Семинар как средство мотивации и возможности подготовки к ЕГЭ
Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
история +1
10 кл—11 кл
25.03.2018
Введение в жизнь ФЗ «Об образовании» изменило ситуацию в деятельности школ, ускорив в них модернизационные процессы. Разработка ФК ГОС, определивших цели изучения предмета, обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников обострили проблему оценки качества образования.
С внедрением ЕГЭ создаются условия перехода, на мой взгляд, от эмоционально-субъективной к «объективированной» оценке уровня подготовки выпускника. При этом проведение ЕГЭ ставит перед учителями новую проблему: как помочь выпускнику успешно выдержать экзамен? Ответ очевиден: активно использовать свой методический багаж и задействовать новые ресурсы.
У каждого педагога имеются свои проверенные наработки. Моей палочкой- выручалочкой служит технологический подход Н. Лазуковой, который предполагает развитие целеполагания и системность как принципы организации процесса обучения. Итогом анализа собственной деятельности и работы по самообразованию стало написание автореферата «Семинарские занятия как средство повышения мотивации учения учащихся на уроках истории и обществознания».
Семинар как средство мотивации и возможности подготовки к ЕГЭ.doc
Семинар как средство мотивации и возможности подготовки к ЕГЭ
Введение в жизнь ФЗ «Об образовании» изменило ситуацию в деятельности школ, ускорив в них модернизационные процессы.
Разработка ФК ГОС, определивших цели изучения предмета, обязательный минимум содержания основных образовательных
программ и требования к уровню подготовки выпускников обострили проблему оценки качества образования.
С внедрением ЕГЭ создаются условия перехода, на мой взгляд, от эмоциональносубъективной к «объективированной» оценке
уровня подготовки выпускника. При этом проведение ЕГЭ ставит перед учителями новую проблему: как помочь выпускнику
успешно выдержать экзамен? Ответ очевиден: активно использовать свой методический багаж и задействовать новые ресурсы.
У каждого педагога имеются свои проверенные наработки. Моей палочкой выручалочкой служит технологический подход Н.
Лазуковой, который предполагает развитие целеполагания и системность как принципы организации процесса обучения.
Итогом анализа собственной деятельности и работы по самообразованию стало написание автореферата «Семинарские
занятия как средство повышения мотивации учения учащихся на уроках истории и обществознания». В преломлении к
поднятым здесь проблемам следует отметить:
1. Cистематическое проведение семинаров позволяет решать сразу несколько важных проблем, связанных с аксиологическим
характером направленности модернизации современного обществоведческого образования. ФОС, определяя ключевые
компетенции учащихся, выделяют в качестве требований умение высказывать свое отношение к событиям, критически
осмысливать информацию. Часть 3 ЕГЭ по истории требует «формулирования определений, понятий, причинноследственных
связей, закономерностей и выводов с применением приемов теоретического изучения истории», т.о., проведение в системе
семинаров помогает решению нескольких задач.
2. Работа по подготовке и проведению семинаров мною совмещалась с исследованием мотивационной сферы личности
учащихся. Для получения обратной связи в рабочем листе семинара предлагала ученикам помимо выводов по проблеме
занятия давать личностную оценку семинару, в т.ч., и собственной работе. Помимо рефлексии я проводила анкетирование
учащихся. Анкета для учащихся включала такие вопросы:
1. Что дали мне семинары?
2. Какую роль семинары сыграли в моем отношении к изучению предмета?
3. Какие полезные умения и навыки приобретены через подготовку и участие в семинарах?
4. Какие проблемы возникали в процессе подготовки и проведения семинаров?
Анкета предлагалась ученикам 10 и 11 классов. Сравнительный анализ анкет 10 "а", "б", "в" классов в 2006 году и 11 "а", "б",
"в" в 2007г. показывает не только возросший интерес к предмету, но и осознанную направленность в развитии умений и
навыков. Представляют интерес данные выпускников этого года.
Матрица анкетирования учащихся 11 классов ("а", "б", "в")
Клас
с
Кол
во
уч
ся
Раб
. с
лит
.
Кругозо
р
Знани
я
Хор
.
оцен
.
11"a"23 7
8
13
8
26 6
6
20
11"б
"
Другое
Разв.
себя2
Уверенн.
1
Умен.
дискутир.
1
Творч.
подход 1
Уверенн.
Инт.
к
теме
Инт.
к
ист.
Ум.
подб.
мате
р.
Анали
з
Обобще
н.
Прич.
след.
связи
Культу
ра
писм.
труда
Дис
. к.
Крит.
выступле
н.
Проблем
ы
14
9
21
18
20
19
17
9
5
14
18
21
20
24
16
22
19 13
Мало
лит4
Нет
комп.1
Нет
увер.1
Мало
мат.2
Пробл. 2
Умен.
дискутир.
4
Выст. на
публ.1
углуб.
мировоззр
.1
Разв.
себя2
Участие в
дискусс.
6
Уверенн.
1
Общение
2
сокр.6
Нехв.
врем.1
Устают
глаза1
Делать
рецен. 1
Мало
мат.5
Отс.
комп.1
5
12
6
17
15
11
13
13 5
47
66
52
75
11"в"20 13 9
13
10
33
47
39
56
48
68
55
79
59
88
18
26
46
65
52 23
75 30
69 26 23
% 100 37 30
Данные таблицы показывают, что одна треть всех опрошенных отмечает у себя развитие кругозора, т. е. когнитивной
составляющей модели интеллекта Дж. Гилфорда. Свыше трети (37%) указывают на умение работать с литературой.
Приоритетны попрежнему знания, но указатель 65% по данному критерию дает основания предположить, что идет успешная
смена парадигмы знаниевоцентрической модели обучения на компетентностнодеятельную. Это находит подтверждение в
анализе графы «Другое»: большинство показателей отражают не предметную компетенцию учащихся, а коммуникативную и
социальную (умение участвовать в дискуссии 13 чел., развитие личности в результате работы на семинаре 11 человек).
Свыше половины учащихся отмечают увеличение интереса к истории в связи с данной формой обучения(56%). Но в классах
11"а" 11"б" выше интерес непосредственно к теме. Предположительно можно объяснить данный факт тем, что учащиеся этих
классов более подготовлены, успешны в своей деятельности. Наибольшую трудность в подборе материала испытали ученики
11 "в" класса: 25% учеников класса испытывают трудности, в этом же классе предлагают проводить семинары пореже (2
чел.) .Не менее интересным является анализ предложений, поступивших от выпускников. В 11 "а" классе предлагают
семинары проводить чаще 5 учеников, по группам 2чел. В 11 "б" по группам 3 чел. Чаще 2чел., ничего не менять 1. Но
более всего поступило предложений от 11 "в" класса: проводить чаще 5 чел., пореже 2 , проводить журнал 1, по защите
проблемы почаще 1, увеличить количество литературы в библиотеке 1ученик. 1анализ
2обобщение
3причинноследственные связи
4умение участия в дискуссии
Результаты проведенного анкетирования позволяют говорить об эффективности в динамике мотивации. Практически все
опрошенные отмечают рост интереса к истории в целом, либо к отдельным темам.
Позитивные изменения демонстрирует динамика в поведенческой сфере : стали увереннее активнее общаться 68%
.Значительное число ребят отмечают умение находить материал, Делая вывод, следует отметить, что семинары – эффективное
средство не только расширения базы знаний, но и мотивационной направленности личности.
Итак, семинар позволяет успешно сочетать новые подходы к обучению. В рамках модульной системы педагогической
технологии он способствует повышению мотивации учебной деятельности, переводу внешних мотивов учения во внутренние,
чему способствует проработанное целепологание, самостоятельная работа учащихся.
Значительную роль в повышении мотивации обучения играет аксиологический подход, предполагающий выработку у ученика
личностного отношения к проблеме обсуждения.
Как элемент модульной педагогической технологии семинар получает новый импульс развития в связи с профильным
обучением.
Результативность работы подтвердилась на областной олимпиаде 2007г. по обществознанию, где моя ученица Ольга М.,
проявив владение анализом, обобщением, написала эссе и получила за него высший балл, а также третье место по
обществознанию.
Таким образом, проводимые в системе семинарские занятия дают возможность учащимся проявить высокий уровень усвоения
знаний, осознанно использовать их для утверждения своих позиций, повышения коммуникативной и социальной
компетентности.
Литература:
1. *Стрелова О. «ЕГЭ по истории: технологии выполнения задания С4»/ ж. «История и обществознание для
школьников», № 3, 2007 г.
2. *Сыров В. Н. «ЕГЭ по обществознанию в социальном и образовательном контекстах»/ ж. «ОКО. Оценка качества
образования», № 1, 2007 г.
Семинар как средство мотивации и возможности подготовки к ЕГЭ
Семинар как средство мотивации и возможности подготовки к ЕГЭ
Семинар как средство мотивации и возможности подготовки к ЕГЭ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.