Семинар-практикум для педагогов групп раннего и младшего возраста - «ШАГИ НАВСТРЕЧУ»

  • Семинары
  • docx
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В семинаре-практикуме для педагогов групп раннего и младшего возраста - «ШАГИ НАВСТРЕЧУ», направлен на том, чтобы структурировать имеющиеся у педагогов знания о работе с детьми раннего и младшего возраста в период адаптации. Развивать у педагогов потребность в самосовершенствовании, пополнении своих знаний и умений, побуждать к активной творческой деятельности, развивать коммуникативные способности педагогов.В семинаре-практикуме для педагогов групп раннего и младшего возраста - «ШАГИ НАВСТРЕЧУ», направлен на том, чтобы структурировать имеющиеся у педагогов знания о работе с детьми раннего и младшего возраста в период адаптации. Развивать у педагогов потребность в самосовершенствовании, пополнении своих знаний и умений, побуждать к активной творческой деятельности, развивать коммуникативные способности педагогов.
Иконка файла материала Семинар-практикум для педагогов групп раннего и младшего возраста.docx
Семинар­практикум для педагогов групп раннего и младшего возраста «ШАГИ НАВСТРЕЧУ» Цель –   структурировать   имеющиеся   у   педагогов   знания   о   работе   с   детьми раннего и младшего возраста в период адаптации. Задачи:  Развивать   у   педагогов   потребность   в   самосовершенствовании,   пополнении своих знаний и умений, побуждать к активной творческой деятельности.  Развивать коммуникативные способности педагогов. Ход семинара­практикума Психолог. Добрый   день,   дорогие   коллеги!   Я   рада   вас   видеть!   Надеюсь,   что сегодняшний семинар­практикум  будет для вас интересным и полезным. Мы собрались сегодня, чтобы поговорить о маленьких детях, которые только­ только пришли к нам в садик. Чтобы лучше их понять, сегодня мы с вами иногда будем   становиться   детьми.   Придумайте   себе   такое   имя,   каким   бы   вы   хотели называться сегодня. Представьтесь, пожалуйста, и запишите новое имя на бейдже. Я буду иногда играть роль воспитателя – Ольги Александровны. Упражнение 1. Так что же такое "адаптация"?  На магнитной доске составить из предложенных слов определение "Адаптация". Материал: магнитная доска, магниты, листы бумаги с напечатанными словами ( + лишние слова) для определения слова "Адаптация". Адаптация ­ процесс приспособления человека (ребенка) к новой для него среде, или изменившемся условиям. Адаптация ­ это процесс эффективного взаимодействия организма со средой. Упражнение 2. «Теннисные мячики» Психолог. Посмотрите на шарике в моей корзине­ это трудности, с которыми сталкивается   ребенок,   пришедший   в   детский   сад.   Я   раздам   их   вам   (раздает теннисные шарики по кругу.) Я раздаю вам:  Ощущение   одиночества   от   отсутствия   близких   людей   в   течение «бесконечного времени» ­ и «неизвестно, заберут ли меня домой»;  незнакомая обстановка;  незнакомые взрослые, мальчики и девочки;  недостаточно развитые навыки самообслуживания;  новый режим дня. Удобно ли вам держать в руках столько шариков? Что вы чувствуете, если они падают? Что вам хочется сделать? Ответы участников. 3. Теоретический блок.  Психолог. Предлагаю вспомнить периоды адаптации Период   привыкания   ребенка   к   новым   социальным   условиям   делится   на   три этапа:1.Острая фаза сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии   и   психическом   статусе,   что   приводит   к   снижению   веса,   частым респираторным   заболеваниям,   нарушению   сна,   снижению   аппетита,   регрессу   в речевом развитии (длится в среднем 1 месяц). 2.Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги   уменьшаются   и   регистрируются   лишь   по   отдельным   параметрам   на   фоне замедленного темпа  развития,  особенно  психического,  по  сравнению со  средними возрастными нормами (длится 3­5 месяцев). 3.Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате к   концу   учебного   года   дети   преодолевают   указанную   выше   задержку   темпов развития. В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребенка к детскому саду: легкую (1­16 дней), среднюю (16­32 дня) и тяжелую (32­64 дня). При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течении двух недель. Аппетит восстанавливается к концу первой недели, через 1­2 недели налаживается сон.   У   дошкольника   преобладает   радостное   или   устойчивое   спокойное эмоциональное   состояние,   он   контактирует   со   взрослыми,   детьми,   окружающими предметами.   Ребенок   быстро   привыкает   к   новым   условиям:   новому   помещению, общению с группой сверстников, незнакомыми взрослыми. Речь при этом может быть немного заторможена, но малыш откликается и выполняет указания педагога. Болеет ребенок не более одного раза и без осложнений. При средней адаптации сон и аппетит восстанавливается через 20­40 дней. На протяжении   целого   месяца   эмоциональное   состояние   ребенка   может   быть неустойчивым. В течение дня для малыша характерна плаксивость: плач, крик при расставании и встрече с родителями и близкими людьми. Отношение к сверстникам, как правило, безразличное. Речевая активность замедляется. Проявляются признаки невротических   реакций:   избирательность   в   отношениях   со   взрослыми   и   детьми, общение   только   в   определенных   условиях.   Болеет   ребенок   не   более   двух   раз, заболевание длится не больше 10 дней и протекает без осложнений. Для   этого   периода   адаптации   в   течение   двух   недель   характерны   следующие вегетативные   изменения   в   организме:   бледность,   потливость,   тени   под   глазами, пылающие щеки, шелушение кожи (диатез). Однако при эмоциональной поддержке взрослого   ребенок,   проявляя   познавательную   и   поведенческую   активность,   легче привыкает к новой обстановке. О тяжелой   адаптации свидетельствует   плохой   (коротки,   беспокойный)   сон ребенка:   он   может   вскрикивать,   плакать   во   сне   или   просыпаться   со   слезами. Наблюдается снижение аппетита, возможен стойкий отказ от еды. Также возможны такие   невротические   реакции,   как   рвота,   энурез,   тики,   бесконтрольный   стул, заикание,   пристрастие   к   личным   вещам,   страхи,   неуправляемость   в   поведении, истерики. Дошкольник   может   пребывать   в   активном   эмоциональном   состоянии,   для которого характерны плач, негодующий крик, агрессивно­разрушительное поведение, или,   напротив,   он   может   быть   пассивным,   подавленным,   напряженным,   избегатьобщения   со   сверстниками,   сторониться   и   отказываться   от   участия   в   какой­либо деятельности. Тяжелая адаптация приводит к длительным заболеваниям, осложнениям, в том числе к замедлению роста и прибавке в весе. Может возникнуть задержка речевого развития. Болеет ребенок более трех раз, болезнь длится свыше десяти дней. Чтобы   избежать   подобных   осложнений,   необходимо   переключить   внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие, ­ на игру, а также создать условия для возникновения доверия между воспитателем и ребенком. Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека   и   интересного   партнера   в   игре.   Эмоциональное   общение   возникает   на основе   совместных   действий,   сопровождаемых   улыбкой   и   доброжелательной интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Лучше,   если   первые   игры   будут   фронтальными,   чтобы   не   один   ребенок   не чувствовал   себя   обделенным   вниманием.   Инициатором   игр   всегда   выступает взрослый. Давайте поиграем в эти игры. 4. Игра «Иди ком не» Психолог. Я – воспитатель. Я встречаю малыша, который пришел в детский сад. Здравствуй   Алиночка!   (Ласково!)   Иди   ко   мне,   моя   хорошая!   Когда   ребенок подходит, воспитатель его обнимает : «Ах, какая ко мне хорошая (красивая) Алина пришла! Игра повторяется. Психолог. Что вы почувствовали, когда воспитатель вас встретил? Ответы участников. 5. Игра «Хоровод» Психолог. А теперь, ребята, давайте возьмемся за ручки, поводим хоровод. «Воспитатель» берет за руки участников и ходит по кругу, приговаривая:          Вокруг розовых кустов, Среди  травок и цветов Кружим, кружим хоровод. До того мы закружились, Что на землю повалились. БУХ!         При произнесении последней фразы оба «падают» на землю. Или: Вокруг розовых кустов, Среди травок и цветов Водим, водим хоровод. Как заканчиваем круг, Дружно прыгаем мы вдруг. ГЕЙ!                          Д.Спилберг.Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают. 6. Игра «Поезд»         Психолог. Ребята  а вы знаете, что такое поезд? Вы видели когда­нибудь поезд? Давайте поиграем я буду паровозом, а вы  ­ вагончиками. Участники в стают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. Психолог. Поехали! Чу­чу­чу! «Воспитатель»   ведет   поезд   водном   направлении,   затем   в   другом,   потом замедляет ход. Психолог. Остановка.   Теперь   паровозик   снова   поехал!   Чу­чу­чу!   Устали? Понравилась вам игра? Как вы думаете, понравится она детям? Может стоит что­ нибудь поменять или добавить? Ответы участников. Психолог. Дети двух­трех летнего возраста еще не испытывают потребности в общении   со   сверстниками.   Они   могут   с   интересом   наблюдать   друг   за   другом, прыгать,   взявшись   за   руки,   и   при   этом   оставаться   совершенно   равнодушными   к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период. 7. Игра «Передай колокольчик» Психолог. Ребята,   посмотрите,   что   это   такое?   Правильно,   колокольчик! Послушайте  как   он  звенит.  Динь­динь­динь!  Тот,  кого   я  позову,  будет  звонить   в колокольчик. Маша, иди возьми колокольчик. Участник становится на место педагога. Психолог. Маша, позвени колокольчиком. А теперь позови другого мальчика и ли девочку. Позови по имени или покажи рукой. 8. Игра «Позови» Психолог. Вот так мяч! Какой красивый, круглый, яркий! Алиночка, иди сюда, давай поиграем с мячиком – покатаем его. Ты – мне, а я тебе. Проводится игра с одним из участников. Психолог. Я играла с Алиной. Алина с кем ты хочешь играть? Позови. Участник. Кристина, иди играть!         После   игры   Алина   садится   на   место,   а   Кристина   зовет   следующего участника. Психолог. В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые   дети,   чувствующие   себя   дискомфортно   в   группе.   Облегчить   их душевное состояние, поднять настроение можно с помощью пальчиковых игр. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений. 9. Игра «Кто в кулачке?» Психолог. Друзья   мои,   посмотрите   на   мои   ручки!   У   меня   есть   пальчики (раскрывает   кисти   рук   и   шевелят   пальцами.)   Ну­ка   покажите   свои   ручки!   А пальчики? Теперь я сожму плотно кулачки – так, что бы большие пальцы оказались внутри (показывает участникам как это надо сделать.) Сожмите кулачки! Кто залез ко мне в кулачок?   Сжать пальцы в кулак. Это, может быть, сверчок?Ну­ка, ну­ка вылезай!            Выставить вперед большой палец. Это пальчик? Ай­ай­ай! Психолог. А какие вы знаете пальчиковые игры, которые нравятся детям? Ответы участников. 10. Психолог. Дорогие коллеги, подскажите, а как можно успокоить плачущего малыша?     Ответы участников. Психолог. Очень интересные идеи! А еще нам могут помочь потешки и журилки, например такие: ­ Го­ро­шин­ки­ Не­про­шен­ки, Откуда вы взялись? Трамваем или поездом До Маши добрались? Нет, портить настроение никто вас не просил! ­ А может, мы не плакали, А дождик моросил? А по речке Слез Ходит па­ро­ход, Вытирает нос, Только нос – не тот: Нос у нас был маленький, Нос у нас был пуговкой, А теперь вот – аленький, Да еще распух вот он! Ну да это не – не беда, Слезы высохнут – тогда Будет снова нос как нос, Просто нос не любит слез!                       Н. Пикулева 11. Сочинение сказки. Психолог. Дети верят в чудеса. Их мир тонок и открыт для сказок. В сказках ребенок находит отголоски собственной жизни, понимает, что он не одинок   и, как главный герой, может справиться с любым своим страхом и проблемой. Все люди умеют сочинять сказки – это часть человеческой природы. Возможно, ваша сказка согреет душу ребенка, заставит его улыбнуться и поверить, что у него все будет отлично. Давайте сейчас вместе сказку для детей, впервые переступивших порог детского сада. Не забудьте, что в конце сюжета главного героя обязательно забирает   домой   мама   –   это   закрепляет   представление   ребенка   о   том,   что   мама непременно придет за ним. Участники сочиняют и рассказывают сказку. Психолог. Наша встреча подходит к к ноцу. Мы узнали много нового о себе и о детях, пришедших в детский сад. Как вы себя чувствуете? Расскажите, что было для вас особенно полезным?Рассказы участников. Психолог. Хочу сказать вам большое спасибо, дорогие коллеги! Спасибо, что вы пришли и поделились своим опытом воспитания. Надеюсь, что ваши поиски и успехи, напряженный   душевный   труд,   который   вы   демонстрировали   на   занятии,   найдут отражение в понимании своих детей  и себя. Успехов вам!          Литература: 1. Кремлякова А.Ю. Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО­ПРЕСС», 2013. ­96 с. (Из опыта работы по программе Детство»). 2. Циклы игровых комплексов с детьми 2­4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы»/ авт.­сост. О.Е. Белова. – Волгоград: Учитель, 2014. ­154 с.                       Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь