Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
ДЕТСКИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ:
СОДЕРЖАНИЕ И
АЛГОРИТМ
ПРОВЕДЕНИЯ
Семинар – практикум
МДОУ «Д/с № 94»
г. Ухта
2016 г.
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
ДОШКОЛЬНИКИ – ПРИРОЖДЕННЫЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛИ
«Расскажи и я забуду, покажи – и я
Вам никогда не вырастить мудреца, если
запомню, дай попробовать и я пойму».
вы будете убивать в ребенке
любопытство.
Китайская пословица
Исследовательская деятельность – «особый вид
интеллектуальнотворческой деятельности,
порождаемый в результате функционирования
механизмов поисковой активности и строящейся
на базе исследовательского поведения» (А. И.
Савенков).
…исследовательская деятельность предстает
как высшая форма развития исследовательской
активности, когда индивид из «субъекта
(носителя) спонтанной активности»
превращается в «субъекта деятельности»,
целенаправленно реализующего свою
исследовательскую активность в форме тех или
иных исследовательских действий.
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Исследовательская деятельность
активность ребенка, впрямую направленная на
постижение устройства вещей, связей между явлениями
окружающего мира, их упорядочение и систематизацию
Ребенок
расширяет свои
представления о
мире (развитие
познавательной
инициативы)
Ребенок овладевает
основополагающими
культурными формами
упорядочения опыта: причинно
следственными, родовидовыми
(классификационные),
пространственными и
временными отношениями
Ребенок связывает отдельные
представления в целостную картину
мира
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Структура исследовательской деятельности
Проблемная ситуация
Проблема
Целеполагание
Ц
Выдвижение гипотез
Проверка предположений (отбор нужных
средств, реализация в действии)
Подтвердилось
Формулирование
выводов (как
получилось?)
Не подтвердилось
Возникновение новой
гипотезы
Подтвердилось
Формулирование выводов
Обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего
исследования
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Алгоритм действий для осуществления
исследовательской деятельности
(по А. И. Савенкову)
Шаг 1
Проблемная ситуация – это такая ситуация, при
которой ребенок хочет решить какие – то трудные
для себя задачи, но ему не хватает данных, и он
должен сам их искать.
Методические приёмы:
•Подведение детей к противоречию и предложение
самостоятельно найти способ его разрешения.
•Изложение различных точек зрения на один и тот же
вопрос.
•Предложить детям рассмотреть явление с разных
позиций.
•Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам.
•Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику.
•Постановка проблемных задач.
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Отправные моменты исследования
•реальные события, происходящие в данный период
•специально «смоделированные» педагогом
•воображаемые события, происходящие в художественном
произведении
•события, происходящие в жизни группы
•Организация совместных с детьми опытов и
исследований в повседневной жизни. Организация
детского экспериментирования и исследований в процессе
наблюдений за живыми и неживыми объектами,
явлениями природы
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Алгоритм действий для осуществления
исследовательской деятельности
(по А. И. Савенкову)
Шаг 2
Выбор темы исследования.
Шаг 3
Определение цели исследования (нахождение ответа на
вопрос о том, зачем проводится исследование).
Шаг 4
Определение
направления исследования).
задач
исследования
(основных шагов
Шаг 5
Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной
логически и не подтвержденной опытом).
Гипотеза – это попытка предвидения событий.
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Алгоритм действий для осуществления
исследовательской деятельности
(по А. И. Савенкову)
Шаг 6
Составление предварительного плана исследования.
Для того, чтобы составить план исследования, надо
ответить на вопрос: «Как мы можем узнать чтото новое о
том, что исследуем?»
Шаг 7
Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить
гипотезы, сделать выводы.
Шаг 8
Указать
проблемы.
возможные пути дальнейшего изучения
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Типы исследования
• Опыты (экспериментирование)
Цель: освоение причинноследственных связей и
отношений
Деятельность педагога и детей:
- привлечение
внимания
детей
«интригующим
материалом» или демонстрацией необычного эффекта;
- предоставление детям поэкспериментировать самим и
обсудить полученный эффект;
формулирование причинноследственных связей
(если..., то...; потому..., что...);
самостоятельное использование оборудование в
свободной деятельности.
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
•
Типы исследования
Коллекционирование
(классификация)
Цель: освоение родовидовых отношений.
Коллекционирование
«систематизированное
однородных предметов, представляющих
собирание
научный, художественный, литературный и т. п. интерес»
–
Для коллекции необходимы:
•классификационная
которой
прикрепляются картинки или ярлычки с названиями
предметов коллекции.
таблица
•если материал реальный – размещение в емкости в
на
идее коллекций.
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Типы исследования
• Путешествие по карте
Цель: освоение пространственных схем и отношений
(представления о пространстве мира)
Материал для путешествия по карте:
•физическая карта мира
старшего
дошкольного возраста) или своеобразный пейзаж с
изображением дороги (для детей младшего и среднего
дошкольного возраста)
(для детей
•карточки или фотоиллюстрации с изображением
природных, культурных ландшафтов разных частей света;
конкретных и сказочных объектов и т. д.
демонстрационный
•необходимый
раздаточный
и
материал (зависит от цели и задач деятельности)
•материал для опытов, экспериментов
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Типы исследования
• Путешествие по «реке времени»
Цель: освоение временных отношений (представления об
историческом времени – от прошлого к настоящему).
Материал, необходимый для путешествия по «реке времени»:
•Панно «река времени») – бумажный лист 50*160 или 60*180
см, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река.
Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок» с
понятными детям названиями –древность – старина – наше время;
•Иллюстративный материал – «метки» (предметные и сюжетные
картинки с изображением эволюции развития человечества, жилища,
транспорта, почты, профессий, слова и т. п.)
•Художественная и справочная литература
•Стихи, пословицы, поговорки
•Песни, игры, хороводы
•И др.
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Организуя исследовательскую
деятельность…
не следует смешивать её с
продуктивной деятельностью.
Не следует смешивать познавательно
исследовательскую деятельность
(исследованияпутешествия) и сюжетную
игру.
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Сочетания исследовательской деятельности
с другими видами культурных практик
•Чтение художественного произведения, вводящего
в культурносмысловой контекст и в конкретную тему,
затем
собственно познавательноисследовательская
деятельность;
•Собственно
деятельность,
продолжающая тему;
познавательноисследовательская
затем продуктивная деятельность,
•Собственно
познавательноисследовательская
деятельность, затем сюжетная игра по мотивам
путешествий по карте и по «реке времени».
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Формы взаимодействия с родителями
•Анкетирование
•Привлечение к созданию
познавательно
развивающей среды
•Оформление наглядной информации
•Родительские собрания
•Совместное творчество
•Совместная познавательно
исследовательская деятельность
•Проектная деятельность
•Другое…
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Исследовательская деятельность
помогает
детям научиться решать задачи:
•уметь видеть проблему и ставить
вопросы
• уметь доказывать
•делать вывод
•высказывать
строить планы по их проверке.
предположения
и
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
«Если ребёнок – исследователь найдёт поддержку
у педагогов и родителей, из него вырастет
исследователь – взрослый – умный,
наблюдательный, умеющий самостоятельно делать
выводы и логически мыслить.
Дети легко находят объекты для исследований.
Ведь для них весь окружающий мир это одна
большая лаборатория. Главное, чтобы об этом
помнили мы, взрослые!»
Н. А. Рыжова
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
ДЕЛОВАЯ ИГРА
«ЗНАТОКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО
1.…
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ»
особый вид интеллектуальнотворческой
деятельности,
впрямую
направленная на постижение устройства вещей, связей
между явлениями окружающего мира, их упорядочение
и систематизация.
активность
ребенка,
без
автоматически,
2. …– это комплексная деятельность, участники
которой
специально
провозглашаемой дидактической задачи со стороны
организаторов,
и
представления
жизни;
позволяющая объединить педагогов, детей, родителей,
научить
сотрудничать,
в
планировать свою работу.
осваивают
о
коллективе,
различных
работать
новые
понятия
сферах
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
ЧТО ТАКОЕ ГИПОТЕЗА?
1. Краткая аннотация исследования
2. Опасение педагога о неудачной
реализации исследования
3. Предположение, требующее
объяснения и подтверждения
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Структура исследовательской деятельности
Проблемная ситуация
Проблема
Целеполагание
Проверка предположений
Выдвижение гипотез
Подтвердилось
Формулирование
выводов (как
получилось?)
Не подтвердилось
Возникновение новой
гипотезы
Подтвердилось
Формулирование выводов
Обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего
исследования
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
ТИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
• Опыты (экспериментирование)
• Коллекционирование
(классификация)
• Путешествие по карте
• Путешествие по «реке времени»
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
КОЛЛЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тип исследования: ………………………
Возраст детей:______________________________________
Структурные
компоненты
исследовательской деятельности
Проблемная
ситуация
(отправной момент)
Краткое содержание
Проблема
Тема исследования
Цель исследования
Гипотезы
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Спасибо за внимание
и сотрудничество!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.