Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Оценка 4.8

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Оценка 4.8
Семинары
docx
воспитательная работа
Детсад
19.01.2017
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Презентация к семинару - практикуму "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения".
сообщение для семинара-практикума.docx
Детские исследования: содержание и алгоритм проведения. Вам никогда не вырастить мудреца, если вы  будете убивать в ребенке любопытство. Дошкольники – прирожденные исследователи.  Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. В свое время И.М.Сеченов писал о прирожденном и драгоценном   свойстве   нервно­психической   организации   ребенка   – безотчетном   стремлении   понимать   окружающую   жизнь.   Это   свойство И.П.Павлов назвал рефлексом «что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними.  И   тому   подтверждение   –   детская   любознательность,   постоянное стремление   к   эксперименту,   желание   самостоятельно   находить   решение   в проблемной   ситуации.  Задача   взрослых   –   помочь   детям   сохранить   эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные   во   время   проведения   опытов   и   экспериментов,   запоминаются надолго.   Важно,   чтобы   каждый   ребенок   проводил   собственные   опыты.   Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя.  «Расскажи   и  я   забуду,  покажи  –  и  я   запомню,  дай   попробовать   и   я пойму».                                                            Китайская пословица  Давайте   же   определимся, исследовательская деятельность.     что   же   такое   познавательно­ Исследовательская   деятельность,   по   мнению   Александра   Ильича Савенкова,   следует   рассматривать   как   «особый   вид   интеллектуально­ творческой   деятельности,   порождаемый   в   результате   функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения». Виктор   Иванович   Панов   (российский   психолог)   говорил,   что, исследовательская   деятельность   предстает   как   высшая   форма   развития исследовательской   активности,   когда   индивид   из   «субъекта   (носителя) спонтанной   активности»   превращается   в   «субъекта   деятельности», целенаправленно   реализующего   свою   исследовательскую     активность   в форме тех или иных исследовательских действий. Говоря   о   познавательно­исследовательской   деятельности,   мы имеем   в   виду   активность   ребенка,   впрямую   направленную   на постижение   устройства   вещей,   связей   между   явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта   деятельность  зарождается   в   раннем   детстве,   поначалу представляя   собой   простое,   как   будто   бесцельное   (процессуальное) экспериментирование,   с   вещами,   в   ходе   которого   дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. К   старшему   дошкольному   возрасту  познавательно­ исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены   вещи,   узнать   новое   о   мире,   упорядочить   свои   представления   о какой­либо сфере жизни. Удовлетворяя   свою   любознательность   в   процессе   активной познавательно­исследовательской   деятельности,   ребенок,   с   одной   стороны, расширяет свои представления о мире (развитие познавательной инициативы ребенка), с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения родовидовыми (классификационными),   пространственными   и   временными   отношениями, причинно­следственными,     опыта: позволяющими   связывать   отдельные   представления   в   целостную   картину мира. Николай   Николаевич   Подьяков   выделяет   два   основных   вида исследовательской деятельности у дошкольников.                                                Первый – когда активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты,   затем ставит цель, ищет пути и способы её достижения. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.  Второй   вид,   когда   ориентировочно­исследовательская деятельность   организуется   взрослым,   который   выделяет   существенные элементы   ситуации,   обучает   ребенка   определенному   алгоритму   действий. Таким   образом,   дети   получают   те   результаты,   которые   им   заранее определили. В ходе модернизации системы образования, в настоящее время, большое внимание   уделяется   реализации   деятельностного   подхода,   т.   е.   ребенок является   полноправным, образовательного процесса.    активным   участником   воспитательно­ При ознакомлении дошкольника с окружающим миром, на первый план выступает исследовательская деятельность, активность. Любознательность и желание   познания   ставятся   во   главу   угла   при   реализации   программ дошкольного воспитания.  Модель исследовательской деятельности совпадает   с   моделью   научного   исследования   и   включает   в   себя следующие этапы:   Проблемная  ситуация   Проблема, ее  формулирование (выявление непонятных явлений – постановка проблемы) (выбор темы исследования)      Целеполагание (что нужно сделать?) Выдвижение  гипотез (предположение, догадка) Подбор  материала  для  проверки  гипотез Проверка  гипотез Анализ   полученного   результата   (подтвердилось,   не подтвердилось)   Формулирование и оформление  вывода Обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследования Каким   же   образом   следует   выстраивать   деятельность,   чтобы вызвать   познавательную   инициативу   детей   и   поддержать   их исследовательскую активность? Приняв   позицию   заинтересованного,   любознательного   партнера, педагогу   важно     придерживаться   следующей  последовательности   этапов исследования: Алгоритм   действий   для   осуществления   исследовательской деятельности (по А.И. Савенкову): Шаг 1.      Проблемная  ситуация   – это  такая  ситуация, при  которой  ребенок  хочет   решить   какие – то   трудные   для   себя   задачи, но   ему не хватает  данных, и он должен  сам  их  искать. Для   создания   проблемных   ситуаций   педагогу   можно   использовать следующие методические приемы: • Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения. • • • • Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос. Предложить детям рассмотреть явление с разных позиций. Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам. Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику. • Постановка проблемных задач.  Для   каждого   конкретного   познавательно­исследовательского взаимодействия нужен привлекательный отправной момент ­ какое­либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования. Отправными моментами могут быть:    реальные   события,   происходящие   в   данный   период:  яркие природные явления (например: листопад) и общественные события (например: предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся).  специально   «смоделированные»   воспитателем:  внесение   в группу   предметов   с   необычным   эффектом   или   назначением,   ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность   («Что   это   такое?   Что   с   этим   делать?   Как   это   действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации­ вырезки на определенную тему и т. п.  воображаемые   события,   происходящие   в   художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет   на   воздушном   шаре   персонажей   книги   Н.   Носова   «Приключения Незнайки   и   его   друзей»   или   путешествие   «Чука   и   Гека»   из   одноименной повести А. Гайдара и т. п.).  стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым   интересам   (например,   кто­то   принес   свою   коллекцию,   и   все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).  Организация   совместных   с   детьми   опытов   и   исследований   в повседневной   жизни.   Организация   детского   экспериментирования   и исследований   в   процессе   наблюдений   за   живыми   и   неживыми   объектами, явлениями природы. (Измерение окружности ствола у дерева). Шаг   2.Выбор   темы   исследования.   Исследование   –   процесс   поиска неизвестного,   новых   знаний.  Исследование   организуется   от   мотива (потребности) детей, задача педагога на этом этапе ­ помочь осознать эту потребность. Шаг 3.Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том,   зачем   проводится   исследование).   Примерные   формулировки   целей исследования   обычно   начинаются   со   слов:   выявление, определение...   изучение, Шаг 4.Определение задач исследования (основных шагов направления исследования). Шаг   5.Выдвижение   гипотезы   (предположения,   догадки,   недоказанной логически   и   не   подтвержденной   опытом).   Гипотеза   –   это   попытка предвидения событий. Важно научиться вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше» (гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны).  Шаг   6.Составление   предварительного   плана   исследования.   Для   того, чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать  что­то  новое  о  том,  что  исследуем?». (Способы   проверки  гипотезы (элементарные опыты) дети должны сформулировать и выбрать сами. Если дети затрудняются, то на помощь приходят воспитатель и родители). Шаг   7.Провести   эксперимент   (опыт),   наблюдение,   проверить гипотезы, сделать выводы. Воспитатель может предлагать новые (не имевшие место в прошлой практике) эксперименты, но не в готовом виде, а как свое предположение   и   только   после   детских   предложений:   «Если   мы   сделаем так…, что можем узнать?» Экспериментирование организуется как активная деятельность детей. При этом каждый ребенок должен уметь пояснить, что он хотел узнать, как проверял, что получилось. Шаг 8.Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы. Для настоящего   творца   завершение   одной   работы   –   это   не   просто   окончание исследования, это начало работы следующей. Типы   исследования,   доступные   и   интересные   детям   старшего дошкольного возраста (по И.М. Коротковой):   Опыты   (экспериментирование)  • следственных связей и отношений).  (Цель:   освоение   причинно­        Состояние и превращение вещества Состояние воздуха, воды Свойства почвы и минералов Условия жизни растений Свет и цвет в природе (оптические эффекты) Простейшие механизмы, устройства Эксперименты со звуками Деятельность в контексте «опыты»: ­   привлечение   внимания   детей   «интригующим   материалом»   или демонстрацией необычного эффекта; ­   предоставление   детям   свободно   поэкспериментировать   самим   и обсудить полученный эффект; ­   формулирование   причинно­следственных   связей   (если...,   то...; потому..., что...); ­   самостоятельное   использование   оборудование   в   свободной деятельности. •   Коллекционирование   (классификация)  (Цель:   освоение родовидовых отношений).        Виды растений Виды животных Виды строительных сооружений Виды транспорта Виды профессий Коллекция многозначных слов и т. Д. Деятельность в контексте «коллекционирования»: ­ поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения – рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки; ­ размещение материала в квалификационной таблице (если материал реальный – размещение в емкости в идее коллекций, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или ярлычки с названиями этих предметов). •   Путешествие по карте  (Цель:   освоение   пространственных   схем   и отношений (представления о пространстве мира))      Стороны света Рельефы местности Природные ландшафты и их обитатели Части света, их природные и культурные «метки»­символы и т. д. Деятельность в контексте «путешествие по карте»: ­ обсуждение и выбор пункта назначения, подходящего для путешествия вида транспорта; ­   обозначение   возможного   маршрута   путешествия,   высказывание предположений, что может встретиться на пути; ­   изучение   растительного   животного   мира   данной   местности, особенности жизнедеятельности людей в данной местности и т.п.; ­ заполнение участка контурной физической карты полушарий, линиями пройденных маршрутов, вырезками – метками (животных, растений, людей, занятых типичным трудом). •  Путешествие   по   «реке   времени»  (Цель:   освоение   временных отношений   (представления   об   историческом   времени   –   от   прошлого   к настоящему)).       Прошлое и настоящее человечества История жилища и благоустройства История транспорта История почты История письменности (книги) История профессий Деятельность: ­   обсуждение   высказанных   идей,   предположений,   предложение   своей версии; ­   фиксация   «меток»   времени   на   панно   «река   времени»   (50*160   или 60*180   см   –   это   линейное   течение   исторических   событий.   Островки: древность – старина – наше время; ­ обсуждение, сопоставление результатов исследования. Существуют   разные   формы   работы   с   детьми:  группой, подгрупповой   или   индивидуальный.   Чтобы   развивать   у   детей   способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым  формам работы.  Однако партнерская познавательно­исследовательская деятельность со взрослым, сама по себе ценная для развития ребенка, должна также придать импульс   свободной   самостоятельной   деятельности   дошкольников, активизировать их собственные изыскания за пределами занятия (в детском саду   и   дома).   Такой   импульс,   своего   рода   инерцию   исследовательского движения,   может   дать   остающийся   в   каждом   из   культурно­смысловых контекстов   специфический   предметный   материал,   провоцирующий   детей   к воспроизведению и дополнению исследовательской работы, проведенной на занятии. Предметный материал занятий, стимулирующий самостоятельное исследование Культурно­смысловой Предметный материал занятия контекст Опыты/экспериментиро Наборы   для   опытов;   постепенное,   по вание Коллекционирование/ классификация мере проведения, пополнение их количества Классификационные таблицы   и реальные коллекции, созданные в совместной деятельности   и   «открытые»   для   дополнения предметным и иллюстративным материалом   Путешествие по карте Физическая   карта   полушарий   с Путешествие   по   «реке времени» намеченными   на   ней   во   время   совместной деятельности маршрутами и «метками» частей света,   «открытая»   для   дополнения   – свободного и в процессе дальнейших занятий Панно   «река   времени»,   заполняемое   в деятельности исторических   «открытое»   для   дополнения   – совместной иллюстрациями­«метками» эпох, свободного и в процессе дальнейших занятий     И наборы для опытов, и классификационные таблицы, и карта мира, и панно «река времени» могут пополняться детьми по собственной инициативе (кто­то принесет из дома подходящие картинки, кто­то – интересную старую вещь,   коллекцию   значков   и   т.   п.).   Для   классификационных   таблиц,   карты полушарий и панно «река времени» следует найти постоянное место на стенах группового помещения, так, чтобы вне занятий к ним легко было подойти (рассмотреть,   поработать).   При   этом   они   должны   быть   мобильны. Заполненные классификационные таблицы имеет смысл подшивать в большую папку   и   держать   ее   в   доступном   для   детей   месте.   Из   принесенных дошкольниками   вещей,  коллекций   можно   организовать   собственный   музей, снабдив экспонаты ярлычками­надписями. Обратим внимание еще на один важный момент. Организуя познавательно­исследовательскую деятельность, не следует смешивать   ее   с   продуктивной.   Если   на   занятиях   познавательного   цикла фиксируются какие­то знания в виде таблицы, панно, это должна быть очень быстрая работа, не требующая значительных ручных усилий. В отличие от продуктивной деятельности, смысл которой – достижение вещного результата с хорошим качеством, в познавательно­исследовательской деятельности   главное   –   нахождение   связей   между   вещами   и   явлениями. Результат,   хотя   и   выраженный   предметно,   ­   всего   лишь   систематизация, символизация представлений в схемах, значках­метках. Однако   может   быть   использована   тематическая   связь   занятий познавательного цикла с занятиями продуктивной деятельностью. Так, опыты найдут   свое   продолжение   в   изготовлении   предметов   для экспериментирования   (например,   вертушек),   коллекционирование   –   в изготовлении   собственной   коллекции   (например,   коллекции   моделей кораблей). Путешествия­исследования (по карте, по «реке времени») могут стать   поводом   для   создания   всевозможных   макетов   (городов,   крепостей, различных ландшафтов и т. п.). Не   следует   также   смешивать   познавательно­исследовательскую   Хотя деятельность   (исследования­путешествия)   и   сюжетную   игру. исследования­путешествия и протекают в условном плане, их основной девиз –   узнавать,   сравнивать,   различать   и   соединять   факты   и   явления   в пространстве и времени. В сюжетной игре ребенок «проживает» и осваивает целостные модели человеческих действий и отношений. Главное для него во время игры – не анализировать мир, а «быть» в нем, пусть даже условно, кем­ то значительным, управлять событиями. Вместе с тем исследование­путешествие может послужить преамбулой, подготовкой  к   развертыванию   настоящей  сюжетной  игры  в  путешествие,  с соответствующим   предметным   оформлением   и   разыгрыванием драматическим коллизий, которые случаются в пути. Итак,   познавательно­исследовательская   деятельность   может   быть обрамлена и поддержана другими видами культурной практики. Возможны следующие сочетания:  Чтение художественного произведения, вводящего в культурно­ смысловой   контекст   и   в   конкретную   тему,   выделяющего   акцентирующего исследовательскую   проблему,   вопрос,   затем   собственно   познавательно­ исследовательская деятельность;  Собственно познавательно­исследовательская деятельность, затем продуктивная   деятельность,   продолжающая   тему   (практическое моделирование – создание комплекса вещей, обслуживающего познавательно­ исследовательскую деятельность);  Собственно познавательно­исследовательская деятельность, затем сюжетная   игра   по   мотивам   путешествий   по   карте   и   по   «реке   времени» (моделирование   освоенных   представлений   в   целостной   воображаемой ситуации). Планирование  последовательности   тематических   содержаний исследований в течение учебного года относится к компетентности педагога. (Один   из   вариантов   –   движение   в   течение   года   от   простых   практических опытов   и   классификаций   (в   порядке   разумного   их   сочетания)   к исследованиям­путешествиям в пространстве и времени, переводящим детей на уровень символического действия). Дети   с   удовольствием   рассказывают   о   своих   открытиях   родителям, ставят   такие   же   и   более   сложные   опыты   дома,   учатся   ставить   проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. Важно   выстраивать   и   взаимодействие   с   родителями воспитанников:  Одной из форм работы с родителями является анкетирование.  Привлечение к созданию познавательно­развивающей среды в группе.  Родители   помогают   в   оборудовании   уголка   экспериментирования,  пополнении   необходимыми   материалами,   способствуют   удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.   Оформление наглядной информации в родительском уголке Родительское собрание  Совместное детско­взрослое творчество (изготовление книжек­ малышек, оформление альбомов, плакатов, организуют фотосессии и многое  другое).   Совместная познавательно­ исследовательская   деятельность.  В   условиях   тесного   взаимодействия   с семьей   в   группе   могут   быть   подготовлены   и   проведены   следующие детско­взрослая исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время  года», «Лето,  ах  лето», «Что  я  знаю  о  воздухе?» и  многие  другие. Хорошо, когда родители ищут ответ на поставленный вопрос вместе с детьми в   различных   сферах   деятельности   (чтении,   наблюдении,   экскурсиях, экспериментах).    Совместные проекты И другое…                Как показывает практика, исследовательский метод наиболее соответствует   природе   ребенка   и   современным   требованиям   воспитания   и обучения, направленных на развитие умений и навыков научного поиска, а также помогает детям научиться решать такие сложные задачи как: ­ уметь видеть проблему и ставить вопросы. ­ уметь доказывать. ­ делать вывод. ­ высказывать предположения и строить планы по их проверке.  И   в   заключение   своего   выступления,   хочу   привести   слова   Натальи Анатольевны Рыжовой «Если ребёнок – исследователь найдёт поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый – умный, наблюдательный,   умеющий   самостоятельно   делать   выводы   и   логически мыслить.  Дети   легко   находят   объекты   для   исследований.   Ведь   для   них   весь окружающий мир ­ это одна большая лаборатория. Главное, что бы об этом помнили мы, взрослые!»  «Знатоки познавательно­исследовательской деятельности детей» Деловая игра Цель:   Обеспечение   условия   для   развития   творчества   и профессиональной   активности   педагогов   в   овладении   ими   метода исследовательской деятельности дошкольников. Правила   игры:   игроки   разделены   на   команды,   они   внимательно выслушивают вопрос. Та команда, которая первая отвечает на вопрос, имеет возможность получить три балла (в случае правильного ответа). Если ответ дан неправильно – отвечает следующая команда. В случае неполного ответа – другая команда дополняет, зарабатывая себе баллы. Ход игры: На   экране   –   два   определения.   Задача:   назвать   определение познавательно­исследовательской деятельности: 1. …   ­   особый   вид   интеллектуально­творческой   деятельности, активность ребенка, впрямую направленная на постижение устройства вещей, связей   между   явлениями   окружающего   мира,   их   упорядочение   и систематизация. 2. …–   это   комплексная   деятельность,   участники   которой автоматически,   без   специально   провозглашаемой   дидактической   задачи   со стороны   организаторов,   осваивают   новые   понятия   и   представления   о различных   сферах   жизни;   позволяющая   объединить   педагогов,   детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. I. 1. Что такое гипотеза? Краткая аннотация исследования 2. 3. II. Опасение педагога о неудачной реализации исследования Предположение, требующее объяснения  и подтверждения На экране структура исследовательской деятельности. Задача: найдите ошибки. III. Назовите типы исследований. IV. Предложите краткий план исследования (Каждая   команда   получает   лист   с   таблицей,   где   обозначен   тип исследования).

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Скачать файл