон ребенку (страхи, агрессия, негативные эмоции); 3) развивающий потенциал игрушки. Взрослый должен осознать, что предметно­пространственная развивающая среда — это средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта,  игрушками, живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает  окружающий мир. Развивающая среда должна создавать благоприятные  условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности.  Поэтому и создавать среду надо с позиции творческой активности и  самостоятельности ребенка. Взрослый выступает как помощник, соратник в  построении игрового пространства, но ни в коем случае не как его  организатор и авторитарный руководитель. Поэтому взрослый создает среду,  максимально дающую свободу деятельности и активности ребенка. В детской  комнате не нужны богато украшенные интерьеры, которые требуют  интенсивного ухода и уборки помещения или пристального наблюдения, как  бы чего не помял, не нарисовал, не сдвинул, не сломал. Хотя, конечно, мы  учим ребенка бережно относиться к предметам интерьера, но среда, тем более развивающая, не должна выполнять функцию статичного, раз и навсегда  заданного пространства жизни. Это среда постоянного освоения и изменения,  т.е. тех процессов, что так желанны и необходимы ребенку. Среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности  (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для  самостоятельной деятельности, условием для опосредованной формы  самообразования ребенка. При этом развиваются любознательность и  творческое воображение, умственные и художественные способности,  коммуникативные навыки. Происходит разностороннее развитие личности. Предметно­пространственная среда не только обеспечивает разные виды  активности дошкольника (речевую, игровую, умственную и т.п.), но и  становится своеобразной лабораторией его самообразования. Предметно­ развивающая среда играет особую роль в самостоятельной деятельности  дошкольника, так как эта деятельность во многом зависит от того, как  устроена предметно­пространственная организация жизни ребенка, из какихигрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий  потенциал. Говоря о роли среды в развитии детей дошкольного возраста, необходимо  учитывать специфику данного возраста, а именно те особенности, которые  отличают дошкольника о других старших субъектов образования (школьника,  студента). В отличие от последующих возрастных этапов, именно в этот  период обеспечивается общее развитие ребенка — своего рода фундамент для любых специальных знаний, умений и отношений к миру. Основное специфическое отличие дошкольного возраста от других возрастов  заключается не только в том, что ребенок­дошкольник получает социальный  опыт и новые сведения об окружающем мире от других людей, в первую  очередь от взрослых, но и в том, что другой важный источник знаний,  социального опыта и развития — окружающая его среда. Именно среда становится для маленького ребенка носителем информации об  окружающем мире. Дошкольнику, чтобы исследовать предметы, оценить все  его качества и признаки, необходимо длительное время. В силу  неустойчивости внимания ребенок часто отбрасывает игрушку, если через  день, неделю ему предлагают новую.  У современных детей наблюдается противоположная тенденция, они не могут  удержать внимание на одной игрушке, так как игр и игрушек слишком много.  От этого страдает становление и развитие таких психических процессов, как  внимание, восприятие, ощущения и в конечном итоге мышление. Поэтому  психологи и педагоги советуют единовременно для освоения ребенком  должно быть не более 4–5 игрушек.    При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать  гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным  материалом для девочек и мальчиков.                                                          Специфический материал:    для девочек — это куклы, коляски;   для мальчиков — машины, пистолеты;   общее ­ конструкторы, обучающие игры (лото, шахматы, шашки, домино с      картинками), спортивные и музыкальные игрушки. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений, формы занятости старших и содержаниясемейных досугов. Детский сад как образовательный центр всегда несет в  себе не только заряд «запрограммированной» культуры,   но и испытывает влияние культурной ауры микрорайона, села, города, по­ разному обогащающих жизнь детей, их опыт деятельности и переживаний.    Все эти среды: семейный дом, детский сад, школа, микрорайон, город (село),  природные и парковые ландшафты — могут стать источником обогащения  опыта детской деятельности, а, следовательно, их психики.