Семинар для учителей «Интегрирование предмета «Самопознание» в предметы школьного курса»
Оценка 4.9

Семинар для учителей «Интегрирование предмета «Самопознание» в предметы школьного курса»

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
01.05.2017
Семинар для учителей «Интегрирование предмета «Самопознание» в предметы школьного курса»
Повышение уровня компетентности педагогов школы в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации программы духовно-нравственного образования «Самопознания» Задачи: • Познакомить с психолого-педагогическими основами программы НДО «Самопознание» в современном образовательном пространстве • Раскрыть духовно-нравственную глубину предмета «Самопознание» • Показать необходимость интеграции «Самопознания» и других дисциплин как связующую нить на пути к гармонии и взаимосвязанности мира через самосознание каждого учащегося.
УТВЕРЖДАЮ мой семинар.docx
План методического семинара для учителей Дата: «__»______2017г. Кол­во слушателей семинара _____   Педагог: Александрова О. В. Тема методического семинара для учителей:  «Интегрирование предмета «Самопознание» в предметы школьного курса» Ресурсы:(материалы, источники) 1. Интерактивная  доска 2.Позитивный  настрой: «Концентрация на  свет» (композиция  «Хрустальная  грусть» 3.Анкеты для  учителей   4. Листы формата  А3, 5.Видео материалы:  6. Аудиоматериалы Цель: повышение уровня компетентности педагогов  школы в вопросах проектирования педагогического  процесса на основе интеграции образовательных областей  в рамках реализации программы духовно­нравственного  образования «Самопознания» Задачи:  Познакомить с психолого­педагогическими  основами программы НДО «Самопознание» в  современном образовательном пространстве  Раскрыть духовно­нравственную глубину предмета  «Самопознание»  Показать необходимость интеграции  «Самопознания» и других дисциплин как  связующую нить на пути к гармонии и  взаимосвязанности мира через самосознание  каждого учащегося.  План: 1. Психолого­педагогические основы программы НДО  «Самопознание» 2. Аксиологические основы программы НДО  «Самопознание» 3. Интеграция программы НДО «Самопознание» и  других дисциплин. Ход семинара:  Анализ  1. Анкетирование проводится предварительно  (первичное) 2. Организационный момент. Вступительная беседа.  ­ Добрый день, коллеги! Я рада вас приветствовать на  семинаре. Начнем мы наш семинар необычно для вас в  формате урока «Самопознание» с позитивного настроя.   Позитивный настрой.  Звучит тихая музыка. Коллеги, сядьте, приняв удобное  положение. Положите руки на колени ладонями вверх и  расслабьтесь. Закройте глаза и сделайте несколько  глубоких вдохов и выдохов. Медленно вдохните,  представляя себе, что вы впитываете энергию,  содержащуюся в окружающей вас атмосфере. Задержите  дыхание и почувствуйте, как воздух очищает и дает  живительную силу каждой клеточке вашего организма.  Теперь выдохните и вместе с выдохом освободите себя от  напряжения, от всех забот и страхов, которые оказывают  на вас отрицательное влияние. Опять медленно вдохните и представьте себе белый цвет в форме большого шара.  Вновь ненадолго задержите дыхание и почувствуйте, как  этот цвет проникает в ваше тело. Он очищает вас, дает  силу, наполняет все клетки организма светом и энергией.  Продолжайте спокойно дышать и ощутите, как под  воздействием света жизнь начинает пульсировать в  каждой клетке вашего организма. Постарайтесь еще  некоторое время задержаться в этих волнах белого цвета,  почувствуйте, как меняется сознание в глубине вашего  «Я», а затем поблагодарите тот внутренний источник,  который подарил вам эти ощущения. Теперь постепенно  возвращайтесь к своему обычному состоянию. Осознайте  свое тело и окружающее пространство, потихонечку  можно открывать глаза. Спасибо! ­Какие чувства вы испытывали? Изменилось ваше  настроение? ­ Кому было тяжело сконцентрироваться или  наоборот? ­ Хотели бы вы использовать на своих уроках  позитивный настрой? 4. Психолого­педагогические   основы   программы НДО «Самопознание»  Современное человечество вошло в третье тысячелетие с ясным представлением об опасности интеллекта, не обремененного нравственными критериями, и пониманием того, что идеология  потребителя наносит ущерб духовному развитию  личности и добрые перемены в мире немыслимы без участия каждого из нас. В условиях независимого Казахстана одним из актуальных вопросов педагогической теории и практики является поиск оптимальной национальной модели образования, опирающейся на традиционные духовные ценности народа и учитывающей вызовы эпохи глобализации. В этом контексте знаменательным событием в развитии  национальной системы образования стало введение в  учебный процесс общеобязательного предмета  «Самопознание».      Вопросы   нравственного   развития,   воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во   все   времена.   Сегодня   весь   мир   находится   в   поиске новых   образовательных   программ   по   развитию общечеловеческих   ценностей.   Практическим   решением этой   задачи   стала   реализация   проекта   нравственно­ духовного   образования   «Самопознание»,   автором которого   является   Первая   леди   Республики   Казахстан, Сара   Алпысовна   Назарбаева.   Она   писала:  «Надо возродить  этику   жизни  взамен   тех   условностей «цивилизованного   этикета»,   которыми   так   долго обходились мы, беспамятные дети ХХ века. Ведь народ испокон   веков   владел   и   пользовался   этими ценностями…,   черпал   воду   из   хрустального   родника духовности. Но в бурном ритме последних десятилетий путь   к   своим   истокам   наши   современники   попросту забыли.   И   я   убеждена,   что  поиск   этой   дороги   к роднику   с   хрустальным   источником   Духовности   – задача   из   задач   для   каждого…   Или   если   хотите, назовите ее дорогой к Храму знаний о человеке. Познать себя – должен каждый»                 Древнегреческие   мудрецы   призывали:   «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир!» Познаешь себя – познаешь   жизнь.   Программа   нравственно­духовного образования   «Самопознание»   основана   на   целостном подходе   к   пониманию   человека,   как   обладающего   не только   биологической   и   социальной,   но   и   высшей Толстой, духовной природой (Сократ, аль­Фараби, Абай Кунанбаев, Л.Н.   Ыбрай Алтынсарин   и   др.)   Предмет   «Самопознание»   призван помочь подрастающему поколению осознать своё высшее духовное начало.    Шакарим   Кудайбердиев, 5. Аксиологические основы программы НДО  «Самопознание»  Общечеловеческие ценности – это сочетание как  материальных, так и духовных ценностей.  Взаимосвязь общечеловеческих ценностей со структурой  человеческой личности условно можно изобразить  следующим образом: Все общечеловеческие ценности – грани одной  человечности. Праведное поведение – это любовь в  действии, любовь пронизывает все ценности: Любовь в действиях – Праведное поведение Любовь в чувствах – Покой Любовь в мыслях, словах – истина Любовь в понимании – Ненасилие Истина – это то, что остается неизменным,  основополагающий жизненный принцип: духовное начало,  пронизывающее все творение, единая суть, присущая  всему мирозданию. Она не подвержена изменениям во  времени – прошлом, настоящем и будущем. Праведное поведение–это поведение, соответствующее  долгу и обязательствам, поступки согласно внутреннему  голосу совести. Любовь – это чистая бескорыстная и безусловная любовь,  это энергия, созидающая и поддерживающая жизнь.  Внутренний покой – совершенное умиротворение ума,  глубинная природа человека.  Ненасилие – не причинение вреда никому, ни мыслью, ни  словом, ни делом.  Из пяти перечисленных выше ценностей, первые две –  истина и праведное поведение – включает в себя,  фактически, суть всей нравственности. Честность,  прямота и верность внутренне присущи уже этим двум,  что значит: во всех случаях говори правду и действуй  согласно внутреннему голосу совести. И если кто­то  действует на основе бескорыстной любви, то независимо  от успеха или поражения, удовольствия или боли, радости или горя, он пребывает в совершенном мире и покое. Общечеловеческие ценности – это единственно возможная основа содержания предмета «Самопознание» в условиях  многонационального и многоконфессионального  государства. В фундаментальных исследованиях  философской школы Казахстана подчеркивается, что :  «Добро, красота, вера, надежда, любовь – не выдумки, а  имманентные законы бытия. Человеку не следует,  прорываясь к глубочайшим тайнам бытия, закрывать их от себя познанием законов материи. Эти законы важны, но  они – поверхность бытия. Ответы на важнейшие вопросы  человек носит внутри себя; и как раз «простые» вера,  надежда, любовь, добро и образуют эти ответы. Они суть  законы духа и материи: они едины бытию». 6. Интегративные принципы предмета  «Самопознание» как основа нравственно духовного образования учащихся. Интеграция  есть   объединение   нескольких   идей,   точек зрения, сфер деятельности и т.д. в одно целое. Идея интеграции заключена в самом предмете  самопознания. Об этом говорится в Государственном  стандарте РК по предмету «Самопознание»: «...В  современном мировом образовательном пространстве  особое внимание уделяется формированию у молодежи  целостной картины мира, пробуждению интереса к  духовности, нравственности... Интегрированный предмет  «Самопознание», призванный выполнять ключевую роль в  образовательном пространстве казахстанской школы,  закладывает основы гуманистического мировоззрения. Все другие образовательные области становятся частью  целостного гуманитарного знания...» 3. Интеграция  нравственно­духовного образования «Самопознание» в  учебные предметы – это, прежде всего, оживление знания,  выявление его нравственно­духовной сущности, это  целостное знание, синтез всех предметов на основе вечных общечеловеческих ценностей и видения единства в  многообразии. Вечные ценности должны стать фокусной точкой  образования, другими словами, должны составить единое  целое со всем, чему мы учили. Самопознание – метопредмет, обеспечивающий  целостность, человечность и одухотворенность процесса  образования. Каждый предмет может стать инструментом духовно­ нравственного воспитания детей. Структура интегрированных уроков отличается  четкостью, компактностью, логической  взаимообусловленностью учебного материала на каждом  этапе урока. Цель интегрированного обучения: 1. Создание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения, на основе интеграции  разных предметов. 2. Преодоление некоторых противоречий процесса  обучения. 3. Активизация познавательной и творческой  деятельности учащихся на уроках. 2.Внешняя и внутренняя интеграция самопознания и  других дисциплин.  Интеграция внешняя – это применение  методических приемов самопознания на любом  уроке (позитивный настрой, рассказывание притчи,  завершающая минутка урока и др.).  Интеграция внутренняя – это интеграция,  основанная на целостном понимании человека и  мира, как обладающих не только биологической и  социальной природой, но и высшей духовной  природой. 3.Пути интеграции самопознания и других дисциплин Существует три пути интеграции других  общеобразовательных предметов и самопознания: 1. Вдохновляющие примеры из жизни великих ученых  и из истории развития науки. 2. Знакомство с открытиями современной науки. 3. Выявление общечеловеческих ценностей в  содержании каждого учебного предмета. Вывод: Образование в современной школе должно  основываться на целостной картине мира, обогащенной  духовно­нравственным смыслом, что выявит  мировоззренческое и воспитательное значение  современной науки. Поэтому необходимо учитывать  современные научные теории и открытия и оттуда черпать идеи и вдохновение для интеграции урока самопознания и  других школьных предметов. 7. Творческая деятельность. Групповая работа. Учителя делятся на группы по 4­5 человек. Необходимо  обсудить в группах возможности интегрирования  общечеловеческих ценностей в другой предмет (по  выбору). Можно в форме стихотворения, песни, плаката. Защита своих работ. 8. Домашнее задание. 1.  Знакомство с одним из педагогических произведений    Ш.А. Амонашвили («О детях Света», «Улыбка моя, где  ты?», «Спешите, дети, будем учиться летать» 2. Провести интегрированный урок с предметом  самопознание. 9. Заключительная минута семинара. Групповое пение Текс песни «Надежда» Слова: Добронравов Н. Музыка: Пахмутова А. Светит незнакомая звезда,  Снова мы оторваны от дома,  Снова между нами города,  Взлётные огни аэродромов.  Здесь у нас туманы и дожди,  Здесь у нас холодные рассветы,  Здесь на неизведанном пути  Ждут замысловатые сюжеты.  Надежда ­ мой компас земной,  А удача ­ награда за смелость,  А песни довольно одной,  Чтоб только о доме в ней пелось.  Ты поверь, что здесь, издалека,  Многое теряется из виду, Тают грозовые облака,  Кажутся нелепыми обиды.  Надо только выучиться ждать,  Надо быть спокойным и упрямым,  Чтоб порой от жизни получать  Радости скупые телеграммы.  Надежда ­ мой компас земной,  А удача ­ награда за смелость,  А песни довольно одной,  Чтоб только о доме в ней пелось. И забыть по­прежнему нельзя  Всё, что мы когда­то не допели,  Милые усталые глаза,  Синие московские метели.  Снова между нами города,  Жизнь нас разлучает, как и прежде,  В небе не знакомая звезда  Светит, словно памятник надежде.  Подумайте о том хорошем, что было на семинаре. Посидите немного в тишине, подумайте о том, что вы  сегодня услышали. Напишите пожалуйста отзыв о  сегодняшнем семинаре, что вам понравилось, а что может  быть не понравилось. Спасибо большое за ваши мысли, за  нашу с вами плодотворную работу! Педагог: Александрова О.В.  И.о. Директора Вдовина Л.А.

Семинар для учителей «Интегрирование предмета «Самопознание» в предметы школьного курса»

Семинар для учителей «Интегрирование предмета «Самопознание» в предметы школьного курса»

Семинар для учителей «Интегрирование предмета «Самопознание» в предметы школьного курса»

Семинар для учителей «Интегрирование предмета «Самопознание» в предметы школьного курса»

Семинар для учителей «Интегрирование предмета «Самопознание» в предметы школьного курса»

Семинар для учителей «Интегрирование предмета «Самопознание» в предметы школьного курса»

Семинар для учителей «Интегрирование предмета «Самопознание» в предметы школьного курса»

Семинар для учителей «Интегрирование предмета «Самопознание» в предметы школьного курса»

Семинар для учителей «Интегрирование предмета «Самопознание» в предметы школьного курса»

Семинар для учителей «Интегрирование предмета «Самопознание» в предметы школьного курса»

Семинар для учителей «Интегрирование предмета «Самопознание» в предметы школьного курса»

Семинар для учителей «Интегрирование предмета «Самопознание» в предметы школьного курса»

Семинар для учителей «Интегрирование предмета «Самопознание» в предметы школьного курса»

Семинар для учителей «Интегрирование предмета «Самопознание» в предметы школьного курса»

Семинар для учителей «Интегрирование предмета «Самопознание» в предметы школьного курса»

Семинар для учителей «Интегрирование предмета «Самопознание» в предметы школьного курса»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017