Семинар как средство мотивации и возможности подготовки к ЕГЭ
Оценка 4.7

Семинар как средство мотивации и возможности подготовки к ЕГЭ

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
история +1
10 кл—11 кл
25.03.2018
Семинар как средство мотивации и возможности подготовки к ЕГЭ
Введение в жизнь ФЗ «Об образовании» изменило ситуацию в деятельности школ, ускорив в них модернизационные процессы. Разработка ФК ГОС, определивших цели изучения предмета, обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников обострили проблему оценки качества образования. С внедрением ЕГЭ создаются условия перехода, на мой взгляд, от эмоционально-субъективной к «объективированной» оценке уровня подготовки выпускника. При этом проведение ЕГЭ ставит перед учителями новую проблему: как помочь выпускнику успешно выдержать экзамен? Ответ очевиден: активно использовать свой методический багаж и задействовать новые ресурсы. У каждого педагога имеются свои проверенные наработки. Моей палочкой- выручалочкой служит технологический подход Н. Лазуковой, который предполагает развитие целеполагания и системность как принципы организации процесса обучения. Итогом анализа собственной деятельности и работы по самообразованию стало написание автореферата «Семинарские занятия как средство повышения мотивации учения учащихся на уроках истории и обществознания».
Семинар как средство мотивации и возможности подготовки к ЕГЭ.doc
Семинар как средство мотивации и возможности подготовки к ЕГЭ Введение в жизнь ФЗ «Об образовании» изменило ситуацию в деятельности школ, ускорив в них модернизационные процессы.  Разработка ФК ГОС, определивших цели изучения предмета, обязательный минимум содержания основных образовательных  программ и требования к уровню подготовки выпускников обострили проблему оценки качества образования. С внедрением ЕГЭ создаются условия перехода, на мой взгляд, от эмоционально­субъективной к «объективированной» оценке уровня подготовки выпускника. При этом проведение ЕГЭ ставит перед учителями новую проблему: как помочь выпускнику  успешно выдержать экзамен? Ответ очевиден: активно использовать свой методический багаж и задействовать новые ресурсы. У каждого педагога имеются свои проверенные наработки. Моей палочкой­ выручалочкой служит технологический подход Н.  Лазуковой, который предполагает развитие целеполагания и системность как принципы организации процесса обучения.  Итогом анализа собственной деятельности и работы по самообразованию стало написание автореферата «Семинарские  занятия как средство повышения мотивации учения учащихся на уроках истории и обществознания». В преломлении к  поднятым здесь проблемам следует отметить: 1. Cистематическое проведение семинаров позволяет решать сразу несколько важных проблем, связанных с аксиологическим  характером направленности модернизации современного обществоведческого образования. ФОС, определяя ключевые  компетенции учащихся, выделяют в качестве требований умение высказывать свое отношение к событиям, критически  осмысливать информацию. Часть 3 ЕГЭ по истории требует «формулирования определений, понятий, причинно­следственных  связей, закономерностей и выводов с применением приемов теоретического изучения истории», т.о., проведение в системе  семинаров помогает решению нескольких задач. 2. Работа по подготовке и проведению семинаров мною совмещалась с исследованием мотивационной сферы личности  учащихся. Для получения обратной связи в рабочем листе семинара предлагала ученикам помимо выводов по проблеме  занятия давать личностную оценку семинару, в т.ч., и собственной работе. Помимо рефлексии я проводила анкетирование  учащихся. Анкета для учащихся включала такие вопросы: 1. Что дали мне семинары? 2. Какую роль семинары сыграли в моем отношении к изучению предмета? 3. Какие полезные умения и навыки приобретены через подготовку и участие в семинарах? 4. Какие проблемы возникали в процессе подготовки и проведения семинаров? Анкета предлагалась ученикам 10 и 11 классов. Сравнительный анализ анкет 10 "а", "б", "в" классов в 2006 году и 11 "а", "б",  "в" в 2007г. показывает не только возросший интерес к предмету, но и осознанную направленность в развитии умений и  навыков. Представляют интерес данные выпускников этого года. Матрица анкетирования учащихся 11 классов ("а", "б",   "в") Клас с Кол ­во  уч­ ся Раб . с  лит . Кругозо р Знани я Хор .  оцен . 11"a"23 7 8 13 8 26 6 6 20 ­ 11"б " Другое Разв.  себя­2 Уверенн.­ 1 Умен.  дискутир. ­1 Творч.  подход ­1 Уверенн.­ Инт. к  теме Инт. к  ист. Ум.  подб. мате р. Анали з Обобще н. Прич. ­след. связи Культу ра  писм.  труда Дис . к. Крит.  выступле н. Проблем ы 14 9 21 18 20 19 17 9 5 14 18 21 20 24 16 22 19 13 Мало  лит­4 Нет  комп.­1 Нет  увер.­1 Мало  мат.­2 Пробл. 2 Умен.  дискутир. ­4 Выст. на  публ.­1 углуб.  мировоззр .­1 Разв.  себя­2 Участие в дискусс.  ­6 Уверенн.­ 1 Общение­ 2     сокр.­6 Нехв.  врем.­1 Устают  глаза­1 Делать  рецен. ­1 Мало  мат.­5  Отс.  комп.­1 5 12 6 17 15 11 13 13 5 47 66 52 75 11"в"20 13 9 13 10 33 47 39 56 48 68 55 79 59 88 18 26 46 65 52 23 75 30   69 26 23   % 100 37 30   Данные таблицы показывают, что одна треть всех опрошенных отмечает у себя развитие кругозора, т. е. когнитивной  составляющей модели интеллекта Дж. Гилфорда. Свыше трети (37%) ­ указывают на умение работать с литературой.  Приоритетны по­прежнему знания, но указатель 65% по данному критерию дает основания предположить, что идет успешная  смена парадигмы знаниево­центрической модели обучения на компетентностно­деятельную. Это находит подтверждение в  анализе графы «Другое»: большинство показателей отражают не предметную компетенцию учащихся, а коммуникативную и  социальную (умение участвовать в дискуссии ­ 13 чел., развитие личности в результате работы на семинаре ­11 человек).  Свыше половины учащихся отмечают увеличение интереса к истории в связи с данной формой обучения(56%). Но в классах  11"а" 11"б" выше интерес непосредственно к теме. Предположительно можно объяснить данный факт тем, что учащиеся этих  классов более подготовлены, успешны в своей деятельности. Наибольшую трудность в подборе материала испытали ученики  11 "в" класса: 25% учеников класса испытывают трудности, в этом же классе предлагают проводить семинары пореже (2  чел.) .Не менее интересным является анализ предложений, поступивших от выпускников. В 11 "а" классе предлагают  семинары проводить чаще ­ 5 учеников, по группам ­ 2чел. В 11 "б" по группам ­ 3 чел. Чаще ­ 2чел., ничего не менять ­ 1. Но  более всего поступило предложений от 11 "в" класса: проводить чаще ­ 5 чел., пореже ­ 2 , проводить журнал ­ 1, по защите  проблемы почаще ­ 1, увеличить количество литературы в библиотеке ­ 1ученик. 1­анализ  2­обобщение  3­причинно­следственные связи  4­умение участия в дискуссии Результаты проведенного анкетирования позволяют говорить об эффективности в динамике мотивации. Практически все  опрошенные отмечают рост интереса к истории в целом, либо к отдельным темам. Позитивные изменения демонстрирует динамика в поведенческой сфере : стали увереннее активнее общаться 68%  .Значительное число ребят отмечают умение находить материал, Делая вывод, следует отметить, что семинары – эффективное средство не только расширения базы знаний, но и мотивационной направленности личности. Итак, семинар позволяет успешно сочетать новые подходы к обучению. В рамках модульной системы педагогической  технологии он способствует повышению мотивации учебной деятельности, переводу внешних мотивов учения во внутренние,  чему способствует проработанное целепологание, самостоятельная работа учащихся. Значительную роль в повышении мотивации обучения играет аксиологический подход, предполагающий выработку у ученика  личностного отношения к проблеме обсуждения. Как элемент модульной педагогической технологии семинар получает новый импульс развития в связи с профильным  обучением. Результативность работы подтвердилась на областной олимпиаде 2007г. по обществознанию, где моя ученица Ольга М.,  проявив владение анализом, обобщением, написала эссе и получила за него высший балл, а также третье место по  обществознанию. Таким образом, проводимые в системе семинарские занятия дают возможность учащимся проявить высокий уровень усвоения  знаний, осознанно использовать их для утверждения своих позиций, повышения коммуникативной и социальной  компетентности. Литература: 1. *Стрелова О. «ЕГЭ по истории: технологии выполнения задания С4»/ ж. «История и обществознание для  школьников», № 3, 2007 г. 2. *Сыров В. Н. «ЕГЭ по обществознанию в социальном и образовательном контекстах»/ ж. «ОКО. Оценка качества  образования», № 1, 2007 г.

Семинар как средство мотивации и возможности подготовки к ЕГЭ

Семинар как средство мотивации и возможности подготовки к ЕГЭ

Семинар как средство мотивации и возможности подготовки к ЕГЭ

Семинар как средство мотивации и возможности подготовки к ЕГЭ

Семинар как средство мотивации и возможности подготовки к ЕГЭ

Семинар как средство мотивации и возможности подготовки к ЕГЭ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018