Семинар - практикум " Развитие творческих способностей детей"
Оценка 5
Мероприятия
doc
психологическая работа +1
Детсад
13.03.2018
Одним из важнейших вопросов педагогики в настоящее время является вопрос о формировании личности. Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей берет свое начало в дошкольном возрасте, когда изменяется характер деятельности ребенка. Как же сформировать личность для дальнейшей успешной жизнедеятельности? Одно из решений данной проблемы - это организация в ДОУ предметно-развивающей среды.
семинар -практикум.doc
педагогические
вопрос
и
о
формировании
Одним из важнейших вопросов педагогики в настоящее
время
личности.
является
исследования
Психологические
доказывают, что развитие творческих способностей детей
берет свое начало в дошкольном возрасте, когда изменяется
характер деятельности ребенка. Как же сформировать
личность для дальнейшей успешной жизнедеятельности?
Одно из решений данной проблемы - это организация в ДОУ
предметно-развивающей среды.
Что же относится к пониманию «предметно-развивающая
среда?» Концепция дошкольного воспитания дает четкий
ответ: под предметно- развивающей средой следует понимать
такое предметное наполнение, организация которого влияет на
развитие ребенка наиболее эффективно. Иными словами,
непременное условие ее построения - опора на личностно-
ориентированную модель взаимодействия между детьми.
Отсюда можно сделать вывод: предметно-пространственная
среда должна выполнять, по крайней мере, две важнейшие
функции.
Одна из функций носит информативный характер, другая –
развивающий. Ведь предметно-развивающая среда включает в
себя
и объектов социальной
действительности, где каждый предмет и каждый объект, в
свою очередь, несут определенные знания об окружающем
мире, становится средством передачи социального опыта.
носить
обогащающий характер и иметь для занятий наглядный
материал, игровые
пособия,
настольные игры.
Предметно-развивающая среда
атрибуты, дидактические
разнообразие
предметов
должна - рубеж перехода от предметной
Необходимо, чтобы организация предметно-развивающей
среды в различных возрастных группах детского сада
учитывала, и особенности поэтапного развития игровой
деятельности детей и одновременно представляла бы
максимальную возможность развертывания событийной
стороны
игры, учитывала возрастной объем знаний,
впечатлений, содержание переживаний детей. ( предложить
определить соответствие развивающей среды возрастным
особенностям детей)
Гр. Раннего возраста - предметная деятельность + условия
сенсорного развития
Младшая группа
деятельности к игровой ( творческая игра)
Средняя группа - переход от творческой игры, к игре,
заставляющей ребенка самого искать комбинации игровой
ситуации, правил и действий.
Старшая группа - период пика развития творческой
сюжетно-ролевой игры.
Предметно-игровая среда в ДОУ должна отвечать
определенным требованиям, это, прежде всего свобода
достижения ребенком темы, сюжета игры. В каждом возрасте
ребенку нужны различные по своей тематике и назначению
игрушки: сюжетные, технические, игрушки-орудия труда,
игрушки-забавы, театрализованные, музыкальные, спортивные.
Современные требования к созданию полноценной
предметно-развивающей среды отвечают реальности: в
групповой
для
проведения различных игр, предусмотреть ее тематический и
сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей
присущий стиль интерьера и оборудования, что конечно же не
комнате нужно создавать обстановку как
среды
условие развития
предметно-развивающей
специальной заботы воспитателя.
что
может
игры детей
всегда возможно. Т.о. создание предметно игровой среды
требует
Главный
педагогический принцип тут заключается в непременной
связи знаний, полученных детьми, с содержанием игровой
среды.
На основе вышесказанного можно предположить,
организация
рассматриваться
дошкольного возраста, если педагог:
- организует предметную среду для развития игровых
замыслов детей;
- создает эмоционально-благоприятную атмосферу;
- обеспечивает руководство сюжетно-ролевой игрой в целях
развития творчества.
(выступления воспитателей)
С целью определения воспитания в предметно-развивающей
среде, творческого фона в игровой деятельности, я бы хотела
предложить вам ответить на вопросы мини-анкеты:
1. Считаете ли вы важным организацию предметной среды в
группе д/с?
2. Необходимо ли игрушки и предметы обстановки предлагать
для свободного пользования во время самостоятельной игры?
Почему?
3. Какие
организации предметно-развивающей среды?
4. Играете ли вы совместно с детьми?
5. Обращаются ли дети к вам за советом по поводу игры?
6. Какие методы и приемы вы используете при организации
игровой деятельности?
предметы
вы считаете
обязательными
для Вот здесь самое время сказать о месте педагога в
предметно-развивающей среде. Он - автор, он - компонент.
Автор потому, что, зная особенности развития каждого
ребенка, творит, проектирует и создает среду; компонент,
потому что, определяя свое место в ней относительно каждого
ребенка.
Вот сильный ребенок в интеллектуальном развитии - он не
нуждается в разъяснении задач, действий, результатов
деятельности, ему надо создать среду самостоятельного
поиска ответа на данный вопрос. Этому ребенку достаточно
только подсказать, предложить среду деятельности, подсказки,
и он сам решит эту задачу. А вот ребенок, которому нужна
частичная поддержка, и, наконец, тот, кто нуждается в помощи,
в разных видах ее преподнесения: объяснения, совместное
выполнение действия, показ, рассказ, постоянное напоминание
и т.д. Все эти виды использования среды и самого педагога,
как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на
успех, на радость достижения, а значит и на продвижение
вперед. Поскольку именно успех – радость достижения создают
уверенность в своих силах, заставляют многократно
возвращаться к достигнутому, т.е. совершенствоваться, именно
они я являются фактором развития личности ребенка.
Необходимо, чтобы организация предметно-развивающей
среды в различных возрастных группах детского сада
учитывала, и особенности поэтапного развития игровой
деятельности детей и одновременно представляла бы
максимальную возможность развертывания событийной
стороны
игры, учитывала возрастной объем знаний,
впечатлений, содержание переживаний детей. ( предложить - рубеж перехода от предметной
определить соответствие развивающей среды возрастным
особенностям детей)
Гр. Раннего возраста - предметная деятельность + условия
сенсорного развития
Младшая группа
деятельности к игровой ( творческая игра)
Средняя группа - переход от творческой игры, к игре,
заставляющей ребенка самого искать комбинации игровой
ситуации, правил и действий.
Старшая группа - период пика развития творческой
сюжетно-ролевой игры.
Т.о. предметно-игровая среда в ДОУ должна отвечать
определенным требованиям, и это, прежде всего свобода
достижения ребенком темы, сюжета игры. В каждом возрасте
ребенку нужны различные по своей тематике и назначению
игрушки: сюжетные, технические, игрушки-орудия труда,
игрушки-забавы, театрализованные, музыкальные, спортивные.
По мнению психологов, обогащение предметно-развивающей
среды, т.е. такой обстановки, в которой бы ребенок активнее и
быстрее
его
взаимодействии просто необходимо. И пространство должно
быть оборудовано с учетом его психофизических особенностей
и возможностей. И я как психолог хотела бы предложить
вам несколько рекомендаций по обогащению предметно -
развивающей среды в группах.
Уголок «Детское зеркальце скажи…» Очень важно иметь
в группе «детское» зеркало. Важно потому, что как
утверждают
собственное
отражение, а дети дошкольного возраста особенно. У ребенка
окружающий
психологи, люди любят
свое
познавал
мир
во всем формируются культура внешнего вида, а также качества
трудолюбия, самостоятельности.
Можно использовать « Мешочек добрых дел»
Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или
вышивкой и рядом ваша коробочка с наличием мелких
предметов: камешков, ракушек. За каждое сделанное доброе
дело в мешочек помещаете мелкий предмет. Итоги подводятся
в конце недели. Главное в данном случает умело руководить
-этим процессом, не использовать мешочек как средство
поведения ребенка на показ.
Цель данного уголка: формирование доброжелательных
отношений между детьми; стимулирование потребности
совершать добрые поступки.
Так как одной из форм развития, обучения и воспитания
является развивающая игра, то предлагаю вам использовать
некоторые из них:
«Позови ласково»
Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
Ребенку предлагается бросить мяч или передать игрушку
любому из других детей, ласково назвав его по имени.
«Фея доброты»
Цель:
стимулировать потребности совершать добрые
поступки, формирование позитивного образа своего «я». Дети
встают в круг и вытягивают перед собой руки. Воспитатель
незаметно кладет в ладоши одного из детей колечко и
громко говорит: «Кто сегодня всех добрей, выходи ко мне
скорее» Тот, у кого колечко должен выбежать в центр
круга. Этот человек становится «феей доброты». «Фея доброты» дотрагивается до кого - либо из детей колечком
и говорит о нем что-то доброе. Тот, до кого дотронется фея,
должен сказать что-нибудь доброе о своем соседе, который в
свою очередь, говорит по кругу о следующем человеке и т.д.
Уголок «Шкаф находок»
листочек, камешек, фантик.
Цель: развитие фантазии, творческого воображения.
В этот шкаф ребенок приносит все необычное, что
находится в окружающем мире. Это может быть коряга,
красивый
для
поддержания интереса дать детям план-задачу, к примеру:
«Чем тебе нравится этот камешек, на что он похож? Давайте
придумаем вместе волшебную историю этого камешка.
«Кляксы»
Цель: развитие
самостоятельность и творчество в создании образа.
Ребенку предлагается поставить кляксы, используя гуашь
или жидкую акварельную краску, и направляя лист бумаги
дать возможность краске растечься. Увидев образ, дорисовать
его элементы и придумать название.
умения
Важно
видеть
образ, проявлять
«Волшебные нитки»
Цель: развитие умения видеть образы.
Ребенку предлагается опустить нитки в краски разных
цветов. Эти нитки укладываются на лист бумаги (веером,
зигзагом, по прямой, клубочком) и только кончики остаются
вне листа. Затем лист с нитками закрывается вторым листом
бумаги, придерживая который ребенок должен по очереди
вытянуть нитки. Получившиеся цветовые пятна ребенок
должен довести до образа, дорисовав мелкие детали. «Ассоциации»
Цель: воспитание наблюдательности, воображения.
Ребенок жестами, мимикой изображает другого ребенка, его
особенности, привычки, как он их видит, остальные дети
отгадывают, кого он изображает.
Уголок эмоций или настроения.
В каждой группе есть уголок настроения или эмоций. Такой
уголок просто необходим, ведь эмоции обогащают человека,
делают его восприимчивым к окружающему. Развитие
эмоций тем важнее, что они напрямую связаны с
нравственностью. Здесь можно использовать « Мешочек со
злостью»
Цель: научить ребенка справляться с отрицательными
эмоциями
новое
не
рациональное русло.
Ребенку показывают мешочек и объясняют, что этот
мешочек не простой, а волшебный, все плохое, что находится
на душе, можно класть именно в него. После этого ставится
обязательное условие: злиться, визжать и кричать можно
только в этот мешочек. После этого мешочек завязывают, и
отрицательные эмоции остаются в нем в самом прямом
смысле.
подавляя их, направлять
и,
в
«Глаза в глаза»
Цель: Развитие умения детей с помощью мимики передавать
отрицательнее эмоции. Дети разбиваются на пары, берутся за руки. Воспитатель
предлагает: «Глядя в глаза и чувствуя руки, попробует молча
передавать разные эмоции: «Я грустный, помоги мне», « Мне
весело, давай поиграем», «Я не хочу с тобой дружить». После
этого,
эмоция
воспринималась.
обсуждается, как
определенная
Уголок дружбы
Цель: формирование коммуникативных навыков, сплочения
коллектива, эмпатии.
«Клубочек»
Дети садятся в круг, ведущий держа в руках клубочек,
обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий
его вопрос( Что ты любишь? Чего боишься? Твой любимый
мультфильм?), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг
пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос
следующему. Все видят нити, связывают участников в единое
целое, и определяют, на что фигура похожа, многое узнают
друг о друге, сплачиваются.
«Ветер дует на ….»
Со словами «Ветер дует на…, ведущий начинает игру. Чтобы
участники игры больше узнали друг о друге, вопросы могут
быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые
волосы» - все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер
дует на того, у кого есть сестра» и т.д. Ведущего необходимо
менять, давая
участников
каждому.
Роль развивающей среды многообразна и функциональна. И
высоко оценивая роль игры, А.С. Макаренко писал: «Игра
поспрашивать
возможность у
взрослого
важное
значение, какое
имеет
имеет
деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во
многом он будет в работе, когда вырастет». И наша с вами
задача так организовать предметно-развивающую среду,
чтобы, играя, ребенок обучался всему тому, что умеют
взрослые.
Семинар - практикум " Развитие творческих способностей детей"
Семинар - практикум " Развитие творческих способностей детей"
Семинар - практикум " Развитие творческих способностей детей"
Семинар - практикум " Развитие творческих способностей детей"
Семинар - практикум " Развитие творческих способностей детей"
Семинар - практикум " Развитие творческих способностей детей"
Семинар - практикум " Развитие творческих способностей детей"
Семинар - практикум " Развитие творческих способностей детей"
Семинар - практикум " Развитие творческих способностей детей"
Семинар - практикум " Развитие творческих способностей детей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.