Семинар по Таксономии Блума
Оценка 4.8

Семинар по Таксономии Блума

Оценка 4.8
Документация
docx
администрации +1
Взрослым
31.03.2018
Семинар по Таксономии Блума
Публикация является частью публикации:
taksonomiya_bluma_0.docx

Таксономия целей Блума

 

Хотите повысить эффективность ваших уроков для развития мыслительных навыков у ваших учеников? Вспомните о таксономии целей Блума.

 

Приступив к планированию уроков по развитию разных типов интеллекта, легко попасть в ловушку, когда все ваши уроки будут сводиться только к двум уровням – знание и понимание. Но постоянно помня о таксономии Блума, можно спланировать урок, задействовав все уровни познания. Вы получите инструмент, который поможет вам отслеживать, насколько эффективно вы побуждаете к деятельности все типы интеллекта учеников на каждом уроке.

 

В 1956 году профессор Чикагского университета Бенджамин Блум опубликовал книгу «Таксономия образовательных целей». Он выделил шесть уровней познавательной деятельности, которые десятилетиями успешно использовались в педагогике как руководство при планировании обучения, стимулирующего развитие у учащихся мыслительных навыков высокого уровня.

Таксономия –это учение о принципах и практике классификации и систематизации

 

Согласно таксономии Блума, образовательные цели разбиваются на три области: когнитивную, аффективную и психомоторную. Эти области не совсем точно можно описать как "знания/голова", "чувства/сердце", "делание/руки".

 

Когнитивная область

Когнитивная (познавательная) область. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового. К познавательной сфере относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике учителей.

 

Умения и навыки в когнитивной области касаются знания, понимания и критического мышления. Здесь выделяются шесть уровней.

1. Знание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории.

Конкретные действия учащихся: воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

2. Понимание

Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.

Конкретные действия учащихся:  

— объясняет факты, правила, принципы;

 

— преобразует словесный материал в математические выражения;

 

— предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3. Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.

Конкретные действия учащихся:

— применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;

 

— использует понятия и принципы в новых ситуациях.

4. Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура.

Конкретные действия учащихся:  

— вычленяет части целого;

 

— выявляет взаимосвязи между ними;

 

— определяет принципы организации целого;

 

— видит ошибки и упущения в логике рассуждения;

 

— проводит различие между фактами и следствиями;

 

— оценивает значимость данных.

5. Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.       

Конкретные действия учащихся:

— пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;

 

— предлагает план проведения эксперимента или других действий;

 

— составляет схемы задачи.

6. Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала.  

Конкретные действия учащихся:

— оценивает логику построения письменного текста;

 

— оценивает соответствие выводов имеющимся данным;

 

— оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

 

Аффективная область

Умения в этой области отражают то, как человек реагирует эмоционально, насколько он способен чувствовать чужую радость или боль. Аффективные цели связаны с человеческими отношениями, эмоциями, чувствами.

Психомоторная область

Умения в этой области описывают способность к манипуляциям с орудиями или инструментами. Психомоторные цели обычно связывают с изменением или развитием практических навыков.

 

 

 

 М. В. Кларин приводит далее основные категории наиболее разработанных и общеупотребительных областей таксономии, охватывающих когнитивные и аффективные цели.

 

Основные категории

 

1 Знание

 

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала.  Речь может идти о различных видах содержания – от конкретных факта до  целостных теорий. Общая черта этой категории – припоминание      соответствующих сведений. Ученик:

знает (запоминает и воспроизводит) употребляемые термины;

знает конкретные факты;

знает методы и процедуры;

знает основные понятия;

знает правила и принципы.

 

2 Понимание

 

 Показателем способности понимать значение изученного может служить    преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую – его «перевод» с одного «языка» на другой (например, из словесной формы – в       математическую). В качестве показателя понимания может также выступать   интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же  предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий,  результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание  материала. Ученик:

понимает факты, правила и принципы;

интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы;

преобразует словесный материал в математические выражения;

предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных

 

3 Применение

 

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях. Сюда входят применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание. Ученик:

использует понятия и принципы в новых ситуациях;

применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;

демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

 

4 Анализ

 

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Ученик:

выделяет скрытые (неявные) предположения;

видит ошибки и упущения в логике рассуждений;

проводит разграничения между фактами и следствиями;

оценивает значимость данных.

 

5 Синтез

 

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий, схемы, упорядочивающие имеющиеся сведения.

 

 Достижение соответствующих учебных результатов предполагает деятельность творческого характера, направленную на создание новых схем, структур. Ученик:

пишет небольшое творческое сочинение;

предлагает план проведения эксперимента;

использует знания из различных областей, чтобы составить план    решения той или иной проблемы.

 

6 Оценка

 

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного  материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных и т. д.). Суждения ученика должны основываться на чётких критериях: внутренних(структурных, логических) или внешних(соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или предлагаться ему извне, например, учителем.

 

Данная категория предполагает достижение учебных результатов всех предшествующих категорий. Ученик:

оценивает логику построения материала в виде письменного текста;

оценивает соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев;

оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев.

 

 

 

Категории учебных целей в аффективной области

 

Восприятие

 

Эта категория обозначает готовность и способность ученика воспринимать те  или иные явления, поступающие из окружающего мира стимулы. С позиции учителя путь к достижению таких целей состоит в том, чтобы привлечь, удержать и направить внимание ученика.

 

Входящие сюда субкатегории:

 

1.1. осознание;

 

1.2. готовность или желание воспринимать;

 

1.3. избирательное (произвольное) внимание образуют диапазон восхождения от пассивной позиции ученика до более активного отношения к содержанию обучения (хотя на этом уровне ещё не полностью осознанно целенаправленного). Ученик:

проявляет осознание важности учения;

внимательно слушает высказывания окружающих в классе, в беседе и т. д., проявляет осознание эстетических факторов в одежде, интерьере, архитектуре, живописи;

проявляет восприимчивость к проблемам и потребностям других людей, к проблемам общественной жизни.

 

Реагирование (отклик)

 

Эта категория обозначает  активные проявления, исходящие от самого ученика.

 

На данном уровне он не просто воспринимает, но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности.

 

Субкатегории:

 

2.1 подчинённый отклик;

 

2.2 добровольный отклик;

 

2.3 удовлетворение от реагирования.

 

Ученик:

выполняет заданную учителем домашнюю работу;

подчиняется внутришкольному распорядку и правилам поведения;

участвует в обсуждении вопросов в классе;

самостоятельно знакомится с освещением общественно-политических  и международных проблем;

добровольно вызывается выполнять задание;

проявляет интерес к учебному предмету.

 

Усвоение ценностной ориентации

 

В эту категорию входят различные уровни усвоения ценностных ориентаций (то есть отношения к тем или иным объектам, явлениям или видам деятельности):

 

3.1 принятие ценностной ориентации(в обиходе это соответствует понятию «мнение»);

 

3.2 предпочтение ценностной ориентации;

 

3.3 приверженность, убеждённость.

 

Ученик:

проявляет устойчивое желание, например, овладеть навыками грамотной устной и письменной речи;

целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение;

проявляет убеждённость, отстаивая тот или иной идеал.

 

Организация ценностных ориентаций

 

Эта категория охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых. Сюда входят  две субкатегории:

 

4.1 концептуализация ценностной ориентации, то есть осмысление своего отношения;

 

4.2 организация системы ценностей.

 

Ученик:

стремится определить основные черты своего любимого произведения искусства;

принимает на себя ответственность за своё поведение;

понимает свои возможности и ограничения;

строит жизненные планы в соответствии с осознанными им самим собственными способностями, интересами и убеждениями.

 

Распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность

 

Эта категория обозначает  такой уровень усвоения ценностей, на котором они  устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль. Обобщённый характер ценностных ориентаций и  их соединение в целостное мировоззрение отражены в субкатегориях:

 

5.1 обобщённая установка;

 

5.2 полная интернализация (усвоение) или распространение ценностных  ориентаций на деятельность.

 

Ученик:

устойчиво проявляет самостоятельность в учебной работе;

проявляет стремление к сотрудничеству в групповой деятельности;

проявляет готовность пересматривать свои суждения и менять образ действий при наличии убедительных аргументов;

постоянно проявляет навыки личной гигиены и здорового образа жизни;

формулирует устойчивое и последовательное жизненное кредо.

 

Такая конкретизация целей сильно упрощает работу учителя. Отталкиваясь от этого  набора, можно строить учебный процесс как последовательную отработку его элементов, совокупность упрощённых обучающих циклов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глаголы-опоры таксономии Блума

 

Вербально-лингвистический интеллект:

 

Знание: определи, запомни, запиши, составь список

 

Понимание: объясни, обсуди, сформулируй, опиши, повтори

 

Применение: возьми интервью, драматизируй, покажи, вырази, опубликуй

 

Анализ: интерпретируй, сравни, исследуй, задай вопросы, выстрой, сделай обзор

 

Синтез: создай, составь, представь, спрогнозируй, придумай

 

Оценка: сделай вывод, заключение, оцени, предположи, исправь, спрогнозируй, отредактируй.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глаголы-опоры таксономии Блума

 

Логико-математический интеллект:

 

Знание: перечисли, собери, обозначь, категоризируй, пронумеруй, определи

 

Понимание: опиши, назови, идентифицируй, сгруппируй, определи место

 

Применение: проверь,  реши, вычисли, продемонстрируй, поставь эксперимент, докажи

 

Анализ: проанализируй, изучи, исследуй, открой, образуй, измерь, раздели,

 

Синтез: придумай, сформулируй, выдвини гипотезу, установи, систематизируй

 

Оценка: проранжируй, оцени, отбери, измерь, подсчитай.

 

 

 

 

Глаголы-опоры таксономии Блума

 

Пространственный интеллект:

 

Знание: понаблюдай, определи, перерисуй, перепиши, зарисуй

 

Понимание: проиллюстрируй, вырази, объясни в картинках, продемонстрируй, сделай чертеж

 

Применение: драматизируй, проиллюстрируй, покажи, построй, докажи

 

Анализ: тщательно исследуй, расставь, построй диаграмму, график, сравни, противопоставь

 

Синтез: построй, составь, сконструируй, изобрети, построй, собери, создай, представь, смоделируй

 

Оценка: отбери, выбери, оцени, вынеси суждение, рекомендуй.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глаголы-опоры таксономии Блума

 

 

Музыкально-ритмический интеллект:

 

Знание: запомни, повтори, скопируй, перечисли, назови

 

Понимание: определи, вырази, опиши, переложи на музыку

 

Применение: потренируйся, продемонстрируй, покажи, научи, представь классу

 

Анализ: интерпретируй, проанализируй, сгруппируй, дифференцируй

 

Синтез: сочини, систематизируй, создай,  расположи в определенном порядке

 

Оценка: оцени, проранжируй, вырази свое суждение.

 

 

 

Глаголы-опоры таксономии Блума

 

Телесно-кинестетический интеллект:

 

Знание: повтори все действия, объясни в действиях, скопируй, имитируй

 

Понимание: обсуди, вырази, разыграй

 

Применение: используй, изобрази, имитируй, проэкспериментируй, представь

 

Анализ: отбери, отсортируй, осмотри, систематизируй, классифицируй, сгруппируй, разбей на группы

 

Синтез: расставь по порядку, выработай, построй, придумай, изобрети

 

Оценка: измерь, реши, выбери, оцени, рекомендуй.

 

Межличностный интеллект:

 

Знание: повтори, определи, перечисли, назови, скажи, собери

 

Понимание: опиши, объясни, обсуди, вырази, расскажи

 

Применение: используй, имитируй, опроси, потренируйся

 

Анализ: систематизируй, сделай обзор, исследуй, изучи, сгруппируй

 

Синтез: установи, сформулируй, составь план, предложи

 

Оценка: реши, оцени, сделай вывод, рекомендуй, критикуй, сделай заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глаголы-опоры таксономии Блума

 

Внутриличностный интеллект:

 

Знание: назови, повтори, запомни, выучи

 

Понимание: объясни, сформулируй, вырази, повтори

 

Применение: драматизируй один, спланируй, реши, представь

 

Анализ: испытай, сравни, противопоставь, исследуй, разбей

 

Синтез: составь, сочини, собери, выдвини гипотезу, вообрази, создай, построй

 

Оценка: сделай заключение, оцени, поддержи, одобри.

 

 

 

 

 

Глаголы-опоры таксономии Блума

 

Внутриличностный интеллект:

 

Знание: назови, повтори, запомни, выучи

 

Понимание: объясни, сформулируй, вырази, повтори

 

Применение: драматизируй один, спланируй, реши, представь

 

Анализ: испытай, сравни, противопоставь, исследуй, разбей

 

Синтез: составь, сочини, собери, выдвини гипотезу, вообрази, создай, построй

 

Оценка: сделай заключение, оцени, поддержи, одобри.


 

Таксономия целей Блума Хотите повысить эффективность ваших уроков для развития мыслительных навыков у ваших учеников?

Таксономия целей Блума Хотите повысить эффективность ваших уроков для развития мыслительных навыков у ваших учеников?

Применение Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях

Применение Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях

Аффективная область Умения в этой области отражают то, как человек реагирует эмоционально, насколько он способен чувствовать чужую радость или боль

Аффективная область Умения в этой области отражают то, как человек реагирует эмоционально, насколько он способен чувствовать чужую радость или боль

Применение Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях

Применение Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях

Категории учебных целей в аффективной области

Категории учебных целей в аффективной области

Ученик: выполняет заданную учителем домашнюю работу; подчиняется внутришкольному распорядку и правилам поведения; участвует в обсуждении вопросов в классе; самостоятельно знакомится с освещением общественно-политических и международных…

Ученик: выполняет заданную учителем домашнюю работу; подчиняется внутришкольному распорядку и правилам поведения; участвует в обсуждении вопросов в классе; самостоятельно знакомится с освещением общественно-политических и международных…

Распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность

Распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность

Глаголы-опоры таксономии Блума

Глаголы-опоры таксономии Блума

Глаголы-опоры таксономии Блума

Глаголы-опоры таксономии Блума

Глаголы-опоры таксономии Блума

Глаголы-опоры таксономии Блума

Глаголы-опоры таксономии Блума

Глаголы-опоры таксономии Блума
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2018