Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Семинары
pptx
воспитательная работа
Детсад
19.01.2017
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Семинар-практикум.pptx

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
ДЕТСКИЕ  ИССЛЕДОВАНИЯ:  СОДЕРЖАНИЕ И  АЛГОРИТМ  ПРОВЕДЕНИЯ Семинар – практикум  МДОУ «Д/с № 94» г. Ухта 2016 г.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
ДОШКОЛЬНИКИ – ПРИРОЖДЕННЫЕ  ИССЛЕДОВАТЕЛИ «Расскажи и я забуду, покажи – и я  Вам никогда не вырастить мудреца, если  запомню, дай попробовать и я пойму».    вы будете убивать в ребенке                                                            любопытство.  Китайская пословица   Исследовательская деятельность – «особый вид  интеллектуально­творческой деятельности,  порождаемый в результате функционирования  механизмов поисковой активности и строящейся  на базе исследовательского поведения» (А. И.  Савенков). …исследовательская деятельность предстает  как высшая форма развития исследовательской  активности, когда индивид из «субъекта  (носителя) спонтанной активности»  превращается в «субъекта деятельности»,  целенаправленно реализующего свою  исследовательскую активность в форме тех или  иных исследовательских действий.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Исследовательская деятельность ­ активность ребенка, впрямую направленная на  постижение устройства вещей, связей между явлениями  окружающего мира, их упорядочение и систематизацию  Ребенок  расширяет свои  представления о  мире (развитие  познавательной  инициативы) Ребенок овладевает  основополагающими  культурными формами  упорядочения опыта: причинно­ следственными, родовидовыми  (классификационные),  пространственными и  временными отношениями Ребенок связывает отдельные  представления в целостную картину  мира

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Структура исследовательской деятельности Проблемная ситуация Проблема Целеполагание Ц Выдвижение гипотез Проверка предположений (отбор нужных  средств, реализация в действии) Подтвердилось Формулирование  выводов (как  получилось?) Не подтвердилось Возникновение новой  гипотезы Подтвердилось Формулирование выводов Обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего  исследования

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Алгоритм действий для осуществления  исследовательской  деятельности (по А. И. Савенкову) Шаг 1 Проблемная ситуация – это такая ситуация, при  которой ребенок хочет решить какие – то трудные  для себя задачи, но ему не хватает данных, и он  должен сам их искать. Методические приёмы: •Подведение детей к противоречию и предложение  самостоятельно найти способ его разрешения. •Изложение различных точек зрения на один и тот же  вопрос. •Предложить детям рассмотреть явление с разных  позиций. •Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам. •Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику. •Постановка проблемных задач.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Отправные моменты исследования •реальные события, происходящие  в данный период •специально «смоделированные» педагогом •воображаемые события, происходящие в художественном  произведении •события, происходящие в жизни группы •Организация совместных с детьми опытов и  исследований в повседневной жизни. Организация  детского экспериментирования и исследований в процессе  наблюдений за живыми и неживыми объектами,  явлениями природы

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Алгоритм действий для осуществления  исследовательской  деятельности (по А. И. Савенкову) Шаг 2 Выбор темы исследования.  Шаг 3 Определение  цели  исследования  (нахождение  ответа  на  вопрос о том, зачем проводится исследование).  Шаг 4 Определение  направления исследования). задач  исследования  (основных  шагов  Шаг 5 Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной  логически и не подтвержденной опытом).  Гипотеза – это попытка предвидения событий.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Алгоритм действий для осуществления  исследовательской  деятельности (по А. И. Савенкову) Шаг 6 Составление предварительного плана исследования.  Для  того,  чтобы   составить  план  исследования,  надо  ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что­то новое о  том, что исследуем?» Шаг 7 Провести  эксперимент  (опыт),  наблюдение,  проверить  гипотезы, сделать выводы.  Шаг 8 Указать  проблемы.  возможные  пути  дальнейшего  изучения

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Типы исследования •  Опыты (экспериментирование) Цель:  освоение  причинно­следственных  связей  и  отношений   Деятельность педагога и детей: - привлечение  внимания  детей  «интригующим  материалом» или демонстрацией необычного эффекта; - предоставление  детям  поэкспериментировать  самим  и  обсудить полученный эффект; ­  формулирование  причинно­следственных  связей  (если..., то...; потому..., что...); ­  самостоятельное  использование  оборудование  в  свободной деятельности.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
•  Типы исследования  Коллекционирование  (классификация)  Цель: освоение родовидовых отношений. Коллекционирование  «систематизированное  однородных  предметов,  представляющих  собирание  научный, художественный, литературный и т. п. интерес» –  Для коллекции необходимы: •классификационная  которой  прикрепляются  картинки  или  ярлычки  с  названиями    предметов коллекции. таблица  •если материал реальный – размещение в емкости в  на  идее коллекций.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Типы исследования •  Путешествие по карте  Цель:  освоение  пространственных  схем  и  отношений  (представления о пространстве мира) Материал для путешествия по карте: •физическая  карта  мира  старшего  дошкольного  возраста)  или  своеобразный  пейзаж  с  изображением  дороги  (для  детей  младшего  и  среднего  дошкольного возраста) (для  детей  •карточки  или  фотоиллюстрации  с  изображением  природных,  культурных  ландшафтов  разных  частей  света;  конкретных и сказочных объектов и т. д. демонстрационный  •необходимый  раздаточный  и  материал (зависит от цели и задач деятельности) •материал для опытов, экспериментов

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Типы исследования •  Путешествие по «реке времени»  Цель: освоение временных отношений (представления об  историческом времени – от прошлого к настоящему). Материал, необходимый для путешествия по «реке времени»: •Панно  «река  времени»)  –  бумажный  лист  50*160  или  60*180  см, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река.  Вдоль  «реки  времени»  намечаются  несколько  «остановок»  с  понятными детям названиями  –древность – старина – наше время; •Иллюстративный материал – «метки» (предметные и сюжетные  картинки с изображением эволюции развития человечества, жилища,  транспорта, почты, профессий, слова и т. п.) •Художественная и справочная литература •Стихи, пословицы, поговорки •Песни, игры, хороводы •И др.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Организуя исследовательскую  деятельность… не следует смешивать её с  продуктивной деятельностью. Не следует смешивать познавательно­ исследовательскую деятельность (исследования­путешествия) и сюжетную  игру.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Сочетания исследовательской деятельности  с другими видами культурных практик •Чтение  художественного  произведения,  вводящего  в культурно­смысловой контекст и в конкретную тему,  затем  собственно  познавательно­исследовательская  деятельность; •Собственно  деятельность,  продолжающая тему; познавательно­исследовательская  затем  продуктивная  деятельность,  •Собственно  познавательно­исследовательская  деятельность,  затем  сюжетная  игра  по  мотивам  путешествий по карте и по «реке времени».

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Формы взаимодействия с родителями •Анкетирование •Привлечение к созданию  познавательно­ развивающей среды •Оформление наглядной информации  •Родительские собрания •Совместное творчество •Совместная познавательно­ исследовательская деятельность •Проектная деятельность •Другое…

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Исследовательская деятельность  помогает  детям научиться решать задачи: •уметь  видеть  проблему  и  ставить  вопросы • уметь доказывать •делать вывод •высказывать  строить планы по их проверке. предположения  и

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
«Если ребёнок – исследователь найдёт поддержку  у педагогов и родителей, из него вырастет  исследователь – взрослый – умный,  наблюдательный, умеющий самостоятельно делать  выводы и логически мыслить.  Дети легко находят объекты для исследований.  Ведь для них весь окружающий мир ­ это одна  большая лаборатория. Главное, чтобы об этом  помнили мы, взрослые!» Н. А. Рыжова

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
ДЕЛОВАЯ ИГРА  «ЗНАТОКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО­ 1.…  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ» ­  особый  вид  интеллектуально­творческой  деятельности,  впрямую  направленная  на  постижение  устройства  вещей,  связей  между явлениями окружающего мира, их упорядочение  и систематизация. активность  ребенка,  без  автоматически,  2.  …–  это  комплексная  деятельность,  участники  которой  специально  провозглашаемой  дидактической  задачи  со  стороны  организаторов,  и  представления  жизни;  позволяющая  объединить  педагогов,  детей,  родителей,  научить  сотрудничать,  в  планировать свою работу. осваивают  о  коллективе,  различных  работать  новые  понятия  сферах

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
ЧТО ТАКОЕ ГИПОТЕЗА? 1. Краткая аннотация исследования 2. Опасение педагога о неудачной  реализации исследования 3. Предположение, требующее  объяснения  и подтверждения

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Структура исследовательской деятельности Проблемная ситуация Проблема  Целеполагание Проверка предположений Выдвижение гипотез Подтвердилось Формулирование  выводов (как  получилось?) Не подтвердилось Возникновение новой  гипотезы Подтвердилось Формулирование выводов Обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего  исследования

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
ТИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ •  Опыты (экспериментирование)  •  Коллекционирование  (классификация)  •  Путешествие по карте  • Путешествие по «реке времени»

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
КОЛЛЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Тип исследования: ……………………… Возраст детей:______________________________________ Структурные  компоненты  исследовательской деятельности Проблемная  ситуация  (отправной момент) Краткое содержание Проблема Тема исследования Цель исследования Гипотезы

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Детские исследования: содержание и алгоритм проведения"
Спасибо за внимание и сотрудничество!
скачать по прямой ссылке
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей