В семинаре-практикуме для педагогов групп раннего и младшего возраста - «ШАГИ НАВСТРЕЧУ», направлен на том, чтобы структурировать имеющиеся у педагогов знания о работе с детьми раннего и младшего возраста в период адаптации. Развивать у педагогов потребность в самосовершенствовании, пополнении своих знаний и умений, побуждать к активной творческой деятельности, развивать коммуникативные способности педагогов.В семинаре-практикуме для педагогов групп раннего и младшего возраста - «ШАГИ НАВСТРЕЧУ», направлен на том, чтобы структурировать имеющиеся у педагогов знания о работе с детьми раннего и младшего возраста в период адаптации. Развивать у педагогов потребность в самосовершенствовании, пополнении своих знаний и умений, побуждать к активной творческой деятельности, развивать коммуникативные способности педагогов.
Семинарпрактикум
для педагогов групп раннего и младшего возраста
«ШАГИ НАВСТРЕЧУ»
Цель – структурировать имеющиеся у педагогов знания о работе с детьми
раннего и младшего возраста в период адаптации.
Задачи:
Развивать у педагогов потребность в самосовершенствовании, пополнении
своих знаний и умений, побуждать к активной творческой деятельности.
Развивать коммуникативные способности педагогов.
Ход семинарапрактикума
Психолог. Добрый день, дорогие коллеги! Я рада вас видеть! Надеюсь, что
сегодняшний семинарпрактикум будет для вас интересным и полезным.
Мы собрались сегодня, чтобы поговорить о маленьких детях, которые только
только пришли к нам в садик. Чтобы лучше их понять, сегодня мы с вами иногда
будем становиться детьми. Придумайте себе такое имя, каким бы вы хотели
называться сегодня. Представьтесь, пожалуйста, и запишите новое имя на бейдже. Я
буду иногда играть роль воспитателя – Ольги Александровны.
Упражнение 1. Так что же такое "адаптация"?
На магнитной доске составить из предложенных слов определение "Адаптация".
Материал: магнитная доска, магниты, листы бумаги с напечатанными словами
( + лишние слова) для определения слова "Адаптация".
Адаптация процесс приспособления человека (ребенка) к новой для него среде,
или изменившемся условиям.
Адаптация это процесс эффективного взаимодействия организма со средой.
Упражнение 2. «Теннисные мячики»
Психолог. Посмотрите на шарике в моей корзине это трудности, с которыми
сталкивается ребенок, пришедший в детский сад. Я раздам их вам (раздает
теннисные шарики по кругу.) Я раздаю вам:
Ощущение одиночества от отсутствия близких людей в течение
«бесконечного времени» и «неизвестно, заберут ли меня домой»;
незнакомая обстановка;
незнакомые взрослые, мальчики и девочки;
недостаточно развитые навыки самообслуживания;
новый режим дня.
Удобно ли вам держать в руках столько шариков? Что вы чувствуете, если они
падают? Что вам хочется сделать?
Ответы участников.
3. Теоретический блок.
Психолог. Предлагаю вспомнить периоды адаптации
Период привыкания ребенка к новым социальным условиям делится на три
этапа:1.Острая фаза сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом
состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым
респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в
речевом развитии (длится в среднем 1 месяц).
2.Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все
сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне
замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними
возрастными нормами (длится 35 месяцев).
3.Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате
к концу учебного года дети преодолевают указанную выше задержку темпов
развития.
В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени
приспособления ребенка к детскому саду: легкую (116 дней), среднюю (1632 дня) и
тяжелую (3264 дня).
При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течении двух недель.
Аппетит восстанавливается к концу первой недели, через 12 недели налаживается
сон. У дошкольника преобладает радостное или устойчивое спокойное
эмоциональное состояние, он контактирует со взрослыми, детьми, окружающими
предметами. Ребенок быстро привыкает к новым условиям: новому помещению,
общению с группой сверстников, незнакомыми взрослыми. Речь при этом может быть
немного заторможена, но малыш откликается и выполняет указания педагога. Болеет
ребенок не более одного раза и без осложнений.
При средней адаптации сон и аппетит восстанавливается через 2040 дней. На
протяжении целого месяца эмоциональное состояние ребенка может быть
неустойчивым. В течение дня для малыша характерна плаксивость: плач, крик при
расставании и встрече с родителями и близкими людьми. Отношение к сверстникам,
как правило, безразличное. Речевая активность замедляется. Проявляются признаки
невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми,
общение только в определенных условиях. Болеет ребенок не более двух раз,
заболевание длится не больше 10 дней и протекает без осложнений.
Для этого периода адаптации в течение двух недель характерны следующие
вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами,
пылающие щеки, шелушение кожи (диатез). Однако при эмоциональной поддержке
взрослого ребенок, проявляя познавательную и поведенческую активность, легче
привыкает к новой обстановке.
О тяжелой адаптации свидетельствует плохой (коротки, беспокойный) сон
ребенка: он может вскрикивать, плакать во сне или просыпаться со слезами.
Наблюдается снижение аппетита, возможен стойкий отказ от еды. Также возможны
такие невротические реакции, как рвота, энурез, тики, бесконтрольный стул,
заикание, пристрастие к личным вещам, страхи, неуправляемость в поведении,
истерики.
Дошкольник может пребывать в активном эмоциональном состоянии, для
которого характерны плач, негодующий крик, агрессивноразрушительное поведение,
или, напротив, он может быть пассивным, подавленным, напряженным, избегатьобщения со сверстниками, сторониться и отказываться от участия в какойлибо
деятельности.
Тяжелая адаптация приводит к длительным заболеваниям, осложнениям, в том
числе к замедлению роста и прибавке в весе. Может возникнуть задержка речевого
развития. Болеет ребенок более трех раз, болезнь длится свыше десяти дней.
Чтобы избежать подобных осложнений, необходимо переключить внимание
малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие, на игру, а также
создать условия для возникновения доверия между воспитателем и ребенком.
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта,
доверия детей к воспитателю.
Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь
человека и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на
основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой и доброжелательной
интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Лучше, если первые игры будут фронтальными, чтобы не один ребенок не
чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает
взрослый. Давайте поиграем в эти игры.
4. Игра «Иди ком не»
Психолог. Я – воспитатель. Я встречаю малыша, который пришел в детский сад.
Здравствуй Алиночка! (Ласково!) Иди ко мне, моя хорошая! Когда ребенок
подходит, воспитатель его обнимает : «Ах, какая ко мне хорошая (красивая) Алина
пришла!
Игра повторяется.
Психолог. Что вы почувствовали, когда воспитатель вас встретил?
Ответы участников.
5. Игра «Хоровод»
Психолог. А теперь, ребята, давайте возьмемся за ручки, поводим хоровод.
«Воспитатель» берет за руки участников и ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились.
БУХ!
При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.
Или:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг.
ГЕЙ!
Д.Спилберг.Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.
6. Игра «Поезд»
Психолог. Ребята а вы знаете, что такое поезд? Вы видели когданибудь поезд?
Давайте поиграем я буду паровозом, а вы вагончиками.
Участники в стают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди
стоящего.
Психолог. Поехали! Чучучу!
«Воспитатель» ведет поезд водном направлении, затем в другом, потом
замедляет ход.
Психолог. Остановка. Теперь паровозик снова поехал! Чучучу! Устали?
Понравилась вам игра? Как вы думаете, понравится она детям? Может стоит что
нибудь поменять или добавить?
Ответы участников.
Психолог. Дети двухтрех летнего возраста еще не испытывают потребности в
общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом,
прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к
состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и
основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.
7. Игра «Передай колокольчик»
Психолог. Ребята, посмотрите, что это такое? Правильно, колокольчик!
Послушайте как он звенит. Диньдиньдинь! Тот, кого я позову, будет звонить в
колокольчик. Маша, иди возьми колокольчик.
Участник становится на место педагога.
Психолог. Маша, позвени колокольчиком. А теперь позови другого мальчика и
ли девочку. Позови по имени или покажи рукой.
8. Игра «Позови»
Психолог. Вот так мяч! Какой красивый, круглый, яркий! Алиночка, иди сюда,
давай поиграем с мячиком – покатаем его. Ты – мне, а я тебе.
Проводится игра с одним из участников.
Психолог. Я играла с Алиной. Алина с кем ты хочешь играть? Позови.
Участник. Кристина, иди играть!
После игры Алина садится на место, а Кристина зовет следующего
участника.
Психолог. В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие,
застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их
душевное состояние, поднять настроение можно с помощью пальчиковых игр. Кроме
того, эти игры обучают согласованности и координации движений.
9. Игра «Кто в кулачке?»
Психолог. Друзья мои, посмотрите на мои ручки! У меня есть пальчики
(раскрывает кисти рук и шевелят пальцами.) Нука покажите свои ручки! А
пальчики? Теперь я сожму плотно кулачки – так, что бы большие пальцы оказались
внутри (показывает участникам как это надо сделать.) Сожмите кулачки!
Кто залез ко мне в кулачок? Сжать пальцы в кулак.
Это, может быть, сверчок?Нука, нука вылезай! Выставить вперед большой палец.
Это пальчик? Айайай!
Психолог. А какие вы знаете пальчиковые игры, которые нравятся детям?
Ответы участников.
10. Психолог. Дорогие коллеги, подскажите, а как можно успокоить плачущего
малыша?
Ответы участников.
Психолог. Очень интересные идеи! А еще нам могут помочь потешки и журилки,
например такие:
Горошинки
Непрошенки,
Откуда вы взялись?
Трамваем или поездом
До Маши добрались?
Нет, портить настроение никто вас не просил!
А может, мы не плакали,
А дождик моросил?
А по речке Слез
Ходит пароход,
Вытирает нос,
Только нос – не тот:
Нос у нас был маленький,
Нос у нас был пуговкой,
А теперь вот – аленький,
Да еще распух вот он!
Ну да это не – не беда,
Слезы высохнут – тогда
Будет снова нос как нос,
Просто нос не любит слез!
Н. Пикулева
11. Сочинение сказки.
Психолог. Дети верят в чудеса. Их мир тонок и открыт для сказок. В сказках
ребенок находит отголоски собственной жизни, понимает, что он не одинок и, как
главный герой, может справиться с любым своим страхом и проблемой.
Все люди умеют сочинять сказки – это часть человеческой природы. Возможно,
ваша сказка согреет душу ребенка, заставит его улыбнуться и поверить, что у него
все будет отлично. Давайте сейчас вместе сказку для детей, впервые переступивших
порог детского сада. Не забудьте, что в конце сюжета главного героя обязательно
забирает домой мама – это закрепляет представление ребенка о том, что мама
непременно придет за ним.
Участники сочиняют и рассказывают сказку.
Психолог. Наша встреча подходит к к ноцу. Мы узнали много нового о себе и о
детях, пришедших в детский сад. Как вы себя чувствуете? Расскажите, что было для
вас особенно полезным?Рассказы участников.
Психолог. Хочу сказать вам большое спасибо, дорогие коллеги! Спасибо, что вы
пришли и поделились своим опытом воспитания. Надеюсь, что ваши поиски и успехи,
напряженный душевный труд, который вы демонстрировали на занятии, найдут
отражение в понимании своих детей и себя.
Успехов вам!
Литература:
1. Кремлякова А.Ю. Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ. –
СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2013. 96 с. (Из опыта работы по
программе Детство»).
2. Циклы игровых комплексов с детьми 24 лет в адаптационный период по программе
«От рождения до школы»/ авт.сост. О.Е. Белова. – Волгоград: Учитель, 2014. 154 с.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь