Семинар для учителей «Интегрирование предмета «Самопознание» в предметы школьного курса»
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
01.05.2017
Повышение уровня компетентности педагогов школы в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации программы духовно-нравственного образования «Самопознания»
Задачи:
• Познакомить с психолого-педагогическими основами программы НДО «Самопознание» в современном образовательном пространстве
• Раскрыть духовно-нравственную глубину предмета «Самопознание»
• Показать необходимость интеграции «Самопознания» и других дисциплин как связующую нить на пути к гармонии и взаимосвязанности мира через самосознание каждого учащегося.
УТВЕРЖДАЮ мой семинар.docx
План методического семинара для учителей
Дата: «__»______2017г.
Колво слушателей семинара _____
Педагог: Александрова О. В.
Тема методического семинара для учителей:
«Интегрирование предмета «Самопознание» в предметы школьного
курса»
Ресурсы:(материалы,
источники)
1. Интерактивная
доска
2.Позитивный
настрой:
«Концентрация на
свет» (композиция
«Хрустальная
грусть»
3.Анкеты для
учителей
4. Листы формата
А3,
5.Видео материалы:
6. Аудиоматериалы
Цель: повышение уровня компетентности педагогов
школы в вопросах проектирования педагогического
процесса на основе интеграции образовательных областей
в рамках реализации программы духовнонравственного
образования «Самопознания»
Задачи:
Познакомить с психологопедагогическими
основами программы НДО «Самопознание» в
современном образовательном пространстве
Раскрыть духовнонравственную глубину предмета
«Самопознание»
Показать необходимость интеграции
«Самопознания» и других дисциплин как
связующую нить на пути к гармонии и
взаимосвязанности мира через самосознание
каждого учащегося.
План:
1. Психологопедагогические основы программы НДО
«Самопознание»
2. Аксиологические основы программы НДО
«Самопознание»
3. Интеграция программы НДО «Самопознание» и
других дисциплин. Ход семинара:
Анализ
1. Анкетирование проводится предварительно
(первичное)
2. Организационный момент. Вступительная беседа.
Добрый день, коллеги! Я рада вас приветствовать на
семинаре. Начнем мы наш семинар необычно для вас в
формате урока «Самопознание» с позитивного настроя.
Позитивный настрой.
Звучит тихая музыка. Коллеги, сядьте, приняв удобное
положение. Положите руки на колени ладонями вверх и
расслабьтесь. Закройте глаза и сделайте несколько
глубоких вдохов и выдохов. Медленно вдохните,
представляя себе, что вы впитываете энергию,
содержащуюся в окружающей вас атмосфере. Задержите
дыхание и почувствуйте, как воздух очищает и дает
живительную силу каждой клеточке вашего организма.
Теперь выдохните и вместе с выдохом освободите себя от
напряжения, от всех забот и страхов, которые оказывают
на вас отрицательное влияние. Опять медленно вдохните и
представьте себе белый цвет в форме большого шара.
Вновь ненадолго задержите дыхание и почувствуйте, как
этот цвет проникает в ваше тело. Он очищает вас, дает
силу, наполняет все клетки организма светом и энергией.
Продолжайте спокойно дышать и ощутите, как под
воздействием света жизнь начинает пульсировать в
каждой клетке вашего организма. Постарайтесь еще
некоторое время задержаться в этих волнах белого цвета,
почувствуйте, как меняется сознание в глубине вашего
«Я», а затем поблагодарите тот внутренний источник,
который подарил вам эти ощущения. Теперь постепенно
возвращайтесь к своему обычному состоянию. Осознайте
свое тело и окружающее пространство, потихонечку
можно открывать глаза. Спасибо!
Какие чувства вы испытывали? Изменилось ваше
настроение?
Кому было тяжело сконцентрироваться или
наоборот?
Хотели бы вы использовать на своих уроках
позитивный настрой?
4. Психологопедагогические основы программы
НДО «Самопознание»
Современное человечество вошло в третье тысячелетие с ясным представлением об опасности
интеллекта, не обремененного нравственными
критериями, и пониманием того, что идеология
потребителя наносит ущерб духовному развитию
личности и добрые перемены в мире немыслимы
без участия каждого из нас. В условиях
независимого Казахстана одним из актуальных
вопросов педагогической теории и практики
является поиск оптимальной национальной модели
образования, опирающейся на традиционные
духовные ценности народа и учитывающей вызовы
эпохи глобализации.
В этом контексте знаменательным событием в развитии
национальной системы образования стало введение в
учебный процесс общеобязательного предмета
«Самопознание».
Вопросы нравственного развития, воспитания,
совершенствования человека волновали общество всегда и
во все времена. Сегодня весь мир находится в поиске
новых образовательных программ по развитию
общечеловеческих ценностей. Практическим решением
этой задачи стала реализация проекта нравственно
духовного образования «Самопознание»,
автором
которого является Первая леди Республики Казахстан,
Сара Алпысовна Назарбаева. Она писала:
«Надо
возродить этику жизни взамен тех условностей
«цивилизованного этикета», которыми так долго
обходились мы, беспамятные дети ХХ века. Ведь народ
испокон веков владел и пользовался этими
ценностями…, черпал воду из хрустального родника
духовности. Но в бурном ритме последних десятилетий
путь к своим истокам наши современники попросту
забыли. И я убеждена, что поиск этой дороги к
роднику с хрустальным источником Духовности –
задача из задач для каждого… Или если хотите,
назовите ее дорогой к Храму знаний о человеке. Познать
себя – должен каждый»
Древнегреческие мудрецы призывали: «Познай
самого себя, и ты познаешь весь мир!» Познаешь себя –
познаешь жизнь. Программа нравственнодуховного
образования «Самопознание» основана на целостном
подходе к пониманию человека, как обладающего не
только биологической и социальной, но и высшей Толстой,
духовной природой (Сократ, альФараби, Абай Кунанбаев,
Л.Н.
Ыбрай
Алтынсарин и др.) Предмет «Самопознание» призван
помочь подрастающему поколению осознать своё высшее
духовное начало.
Шакарим Кудайбердиев,
5. Аксиологические основы программы НДО
«Самопознание»
Общечеловеческие ценности – это сочетание как
материальных, так и духовных ценностей.
Взаимосвязь общечеловеческих ценностей со структурой
человеческой личности условно можно изобразить
следующим образом:
Все общечеловеческие ценности – грани одной
человечности. Праведное поведение – это любовь в
действии, любовь пронизывает все ценности:
Любовь в действиях – Праведное поведение
Любовь в чувствах – Покой
Любовь в мыслях, словах – истина
Любовь в понимании – Ненасилие
Истина – это то, что остается неизменным,
основополагающий жизненный принцип: духовное начало,
пронизывающее все творение, единая суть, присущая
всему мирозданию. Она не подвержена изменениям во
времени – прошлом, настоящем и будущем.
Праведное поведение–это поведение, соответствующее
долгу и обязательствам, поступки согласно внутреннему
голосу совести.
Любовь – это чистая бескорыстная и безусловная любовь,
это энергия, созидающая и поддерживающая жизнь.
Внутренний покой – совершенное умиротворение ума,
глубинная природа человека.
Ненасилие – не причинение вреда никому, ни мыслью, ни
словом, ни делом.
Из пяти перечисленных выше ценностей, первые две –
истина и праведное поведение – включает в себя,
фактически, суть всей нравственности. Честность,
прямота и верность внутренне присущи уже этим двум,
что значит: во всех случаях говори правду и действуй
согласно внутреннему голосу совести. И если ктото
действует на основе бескорыстной любви, то независимо
от успеха или поражения, удовольствия или боли, радости
или горя, он пребывает в совершенном мире и покое. Общечеловеческие ценности – это единственно возможная
основа содержания предмета «Самопознание» в условиях
многонационального и многоконфессионального
государства. В фундаментальных исследованиях
философской школы Казахстана подчеркивается, что :
«Добро, красота, вера, надежда, любовь – не выдумки, а
имманентные законы бытия. Человеку не следует,
прорываясь к глубочайшим тайнам бытия, закрывать их от
себя познанием законов материи. Эти законы важны, но
они – поверхность бытия. Ответы на важнейшие вопросы
человек носит внутри себя; и как раз «простые» вера,
надежда, любовь, добро и образуют эти ответы. Они суть
законы духа и материи: они едины бытию».
6. Интегративные принципы предмета
«Самопознание» как основа нравственно
духовного образования учащихся.
Интеграция есть объединение нескольких идей, точек
зрения, сфер деятельности и т.д. в одно целое.
Идея интеграции заключена в самом предмете
самопознания. Об этом говорится в Государственном
стандарте РК по предмету «Самопознание»: «...В
современном мировом образовательном пространстве
особое внимание уделяется формированию у молодежи
целостной картины мира, пробуждению интереса к
духовности, нравственности... Интегрированный предмет
«Самопознание», призванный выполнять ключевую роль в
образовательном пространстве казахстанской школы,
закладывает основы гуманистического мировоззрения. Все
другие образовательные области становятся частью
целостного гуманитарного знания...» 3. Интеграция
нравственнодуховного образования «Самопознание» в
учебные предметы – это, прежде всего, оживление знания,
выявление его нравственнодуховной сущности, это
целостное знание, синтез всех предметов на основе вечных
общечеловеческих ценностей и видения единства в
многообразии.
Вечные ценности должны стать фокусной точкой
образования, другими словами, должны составить единое
целое со всем, чему мы учили.
Самопознание – метопредмет, обеспечивающий
целостность, человечность и одухотворенность процесса
образования. Каждый предмет может стать инструментом духовно
нравственного воспитания детей.
Структура интегрированных уроков отличается
четкостью, компактностью, логической
взаимообусловленностью учебного материала на каждом
этапе урока.
Цель интегрированного обучения:
1. Создание оптимальных условий для развития мышления
учащихся в процессе обучения, на основе интеграции
разных предметов.
2. Преодоление некоторых противоречий процесса
обучения.
3. Активизация познавательной и творческой
деятельности учащихся на уроках.
2.Внешняя и внутренняя интеграция самопознания и
других дисциплин.
Интеграция внешняя – это применение
методических приемов самопознания на любом
уроке (позитивный настрой, рассказывание притчи,
завершающая минутка урока и др.).
Интеграция внутренняя – это интеграция,
основанная на целостном понимании человека и
мира, как обладающих не только биологической и
социальной природой, но и высшей духовной
природой.
3.Пути интеграции самопознания и других дисциплин
Существует три пути интеграции других
общеобразовательных предметов и самопознания:
1. Вдохновляющие примеры из жизни великих ученых
и из истории развития науки.
2. Знакомство с открытиями современной науки.
3. Выявление общечеловеческих ценностей в
содержании каждого учебного предмета.
Вывод: Образование в современной школе должно
основываться на целостной картине мира, обогащенной
духовнонравственным смыслом, что выявит
мировоззренческое и воспитательное значение
современной науки. Поэтому необходимо учитывать
современные научные теории и открытия и оттуда черпать
идеи и вдохновение для интеграции урока самопознания и
других школьных предметов.
7. Творческая деятельность. Групповая работа. Учителя делятся на группы по 45 человек. Необходимо
обсудить в группах возможности интегрирования
общечеловеческих ценностей в другой предмет (по
выбору). Можно в форме стихотворения, песни, плаката.
Защита своих работ.
8. Домашнее задание.
1. Знакомство с одним из педагогических произведений
Ш.А. Амонашвили («О детях Света», «Улыбка моя, где
ты?», «Спешите, дети, будем учиться летать»
2. Провести интегрированный урок с предметом
самопознание.
9. Заключительная минута семинара.
Групповое пение
Текс песни «Надежда»
Слова: Добронравов Н.
Музыка: Пахмутова А.
Светит незнакомая звезда,
Снова мы оторваны от дома,
Снова между нами города,
Взлётные огни аэродромов.
Здесь у нас туманы и дожди,
Здесь у нас холодные рассветы,
Здесь на неизведанном пути
Ждут замысловатые сюжеты.
Надежда мой компас земной,
А удача награда за смелость,
А песни довольно одной,
Чтоб только о доме в ней пелось.
Ты поверь, что здесь, издалека,
Многое теряется из виду, Тают грозовые облака,
Кажутся нелепыми обиды.
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым,
Чтоб порой от жизни получать
Радости скупые телеграммы.
Надежда мой компас земной,
А удача награда за смелость,
А песни довольно одной,
Чтоб только о доме в ней пелось.
И забыть попрежнему нельзя
Всё, что мы когдато не допели,
Милые усталые глаза,
Синие московские метели.
Снова между нами города,
Жизнь нас разлучает, как и прежде,
В небе не знакомая звезда
Светит, словно памятник надежде.
Подумайте о том хорошем, что было на семинаре.
Посидите немного в тишине, подумайте о том, что вы
сегодня услышали. Напишите пожалуйста отзыв о
сегодняшнем семинаре, что вам понравилось, а что может
быть не понравилось. Спасибо большое за ваши мысли, за
нашу с вами плодотворную работу!
Педагог: Александрова О.В.
И.о. Директора Вдовина Л.А.
Семинар для учителей «Интегрирование предмета «Самопознание» в предметы школьного курса»
Семинар для учителей «Интегрирование предмета «Самопознание» в предметы школьного курса»
Семинар для учителей «Интегрирование предмета «Самопознание» в предметы школьного курса»
Семинар для учителей «Интегрирование предмета «Самопознание» в предметы школьного курса»
Семинар для учителей «Интегрирование предмета «Самопознание» в предметы школьного курса»
Семинар для учителей «Интегрирование предмета «Самопознание» в предметы школьного курса»
Семинар для учителей «Интегрирование предмета «Самопознание» в предметы школьного курса»
Семинар для учителей «Интегрирование предмета «Самопознание» в предметы школьного курса»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.