Семинар «Эффективность технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО»
Оценка 4.6

Семинар «Эффективность технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО»

Оценка 4.6
Семинары
docx
воспитательная работа
Детсад
17.04.2018
Семинар  «Эффективность технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО»
Выступление адресовано педагогам, которые хотели бы попробовать внедрить в своей образовательной организации новую технологию, а именно технологию ТРИЗ. Очень интересную, но немного забытую. Она как нельзя лучше подходит для развития у детей образного и системного мышления, творческого воображения и личностного развития.Материал для выступления
23 марта выступление (1).docx
Слайд 1 Выступление на тему: «Эффективность технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО» Здравствуйте уважаемые коллеги, меня зовут Аккуратнова Т. Н. , я работаю старшим воспитателем в МБДОУ «Россиянка» «ЦРР» г. Калуги НСП «Антошка» Сегодня мы с вами поговорим о технологии, которая была весьма популярна несколько десятков лет назад и на мой взгляд, незаслуженно забыта. Слайд 2 Речь пойдет о технологии ТРИЗ.           Основоположник Теории Решения  Изобретательских  Задач ( ТРИЗ) – российский ученый­ практик, писатель­ фантаст, педагог  Генрих Саулович Альтшуллер.  Возможно у кого-то возник вопрос а почему сегодня, в эпоху перемен, затронувших систему образования среди множества технологий мы выбрали хорошо забытую ТРИЗ. Отвечу словами канадского педагога Лоуренса Питера «Нет ничего нового под солнцем, но есть кое-что старое чего мы не знаем» Слайд 3 (слова Лоуренса Питера + его фото) «Нет ничего нового под солнцем, но есть кое-что старое чего мы не знаем» Действительно в настоящее время общество предъявляет новые требования к образованию подрастающего поколения, одним из которых становится развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Слайд 4 К сожалению практика современной системы образования пока еще далека от совершенства. Да и кроме того показывает, что некоторые педагоги постепенно утрачивают способность к нестандартному мышлению. Зачастую идут к достижению цели проторенной дорогой. Не ищут новых эффективных путей решения, возникающих проблем, а наоборот прибегают к типовым решениям. Слайд 5 Предотвратить это способна ТРИЗ-технология, которая на наш взгляд помогает воспитателям организовать не только качественный , но и увлекательный процесс обучения. Триз – технология придает занятиям развивающий характер , активизирует у детей творческий потенциал, отвечает требованиям ФГОС, как дошкольного , так и начального общего образования. Слайд 6 Преимущества ТРИЗ: ТРИЗ помогает детям видеть многогранность окружающего мира, его противоречивость и закономерности развития , формирует умение грамотно мыслить и решать свои маленькие проблемы. Слайд 7 (на слайде) Использования элементов ТРИЗ В ИГРОВОЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ взрослого с детьми помогает интеллектуальному развитию, творческому развитию и становлению личности. Интеллектуальное развитие: умение анализировать , сравнивать обобщать и системно мыслить. Творческое развитие: умение фантазировать , находить оригинальные решения. Личностное становление: умение решать противоречия, находить выход из проблемных ситуаций. Слайд 8 Поскольку ТРИЗ –это система методов и приёмов , которые можно использовать во всех видах деятельности, то она легко интегрируется в абсолютно любую образовательную программу дошкольного образования, максимально увеличивает ее эффективность. В детском саду ТРИЗ может применяться только в упрощенном адаптированном виде, на уровне первичного ознакомления с основными понятиями. В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста.     Не требует больших затрат по времени; Можно использовать в традиционной системе обучения; Развивает фантазию, воображение и мышление у детей; Вселяет уверенность в своих силах. Слайд 9  Методов активизации мышления и развития  творческого воображения очень  много. Многими из них мы успешно  пользуемся.  Я только перечислю некоторые из них:  Словесные методы (рассказ, беседа, дискуссия, объяснение)  Наглядные методы (демонстрация, иллюстрация).  сказочную или и иную ситуацию))  Практические  методы (упражнение, исследования )  Игровые методы (дидактические, игры­ инсценировки, симуляционные игры, когда ребенок погружается в  Слайд 10 ТРИЗ представляет собой совокупность методов, которые позволяют решать эти самые изобретательские задачи. Решение изобретательской задачи – выявление, анализ и разрешение противоречий.  С чего начать обучение детей мыслить противоречиями. С обучения различным играм. ЭТО  1 этап технологии:   Следующий этап  это ­  освоение методов ТРИЗ. Слайд 11  Они делятся на: Методы, основанные на системном подходе .  Системный оператор  Метод снежного кома  Метод золотой рыбки. Методы психологической активизации мышления.  Мозговой штурм.  Синектика  Метод контрольных вопросов.  Морфологический анализ. Методы, основанные на математическом подходе.  Фантастическое вычитание.  Фантастическое умножение.  Метод « Наоборот»  Оператор РВС.  Простые приемы фантазирования. Методы, основанные на перемене мест.  Метод фокальных объектов.  Метод изменения оценки.  Метод взаимного обмена Слайд 12 Изучив основные методы технологии Триз мы приступили к созданию условий для работы.  Для того, чтобы начать работу по овладению технологией, требуется самому педагогу избавиться от психологической  инерции, стереотипов, поработать над развитием собственного воображения, научиться управлять своим мышлением. Не  овладев данным арсеналом качеств, педагог не сможет достичь положительных результатов в работе по технологии ТРИЗ,  которая заставляет человека по­ новому взглянуть на себя, свою деятельность, на окружающий мир. Что же необходимо педагогу для организации  работы по ТРИЗ?( к вопросу как, когда и где) Слайд 13 Первое.  Усвоить, как закон 10 заповедей творческой личности, введёнными профессором Вайцвангом, основателем и президентом  общества  «За мир через культуру». Слайд 14 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Слайд 15 Второе. Каждый день работы с детьми – поиск. Педагог не должен раскрывать детям истину, он должен находить ее вместе с  детьми. Третье. Постоянно открывать перед детьми « тайну двойного» во всем: в каждом предмете, в каждом веществе, явлении, событии,  факте..« Тайна двойного» ­ это наличие противоречия в объекте, когда что­то в нем хорошо, а что­то плохо, что­то полезно,а что­то вредно. Будьте хозяином своей судьбы. Достигайте успеха в том, что Вы любите. Вносите свой конструктивный вклад в общее дело. Стройте свои отношения с людьми на доверии. Развивайте свои творческие способности.  Культивируйте в себе смелость. Заботьтесь о своем здоровье  Не теряйте веру в себя. Старайтесь мыслить позитивно. Сочетайте материальное благополучие с духовным удовлетворением. Четвертое.  Учить детей не только выявлять противоречия, но и решать их , используя различные приемы. Пятое.  Игры­ каждый день! А чтобы арсенал игр  не иссякал, пользуйтесь пособием А.М. Страунинг. Вы научитесь сами  придумывать игры и упражнения.  Целесообразно составлять картотеки, каталоги, банки таких игр, задач­ шуток, изобретательских, сказочных задач на  каждый прием разрешения противоречий.  Шестое. Беседы с детьми на исторические темы: история изобретения карандаша, история изобретения стола, колеса и.т.д.   Рассматривая объект в его временном развитии, мы видим историю постоянных усовершенствований. Пусть дети увидят ­  что изобретать­ значит решать противоречия. Седьмое. Чудеса прогулок. Использовать приемы фантазирования; оживление, увеличение, уменьшение и.т.д, можно решать и  вопросы развития и вопросы воспитания.  Прогулка­ то место и то время, которое необходимо использовать для развития  воображения детей. Восьмое. Наступает  вечер. Какие таинства таит он в себе? Это время сказок, время любимых занятий. Со сказкой можно работать.  Пусть это время станет для малышей  встречей со сказкой. Слайд 16  А сейчас несколько слов об одной из любимых игр наших воспитанников, в основе которой лежит целенаправленная система сужения поле поиска. Речь пойдет об игре «Да- нет» , которая позволяет формировать у детей умение ориентироваться в пространстве , развивать навыки классификации, обучать анализу ситуации. В традиционной дидактике обучение детей классификационным навыкам сводится к сообщению знаний, о принадлежности какого- либо объекта к определённой группе. ( платье-одежда, чашка-посуда и тп) Игра «Данетки» , как универсальный тренинг формирования навыков сильного мышления , в процессе игры ребенок сам выбирает , по какому признаку классифицировать предметы. Слайд 17 Задачи  признаков объектов и их конкретных значений  объекте   объекте. обучить построению обобщенного образа угадываемого объекта сформировать умения самостоятельно уточнять и расширять знания об Слайд 18 Виды «Данеток» : Пространственные «Данетки»: игры «Да-нет» с использованием линейного пространства (предметные, числовые) игры «Да-нет» на плоскости игры «Да-нет» в объемном пространстве Классификационные «Данетки»: игры «Да-нет» на загаданный объект природного мира игры «Да-нет» на загаданный объект рукотворного мира Слайд 19 Еще 1 метод с целью ознакомления дошкольников с окружающим миром это морфологический анализ. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для формирования творческого воображения и представления о мире. Морфологический анализ -метод систематизации перебора вариантов всех теоретически возможных решений , суть которого заключается в комбинировании разных вариантов , характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.(на слайде) Слайд 20 (картинки с таблицами морфологического анализа) Морфологический анализ основан на построении таблицы с вертикальными и горизонтальными показателями в которых перечисляются все основные элементы , составляющие этот объект. Самые первые элементарные представления о морфологическом анализе доступны уже детям 3-его года жизни. Слайд 21 обучить навыкам формулировки вопросов, связанных с выяснением общих сформировать умение объединять между собой выясненную информацию об Знакомство с морфологической таблицей начинаем с простой волшебной дорожки ( цвет, форма, размер, материал) По дорожке путешествует какой –то объект (герой) и с ним происходят самые необычные изменения. Дети 5-7 лет используют неограниченное количество вертикальных и горизонтальных показателей. Используя морфологическую таблицу педагоги с детьми превращаются в настоящих изобретателях, придуманные образы дети зарисовывают, клеят , лепят и тд,тп. Виды морфологических таблиц: о временах года , частях суток и как звери готовятся к зиме. Слайд 22 Следующий метод системный оператор (волшебный экран) он доступен детям более старшего дошкольного возраста. Данный метод позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Дети успешно воспринимают логику системного оператора, если педагог использует рифмовку Слайд 23 1)если мы рассмотрим что-то. : система 2)Это что-то для чего-то : функция 3)это что-то из чего-то: подсистема 4)это что-то часть чего-то: надсистема 5)чем-то было раньше что-то: прошлая система 6) что-то будет с этим что-то : будущая система 7)что-то ты теперь возьми , на экране рассмотри Слайды 24,25,26 (игры) Кроме того мы используем игры и упражнения на формирование системного мышления. «Мои друзья», «Чем был, чем стал» , « Что посередине». А ещё мы составили картотеку игр для детей младшего и старшего дошкольного возраста, а так же изготовили необходимые пособия. Слайд 27,28,29,30,31,32 Вашему вниманию мы хотим предложить несколько игровых пособий: Круги Луллия + картинка Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В  верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество  секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под  стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов.       (говорить)                Цель данного пособия:  уточнять знания дошкольников в различных предметных областях; развивать  вариативность воображаемых образов.               "Составь слово" ­ используется для составления слов.                                "Смешивание цветов" ­ закрепление получения цвета и его оттенков.     "Сочини сказку" ­ используется для  составления различных вариантов сказок. Слайд 33  Активно используется в младшем возрасте пособие "Дидактический мяч", с помощью которого детей учим  находить слова ­ антонимы.     Приведём пример использования пособия в разных возрастных группах.    Задания для детей 4­х лет.   Воспитатель предлагает слово ­ существительное (прилагательное,  глагол), а ребёнок говорит противоположное по значению. Пример: грусть ­ радость; белый ­ чёрный;  плакать ­ смеяться. Слайд 34  Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле разделено на несколько  предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая  область, дети по очереди называют  слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто  наберёт наибольшее количество баллов.  На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, педагог даёт им  шуточные имена­дразнилки.     Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др.­ … глаза "Дидактический мяч»   «Вертолина» Игра «Дразнилка» Игра «Превращения» Игра «Шкатулка со сказками»     Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка ­ … лошадка.     Забивалка, ударялка, стучалка ­ … молоток. Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на соответствующую  картинку. Можно поменяться ролями, дети сами придумывают и загадывают загадки, а педагог  должен угадать, о чём идёт речь.  Дети сидят вокруг стола. В руках  педагога стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки  любую картинку, например «шуба», и придумывает какое­нибудь словосочетание, «шуба пушистая».   Картинка передвигается  по кругу. каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает  по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки  следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок. Слайд 35  Понадобится коробочка с 8­10 любыми игрушками.   Содержание: Воспитатель  предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или  чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий  вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и  начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в  разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.  Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан),  кепка без козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без  спинки (в табурет), кресло без подлокотников (стул). С большим удовольствием дети отгадывают  и загадывают загадки по моделям. Слайд 36, 37 Все эти пособия и игры используются для речевого, познавательного развития, а так же для развития творческого мышления и воображения дошкольников. Дети учатся анализировать, представлять, находить выход из сложившейся ситуации. Конечно, большую помощь нам оказывают родители и в изготовлении игр, пособий, оснащения ППРС. С целью повышения компетентности родителей в рамках работы с технологий (ТРИЗ) была проведена следующая работа с родителями (старшей группы) Слайд 38 · Проведено анкетирование по проблеме «Что вы знаете о ТРИЗ?»». · Выпустили памятки «Методы новых идей и решений». · Оформили папку – передвижку «Что такое ТРИЗ?» ·Провели родительское собрание на тему: «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ - игр». · Провели консультацию «ТРИЗ в детском саду». · Оформили выставку дидактических игр «Круги- лулия» Слайд 39 Работа по знакомству детей с методами и приёмами ТРИЗ должна проводиться последовательно и системно: от простого к сложному. Очень важно развивать системное мышление. Но Самое главное , чему необходимо научить детей с помощью технологии ТРИЗ- это позитивно мыслить. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что возможности ТРИЗ поистине неисчерпаемы и позволяют осуществлять педагогический процесс эффективно, с большей степенью оригинальности и увлечённости. ТРИЗ-технология в детском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения. Кроме того, ребенок учится мыслить постепенно, и задача педагога — помочь, а не заставить. ТРИЗ –технология призвана учитывать интересы ребёнка, это педагогика СОТРУДНИЧЕСТВА. Слайд 40 Что может дать ТРИЗ педагогу и учреждению в целом? Игра «По кругу»  Технология творчества позволит перестроить процесс воспитания и образования в группе, развить в себе качества  творческой личности, в своих воспитанниках.  «Оживит» знания, «оживит» процесс, что позволит получить удовольствие от работы, ау воспитанников от  пребывания в группе детского сада. Легче добиться хорошего результата.  Заставит задуматься о стиле жизни. Слайд 41 Советы начинающему помните, что нет темы, на которую нельзя беседовать с дошкольниками, только подача материала   не так важно решить с детьми задачу, как сформировать умение осознавать приёмы, с помощью  задания дошкольникам должны быть максимально понятными и интересными; Ведь как говорил А.   позволяйте ребёнку ошибаться и «ошибайтесь» сами, ищите выход вместе, используйте ошибки как  разговаривайте с ребёнком, а не только говорите ему;   внимательно выслушивайте  ребенка, восхищайтесь каждой его идеей; не давайте отрицательных оценок, критических высказываний в адрес ребенка; говорите не «правильно», а «интересно», «необычно», «любопытно», «здорово», «отлично»,   должна быть построена на живом интересе к самому ребёнку;   которых это происходит;   Энштейн "Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно",  возможности нового, неожиданного взгляда на что­то привычное;     «удивительно», «прекрасно», «замечательно» и т.п.;  позицию;  открытия, радостью творчества, удовлетворенностью похвалой, самоутверждением, осознанием собственной  значимости. Слайд 42 Программно – методическое обеспечение (картинки с книгами) Слайд 43 Наши планы или перспектива: учите ребенка возражать взрослому, другим детям, — доказывая, аргументируя, отстаивая свою   сопровождайте процесс общения только положительными эмоциями: радостью нового познания,     создать триз-азбуку для педагогов и родителей; дневник самооценки для педагогов; картотеку игр и пособий для детей.

Семинар «Эффективность технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО»

Семинар  «Эффективность технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО»

Семинар «Эффективность технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО»

Семинар  «Эффективность технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО»

Семинар «Эффективность технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО»

Семинар  «Эффективность технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО»

Семинар «Эффективность технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО»

Семинар  «Эффективность технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО»

Семинар «Эффективность технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО»

Семинар  «Эффективность технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО»

Семинар «Эффективность технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО»

Семинар  «Эффективность технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2018