Семинар на тему "Деятельность классного руководителя в аспекте ФГОС НОО второго поколения".
Оценка 4.7

Семинар на тему "Деятельность классного руководителя в аспекте ФГОС НОО второго поколения".

Оценка 4.7
Семинары
doc
воспитательная работа
Взрослым
23.02.2018
Семинар на тему "Деятельность классного руководителя в аспекте ФГОС НОО второго поколения".
Материалы разработаны для проведения семинара классных руководителей на тему "Деятельность классного руководителя в аспекте ФГОС НОО второго поколения", где анализируются проблемы организации деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Представлен разработанный мониторинг по выявлению проблем и пробелов в работе классных руководителей.
Деятельность классного руководителя в аспекте ФГОС НОО второго поколения.doc
Деятельность классного руководителя в аспекте ФГОС НОО второго поколения. Главным событием в общем образовании стало повсеместное внедрение новых  образовательных стандартов начального общего образования. Однако, наряду с  достаточной правовой базой ФГОС, хорошо проработанным алгоритмом внедрения,  организованным периодом перехода к новым стандартам при реализации обозначился ряд проблем и парадоксов:  параллельность процессов модернизации образования;   отрыв начальной школы от других ступеней общего образования;   сопротивление сознания участников образовательного процесса данной  инновации;   опережающий контроль. Такая проблема как разрыв между провозглашёнными изменениями и их  практической реализацией становится особенно актуальной в построении  деятельности классного руководителя. Это связано с тем, что в основную  общеобразовательную программу образовательного учреждения входят: «Программа  духовно­нравственного развития, воспитания гражданина России» и «Программа  формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни». Они реализуются через организацию общешкольных мероприятий и деятельность  классного руководителя. То есть классный руководитель выступает как организатор  (сам проводит классные часы, экскурсии, родительские собрания и т.д.,  предусмотренные программами), как координатор участия в общешкольных делах и  внешкольной деятельности. Для того, чтобы решить проблемы организации деятельности классного  руководителя в условиях ФГОС, необходимо внести изменения в документы,  регламентирующие его деятельность: должностную инструкцию и план  воспитательной работы. Изменения в должностную инструкцию вносятся в соответствии с приказом  Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26  августа 2010г. №761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника  должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные  характеристики должностей работников образования». Согласно данному документу в раздел «Общие положения прописывается то, что классный руководитель должен  знать по реализации внеурочной деятельности и самостоятельно разрабатывает план  своей работы и программу организации внеурочной деятельности. Из всех  документов классного руководителя изменения, в большей мере, касаются  воспитательной программы (плана воспитательной работы), т.к. именно она является  одним из организационных механизмов реализации основной общеобразовательной  программы ФГОС в классе. Итак, классный руководитель в условиях ФГОС НОО  второго поколения выступает как организатор внеурочной деятельности и  воспитательной работы во вверенном ему классе. 1 При проведении внеурочной деятельности классный руководитель выполняет роль  организатора, координатора и тьютора. Организатор:  предоставляет детям и их родителям информацию об организации внеурочной деятельности на ближайший учебный год;  организует   ответственный   выбор   внеурочной   деятельности   детьми   и родителями;  беседует с детьми о причинах, послуживших появлению желания «бросить» кружок и пр.;  помогает ребёнку изменить выбор в течение года;  сам создаёт и реализует программы внеурочной деятельности;  взаимодействует   с   руководителями   при   конфликтных   и   проблемных ситуациях;  во   взаимодействии   с   руководителями   организует   презентацию   результатов внеурочной деятельности;  организует   рефлексию   деятельности   детей   по   внеурочной   деятельности   в прошедшем году;  контролирует посещение. Для контроля посещения занятий ведется «Журнал учета посещаемости обучающимися занятий внеурочной деятельностью».  Координатор:  составляет   единое   расписание   урочной   и   внеурочной деятельности   класса,   отслеживает   занятость   детей   внеурочной   деятельностью. Рекомендуется   составить   каждому   обучающемуся   класса   «Индивидуальное расписание   занятий   внеурочной   деятельностью».   Один   из   вариантов   фиксации участия во внеурочной деятельности в качественном (что сделано) и количественном (сколько времени) результате ­ это «Журнал учета занятости учащихся внеурочной деятельностью», по итогам заполнения  которого оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность. Если учащиеся не посещают кружки по каким­либо направлениям, то классный руководитель   может   произвести   следующие   корректирующие   действия:   данные учащиеся привлекаются к организации и проведению внеклассных мероприятий по данным направлениям, предусмотренных планом воспитательной работы в классе. Подготовка   к   участию   и   участие   в   данных   мероприятиях   позволяют   ребенку овладевать   универсальными   способами   деятельности   (компетенциями)   и демонстрировать   уровень   их   развития.   Участие   ребенка   в   общешкольных   делах осуществляется   на   добровольной   основе   в   соответствии   с   интересами   и склонностями.  Тьютор ­ педагог, который организует условия для составления и реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося.  Для  конструирования траектории   и   осуществления   индивидуального   развития   каждого   школьника, рекомендуется составить «Индивидуальный учебный план». Как тьютор, классный 2 руководитель   помогает   формировать   портфолио   ­   портфель   достижений обучающегося. Достижения   обучающегося   во   внеурочной   деятельности   должны   стать объектами мониторинга классного руководителя. Под достижениями понимается не только количественные показатели (% участников научных обществ, клубов, и т.п.; количество   детей   участвующих   в   реализации   проектов   различного   уровня; количество   победителей   и   призёров   различных   конкурсов;   количество правонарушений,  учащихся, стоящих на учёте в КДН и ЗП), но и развитие личности учащегося и приобретение им опыта успешной социально ­ значимой деятельности (Таблица 1). Таким образом, эффективно выстроенная работа классного руководителя является  условием успешной реализации учебного плана начальной школы в части  «Внеурочная деятельность». В   условиях   введения   Федеральных   государственных   образовательных стандартов второго поколения востребован не просто воспитатель или предметник­ урокодатель, а педагог­исследователь, педагог­психолог, педагог­технолог. Эти качества могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично   организованного   образовательного   процесса   в   школе,   причем   при условии,   что   учитель   активно   занимается   научно­методической,   поисковой, инновационной   работой,   учится   искать   свое   «профессиональное   лицо»,   свой педагогический инструментарий. Ориентируясь на развитие личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нужно помнить, что она формируется личностью самого учителя. Поэтому, чтобы работать в соответствии с требованиями ФГОС, необходимо изучить затруднения, пробелы, проблемы в работе классного руководителя в новых условиях. Среди классных руководителей нашей школы был организован мониторинг по выявлению теоретической, практической, профессионально­личностной готовности педагогов к работе с классным коллективом (Приложение 1). Мониторинг  охватывал   достаточно  большой  промежуток  времени  (не менее полутора   месяцев):  входящая   диагностика   (октябрь   –   ноябрь),     промежуточная (апрель   –   май),   итоговая   (апрель­май   следующего   учебного   года).   Основными методами   исследования   стали:   экспертное   интервью,   опрос,   анкетирование, наблюдение.  Особое   внимание   уделено   входящей   диагностике.   Именно   она   позволила выявить   то,   какие   затруднения   имеются   у   классных   руководителей   в   условиях реализации ФГОС НОО второго поколения. 3 Теоретическая   готовность   определялась   знанием   нормативных   документов федерального   уровня   и   локальных   актов   школы,   должностных   обязанностей классного руководителя с внесёнными изменениями.  Практическая   готовность   к   управлению   воспитательным   процессом определялась   умением   анализировать   информацию,   проводить   диагностику классного коллектива, ставить цели и задачи своей деятельности в условиях ФГОС сообразно   возрастным   и   индивидуальным   особенностям   учащихся,   разрабатывать программы,  социальные   проекты   и  акции,  представлять   полученные   результаты   в количественном и качественном виде.  Показатель  практической  готовности  классного  руководителя  к управлению воспитательным   процессом   исследовался   по   критериям:  умение   анализировать информацию,   диагностировать   классный   коллектив,   ставить   цели   и   задачи   своей деятельности   в   условиях   ФГОС   сообразно   возрастным     и   индивидуальным особенностям   учеников,   разрабатывать   программы,   социальные   проекты   и   акции, представлять полученные результаты в количественном и качественном виде.  Исследование   профессионально­личностных   качеств   осуществлялось   по критериям:   эмоциональная   устойчивость   и   стили   общения,   инициативность, активность,   креативность,   потому   что   именно   эти   качества   личности   помогают классному руководителю работать в новых условиях.  Профессиональная   готовность   к   работе   в   условиях   ФГОС   НОО   второго поколения   определялась   на   основе   изучения   умений   использования   системно­ деятельностного   подхода,   формирования   субъектной   позиции   обучающихся, владения приёмами интеграции и развивающими методиками.  Данное   исследование   показало,   что  готовность   классных   руководителей   МКОУ базовой   НОШ,   работающих   в   условиях   реализации   ФГОС   второго   поколения, находится   на   достаточном   уровне.   Точками   роста   для   перехода   на   продвинутый уровень   являются   повышение   профессиональной   готовности   классных руководителей   к   работе     в   условиях   ФГОС   НОО,   мотивации   и   развития   такого профессионально личностного качества как инициативность. Данное   исследование   помогает   выявить   затруднения,   пробелы   и   проблемы, возникающие у классных руководителей, работающих в аспекте ФГОС, составить план их ликвидации. То есть, выявив «незнание», мы можем найти правильные пути, приводящие к «знанию».      Таким образом, классный руководитель, работающий в условиях Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования  второго поколения идет в ногу со временем, он методически и психологически  подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо  разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в  основных нормативных документах. Классный руководитель интересуется  вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных  технологий,  хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет и работает,  регулярно повышает свою квалификацию. 4 Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая  мудрость, чем для управления государством. Чэннинг Уильям Эллери (1780—1842),  американский писатель Оценка и учёт достижений внеурочной деятельности Таблица 1 инструментарий индикатор № п/п 1. 1.1. качество работы, определяемое по количеству победителей и призёров олимпиад, конкурсов Критерий: достижение заданного качества внеурочной деятельности математический анализ  1.2. количество учащихся, вовлечённых в творческую и исследовательскую  деятельность математический анализ  ­анализ достижений детей во внеурочной деятельности в конце года,  ­ заполнение портфолио Критерий: приобретение социального опыта 2. 2.1. реальные   возможности   свободного выбора   различных   форм   и направлений внеурочной деятельности в рамках школы   2.2. количество   учащихся,   вовлечён­ ных   в   реализацию   социальных проектов, акций, маршей, походов 2.3. участие   класса   в   жизнедеятель­ ности   школы   (самоуправлении, детских   общественных   органи­ зациях, общешкольных делах) 2.4. межличностные отношения 3. 3.1. сформированность   активности   и социальной ответственности  3.2. степень   сплочённости   детского коллектива ­изучение   расписания     внеурочной деятельности класса, ­анализ   занятости   обучающихся   во внеурочной деятельности занятий  ­анализ достижений детей во внеурочной деятельности в конце учебного года,  ­ заполнение портфолио ­ заполнение портфолио ­ социометрия, ­ анкетирование методика   изучения   уровня   развития детского коллектива (А.Н.Лутошкина) методика детского коллектива   изучения   сплочённости 5 Критерий: приобретение опыта социальной зрелости личности 3.3. уровень   социальной   адапти­ рованности. 3.4. правонарушения   и   отклоняющееся поведение   изучения методика рованности личности (по М.И. Рожкову) изучение сведений о правонарушениях и проступках социализи­   4. 4.1. уровень физического здоровья. Критерий: индивидуально­личностное развитие состояния     4.2. уровень комфорта 4.3. степень     психологического сформированности нравственных качеств 4.4. развитие толерантности 4.5. уровень   коммуникативной культуры 4.6. уровень духовной культуры   здоровья ­анализ обучающихся по медицинским группам, ­анализ физического развития детей, ­анализ заболеваемости обучающихся методика   психологического   климата   в классе (Л.Н.Лутошкина) методика   оценки   нравственных   качеств личности (по З.И.Васильевой) тест «Насколько вы терпимы»  анкета   изучения   коммуникативных свойств  школьника (по А.В.Мудрику) методика ориентаций (по М.Рокичу) изучения     ценностных Приложение 1 Исследование затруднений в деятельности  классного руководителя в условиях реализации ФГОС второго поколения I. Теоретическая готовность классного руководителя в условиях  ФГОС НОО       Оцените по данной шкале знание нормативно – правовой базы:   1. ФГОС НОО. ••••••••••• 0  1  2  3 4  5  6  7 8  9  10       2.Закон РФ «Об образовании» (проект). ••••••••••• 0  1  2  3 4  5  6  7 8  9  10   2. Знание локальных актов школы: ­ Программа « Духовно­нравственного воспитания» ••••••••••• 0  1  2  3 4  5  6  7 8  9  10 6 ­ Программа по экологическому воспитанию и ЗОЖ ••••••••••• 0  1  2  3 4  5  6  7 8  9  10 ­План внеурочной деятельности ••••••••••• 0  1  2  3 4  5  6  7 8  9  10 ­ План профилактики правонарушений и работы детских общественных организаций ••••••••••• 0  1  2  3 4  5  6  7 8  9  10 ­ Должностные обязанности  классного руководителя (с внесёнными изменениями) ••••••••••• 0 1  2  3 4  5  6  7 8  9  10 II. Практическая  готовность классного руководителя  к управлению воспитательным процессом ­ Умение анализировать информацию: ••••••••••• 0  1  2  3 4  5  6  7 8  9  10 ­ Проводить диагностику классного коллектива: ••••••••••• 0  1  2  3 4  5  6  7 8  9  10 ­ Ставить цели и задачи своей деятельности в условиях ФГОС сообразно возрастным  и индивидуальным особенностям учеников: ••••••••••• 0  1  2  3 4  5  6  7 8  9  10 ­ Умение разрабатывать программы, социальные проекты  и акции: ••••••••••• 0  1  2  3 4  5  6  7 8  9  10 ­ Умение представлять полученные результаты в количественном и качественном  виде: ••••••••••• 0  1  2  3 4  5  6  7 8  9  10 1.Инициативность III. Профессионально – личностные качества ••••••••••• 0  1  2  3 4  5  6  7 8  9  10 2. Активность ••••••••••• 0  1  2  3 4  5  6  7 8  9  10 7 3. Креативность ••••••••••• 0  1  2  3 4  5  6  7 8  9  10 4. Эмоциональная устойчивость: ••••••••••• 0  1  2  3 4  5  6  7 8  9  10    5. Стиль общения:         ­либеральный ••••••••••• 0  1  2  3 4  5  6  7 8  9  10 ­ демократический ••••••••••• 0  1  2  3 4  5  6  7 8  9  10 ­ авторитарный ••••••••••• 0  1  2  3 4  5  6  7 8  9  10 IV. Показатели профессиональной готовности  педагогов  к работе в роли классного руководителя Системно – деятельностный  подход  в воспитании. ••••••••••• 0  1  2  3 4  5  6  7 8  9  10 Владение приёмами интеграции. ••••••••••• 0  1  2  3 4  5  6  7 8  9  10 Умение формировать субъектную позицию в воспитании. ••••••••••• 0  1  2  3 4  5  6  7 8  9  10 Владение развивающими методиками в воспитании. ••••••••••• 0  1  2  3 4  5  6  7 8  9  1 8

Семинар на тему "Деятельность классного руководителя в аспекте ФГОС НОО второго поколения".

Семинар на тему "Деятельность классного руководителя в аспекте ФГОС НОО второго поколения".

Семинар на тему "Деятельность классного руководителя в аспекте ФГОС НОО второго поколения".

Семинар на тему "Деятельность классного руководителя в аспекте ФГОС НОО второго поколения".

Семинар на тему "Деятельность классного руководителя в аспекте ФГОС НОО второго поколения".

Семинар на тему "Деятельность классного руководителя в аспекте ФГОС НОО второго поколения".

Семинар на тему "Деятельность классного руководителя в аспекте ФГОС НОО второго поколения".

Семинар на тему "Деятельность классного руководителя в аспекте ФГОС НОО второго поколения".

Семинар на тему "Деятельность классного руководителя в аспекте ФГОС НОО второго поколения".

Семинар на тему "Деятельность классного руководителя в аспекте ФГОС НОО второго поколения".

Семинар на тему "Деятельность классного руководителя в аспекте ФГОС НОО второго поколения".

Семинар на тему "Деятельность классного руководителя в аспекте ФГОС НОО второго поколения".

Семинар на тему "Деятельность классного руководителя в аспекте ФГОС НОО второго поколения".

Семинар на тему "Деятельность классного руководителя в аспекте ФГОС НОО второго поколения".

Семинар на тему "Деятельность классного руководителя в аспекте ФГОС НОО второго поколения".

Семинар на тему "Деятельность классного руководителя в аспекте ФГОС НОО второго поколения".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2018