Материалы разработаны для проведения семинара классных руководителей на тему "Деятельность классного руководителя в аспекте ФГОС НОО второго поколения", где анализируются проблемы организации деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Представлен разработанный мониторинг по выявлению проблем и пробелов в работе классных руководителей.
Деятельность классного руководителя в аспекте ФГОС НОО второго
поколения.
Главным событием в общем образовании стало повсеместное внедрение новых
образовательных стандартов начального общего образования. Однако, наряду с
достаточной правовой базой ФГОС, хорошо проработанным алгоритмом внедрения,
организованным периодом перехода к новым стандартам при реализации обозначился
ряд проблем и парадоксов:
параллельность процессов модернизации образования;
отрыв начальной школы от других ступеней общего образования;
сопротивление сознания участников образовательного процесса данной
инновации;
опережающий контроль.
Такая проблема как разрыв между провозглашёнными изменениями и их
практической реализацией становится особенно актуальной в построении
деятельности классного руководителя. Это связано с тем, что в основную
общеобразовательную программу образовательного учреждения входят: «Программа
духовнонравственного развития, воспитания гражданина России» и «Программа
формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни». Они
реализуются через организацию общешкольных мероприятий и деятельность
классного руководителя. То есть классный руководитель выступает как организатор
(сам проводит классные часы, экскурсии, родительские собрания и т.д.,
предусмотренные программами), как координатор участия в общешкольных делах и
внешкольной деятельности.
Для того, чтобы решить проблемы организации деятельности классного
руководителя в условиях ФГОС, необходимо внести изменения в документы,
регламентирующие его деятельность: должностную инструкцию и план
воспитательной работы.
Изменения в должностную инструкцию вносятся в соответствии с приказом
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26
августа 2010г. №761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования». Согласно данному документу
в раздел «Общие положения прописывается то, что классный руководитель должен
знать по реализации внеурочной деятельности и самостоятельно разрабатывает план
своей работы и программу организации внеурочной деятельности. Из всех
документов классного руководителя изменения, в большей мере, касаются
воспитательной программы (плана воспитательной работы), т.к. именно она является
одним из организационных механизмов реализации основной общеобразовательной
программы ФГОС в классе. Итак, классный руководитель в условиях ФГОС НОО
второго поколения выступает как организатор внеурочной деятельности и
воспитательной работы во вверенном ему классе.
1При проведении внеурочной деятельности классный руководитель выполняет роль
организатора, координатора и тьютора.
Организатор:
предоставляет детям и их родителям информацию об организации внеурочной
деятельности на ближайший учебный год;
организует ответственный выбор внеурочной деятельности детьми и
родителями;
беседует с детьми о причинах, послуживших появлению желания «бросить»
кружок и пр.;
помогает ребёнку изменить выбор в течение года;
сам создаёт и реализует программы внеурочной деятельности;
взаимодействует с руководителями при конфликтных и проблемных
ситуациях;
во взаимодействии с руководителями организует презентацию результатов
внеурочной деятельности;
организует рефлексию деятельности детей по внеурочной деятельности в
прошедшем году;
контролирует посещение. Для контроля посещения занятий ведется «Журнал
учета посещаемости обучающимися занятий внеурочной деятельностью».
Координатор:
составляет единое расписание урочной и внеурочной
деятельности класса, отслеживает занятость детей внеурочной деятельностью.
Рекомендуется составить каждому обучающемуся класса «Индивидуальное
расписание занятий внеурочной деятельностью». Один из вариантов фиксации
участия во внеурочной деятельности в качественном (что сделано) и количественном
(сколько времени) результате это «Журнал учета занятости учащихся внеурочной
деятельностью», по итогам заполнения которого оценивается включение ребенка во
внеурочную деятельность.
Если учащиеся не посещают кружки по какимлибо направлениям, то классный
руководитель может произвести следующие корректирующие действия: данные
учащиеся привлекаются к организации и проведению внеклассных мероприятий по
данным направлениям, предусмотренных планом воспитательной работы в классе.
Подготовка к участию и участие в данных мероприятиях позволяют ребенку
овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и
демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах
осуществляется на добровольной основе в соответствии с интересами и
склонностями.
Тьютор педагог, который организует условия для составления и реализации
индивидуальной образовательной траектории обучающегося. Для конструирования
траектории и осуществления индивидуального развития каждого школьника,
рекомендуется составить «Индивидуальный учебный план». Как тьютор, классный
2руководитель помогает формировать портфолио портфель достижений
обучающегося.
Достижения обучающегося во внеурочной деятельности должны стать
объектами мониторинга классного руководителя. Под достижениями понимается не
только количественные показатели (% участников научных обществ, клубов, и т.п.;
количество детей участвующих в реализации проектов различного уровня;
количество победителей и призёров различных конкурсов;
количество
правонарушений, учащихся, стоящих на учёте в КДН и ЗП), но и развитие личности
учащегося и приобретение им опыта успешной социально значимой деятельности
(Таблица 1).
Таким образом, эффективно выстроенная работа классного руководителя является
условием успешной реализации учебного плана начальной школы в части
«Внеурочная деятельность».
В условиях введения Федеральных государственных образовательных
стандартов второго поколения востребован не просто воспитатель или предметник
урокодатель, а педагогисследователь, педагогпсихолог, педагогтехнолог.
Эти качества могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и
технологично организованного образовательного процесса в школе, причем при
условии, что учитель активно занимается научнометодической, поисковой,
инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо», свой
педагогический инструментарий.
Ориентируясь на развитие личности обучающегося, признание ее ценности и
необходимости для современного общества, нужно помнить, что она формируется
личностью самого учителя.
Поэтому, чтобы работать в соответствии с требованиями ФГОС, необходимо
изучить затруднения, пробелы, проблемы в работе классного руководителя в новых
условиях.
Среди классных руководителей нашей школы был организован мониторинг по
выявлению теоретической, практической, профессиональноличностной готовности
педагогов к работе с классным коллективом (Приложение 1).
Мониторинг охватывал достаточно большой промежуток времени (не менее
полутора месяцев): входящая диагностика (октябрь – ноябрь), промежуточная
(апрель – май), итоговая (апрельмай следующего учебного года). Основными
методами исследования стали: экспертное интервью, опрос, анкетирование,
наблюдение.
Особое внимание уделено входящей диагностике. Именно она позволила
выявить то, какие затруднения имеются у классных руководителей в условиях
реализации ФГОС НОО второго поколения.
3Теоретическая готовность определялась знанием нормативных документов
федерального уровня и локальных актов школы, должностных обязанностей
классного руководителя с внесёнными изменениями.
Практическая готовность к управлению воспитательным процессом
определялась умением анализировать информацию, проводить диагностику
классного коллектива, ставить цели и задачи своей деятельности в условиях ФГОС
сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, разрабатывать
программы, социальные проекты и акции, представлять полученные результаты в
количественном и качественном виде.
Показатель практической готовности классного руководителя к управлению
воспитательным процессом исследовался по критериям: умение анализировать
информацию, диагностировать классный коллектив, ставить цели и задачи своей
деятельности в условиях ФГОС сообразно возрастным
и индивидуальным
особенностям учеников, разрабатывать программы, социальные проекты и акции,
представлять полученные результаты в количественном и качественном виде.
Исследование профессиональноличностных качеств осуществлялось по
критериям: эмоциональная устойчивость и стили общения, инициативность,
активность, креативность, потому что именно эти качества личности помогают
классному руководителю работать в новых условиях.
Профессиональная готовность к работе в условиях ФГОС НОО второго
поколения определялась на основе изучения умений использования системно
деятельностного подхода, формирования субъектной позиции обучающихся,
владения приёмами интеграции и развивающими методиками.
Данное исследование показало, что готовность классных руководителей МКОУ
базовой НОШ, работающих в условиях реализации ФГОС второго поколения,
находится на достаточном уровне. Точками роста для перехода на продвинутый
уровень являются повышение профессиональной готовности классных
руководителей к работе в условиях ФГОС НОО, мотивации и развития такого
профессионально личностного качества как инициативность.
Данное исследование помогает выявить затруднения, пробелы и проблемы,
возникающие у классных руководителей, работающих в аспекте ФГОС, составить
план их ликвидации. То есть, выявив «незнание», мы можем найти правильные пути,
приводящие к «знанию».
Таким образом, классный руководитель, работающий в условиях Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
второго поколения идет в ногу со временем, он методически и психологически
подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо
разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в
основных нормативных документах. Классный руководитель интересуется
вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных
технологий, хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет и работает,
регулярно повышает свою квалификацию.
4Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая
мудрость, чем для управления государством. Чэннинг Уильям Эллери (1780—1842),
американский писатель
Оценка и учёт достижений внеурочной деятельности
Таблица 1
инструментарий
индикатор
№
п/п
1.
1.1. качество работы, определяемое по
количеству победителей и призёров
олимпиад, конкурсов
Критерий: достижение заданного качества внеурочной деятельности
математический анализ
1.2. количество учащихся, вовлечённых
в творческую и исследовательскую
деятельность
математический анализ
анализ достижений детей во внеурочной
деятельности в конце года,
заполнение портфолио
Критерий: приобретение социального опыта
2.
2.1. реальные возможности свободного
выбора различных форм и
направлений
внеурочной
деятельности в рамках школы
2.2. количество учащихся, вовлечён
ных в реализацию социальных
проектов, акций, маршей, походов
2.3. участие класса в жизнедеятель
ности школы (самоуправлении,
детских общественных органи
зациях, общешкольных делах)
2.4. межличностные отношения
3.
3.1. сформированность активности и
социальной ответственности
3.2. степень сплочённости детского
коллектива
изучение расписания
внеурочной деятельности класса,
анализ занятости обучающихся во
внеурочной деятельности
занятий
анализ достижений детей во внеурочной
деятельности в конце учебного года,
заполнение портфолио
заполнение портфолио
социометрия,
анкетирование
методика изучения уровня развития
детского коллектива (А.Н.Лутошкина)
методика
детского коллектива
изучения
сплочённости
5
Критерий: приобретение опыта социальной зрелости личности3.3. уровень социальной адапти
рованности.
3.4. правонарушения и отклоняющееся
поведение
изучения
методика
рованности личности (по М.И. Рожкову)
изучение сведений о правонарушениях и
проступках
социализи
4.
4.1. уровень физического здоровья.
Критерий: индивидуальноличностное развитие
состояния
4.2. уровень
комфорта
4.3. степень
психологического
сформированности
нравственных качеств
4.4. развитие толерантности
4.5. уровень
коммуникативной
культуры
4.6. уровень духовной культуры
здоровья
анализ
обучающихся по медицинским группам,
анализ физического развития детей,
анализ заболеваемости обучающихся
методика психологического климата в
классе (Л.Н.Лутошкина)
методика оценки нравственных качеств
личности (по З.И.Васильевой)
тест «Насколько вы терпимы»
анкета изучения коммуникативных
свойств школьника (по А.В.Мудрику)
методика
ориентаций (по М.Рокичу)
изучения
ценностных
Приложение 1
Исследование затруднений в деятельности
классного руководителя
в условиях реализации ФГОС второго поколения
I.
Теоретическая готовность классного руководителя в условиях
ФГОС НОО
Оцените по данной шкале знание нормативно – правовой базы:
1. ФГОС НОО.
•••••••••••
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2.Закон РФ «Об образовании» (проект).
•••••••••••
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Знание локальных актов школы:
Программа « Духовнонравственного воспитания»
•••••••••••
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
6 Программа по экологическому воспитанию и ЗОЖ
•••••••••••
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
План внеурочной деятельности
•••••••••••
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
План профилактики правонарушений и работы детских общественных организаций
•••••••••••
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Должностные обязанности классного руководителя (с внесёнными изменениями)
•••••••••••
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
II. Практическая готовность классного руководителя
к управлению воспитательным процессом
Умение анализировать информацию:
•••••••••••
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Проводить диагностику классного коллектива:
•••••••••••
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ставить цели и задачи своей деятельности в условиях ФГОС сообразно возрастным
и индивидуальным особенностям учеников:
•••••••••••
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Умение разрабатывать программы, социальные проекты и акции:
•••••••••••
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Умение представлять полученные результаты в количественном и качественном
виде:
•••••••••••
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1.Инициативность
III. Профессионально – личностные качества
•••••••••••
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Активность
•••••••••••
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
73. Креативность
•••••••••••
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4. Эмоциональная устойчивость:
•••••••••••
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
5. Стиль общения:
либеральный
•••••••••••
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
демократический
•••••••••••
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
авторитарный
•••••••••••
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
IV. Показатели профессиональной готовности педагогов
к работе в роли классного руководителя
Системно – деятельностный подход в воспитании.
•••••••••••
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Владение приёмами интеграции.
•••••••••••
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Умение формировать субъектную позицию в воспитании.
•••••••••••
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Владение развивающими методиками в воспитании.
•••••••••••
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1
8