В подготовительном периоде закладываются основы будущей связной речи.
К концу первого - началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова
На третьем году резко возрастает словарный запас,
Дети 4 — 5 лет могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы
Особенности развития связной речи в дошкольном детстве.
Особенности связного высказывания ребенка с недоразвитием речи.
Речь односложная, состоящая из простых предложений;
Ребенок неспособен грамматически правильно построить распространенное предложение;
Недостаточный активный словарный запас;
Бедная диалогическая речь: ребенок неспособен грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
Испытывает трудности в построении монолога;
Отсутствует логическое обоснование своих утверждений и выводов;
Отсутствуют навыки культуры речи: ребенок не умеет использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.;
Плохая дикция;
Речевая замкнутость (уклонение от высказывания).
Совместное рассказывание - этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах, преимущественно в индивидуальной работе, а в средней со всеми детьми. Воспитатель выполняет самую сложную функцию — планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи («Жила-была девочка. Однажды она... А навстречу ей...»). Совместное рассказывание сочетается с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям.
Приемы обучения рассказыванию по картине
Образец рассказа — это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования.
Рассказывание по картине - игрушки, предметы и картины служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний, поскольку они подсказывают содержание речи. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. Часто в описание включается и рассказ о выполненных или возможных действиях с игрушкой или предметом, о том, как появились эти вещи у ребенка.
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи
Можно выделить несколько групп диалогических умений:
Собственно речевые умения: вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими); поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора – сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно; говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др. Умение общаться в паре, группе из 3 – 5 человек, в коллективе.
Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.
Рассказ - это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.
Пересказ - это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.
В детском саду детей обучают двум основным типам монологов — самостоятельному рассказу и пересказу
По игрушкам:
Описание игрушки
сюжетный рассказ
Творческие:
Придумывание сказки;
Рассказ на самостоятельно выбранную тему;
По сюжету, предложенному педагогом;
Придумывание продолжения текста.
Из опыта:
отражающие коллективный опыт
индивидуальный опыт
По картинкам:
предметные картины
сюжетные
по серии картин
повествование
пейзаж, натюрморт
Типы монологов по источнику высказывания:
Связная речь должна отличаться:
Полнотой и правильностью освещения темы;
Логичностью изложения;
Правильным отбором речевых средств для формирования высказывания;
Наличие разнообразных планов, схем, определяющих полноту, последовательность и логичность этого высказывания, которое в последующем используется в наглядной опоре:
Картинный план;
Символический;
Картинно-символический;
Словесный;
План-аппликация.
Описательный рассказ.
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Творческие рассказы.
Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.
Пересказ.
Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Принцип составления рассказа основывается на достаточно богатом словарном запасе, знаниях об окружающей действительности.
Дети должны:
Знать, что у рассказа есть начало, середина, конец;
Все части рассказа дружат между собой;
Уметь отличать рассказ от простого набора предложений.
Требования к речи воспитателя
Правильно произносить все звуки родного языка;
Иметь ясную, четкую, отчетливую речь;
Использовать в речи литературное произношение,
т.е. придерживаться орфоэпических норм;
Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;
В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа , умеренной громкостью голоса;
Связно и в доступной форме рассказывать, точно используя слова и грамматические конструкции.
- воспитание понимания связной речи;- воспитание диалогической связной речи;- воспитание монологической связной речи.
Последовательность работы по развитию связной речи
Работа над составлением рассказа – описания;
Работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;
Работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;
Работа над пересказом;
Работа над самостоятельным рассказом.
Рассказ по мнемотаблицам строю в три этапа:
1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что или кто на ней изображен;
2. Осуществляем перекодирование информации, т.е. преобразуем абстрактные символы слов в образы;
После перекодирования осуществляется рассказ по заданной теме.
Работа над составлением рассказа – описания.
План рассказа об осени
1. Солнце. (Солнце светит.)
2. Дождь. (Часто идут дожди.)
3. Листья. (Листья на деревьях меняют цвет.)
4. Ежик. (Животные готовятся к зиме.)
5. Птицы. (Птицы улетают в теплые края.)
6. Морковь, яблоко. (Люди собирают урожай овощей и фруктов.)
ОСЕНЬ
(Примерный рассказ по таблице)
Наступила осень. Солнышко светит ярко, но слабо согревает землю. Становится холодно. Часто идут дожди. Листья на деревьях меняют свой цвет на желтый, красный, оранжевый и багряный, поэтому осень и называют «золотой».
Животные готовятся к зиме: некоторые, как ежи и медведи, впадают в спячку. А другие, как белки и мышки, запасают на зиму корм. Все животные осенью линяют — меняют летний мех на теплый зимний.
Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов.
Возможные варианты рассказов по серии картинок
Например: Рассказ ребенка.
Однажды весенним утром увидел заяц снеговика, вместо носа у него была морковка. Захотел заяц съесть ее. Стал он подпрыгивать, не может достать морковку. Принес заяц лесенку. Подставил ее к снеговику. Но морковку не достал, сел и пригорюнился. В это время солнышко стало пригревать, снеговик растаял. Обрадовался зайчик, взял морковку и съел ее. Морковка была сладкая и хрустящая. Я назову этот рассказ «Заяц и морковка».
Образец рассказа педагога:
«Заяц и снеговик».
Однажды весенним утром дети слепили во дворе снеговика. Он получился высоким, красивым, веселым. Дети ушли домой обедать, а в это время из леса прибежал заяц. Он был очень голодным. Заяц увидел у снеговика морковку и захотел ее съесть. Подпрыгнул заяц, но достать морковку не смог – снеговик был высоким, а заяц маленьким.Около дома заяц увидел лесенку, принес ее и подставил к снеговику. Он залез на лесенку и стал лапкой тянуться за морковкой. Заяц и теперь не достал морковку, потому что лесенка была короткой.
В это время из-за тучи появилось солнышко. Заяц был умным, догадливым. Он сел на лесенку и стал ждать, когда снеговик растает. Солнышко светило все ярче и ярче. Снеговик стал таять. Он стал меньше ростом, руки и нос у него опустились, снеговик стал грустным.
Солнышко припекло еще сильнее. Снеговик почти растаял. Остались на земле лесенка и морковка. Заяц сел и стал грызть морковку. Она была сладкой, сочной, хрустящей.
Действие происходит вне помещения
Картина 1
Начало: как-то раз..., однажды.., был….
Далее следует ответить на вопрос: когда?(время года и название части суток);
Если событие происходит:
Осенью, день (утро, вечер) – осенний, хмурый, пасмурный, солнечный, теплый, холодный, дождливый, ветреный, ясный…;
Зимой, день (утро, вечер) – зимний, морозный, холодный, ясный, снежный…;
Весной, день (утро, вечер) – весенний, ясный, солнечный, теплый…;
Летом, день (утро, вечер) – жаркий, теплый, летний, ясный…
Варианты начала могут быть разные: «Однажды летним , жарким днем…
Как-то раз зимним, морозным утром…
Был теплый осенний вечер…»
Середина рассказа – это описание непосредственных событий, происшедших с героем (героями).
Вопрос: «А что случилось ?» (Устанавливаются причинно – следственные связи.)
Конец –
результат действия
оценка поступков героев
высказывание отношения к герою
Взрослый может предложить продолжить рассказ – что могло быть дальше.
Картина – действие происходит в помещении
Начало. Отвечаем на вопросы: Когда? Где? Кто что задумал (решил)?
Время года опускается, остается название части суток.
Когда? – используем выражения: однажды утром, днем, вечером, после завтрака, прогулки, сна…
Где? – дома, в саду, в группе…
Кто (дается имя) что решил, предложил, задумал.
Середина и конец. Остаются такими же, как и в работе с первым видом картин.
Приближался любимый детский праздник – Новый год. А елка стояла в углу и грустила. Оля посмотрела на елку и предложила:
Давайте украсим ее не только шарами, но и сами сделаем игрушки!
Ребята согласились. Каждый из них вооружился ножницами, красками, и цветной бумагой. Ребята работали с удовольствием. Вскоре яркие, красочные украшения были готовы. Ребята с гордостью повесили на елку свои работы.
Наступил праздник. Ребята надели маскарадные костюмы и отправились к елке. Они пели, танцевали и водили хоровод. Ну и , конечно же, к ребятам пришел Дедушка Мороз с долгожданными подарками.
Картина 3. Нет действующих лиц и событий
Это картины (пейзажные) типа «Ранняя осень», «Поздняя осень», «Зима»…
Начало. Название картины, имя автора, определение времени года.
Пришла… наступила… (по картине И.Левитана «Большая вода»).
Середина.
Последовательно, сверху вниз (от состояния неба и солнца, заканчивается тем, что на земле), учитывая передний и задний план, нужно дать описание признаков времени года.
Примерный словарь
Небо | Осенью: хмурое, пасмурное, покрыто тучами, ясное, темное… |
Солнце | Осенью: светит, прячется за тучи, иногда выглядывает из-за туч…Зимой: совсем не греет… |
День, воздух | Осенью: осенний, пасмурный, светлый, ясный, дождливый, солнечный, теплый… |
Дождь | Осенью: моросит, моросящий, ливень, мелкий, грибной… |
Деревья кусты | Осенью: с листьями, без листьев, листопад, желтые, красные, зеленые, разноцветные, листья падают, кружатся… |
Цветы, травы | Осенью: завяли, увяли, пожухли, пожелтели… |
Земля | Осенью: грязная после дождя, лужи, засыпана разноцветным или золотым ковром |
Снег, лед | Зимой: пушистый, легкий, серебристый, искрится на солнышке, сверкает, блестит, тонкий, толстый, прозрачный… |
На картине изображен весенний апрельский день. По голубому небу плывут белые облака. Холодная вода затопила низины, лес, дома. Стройные березки стоят в холодной воде. Вдалеке виднеются деревянные домишки, стоящие в воде. По рыжему берегу легли темные тени. Ответ «идеального» ученика.
«На картине «Весна. Большая вода» художник И. Левитан изобразил реку во время разлива. Это апрельский полдень. Погода ясная, солнечная, теплая. По голубому небу плывут белые облака, похожие на барашков. Солнца не видно, но чувствуется его тепло. На переднем плане я вижу голубую, спокойную воду. В ней как в зеркале отражаются голые деревья. Слева рыжий изогнутый песчаный берег. По берегу легли темные загадочные тени от стволов берез. У берега стоит старая ненадежная лодка, наверно, ее унесло течением. В середине картины видна березовая роща, еще не одетая листвой. Среди тонких белоствольных березок видна зеленая стройная ель и старое корявое дерево. Вдалеке виднеются стоящие в воде домики, уцелели только те, которые стоят на пригорке. В своей работе художник чаще всего использовал голубые и золотистые оттенки. Эта картина радостная, потому что наступила весна и скоро станет совсем тепло и зелено».
Очень полезно во время рассматривания использовать:
Произведения поэтов и писателей, где говорится о временах года;
Обращать внимание детей , как автор говорит о небе, снеге, солнышке, других объектах природы , и постараться использовать эти слова и выражения в рассказе;
опыт наблюдений за природой на прогулке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.