Если с раннего детства ребенку внушать определенные словесные формулы, то к тому моменту, как он вырастет, они будут прочно вплетены в его самооценку.
Как правило, родители передают своим детям именно те словесные формулы, которые им когда-то были переданы их родителями, добавляя, конечно, что-то и из своего опыта. И это вполне естественно: ведь можно научить другого только тому, что умеешь сам.
СЕМИНАР ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Родительское внушение»
1. Вступление педагога
Если с раннего детства ребенку внушать определенные
словесные формулы, то к тому моменту, как он вырастет,
они будут прочно вплетены в его самооценку.
Как правило, родители передают своим детям именно те
словесные формулы, которые им когдато были переданы их
родителями, добавляя, конечно, чтото и из своего опыта.
И это вполне естественно: ведь можно научить другого
только тому, что умеешь сам.
2. Педагог предлагает родителям порассуждать об
особенностях поведения людей в типичных ситуациях:
·
Многие люди пытаются похудеть. Почему, несмотря на
эти многочисленные попытки, некоторые так и не смогли
·
·
·
·
этого сделать?
Отчего некоторые взрослые люди часто провоцируют
вокруг себя массу конфликтов, сами того не желая?
Как так происходит, что умные и сообразительные
сотрудники не всегда становятся «у руля» компании, а
посредственные и недалекие – легко пробиваются в
начальство?
А бывает ли так, что когда вам необходимо начать
важное дело, вы вдруг вспоминаете о невымытой посуде,
интересной телепередаче или срочной уборке квартиры?
Бывает ли так, что вы без проблем подбираете подарки
для своих близких, но вот выбрать чтонибудь в
магазине для себя – неразрешимая задача?
Для того чтобы понять причину этих и многих других
похожих ситуаций, нужно ответить на важные вопросы.·
·
·
·
3. Знакомы ли вам такие фразы:
Горюшко ты мое…
Когда ж ты, наконец, поумнеешь (вырастешь,
выздоровеешь)?
За что мне такое наказание?
Мне не нужен такой плохой ребенок и др.
Часто ли вы в детстве слышали такие слова?
Часто ли вы говорите их своему ребенку?
Эти и подобные выражения психологи называют
родительскими директивами и считают их очень опасными. А
какую опасность они представляют, нам расскажет психолог.
4. Выступление педагогапсихолога:
Скрытый смысл такой директивы – облегчить себе
управление ребенком путем возбуждения в нем хронического
чувства базисной вины. За неисполнение этих скрытых
приказаний дошкольник расплачивается обычно косвенно –
собственным чувством вины перед родителями. Основные
директивы ребенок получает до 6 лет, а звучат эти приказы
в его голове на протяжении почти всей жизни. И проблема
состоит не в количестве подобных указаний, а в том
содержании, которое они передают ребенку.
А как продолжает жить эта директива в душе взрослого
человека? Она может давать о себе знать через ощущение
никчемности своего существования, стремление постоянно
доказывать себе, что я «чтото значу», глубинное неверие
в то, что «меня можно полюбить», постоянное подспудное
ощущение собственной «плохости», а также через стремление
к вредным привычкам.
Что же делать? К сожалению, полностью избежать
родительских директив в воспитании детей практическиневозможно. Главное, чтобы мы сами освободились от
влияния директив, высказанных нам нашими родителями, и по
возможности оградили своих детей от собственных подобных
указаний.
Именно поэтому нельзя говорить: «Ты мне такой не
нужен»; «Я изза тебя не успела…»; «Ты не дал мне сделать
то, что я хотела» и т. п.
Можно говорить, например:
«Я беспокоилась о тебе (бросила работу, не написала
диссертацию), но ты в этом нисколько не виноват»; «Я
волнуюсь по поводу твоего здоровья, потому что люблю
тебя, я твоя мама (папа, бабушка). Когда ты сам будешь
взрослым, ты будешь любить своих детей и беспокоиться о
них».
Все «правильные» формулировки придут сами собой, если
вы примете самого себя как человека, как взрослого, как
родителя!
5. Упражнение «Делайте и не делайте»:
Педагогпсихолог зачитывает фразы из набора
«Делайте!» и предлагает показать в парах примеры
родительскодетского взаимодействия:
·
Как можно чаще радуйтесь Вашему малышу.
·
·
·
·
Занимаясь уборкой, приготовлением обеда или другими
делами, напевайте чтонибудь.
Когда малыш может Вас слышать, чаще разговаривайте
вслух сами с собой.
Если Вы увидели, что ребенок чтото делает, то
начните «параллельный разговор», т. е. комментируйте
его действия.
Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим,
ободряющим тоном.·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Когда ребенок разговаривает с Вами, слушайте его
внимательно и сочувственно.
Говорите с малышом медленно и короткими фразами.
В разговоре с ребенком называйте как можно больше
предметов.
Все Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
Старайтесь читать ребенку каждый день.
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы,
поощряйте игры с другими детьми.
Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые
впечатления, о которых он мог бы Вам рассказать.
Помогите выучить ребенку его имя и фамилию, имена и
отчества воспитателей.
Установите четкие требования к ребенку, но помните,
что запретов не должно быть слишком много.
Будьте терпеливы и не теряйте чувства юмора.
Педагогпсихолог показывает мультимедиа презентацию
«Не делайте!»
·
НЕ ПЕРЕБИВАЙТЕ ребенка, не говорите ему, что Вы все
уже поняли, не отворачивайтесь, пока он не закончит
рассказывать, другими словами, не дайте ребенку
заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он
·
·
·
·
говорит.
НЕ ЗАДАВАЙТЕ ребенку слишком много вопросов.
НЕ ПРИНУЖДАЙТЕ делать его то, к чему он еще не готов.
НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ ребенка делать чтолибо, если он
вертится, устал или расстроен, лучше поиграйте вместе
с ним.
НЕ ТРЕБУЙТЕ сразу слишком многого: пройдет еще не
мало времени, прежде чем ребенок приучится
самостоятельно убирать свои игрушки, приводить впорядок комнату.
НЕЖЕЛАТЕЛЬНО ПОСТОЯННО ПОПРАВЛЯТЬ ребенка, то и дело
повторяя: «Не так! Переделай это!».
НЕ КРИТИКУЙТЕ ребенка в присутствии других детей и
взрослых.
НЕ СРАВНИВАЙТЕ своего ребенка с другими детьми: ни с
его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни
с его приятелями или родственниками.
НЕ ПРОЯВЛЯЙТЕ повышенного беспокойства по поводу
каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения
вперед или, наоборот, некоторого регресса.
НЕ УСТАНАВЛИВАЙТЕ для ребенка множество правил: он
перестает их замечать.
НЕ ОЖИДАЙТЕ от ребенка понимания всех логических
связей, всех Ваших чувств, абстрактных рассуждений и
объяснений.
НЕ ЛИШАЙТЕ ребенка своего тепла и участия.
·
·
·
·
·
·
·
6. Обсуждение итогов работы семинара.