ДЕТСКИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ:
СОДЕРЖАНИЕ И
АЛГОРИТМ
ПРОВЕДЕНИЯ
Семинар – практикум
МДОУ «Д/с № 94»
г. Ухта
2016 г.
ДОШКОЛЬНИКИ – ПРИРОЖДЕННЫЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛИ
«Расскажи и я забуду, покажи – и я
Вам никогда не вырастить мудреца, если
запомню, дай попробовать и я пойму».
вы будете убивать в ребенке
любопытство.
Китайская пословица
Исследовательская деятельность – «особый вид
интеллектуальнотворческой деятельности,
порождаемый в результате функционирования
механизмов поисковой активности и строящейся
на базе исследовательского поведения» (А. И.
Савенков).
…исследовательская деятельность предстает
как высшая форма развития исследовательской
активности, когда индивид из «субъекта
(носителя) спонтанной активности»
превращается в «субъекта деятельности»,
целенаправленно реализующего свою
исследовательскую активность в форме тех или
иных исследовательских действий.
Исследовательская деятельность
активность ребенка, впрямую направленная на
постижение устройства вещей, связей между явлениями
окружающего мира, их упорядочение и систематизацию
Ребенок
расширяет свои
представления о
мире (развитие
познавательной
инициативы)
Ребенок овладевает
основополагающими
культурными формами
упорядочения опыта: причинно
следственными, родовидовыми
(классификационные),
пространственными и
временными отношениями
Ребенок связывает отдельные
представления в целостную картину
мира
Структура исследовательской деятельности
Проблемная ситуация
Проблема
Целеполагание
Ц
Выдвижение гипотез
Проверка предположений (отбор нужных
средств, реализация в действии)
Подтвердилось
Формулирование
выводов (как
получилось?)
Не подтвердилось
Возникновение новой
гипотезы
Подтвердилось
Формулирование выводов
Обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего
исследования
Алгоритм действий для осуществления
исследовательской деятельности
(по А. И. Савенкову)
Шаг 1
Проблемная ситуация – это такая ситуация, при
которой ребенок хочет решить какие – то трудные
для себя задачи, но ему не хватает данных, и он
должен сам их искать.
Методические приёмы:
•Подведение детей к противоречию и предложение
самостоятельно найти способ его разрешения.
•Изложение различных точек зрения на один и тот же
вопрос.
•Предложить детям рассмотреть явление с разных
позиций.
•Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам.
•Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику.
•Постановка проблемных задач.
Отправные моменты исследования
•реальные события, происходящие в данный период
•специально «смоделированные» педагогом
•воображаемые события, происходящие в художественном
произведении
•события, происходящие в жизни группы
•Организация совместных с детьми опытов и
исследований в повседневной жизни. Организация
детского экспериментирования и исследований в процессе
наблюдений за живыми и неживыми объектами,
явлениями природы
Алгоритм действий для осуществления
исследовательской деятельности
(по А. И. Савенкову)
Шаг 2
Выбор темы исследования.
Шаг 3
Определение цели исследования (нахождение ответа на
вопрос о том, зачем проводится исследование).
Шаг 4
Определение
направления исследования).
задач
исследования
(основных шагов
Шаг 5
Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной
логически и не подтвержденной опытом).
Гипотеза – это попытка предвидения событий.
Алгоритм действий для осуществления
исследовательской деятельности
(по А. И. Савенкову)
Шаг 6
Составление предварительного плана исследования.
Для того, чтобы составить план исследования, надо
ответить на вопрос: «Как мы можем узнать чтото новое о
том, что исследуем?»
Шаг 7
Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить
гипотезы, сделать выводы.
Шаг 8
Указать
проблемы.
возможные пути дальнейшего изучения
Типы исследования
• Опыты (экспериментирование)
Цель: освоение причинноследственных связей и
отношений
Деятельность педагога и детей:
- привлечение
внимания
детей
«интригующим
материалом» или демонстрацией необычного эффекта;
- предоставление детям поэкспериментировать самим и
обсудить полученный эффект;
формулирование причинноследственных связей
(если..., то...; потому..., что...);
самостоятельное использование оборудование в
свободной деятельности.
•
Типы исследования
Коллекционирование
(классификация)
Цель: освоение родовидовых отношений.
Коллекционирование
«систематизированное
однородных предметов, представляющих
собирание
научный, художественный, литературный и т. п. интерес»
–
Для коллекции необходимы:
•классификационная
которой
прикрепляются картинки или ярлычки с названиями
предметов коллекции.
таблица
•если материал реальный – размещение в емкости в
на
идее коллекций.
Типы исследования
• Путешествие по карте
Цель: освоение пространственных схем и отношений
(представления о пространстве мира)
Материал для путешествия по карте:
•физическая карта мира
старшего
дошкольного возраста) или своеобразный пейзаж с
изображением дороги (для детей младшего и среднего
дошкольного возраста)
(для детей
•карточки или фотоиллюстрации с изображением
природных, культурных ландшафтов разных частей света;
конкретных и сказочных объектов и т. д.
демонстрационный
•необходимый
раздаточный
и
материал (зависит от цели и задач деятельности)
•материал для опытов, экспериментов
Типы исследования
• Путешествие по «реке времени»
Цель: освоение временных отношений (представления об
историческом времени – от прошлого к настоящему).
Материал, необходимый для путешествия по «реке времени»:
•Панно «река времени») – бумажный лист 50*160 или 60*180
см, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река.
Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок» с
понятными детям названиями –древность – старина – наше время;
•Иллюстративный материал – «метки» (предметные и сюжетные
картинки с изображением эволюции развития человечества, жилища,
транспорта, почты, профессий, слова и т. п.)
•Художественная и справочная литература
•Стихи, пословицы, поговорки
•Песни, игры, хороводы
•И др.
Организуя исследовательскую
деятельность…
не следует смешивать её с
продуктивной деятельностью.
Не следует смешивать познавательно
исследовательскую деятельность
(исследованияпутешествия) и сюжетную
игру.
Сочетания исследовательской деятельности
с другими видами культурных практик
•Чтение художественного произведения, вводящего
в культурносмысловой контекст и в конкретную тему,
затем
собственно познавательноисследовательская
деятельность;
•Собственно
деятельность,
продолжающая тему;
познавательноисследовательская
затем продуктивная деятельность,
•Собственно
познавательноисследовательская
деятельность, затем сюжетная игра по мотивам
путешествий по карте и по «реке времени».
Формы взаимодействия с родителями
•Анкетирование
•Привлечение к созданию
познавательно
развивающей среды
•Оформление наглядной информации
•Родительские собрания
•Совместное творчество
•Совместная познавательно
исследовательская деятельность
•Проектная деятельность
•Другое…
Исследовательская деятельность
помогает
детям научиться решать задачи:
•уметь видеть проблему и ставить
вопросы
• уметь доказывать
•делать вывод
•высказывать
строить планы по их проверке.
предположения
и
«Если ребёнок – исследователь найдёт поддержку
у педагогов и родителей, из него вырастет
исследователь – взрослый – умный,
наблюдательный, умеющий самостоятельно делать
выводы и логически мыслить.
Дети легко находят объекты для исследований.
Ведь для них весь окружающий мир это одна
большая лаборатория. Главное, чтобы об этом
помнили мы, взрослые!»
Н. А. Рыжова
ДЕЛОВАЯ ИГРА
«ЗНАТОКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО
1.…
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ»
особый вид интеллектуальнотворческой
деятельности,
впрямую
направленная на постижение устройства вещей, связей
между явлениями окружающего мира, их упорядочение
и систематизация.
активность
ребенка,
без
автоматически,
2. …– это комплексная деятельность, участники
которой
специально
провозглашаемой дидактической задачи со стороны
организаторов,
и
представления
жизни;
позволяющая объединить педагогов, детей, родителей,
научить
сотрудничать,
в
планировать свою работу.
осваивают
о
коллективе,
различных
работать
новые
понятия
сферах
ЧТО ТАКОЕ ГИПОТЕЗА?
1. Краткая аннотация исследования
2. Опасение педагога о неудачной
реализации исследования
3. Предположение, требующее
объяснения и подтверждения
Структура исследовательской деятельности
Проблемная ситуация
Проблема
Целеполагание
Проверка предположений
Выдвижение гипотез
Подтвердилось
Формулирование
выводов (как
получилось?)
Не подтвердилось
Возникновение новой
гипотезы
Подтвердилось
Формулирование выводов
Обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего
исследования
ТИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
• Опыты (экспериментирование)
• Коллекционирование
(классификация)
• Путешествие по карте
• Путешествие по «реке времени»
КОЛЛЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тип исследования: ………………………
Возраст детей:______________________________________
Структурные
компоненты
исследовательской деятельности
Проблемная
ситуация
(отправной момент)
Краткое содержание
Проблема
Тема исследования
Цель исследования
Гипотезы
Спасибо за внимание
и сотрудничество!