Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №106»
Семинарпрактикум для педагогов ДОУ
«Профилактика эмоционального выгорания в работе воспитателя»
Разработал:
педагогпсихолог
Бем Вероника Андреевна
Череповец,
12016
Пояснительная записка
Проблема профилактики эмоционального выгорания людей «помогающих» профессий
раскрыта достаточно широко в трудах зарубежных и российских специалистов.
Профессия педагога ДОУ содержит ряд профессиональных и личностных рисков
возникновения синдрома эмоционального выгорания.
Актуальность данной работы обусловлена достаточно высоким количеством педагогов
ДОУ с присутствием симптомов эмоционального выгорания разной степени выраженности.
Современные требования, модернизация системы дошкольного образования, введение в
действие новых профессиональных стандартов требуют от педагога значительной
стрессоустойчивости, открытости и готовности к новому, высоких профессиональных и
личностных компетенций.
В связи с этим проблема профилактики синдрома эмоционального выгорания является
актуальной и востребованной в системе работы с педагогами ДОУ.
Цель: актуализация опыта педагогов по проблеме профилактики эмоционального
выгорания, активизация психологических ресурсов.
Категория участников: педагоги дошкольного образовательного учреждения
21. Вводная часть
Содержание разработки
Диагностическое упражнение « Я сегодня вот такая!»
Участники одновременно показывают своё эмоциональное состояние характерных жестом: палец
внизплохое, вверх отличное, качается посередине среднее
Диагностическое упражнение «Колесо баланса» (модификация)[6]
Педагогам предлагается оценить, какую значимость в их жизни занимает тот или иной сектор
колеса.
Делается вывод о том, что в жизни педагога баланс дом –работа личное развитие может быть
дисгармоничен.
Мини лекция 1
Работа в любой «помогающей профессии», предполагающей интенсивное общение, связана с
риском появления синдрома эмоционального выгорания.
Термин «эмоциональное выгорание» ввел Х.Дж. Фрейденберг в 1974 году для
характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном об
щении с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере. Эмоциональное выгорание понимают
как механизм психологической защиты, выработанный личностью в форме полного или частичного
исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия, – это состояние физического,
эмоционального и умственного истощения. [3]
Упражнение «Портрет эмоционально выгоревшего педагога»
Участники разделяются на несколько групп, рисуют портрет педагога с синдромом эмоционального
выгорания, представляют основные, на их взгляд, особенности его поведения, общения, внешнего
вида.
Вопрос к педагогам: почему возникает СЭВ?(варианты ответов)
Мини лекция2.
Специфика работы педагога в том, что негативные переживания, которые могут возникать в
процессе педагогической деятельности, не находят своевременной разрядки (а общаясь с детьми,
родителями, коллегами мы должны быть выдержаны, спокойны и доброжелательны). В итоге
напряжение накапливается, наши восстановительные ресурсы, а вместе с ними и эмпатийные,
3коммуникативные резервы истощаются, мы начинаем работать поверхностно, неэмоционально
трудно, появляется хроническая усталость, раздражение, агрессия.
Вопрос к педагогам:
Как вы думаете, зависит ли глубина и скорость возникновения СЭВ от возраста и стажа
работы? Если да, то как?( варианты ответов)
Бывает так, что педагог и с 510 стажем эмоционально неблагополучен, и наоборот с 30
летним психологически здоров и стрессоустойчив. Дело здесь не только и не столько в стаже
работы, а в способности человека противостоять стрессу, активно используя ресурсы поддержания
психологического здоровья; и в специфике контингента воспитанников; и в благополучии
эмоционального климата коллектива; и особенностях соматического здоровья педагога.
Задача педагога вовремя распознать признаки начинающегося СЭВ
Экспресс диагностика проявлений СЭВ ( в приложении)
Ознакомление с общими результатами диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко
2. Информационная часть
Мини лекция 3
В своём развитии СЭВ проходит 3 стадии[2]
Первая стадия(напряжение) на уровне произвольного поведения: забывание некоторых
моментов, на эти первые симптомы мало кто обращает внимание. Примерное время формирования
35 лет.
На второй стадии (резистенция) наблюдается снижение интереса к работе, потребности в
общении (в том числе и дома, с друзьями), возникает желание приблизит конец рабочей недели
(желание «скорей бы пятница»), появление соматических симптомов (утомляемость, отсутствие
энергии , головные боли, сон без сновидений, повышенная заболеваемость); раздражительность.
Время формирования данной стадии от пяти до пятнадцати лет.
Третья стадия( истощение) собственно личностное выгорание: полная потеря интереса к
работе и жизни, эмоциональное безразличие, отупение, апатия, ощущение постоянного отсутствия
сил, стремление к уединению. Время формирования от десяти до двадцати
Ключевые группы симптомов, характерных для синдрома эмоционального выгорания[3]:
1.физические
Резкое повышение утомляемости
Хроническая усталость
Головные боли
Восприимчивость к изменениям внешней среды
Изменение артериального давления
4Астения (бессилие, слабость)
Ограничение движений в шее, боли в спине
Непроизвольные движения – сжимание кулаков, зажатость
Увеличение или потеря веса
Одышка
Бессонница
2. эмоциональные симптомы:
Пессимизм
цинизм
чёрствость
безразличие
агрессивность
раздражительность
тревога, чувство вины
3. поведенческие симптомы:
желание отдохнуть
безразличие к еде
оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств
4. интеллектуальное состояние:
падение интереса к новым теориям , технологиям, идеям в работе.
Отказ от участия в творческой деятельности
Отсутствие профессионального роста
5. социальные симптомы:
низкая социальная активность
падение интереса к досугу, увлечениям
социальные контакты ограничиваются работой
3 часть Практическая
У каждого человека свой секрет преодоления стресса. А какой он у вас?
Упражнение «Мой секрет борьбы со стрессом»
Участники пишут на стикерах свои способы выхода из стресса, и приклеивают их на «забор»,
заклеивая слово «стресс», обмениваются опытом.
Ведущий подводит итог.
Примерные варианты ответов педагогов
длительный сон
5вкусная еда
общение с природой и животными
баня, массаж, движение, танцы, спорт
музыка
Что помогает нам сбросить напряжение?
медленно выпить стакан воды
умыться, смочить холодной водой виски, запястья.
принять ванну, душ
глубоко дышать
сосчитать до 10
громко запеть;
резко встать и пройтись;
пройтись по лестнице вверх, вниз;
быстро и резко написать или нарисовать чтото на доске или на листе бумаги; смять листок бумаги,
выбросить.
читать стихи на ночь
иметь хобби
не думать дома о работе и т.д.
Эффективным средством профилактики симптома профессионального выгорания являются
способы саморегуляции и самовосстановления. Это техника безопасности для специалистов,
имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей работы.
Прежде чем приступить к выполнению упражнений закройте глаза и прислушайтесь к
ощущениям собственного телагде есть мышечные зажимы ( не сжаты ли челюсти,не напряжена ли
шея, не подняты ли плечи, не зажат ли нижний отдел позвоночника), насколько ровное дыхание,
удобна ли поза.
Упражнения для профилактики появления симптомов ЭВ можно условно объединить в
несколько групп по направленности действия:
1 группа
Упражнения, позволяющие отрегулировать дыхание. Замечено, что дыхание с удлиненной
фазой выдоха способствует саморегуляции и приобретению контроля над ситуацией.
Упражнение « Успокаивающее дыхание»
Практически выдох удлиняется до тех пор, пока он не станет вдвое длиннее вдоха, а затем
удлиняется продолжительность паузы. Она обычно составляет половину вдоха.
6Схему успокаивающего дыхания можно представить так:
2+2(2); 4+4(2); 4+6(2); 4+7(2); 4+8(2);4+9(2); 5+9(2); 5+10(2); 6+10(2); 6+10(3); 7+10(3);8+10(3);
9+10(4); 10+10(5).
Первая цифра в формулах указывает на продолжительность вдоха в секундах. В скобках
указана продолжительность дыхательной паузы. Со знаком 'плюс' продолжительность выдоха.
Упражнение «Дыхание животом» [4]
Задерживать дыхание – это типичная реакция организма на физическую или умственную
перегрузку. Дыхание животом поможет вам дышать глубоко в подобных ситуациях, это особенно
полезно делать, когда вы расслабите держатель сухожилий .Во время этого упражнения дыхание
должно до отказа наполнять грудную клетку, растягивать её во всех направлениях, в то же время
ослаблять любое напряжение, возникающее в животе. Когда мы правильно дышим, мы вбираем
большое количество кислорода, поэтому наш мозг функционирует лучше.
Сначала положите ладонь на живот. Слегка опустите подбородок, возьмите его на себя,
выпрямите шею, расслабьте грудную клетку, затем выдохните из лёгких весь воздух за несколько
раз. Выдохи должны быть короткими и энергичными, как будто вы ими пытаетесь удержать перо в
воздухе. При каждом выдохе втягивайте живот, как будто хотите придвинуть пупок к
позвоночнику. Затем сделайте мягкий глубокий вдох. Возможно, вам захочется повторить серию
коротких выдохов ещё один или несколько раз. Теперь вторая часть упражнения: продолжайте
медленно вдыхать и выдыхать, но уже животом. Рука, лежащая на животе, поднимается вместе с
ним при вдохе и опускается при выдохе. Слегка округлите спину, чтобы воздух проникал ещё
глубже. Повторите упражнение минимум 3 раза. В завершение, поместите руки на рёбра по бокам и
слегка надавите на них при выдохе и ослабьте давление при вдохе. Повторите это несколько раз,
затем дышите обычно.
Упражнение «Крюки»[4]
Упражнение помогает успокоиться и сосредоточиться и направить внимание на чтото одно.
Когда мышцы расслаблены, утихает и ум, прекращаются мысленные диалоги. Вторая часть
упражнения служит для «слияния» левой и правой частей тела: два глаза смотрят, как один, мы
одновременно существуем и творим, работа двух полушарий объединяется в одном теле.
Кончик языка при выполнении упражнения упирается в твердое небо..
Часть I: Скрестите лодыжки. Вытяните вперёд руки, поверните ладони тыльной стороной
друг к другу, и скрестите запястья, ладони при этом соединяются. Теперь переплетите пальцы
обеих рук и притяните «замок» к грудине (при этом вы делаете движение, когда сплетённые кисти
описывают полукруг через низ и переворачиваются костяшками пальцев вверх, когда
приближаются к грудине). Оставайтесь в этом положении около минуты, дышите медленно и
7глубоко, глаза можно закрыть. Когда делаете вдох, касайтесь твёрдого нёба кончиком языка, и
расслабляйте язык на выдохе.
Часть II: Когда вы закончили первую часть упражнения и готовы приступить ко второй,
расплетите «замок» и соедините их кончики пальцев снова перед грудиной. Продолжайте глубоко
дышать и поднимать кончик языка к твёрдому нёбу при вдохе.
2 группа упражнений ( на выбор ведущего)
Упражнения на расслабление – напряжение. Через мышечное расслабление напряжение мы
снижаем действие стресса
Упражнение «Мышечная релаксация Джекобсона»[8]
Важно запомнить, что наша главная задача на глубоком, медленном вдохе напрягать
определенную группу мышц, затем задержать дыхание на 5 секунд. А на медленном выдохе
максимально расслабить эти мышцы. Затем восстановить дыхание и в течение 30ти секунд
сосредоточить внимание на возникающее расслабление.
В таком режиме дыхания мы сейчас будем выполнять следующие упражнения:
1. Кисти рук 1. Сжать кисти рук. Пауза 5 сек Расслабление
2. Руки (кисть, предплечье, плечо) 2. Попытаться дотянуться руками до противоположной
стены, сильно растопырив пальцы
3. Шея и надплечье 3. Плечами дотянуться до мочек ушей
4. Мышцы спины 4. Свести лопатки и потянуть их немного вниз
5. Стопы 5. Попытаться дотянуться пальцами стоп до голени
6. Ноги 6. Встать на цыпочки и напрячь мышцы ног
7. Мышцы лба 7. Поднять брови высоко вверх
8. Мышцы носа, щек 8. Сморщить нос
9. Мышцы щек, шеи 9. Растянуть уголки губ («Улыбка Буратино»)
10. Мышцы губ 10. Вытянуть губы трубочкой
Упражнение «Активация руки»[4] ( или другие упражнения их группы Растягивающих
упражнений Гимнастики мозга»)
Активация рук – это изометрическое упражнение, которое помогает самостоятельно
растянуть мышцы плеч и верхней части грудной клетки, балансирует работу мышц передней и
8задней поверхности тела и расслабляет пальцы. Упражнение выполняется сидя или стоя, ноги
поставьте на ширину плеч. Поднимите одну руку вертикально вверх, другая рука согнута за
головой и придерживает первую так, чтобы она была прижата к уху. Без напряжения выдыхайте
через сжатые губы, одновременно давите поднятой рукой на ладонь другой руки, чтобы
активировать изометрическое движение мышц. Сделайте упражнение 3 раза, выдыхая на счёт
«восемь». Давить на руку следует по всем четырём направлениям: к голове, назад, вперёд и от
головы. Затем сделайте то же самой с дугой стороны.
Упражнение «Апельсин»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова
опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит апельсин.
Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок.
Расслабьтесь. Запомните свои ощущения.
3 группа Массаж и самомассаж
Упражнение «Точки позитива»[4]
Чтобы сделать упражнение, подумайте о чёмнибудь, что обычно вызывает у вас стресс.
Пока вы об этом думаете, поставьте пальцы на лоб с двух сторон на вершине лобных бугров и
помассируйте эти точки. Давите достаточно сильно, чтобы кожа под пальцами натягивалась.
Иногда вы можете почувствовать под пальцами пульсацию. «Когда вы обнаружили пульсацию с
обеих сторон, и почувствовали, что она стала одинаковой, точки можно массировать от 20 секунд
до 10 минут – в зависимости от серьёзности проблемы»
Упражнение «Кошачьи лапки» [9]
Расслабляет мышцы лица. Сядьте прямо, не напрягайтесь. Положите три пальца каждой
руки на подбородок. Легко нажимая, «пройдитесь» по лицу подушечками пальцев снизу вверх
очень маленькими «шажками». Проследите, как при этом меняется дыхание. Теперь плавно
натяните ладонями кожу лица, слегка смещая её в стороны. В заключение слегка улыбнитесь, чтобы
мышцы лица полностью расслабились.
9Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, пожалуйста, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы —
сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот,
ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе Заморозьте себя. Затем представьте,
что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти
рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. После этого потрясите ногами, руками, головой,
как будто стряхиваете с себя чтото. Стряхивайте с себя напряжение
Упражнение “Дождик”
Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему.
Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли
падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по
спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.
4 группа методы самовнушения и визуализации ( на выбор ведущего)
Аффирмации ( позитивные утверждения, которые вы определяете для себя сами
Самоубеждение, самоприказы на вызов спокойного состояния, самовнушение спокойствия и
выдержки, необходимые для работы настроения: «Сегодня я не обращаю внимания на пустяки», «Я
совершенно спокоен» и т.д.
Упражнение «Психологическая зарядка»[1]
Участники хором произносят и делают за ведущим
1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить:
«Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».
2. Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней»; вытянув руки над головой: «Не боюсь
я никого»; напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша»; расслабить ягодицы: «Проживу теперь сто лет».
3. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела
идут отлично».
4. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь
богаче».
5. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным
лучиком, я достойна самого лучшего».
106. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной
всегда любовь и удача».
7. Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед – назад, повторить: «Ситуация любая
мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна! »
8. Руки на талии, делая наклоны вправо – влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу,
и все мне помогут, и я помогу».
9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается»; глубокий выдох:
«И все у меня получается».
10. Сжав кулаки, делая вращения кулаками: «На пути у меня нет преграды, все получается
так, как надо! »
Упражнение «Источник» ( визуализация)
Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму
«Вода» ведущий спокойно и четко проговаривает текст:
»Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение
птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник,
бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его
плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо
чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная
энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас.
Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она
протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш
интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который
неизбежно накапливается день за днем — разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли.
Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия
— вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и
жизнь которого постоянно обновляется. » По окончании упражнения участникам предлагается
постепенно открыть глаза.
Педагогам выдаются памятки «Антистресс»
4 часть Заключительная
Важнейшим звеном в профилактике эмоционального выгорания является способность
радоваться и находить радость в каждом дне, в чем нам поможет овладение приемами позитивного
мышления, о чем мы с вами и поговорим на следующей встрече.
На выбор ведущего (в зависимости от особенностей группы)
11Коллективное исполнение песни «Проснись и пой»
Просмотр мультфильма « Барашек» ( Pixar)
Заполнение участниками листов обратной связи.
Список литературы:
1.Аралова М.А.. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение.М.: Сфера,
2006.
2.Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. М., 1996
3.Макарова Г.А.. Синдром эмоционального выгорания. \\ www.psylib
4. Пол Е. Деннисон, Гейл Е. Деннисон. Гимнастика мозга. Книга для учителей и родителей. ИГ
«Весь», 2015
5.Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной
дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6.
Электронные ресурсы
6.http://www.psychologos.ru/articles/view/koleso_zhizni
7. http://www.transactionalanalysis.ru/methods/141burnoutsyndrome
8. http://doctordirar.ru/
9. http://shkolazhizni.ru/
12