Дорогие коллеги, сегодня я ставлю перед собой не простую задачу. Я заинтересована в том, чтобы у вас не только сложилось впечатление о том, что такое формативное оценивание и каковы его инструменты, но и в том, что возможно в самое ближайшее время, возможно в первые ваши уроки после каникул, вы смогли бы применить эти инструменты в своей практике.
Прежде чем я приведу конкретные примеры, я хочу сказать одну важную мысль. Для нас, так как мы привыкли к слову оценивание в традиционном смысле, то для нас оценивание всегда связано с выставлением отметки. А формативное оценивание это не отметка, ни в коем случае. Формативное оценивание это механизм сбора информации. Той информации, посредством которой, учитель меняет свои методы работы, формы работы, свои учебные материалы с которыми работают учащиеся. Это обратная связь, которую получает учитель о том, на сколько хорошо сейчас продвигаются его ученики, с какими проблемами они сталкиваются, каким образом можно им помочь и поддержать развитие каждого ученика. Это обратная связь, которую получает ученик о своем собственно продвижении.
семинар мой доклад.docx
ФИО учителя: Валиева Анна Рафиковна
Стаж работы: 10 лет
Место работы: КГУ «Гимназия№34»
Должность: учитель начальных классов
Категория: вторая
«Формативное оценивание – важный
фактор процесса обучения»
Актуальность
«В педагогическом мастерстве учителей
сердцевину образует их способность точно
оценивать прогресс учеников»
М.Барбер
В Послании Президента отмечено: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным
государством, мы должны стать высокообразованной нацией. Необходимо уделять
большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего
подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к
современной жизни». В этом, я считаю, заключается актуальность данной темы.
Сегодня очень много говорится об индивидуализации учебного процесса, повышении
учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.
Наиболее
соответствующим требованиям современного общества механизмом, который
учитывает индивидуальные способности учащихся и их возрастные особенности
является формативное оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для
обучения.
Цели и задачи семинара:
в процессе проведения занятия в практической форме
продемонстрировать и привить участникам методы
оценивания в различной форме.
Ожидаемые результаты:
Методы и приемы:
Оборудование:
участники тренинга смогут активно внедрять данный
прием в свою практическую деятельность и в
разнообразной форме применять для оценивания.
формативное оценивание, групповые формы работ,
исследовательская беседа.
презентация, раздаточный материал, стикеры
Ход семинара Этапы
проведения
занятия
Вступление
Актуализация
Видео
Слайд 1
Время
30 минут
2 мин
2 мин
Действия преподавателя и участников
Приветствие.
Занятие начинается с проведения психологического
настроя «Улучшитель настроения»
Деление на группы по цифрам.
Я предлагаю вам посмотреть фрагмент видео
«Оценки за контрольную»
Определите тему нашего семинара.
Дорогие коллеги, сегодня я ставлю перед собой не
простую задачу. Я заинтересована в том, чтобы у
вас не только сложилось впечатление о том, что
такое формативное оценивание и каковы его
инструменты, но и в том, что возможно в самое
ближайшее время, возможно в первые ваши уроки
после каникул, вы смогли бы применить эти
инструменты в своей практике.
Прежде чем я приведу конкретные примеры, я хочу
сказать одну важную мысль. Для нас, так как мы
привыкли к слову оценивание в традиционном
смысле, то для нас оценивание всегда связано с
выставлением отметки. А формативное оценивание
это не отметка, ни в коем случае. Формативное
оценивание это механизм сбора информации. Той
информации, посредством которой, учитель меняет
свои методы работы, формы работы, свои учебные
материалы с которыми работают учащиеся. Это
обратная связь, которую получает учитель о том, на
сколько хорошо сейчас продвигаются его ученики, с
какими проблемами они сталкиваются, каким
образом можно им помочь и поддержать развитие
каждого ученика. Это обратная связь, которую
получает ученик о своем собственно продвижении.
Групповая
работа
Слайд 2
В начале нашей работы хочу предложить вам
провести экспрессисследование. Сейчас работая в
группе вы составите диаграмму Вена «Что я знаю о
формативном оценивании».
Выслушивание каждой группы.
Как формативно можно оценить каждую группу? (
10 мин 2 мин
7 мин
Слайд 3
Видео
Показ
слайдов
Слайд 4
Слайд 5
Оценивание данной работы «Три хлопка».)
сейчас
давайте
А
видео
предоставленное НИШ о том какие вопросы
возникают у учителей наиболее часто. Может быть
вы найдете ответы и на свои вопросы.
посмотрим
Существует огромное количество оценочных
техник, давайте некоторые рассмотрим.
«Словесная оценка». Это устная обратная связь
учителя и ученика, которая эффективна на любом
этапе урока.
Техника «Сигналы рукой». Учитель
останавливает объяснение и просит учащихся
показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие
о понимании или непонимании материала. Для
этого учитель предварительно договаривается с
учащимися об этих сигналах.
«20 секунд» Учитель задает ключевой вопрос и
предлагает подумать над ним не менее 20 секунд.
(Использование данной техники предоставляет
возможность всем ученикам обдумать свой ответ. В
текущей практике учитель начинает опрос в первую
секунду после того, как прозвучал вопрос, и, как
правило, ответ имеется примерно у 46 учеников,
обладающих наиболее быстрой реакцией, что не
позволяет вовлечь всех учеников в процесс
обдумывания ответа).
«Трехминутное эссе». Учитель записывает или
озвучивает один из предложенных ниже вопросов по
теме:
(1) Что, по вашему мнению, было наиболее важным
из того, что вы узнали (выучили) сегодня? (2) Какой
вопрос вам запомнился? (3) Что для вас было
наиболее трудным, не понятным сегодня?
После того как ученики сделают записи, учитель
может предложить озвучить их, для того чтобы
увидеть уровень понимания темы, отметить Слайд 6
Слайд 7
наиболее непонятные моменты, на которые он
должен немедленно отреагировать с помощью
дополнительных заданий, методов, примеров.
Учитель может приготовит «краткие тесты» для
проверки промежуточных результатов. На
использование данной техники формативного
оценивания отводится не более 35 минут урока.
Опираясь на критерии оценки, предложенные
учителем, учащиеся могут проверить свои тесты
(самооценка) или работы своих одноклассников
(взаимооценка).
Следующие техники формативного оценивания
используются,
когда учитель предоставляет
ученику возможность улучшить свою работу (чаще
всего суммативную).
Например: Учитель после проверки письменной
работы не выставляет отметку, а делает записи в
тетради ученика, использует различные значки,
цвета. (Письменная обратная связь). Например,
птичкой зеленого цвета отмечает удачно
выполненные места работы. (В текущей практике
учителя в основном отмечают только недостатки
работ учеников и их ошибки).
Значком
определенного цвета пасты или маркера учитель
отмечает места, в которых имеются ошибки, и на
полях пишет рекомендации ученику, предлагая
конкретные советы по улучшению работы.
Слайд 8
карточки для обобщения или для вопросов
Учитель периодически раздает учащимся карточки
с заданиями, указанными на обеих сторонах: 1
сторона:
Перечислите основные идеи из
пройденного материала (раздела, темы) и обобщите
их. 2 сторона: Определите, что вы еще не поняли из
пройденного материала (раздела,
и
темы), сформулируйте свои вопросы.
Слайд 9
Светофор.
У каждого ученика имеются карточки трех цветов
светофора. Учитель просит учащихся показывать
карточками сигналы, обозначающие их понимание
или непонимание материала, затем он просит
учащихся ответить на вопросы: К учащимся,
которые подняли зеленые карточки (все поняли): –
Что вы поняли? К учащимся, поднявшим желтые
или красные карточки: – Что вам не понятно? По
итогам полученных ответов учитель принимает
решение о повторном изучении, закреплении темы
или продолжении изучения материала по
программе.
«Незаконченное предложение». Учащиеся должны
закончить предложение, например,
На уроке мне было важно и интересно…
Сегодня на уроке я понял…
Хотелось бы узнать…
Этот вид работы часто используют на этапе урока
«Рефлексия» как в устной, так и письменной
форме. Эту технику можно сделать не только в
форме таблицы, но и форме руки, где на каждом
«пальце» написано начало предложения, которое
необходимо продолжить.
Слайд 10
Ученики на полях тетрадей чертят шкалу и
отмечают крестиком, на каком уровне, по их
мнению, выполнено задание. При проверке
учитель, если согласен с оценкой ученика,
обводит крестик, если нет, то чертит свой Слайд 11
крестик, ниже или выше.
Лесенка.
Ученики на ступеньках лесенки отмечают, как
усвоили материал урока: нижняя ступенька не
понял, вторая ступенька требуется небольшая
помощь или коррекция, верхняя ступенька –
хорошо усвоил материал и работу может
выполнить самостоятельно.
Упражнение на проверку усвоения нового
материала.
с надписями:
Учитель создает таблицу из четырех окошек
(квадратов)
«Предсказать»,
«Объяснить», «Обобщить» и «Оценить». После
объяснения нового материала он просит учащихся
выбрать определенный квадрат. При этом учитель
поясняет, что таким образом каждый учащийся
выбирает себе тип задания, который ему нужно
будет выполнить по изучаемой теме. Затем, в
зависимости от выбора квадрата, учитель задает
вопрос.
Например: (1) если учащиеся выбрали квадрат
«Обобщить», то учитель может дать следующее
задание: «Перечислите основные идеи из нового
материала». (2) если учащиеся выбрали квадрат
«Объяснить», то учитель может задать следующий
вопрос: «Как вы понимаете изученный термин
(понятие)?»
Слайд 12
Внутренний и внешний круг
Учащиеся образуют два круга: внутренний и
внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают
друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся
из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.
Слайд 13
Обобщение в одном предложении.
Попросите учащихся обобщить изученную тему в
одном предложении, которое отвечало бы на
вопросы «кто? что? где? когда? почему? и как?».
Две звезды, одно пожелание
Применяется при оценивании творческих работ
учащихся, сочинений, эссе. Учитель предлагает
проверить работу одноклассника. Когда учащиеся
комментируют работы друг друга, они не
оценивают работы, а определяют и указывают на
два положительных момента – «две звезды» – и на
один момент, который заслуживает доработки, –
«желание».
М (мизинец) мыслительный процесс: какие знания,
опыт я получил?
Б (безымянный) близость цели: что я сегодня
сделал и чего достиг?
С (средний) — состояние духа: какое было сегодня
у меня преобладающее настроение, расположение
духа?
У (указательный) — услуга, помощь: чем я сегодня
помог другим, чем услужил, порадовал или
поспособствовал?
Б — (большой) — бодрость, физическая форма:
каким было моё самочувствие? Обведите свою
ладошку.
На мизинце продолжите: Я узнал о...
На безымянном: Я сделал…
На среднем пальце: Настроение у меня
На указательном: Я помог …
На большом пальце: Мое самочувствие
Рефлексия
Слайд 14
5 мин Обратная
связь
Слайд 15
Обратную связь мы проведем техникой «Две звезды
и пожелание» . На стикерах, которые лежат перед
вами, укажите два положительных момента в
сегодняшнем семинаре, и один момент, который
заслуживает доработки. И приклейте его на наше
дерево успеха.
2 мин
Семинар "Формативное ценивание"
Семинар "Формативное ценивание"
Семинар "Формативное ценивание"
Семинар "Формативное ценивание"
Семинар "Формативное ценивание"
Семинар "Формативное ценивание"
Семинар "Формативное ценивание"
Семинар "Формативное ценивание"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.